Методическая разработка: «Из опыта создания инновационного продукта «Музейно-педагогический комплекс»
методическая разработка ( класс) на тему

Санкт-Петербург называют культурной столицей России благодаря сосредоточению большого количества памятников архитектуры и истории, уникальным музеям, высокому уровню развития театрального, хореографического, вокального искусства. На протяжении более чем 300 лет на улицах и площадях города происходили разные исторические события, по ним ходили знаменитые люди. Нам надо научиться слушать и видеть Санкт-Петербург, использовать возможности города для творчества, развития, инноваций.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определила вектор изменения школьного образования. Глава правительства РФ  Д.А.Медведев отметил, что обучение в школе «представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны. Сегодня образование должно пониматься, как система, образующая личность, формирующая образ жизни народа, передающая новым поколениям ценности нации и обеспечивающая мотивацию личности к познанию и инновациям».

В концепции « Петербургская школа 2020» определена стратегическая цель государственной политики в области образования - «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина».

История нашего города - это история реформ, преобразований, модернизаций, инноваций в разных областях жизни общества. Современная петербургская  школа должна не только давать образование, но и готовить учеников к условиям жизни в конкурентной среде, умению отстаивать свои идеи, проекты, добиваться успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_sozdaniya_innovatsionnogo_produkta.docx48.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Методическая разработка:

«Из опыта создания

инновационного продукта

«Музейно-педагогический комплекс»

        

                                               Баденская Е.А.,ГБОУ школа № 53  

                                            Приморского района СПб

                                 Санкт - Петербург

                                           2016 год

Санкт-Петербург называют культурной столицей России благодаря сосредоточению большого количества памятников архитектуры и истории, уникальным музеям, высокому уровню развития театрального, хореографического, вокального искусства. На протяжении более чем 300 лет на улицах и площадях города происходили разные исторические события, по ним ходили знаменитые люди. Нам надо научиться слушать и видеть Санкт-Петербург, использовать возможности города для творчества, развития, инноваций.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определила вектор изменения школьного образования. Глава правительства РФ  Д.А.Медведев отметил, что обучение в школе «представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны. Сегодня образование должно пониматься, как система, образующая личность, формирующая образ жизни народа, передающая новым поколениям ценности нации и обеспечивающая мотивацию личности к познанию и инновациям».

В концепции « Петербургская школа 2020» определена стратегическая цель государственной политики в области образования - «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина».

История нашего города - это история реформ, преобразований, модернизаций, инноваций в разных областях жизни общества. Современная петербургская  школа должна не только давать образование, но и готовить учеников к условиям жизни в конкурентной среде, умению отстаивать свои идеи, проекты, добиваться успеха.

Перед образовательными учреждениями города поставлены задачи:

  • повысить эффективность инновационного движения в системе образования города;
  • формировать культуру инновационного движения на принципах доступности и открытости как результата деятельности, который можно передать другим участникам образовательного процесса;
  • проводить мероприятия, способствующие популяризации и продвижению инновационных идей.

Автору в данной статье хотелось поделиться опытом создания инновационного продукта «Музейно – педагогический комплекс»  ( МПК) в общеобразовательной школе.

МПК – это система взаимосвязанных педагогических проектов, реализующихся на базе школьного краеведческого музея и предполагающих следующие формы образовательной деятельности:

  • работу в музейном фонде;
  • экскурсионную деятельность;
  • научно – исследовательскую работу;
  • интерактивные игры;
  • использование компьютерных технологий.

Цели продукта «Музейно – педагогический комплекс»

1. Создание центра неформального образования в школе.

    2. Формирование открытой системы для сотворчества  участников образовательного процесса, общественности и ветеранов, расширение социального партнерства школы.

    3. Создание условий для развития творческих способностей детей, навыков исследовательской, проектной, экскурсионной деятельности.

   4. Формирование исторического и гражданского сознания учащихся, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

   5. Организация игрового пространства школьного музея с целью создания социокультурного центра Приморского района.

   6. Расширение образовательного и информационного пространства школы.

   7. Создание оптимальных  для каждого возраста детей эмоционально-психологических, коммуникативных  условий освоения культурных ценностей Санкт – Петербурга и перевода их в индивидуальную систему ценностных ориентаций и поведенческих установок.

