Методическая разработка на тему "Создание Методической службы в МОУ "Гимназия" г. Сертолово"
методическая разработка по химии по теме

Гусева Наталия Геннадьевна

         МОУ «Гимназия»  г. Сертолово было вновь создано  16.08.2004  (первоначально Сертоловская средняя общеобразовательная школа  №3). В новой школе создавался и новый коллектив  учителей  (также как и коллектив учащихся). Первые два года работы школы можно назвать этапом становления коллектива: учителя, пришедшие из самых разных образовательных учреждений, находили «точки соприкосновения»,  «выясняли отношения»  в процессе работы с учащимися.

          В данной публикации представлена методическая разработка "Создания методической службы в МОУ "Гимназия" г. Сертолово" Всеволожского района Ленинградской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrabotka_sozdaniya_ms.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

              МОУ «Гимназия»  г. Сертолово было вновь создано  16.08.2004  (первоначально Сертоловская средняя общеобразовательная школа  №3). В новой школе создавался и новый коллектив  учителей  (также как и коллектив учащихся). Первые два года работы школы можно назвать этапом становления коллектива: учителя, пришедшие из самых разных образовательных учреждений, находили «точки соприкосновения»,  «выясняли отношения»  в процессе работы с учащимися.

             В результате работы школы сложился  достаточно работоспособный, творческий коллектив педагогов, способный планировать, осуществлять, оценивать свою работу.  В этих условиях самопроизвольно назрела необходимость направлять, контролировать работу педагогического коллектива.

            Руководство гимназии поставило цель: создать    методическую  службу .

            Не имея предыдущего опыта работы в данной  области,  назначенная администрацией инициативная  группа учителей (а это были руководители предметных групп)  приступила к  разработке   плана  методической  работы гимназии и осуществлению  методического руководства

 работой в своих группах.  Здесь-то и стало понятно, что необходимо объединить методическую работу в масштабе гимназии, что и было сделано.

              Под методической работой учителей  понимают целостную, основанную на достижениях психолого-педагогической науки и конкретном анализе индивидуальной деятельности, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педколлектива школы в целом.

                 Для решения этих задач необходимым становится создание эффективной методической службы школы. В словаре иностранных слов указывается, что методика – это «совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой- либо работы». В Педагогическом словаре термин «методическая работа» определяется как «оказание методической помощи учителям и повышение их методической квалификации», в других источниках– как «деятельность с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса», «целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя», «разработка и применение на основе педагогической практики совокупности методов и приемов целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса, его содержания, методов и форм при изучении определенного предмета или цикла предметов». В новых социально-педагогических условиях трактовка методической работы получила несколько другое направление. В Педагогическом энциклопедическом словаре она характеризуется как «часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей», целью которой является «освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы; обмен опытом». В связи с переходом на новое содержание образования с введением государственных образовательных стандартов, с повышением требований к методической работе, в практику работы профессиональных образовательных учреждений вводится понятие «методическая служба». Ей предстоит осуществить сложный в психологическом и организационном отношении переход от ориентации на внутренние формальные показатели (количество разработанных программ, количество изданных методических рекомендаций, количество проведенных мероприятий и т.п.) к ориентации на достижение конечных и частных целей реализации государственных образования. Таким образом, в современном инновационном образовательном учреждении методическая служба - это совокупность различных видов деятельности, направленных на развитие творческого потенциала педагогов, а в конечном счете - на рост уровня обученности, развитости и воспитанности учащихся, конкурентоспособности выпускников на рынке труда Надо признать, что на сегодняшний день в большинстве школ остается действующей структура методической работы, сложившаяся еще в 70-е годы XX века, но жизнь показывает, что необходима ее модернизация в соответствии с модернизацией системы образования в целом. Функции методической службы (педагогическая, технологическая, управленческая, научная и информационная) остаются прежними, но наполняются новым содержанием и технологией реализации. Методической службе необходимо через гибкую методическую модель предоставить педагогу право выбора индивидуальной траектории профессионального развития, обеспечить ему личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь. Изменение содержания работы приводит к поиску новых форм его реализации. Развитие методической службы характеризуется устойчивой динамикой изменения ее структуры и содержания деятельности, адекватно отражающей потребности школы. В процессе совершенствования методических знаний и умений педагогов как составной части их непрерывного педагогического образования формируется их профессиональная компетентность, от которой в наибольшей степени зависит эффективность образовательного процесса. Уже многие понимают, что необходимо объединение методических структур в единую сетевую организацию, где учитель сможет получать интегрированную помощь в совершенствовании своего профессионального уровня.  Учителя школы все увереннее овладевают ИКТ компетенцией, чтобы полноценно работать в новых творческих объединениях, в которые входят учителя России, обсуждать вопросы развития педагогики, совершенствования методов обучения и воспитания в блогах учителей новаторов. Деятельность методической службы осуществляется на основе поставленных перед методической службой целей и задач. Основными целями и задачами методической службы в новых социально-педагогических условиях называют: - создание необходимых условий педагогическим работникам образовательных учреждений для подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях рынка труда; - создание системы методических услуг в соответствии с потребностями учителей по основным проблемам реформирования школы; - развитие педагогического творчества и методическое обеспечение повышения квалификации педагогических работников; - трансляция результатов научных исследований и педагогического опыта в практику работы образовательных учреждений; - создание условий научно-практической работы педагогам в условиях инновационной деятельности учебного заведения.

              Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

              Методическая работа в школе - составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации, Программы развития.

              Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-вопитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, напрвленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, школы в целом,  а  в конечном счёте – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитание и развитие конкретных школьников.

             Работа школьной методической службы направлена на повышение образовательного уровня педагогов, через внедрения новых информационных технологий и совершенствование педагогического мастерства учителей с использованием теоретических и практических форм работы.

           Основное назначение методической службы  школы на современном этапе связано с созданием условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей и состоит в следующем:

         -  Обеспечение реализации Программы развития школы;

- Удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников;

- Выявление, оформление и сопровождение педагогического опыта.

             Содержание методической работы обусловлено:

- Законом РФ, нормативными документами, инструкциями, приказами МО РФ, рекомендациями МОиН Ленинградской   области, программой развития ОУ.

- Результатами состояния образовательного процесса, уровнем обученности, воспитанности и развития учащихся ОУ.

-  Базисным учебным планом, образовательными стандартами, наличием вариативных учебников и учебных пособий.

- Знаниями по психологии, педагогике, методике, управлению.

- Освоением инноваций, внедрением ИКТ в учебную деятельность.

- Наличием профессиональных интересов и запросов педагогов

             Основная  цель методической работы:

Создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

            Цели методической службы школы:

- Удовлетворение актуальных потребностей педагогов в организации профессиональной деятельности.

- Формирование потребностей педаго¬гов, находящихся в зоне их ближайшего профессионального развития и т.д.

- Повышение уровня профессионального мастерства педагогов, как основание для осмысления реализации идей современного образования.

- Научно-методическое обеспечение условий инновационной работы педагогов.

               Основные задачи внутришкольной методической службы

-      Организация систематической профессиональной подготовки педагогических кадров.

 -    Анализ эффективности работы школы, определение проблем, тем, целей и задач на ближайший период и на перспективу.

-    Целенаправленная подготовка руководителей школьных методических объединений к работе по созданию системы непрерывного образования педагогов.

-    Обеспечение социальной защиты учителя через механизм аттестации педагогических кадров.

-    Создание системы методических услуг в соответствии с потребностями педагогов по основным вопросам обновления школы.

-    Развитие педагогического творчества, повышение квалификации педагогических работников.

-  Создание условий для научно-практической работы педагогов в режиме инновационной деятельности учебного заведения.

-  Информационное обеспечение педагогов в соответствия с их потребностями

-     Создание  необходимых условий для обеспечения внедрения личностно ориентированных технологий, для информатизации УВП.

- Формирование инновационной направленности в деятельности педколлектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки.

-  Повышение уровня теоретической  (предметной), психолого-педагогической подготовки учителей.

-   Организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в государственных образовательных  стандартах.

-  Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.

-     Организация работы по изучению нормативных документов.

-   Оказание научно-методической помощи учителям на  диагностической индивидуальной и дифференцируемой основе.

-    Оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования.

-     Повышение общей педагогической культуры учителя.

-     Обобщение педагогического опыта.