   8. Организация на базе музея  лаборатории по разработке и внедрению инноваций.

Миссия и видение продукта

Система образования призвана воспитать настоящих российских интеллигентов – людей, переживающих за судьбу Отечества, стремящихся внести личный вклад в прогрессивные преобразования различных сфер жизни России, умеющих бороться за свои идеи, способных к инновациям. Как нельзя лучше «Музейно – педагогический комплекс» будет способствовать этой великой цели.

Внедрение   Музейно – педагогического комплекса зависит от состояния и намеченных перспектив развития внешней среды. Нами представлен список факторов внешней среды с определением благоприятных возможностей и потенциальных угроз для развития.

Внешняя среда

Факторы

Возможности

Опасности

Позиция районной

администрации и

органов  местного

самоуправления

Помощь в налаживании связей с организациями ветеранов, представителями бизнеса, выдающимися людьми района. Реклама в районных средствах массовой информации.

Помощь носит эпизодический характер.

Позиция отдела

образования района и научно-методического центра

Заинтересованность в организации музейно-педагогической работы как одного из направлений досуговой деятельности подрастающего поколения.

Недостаточная методическая помощь; отсутствие специалистов в области инновационных технологий в музейной деятельности.

Депутатский корпус

Поддержка районных и городских программ по музейной деятельности, частичное финансирование из резервного фонда.

Поддержка носит нерегулярный характер.      Стремление к PR-акциям своей политической партии или себя лично.

Наибольшая активность во время предвыборной компании.

Социальная

активность бизнеса

Желание оказывать материальную и финансовую помощь для реализации проекта.

Понимание актуальности и необходимости создания школьного музея в районе.

Бессистемный характер инвестиций.

Организации

ветеранов

Помощь в комплектовании фондов музея подлинными документами, материалами, предметами быта, наградами.

Проведение уроков мужества, участие в военно-патриотической работе школы.

Часто встречается негативное отношение к подрастающему поколению, недостаточный уровень коммуникативной культуры.

Отношение СМИ к данной проблеме

Стремление пропагандировать достижения системы образования, профессионализм работников этой сферы.

Часто допускается необъективное освещение разных направлений школьной жизни, стремление найти «жареные факты».

Не менее значимы для продукта факторы внутренней среды. Нами представлен список наиболее значимых для проекта « Музейно – педагогический комплекс» внутренних факторов развития с оценкой сильных и слабых сторон.

Внутренняя среда        

Факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Кадровое обеспечение программы

Стабильность кадрового состава, высокая квалификация сотрудников

Инертность и консерватизм части персонала, неверие в возможность претворения проекта в жизнь, стремление работать по «старинке».

Материально-техническое

обеспечение

программы

Возможность выделить для музея помещение, строительные материалы, специализированную мебель для экспозиции, аудио и видео аппаратуру, компьютеры.

Нехватка средств информатизации, отсутствие интернета в помещении музея. Реконструкция и ремонт помещения растянуты во времени.  

Финансирование программы

Привлечение средств из резервного фонда депутатов; частично бюджетные и внебюджетные средства школы; грантовая поддержка.

Недостаточность финансовых средств в полном объеме.

Помощь родительской общественности

Заинтересованность в данном проекте. Помощь в ремонтных работах, сборе документов и экспонатов.

Участие в проекте лишь небольшой группы родителей.

Организация исследовательской и экскурсионной деятельности учащихся под руководством педагогов.

Разработка экскурсий по тематике музея, охват экскурсионной деятельностью учащихся всех ступеней образования. Организация силами учащихся экскурсий для различных слоев населения микрорайона. Участие в районных и городских конкурсах экскурсоводов. Научно исследовательская деятельность учащихся. Победы в олимпиадах различного уровня.

Недостаточно высокий процент учащихся готов заниматься исследовательской и экскурсионной работой. Растягиваются сроки подготовки экскурсий, что снижает эффективность использования экспозиции музея для потребителей.

Инновационная  

деятельность

в рамках программы

Создание сайта школьного музея, проведение районного фестиваля

«Музей - школа - интернет», создание интернет- представительства школьных музеев района. Разработка интерактивных игр. Заинтересованность ОУ района в использовании инноваций школы

Сложность в продвижении инноваций, неготовность к их восприятию значительного числа образовательных учреждений.

Анализ современного состояния инновационной деятельности музея школы позволил сделать следующие выводы:

  • При создании школьных музеев, музейно-педагогической деятельности образовательного учреждения можно воспользоваться помощью органов власти разного уровня, органов управления образованием, депутатов. Каждая из перечисленных структур может оказать интеллектуальную, методическую или финансовую помощь, но не в полном объеме. Поэтому, планируя эту деятельность, надо, в основном, полагаться на собственные ресурсы, а не на сторонние структуры. Надо иметь в виду, что любая помощь указанных  институтов носит бессистемный характер.
  • Музеям необходима помощь ветеранских организаций, которые могут передать в школьные музеи подлинные документы, экспонаты, помогают организовать встречи с участниками исторических событий, провести уроки мужества.
  • Школы при планировании музейной деятельности не должны упускать возможности сотрудничества со средствами массовой информации. Необходимо привлекать их на каждом этапе реализации проекта с целью формирования позитивного отношения социума к этой идее, продвижения проекта и для поиска инвесторов и спонсоров.
  • Опасным для проекта является фактор времени. Нехватка материальных и финансовых ресурсов может привести к растянутости во времени реализации данного проекта. В этом случае участники образовательного процесса могут охладеть к идее из-за невозможности в короткие сроки претворить ее в жизнь. Начиная работу по созданию музея, необходимо четко определить временные рамки проекта (желательно не больше 4 лет), разбить его на промежуточные этапы с подведением итогов и отражением достижений в школьном журнале, на сайте, в СМИ. Постоянный мониторинг продвижения проекта, его успешность позволит привлечь к музейной деятельности все новых и новых участников.
  • Сильной стороной проекта являются кадровые ресурсы, которые ориентированы на успех в музейной деятельности. Учителя начинают организацию исследовательской деятельности по темам будущей музейной экспозиции, не дожидаясь завершения проекта. Победы в различных конкурсах исследовательских работ, инновационных проектов приведут к пониманию значимости этой деятельности всеми участниками образовательного процесса.
  • Слабой стороной проекта являются финансовые ресурсы. Необходимо создать бизнес-план для правильного распределения бюджетных, внебюджетных, спонсорских средств на всех этапах осуществления проекта.

Конкретность

Музейно – педагогический комплекс ориентирован на учащихся 1 - 11 классов (7 – 17 лет)

Поисковая и исследовательская работа учащихся идет по следующим направлениям:

1.  Старинные особняки Старой и Новой деревни.

2. Литературные места Старой и Новой деревни.

3. Храмы Старой и Новой деревни.

4. Блокада Ленинграда 1941 – 1945 годов.

5. Серафимовское кладбище, страницы истории.

6. Промышленность и наука в нашем микрорайоне.

7. Жизнь замечательных людей микрорайона.

8. История школы № 53 Приморского района Санкт-Петербурга.

Измеримость

Результаты, достигнутые в процессе участия в проекте могут быть представлены в виде экспозиции музея, оформленной полностью или частично; сборника статей, портфолио, исследовательских работ, книги отзывов посетителей, публикаций в СМИ.

Определенность во времени

Инновационный продукт создавался в течение 4 лет.

I этап (1 год) предусматривает разработку программы, составление бизнес-плана, налаживание связей с органами власти, музеями, учреждениями культуры, бизнес-структурами; реклама продукта и его презентация для широких слоев общественности; создание экспозиционного плана.

II этап (1 год): поисково-собирательная работа по заявленным темам, оформление части экспозиции музея, подготовка экскурсий, встречи с интересными людьми, ветеранами; работа с литературой и источниками; исследовательская деятельность по музейной тематике; оснащение музея средствами информатизации; участие в районных и городских конкурсах исследовательских работ по краеведению, а также в конкурсах экскурсоводов. 

III этап (2 года): завершение оформления экспозиции музея; расширение сферы экскурсионной деятельности; формирование творческой группы по созданию виртуального музея; проведение интерактивных игр на местности для учащихся района; создание портала школьных музеев Приморского района; распространение инновационного опыта среди ОУ района и города.

Исходя из всего сказанного, можно рекомендовать следующий алгоритм создания заявленного продукта:

Принятие решения о создании школьного музея (учитывается специфика учебного заведения, его местоположение, история и другие факторы).

Поиск подходящего помещения для музея, разработка эскизов и макета размещения музейной экспозиции.

Определение этапов и сроков реализации проекта.

Определение внешней и внутренней среды, сильных и слабых сторон.

Презентация идеи данного проекта  с привлечением представителей органов власти, отдела образования, СМИ, депутатов разного уровня, бизнес-структур района.

Привлечение инвесторов и спонсоров для формирования экспозиции музея.

Вовлечение в проект участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей. Подготовка к поисково-собирательной работе, определение основных тем поиска.

Подготовка помещения, формирование музейной экспозиции.

Начало экскурсионной и исследовательской деятельности по тематике музея.

Создание сайта школьного музея и районного музейного портала, проведение интерактивных игр.

Распространение и внедрение продуктов инновационной деятельности в образовательном процессе в учреждениях системы образования Санкт-Петербурга.

Внедрение музейно-педагогического комплекса привело к следующим социально-значимым результатам деятельности школы:

1. Расширению социального партнерства школы, началу сотрудничества с центром музейной педагогики Русского музея, с другими музеями города; учреждениями дополнительного образования детей, библиотеками. Это позволило реализовать интеллектуальные запросы учеников и педагогов.

2.   Созданию психологически комфортной творческой атмосферы для всех участников образовательного процесса. Созданы условия для развития навыков исследовательской, проектной, экскурсионной деятельности учащихся. Вследствие этого произошла социализация и адаптация в социуме детей  «группы риска», снизилось количество правонарушений среди несовершеннолетних.

3.Увеличился процент учащихся, ставших победителями и призерами районных и городских конкурсов экскурсоводов, а также конкурсов исследовательских работ по краеведению

4.Созданию игрового пространства школьного музея, игровыми технологиями по музейной тематике охвачены учащиеся с 1 по 11 классы. По инициативе школы в интерактивные игры вовлечены образовательные учреждения района.  

5. Школа стала инициатором проведения районного семинара «Музей – школа – интернет». Итогом этого мероприятия стало создание сайта школьных музеев Приморского района.

6. Значительны успехи школы в продвижении своих инновационных продуктов в Приморском районе. В настоящее время многие образовательные учреждения создают сайты школьных музеев, изучают опыт проведения игр на местности.

7. Программа «Школьный музей», наряду с другими проектами, стала основой для программы развития. Школа в 2008 году стала победителем приоритетного национального проекта «Образование».

8. Выросла степень удовлетворенности потребителей результатами работы школы.

9. Возросло внимание средств массовой информации к результатам работы школы.

10. В 2011 году школа № 53 стала дипломантом городского конкурса инновационных продуктов.

Подводя итоги, хочется заметить, что работа по созданию музейно – педагогического комплекса трудна, затратна по времени, предполагает энтузиазм и бескорыстное служение идее, но польза  от завершенного продукта огромна. Школьный музей стал центром притяжения творческих сил коллектива единомышленников, центром инноваций, открытой системой, где в наибольшей степени может осуществиться идея сотворчества учеников, учителей, родителей, ветеранов, общественности и всех заинтересованных лиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Создание Методической службы в МОУ "Гимназия" г. Сертолово"

       МОУ «Гимназия»  г. Сертолово было вновь создано  16.08.2004  (первоначально Сертоловская средняя общеобразовательная школа  №3). В новой школе соз...

Методическая разработка к уроку по теме «Составление характеристики природных комплексов Луг и Овраг»

Цель урока:Формирование умений определять взаимосвязь между компонентами природного комплекса, составление описания природного комплекса на местностиУчастие в совместной работе в процессе учебной, исс...

Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования

Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования...

Методическая разработка "Утренняя гимнастика для детей 5-6 лет. Комплексы упражнений"

Методическая разработка рекомендована для родителей учащихся, педагогов. Цель: расширение знаний о пользе утренней гимнастики, привитие ребенку здорового образа жизни с раннего детства....