                               Методическая работа направлена  на:

- Обеспечение профессионального, культурного и творческого роста педагогов;

 -Оосвоение и внедрение в учебный процесс нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности;

 - Создание атмосферы творчества и доброжелательности; Методическая работа в школе направлена:

 - На повышение уровня научно-теоретической и методической подготовки педагогов, совершенствование их профессионально¬го мастерства;

 - На формирование физически и нравственно здоровой личности ребенка;

 - На сотрудничество всех участников образовательного процесса (дети, родители, учителя); на развитие творчества учителей и учащихся.

                    В школе она:

 -    носит повседневный характер;

 -    отличается целостностью, многоуровневостью, многофункциональностью;

 -   теснейшим образом связана с потребностями учебно-воспитательного процесса и его результатами;

 -    основана на диагностировании и анализе;

 -    определена творческим потенциалом как педагогического коллектива в целом, так и каждого ее члена;

 -    диктуется потребностями самообразования и интересом к новому, пропагандируемому методическими журналами, рекомендациями органов образования, педагогической печатью, телевидением

                     Содержание методической работы в школе направлено на личностный рост педагогов и учащихся, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, достижение благоприятного психологического климата в коллективе.   В него входит:

 1. Работа по реализации методической темы.

 2. Работа  школьного  Методического Совета, школьных Методических Объединений.

 3.  Планирование повышения квалификации и аттестации учителей.

 4 . Организация работы с молодыми учителями, наставничество.

 5. Информирование о методических новинках.

 6. Аттестация педагогов.

7. Практическая помощь учителю в повышении педагогического мастерства  - практикум,  взаимопосещение.

8. Теоретическая помощь учителю в повышении педагогического мастерства  -  через педсоветы,  семинары, административные совещания

9. Инновационная работа.

10. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

                      Содержание методической работы в школе включает в себя следующие направления:

- изучение нормативно-правовых документов органов образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;

- изучение новых педагогических технологий;

- изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания, проблем управления образовательным процессом;

- диагностику профессиональных запросов учителей;

- подготовку учителей к аттестации;

- курсовую переподготовку;

- работу в городских и школьных творческих группах;

- подготовку к участию в научно-практических конференциях;

- организацию и проведение теоретических семинаров и методических дней;

- мониторинг учебных достижений;

- программно- методическое обеспечение образовательного процесса;

- работу по оснащению кабинетов программными, методическими, диагностическими материалами;

- внеклассную работу по предметам;

- организацию исследовательской деятельности учителей и учащихся;

- изучение передового педагогического опыта коллег.

                       Принципы, лежащие в основе обновления внутришкольной методической работы:

-     Недопустимость сведения методической работы к работе по частным методикам;

-     Отказ от оценки внутришкольной методической   работы  только по показателю процесса и переход к критериям оценки конечного результата (профессионализм учителя; качество знаний, умений учащихся, уровень индивидуального развития учащихся);

-     Диагностическая основа целей содержания и форм методической работы;

-     Использование новых и модернизация традиционных форм и методов организации методической тработы;

-     Перенос акцента в содержании методической работы на развитие интеллекта, культуры, в т.ч. духовной, кругозора, системности мышления учителя;

-     Последовательное развитие методической работы от коллективных форм к самообразованию, от принудительно-обязательного участия в методической работе к добровольному;

-     Выбор оптимальной для своей школы структуры  внутришкольной методической   работы;  

-    Ориентация  на развитие методической работы образовательного учреждения;

-     Принцип содержательной индивидуализации и личностной персонализации, выражающейся в создании условий для реализации собственного «Я».

                       Цели и задачи обновления школы, анализ существующей передовой практики позволяют выделить следующие направления в деятельности школьной методической службы, которые необходимо реализовать совместно с органами муниципальной методической службы:

1. Информационная деятельность:

-    создание банка данных педагогической информации о достижениях науки и практики, в т.ч. из опыта работы педагогического коллектива школы.

2. Диагностико-прогностическая деятельность:

-    диагностика потребностей кадров в повышении квалификации;

-    диагностика информационных запросов;

3. В области содержания образования:

-    подготовка кадров к освоению учебного плана предпрофильного и профильного обучения (освоение вариативного обучения, изучение и освоение образовательных стандартов, учебников нового поколения, новых педагогических технологий, разработка и освоение школьного компонента и др.).

4. Инновационная, опытно-экспериментальная работа:

-    управление опытно-экспериментальной работой;

-    овладение навыками экспертизы инновационных программ, учебников, пособий, технологий

5. В области аттестации педагогических кадров:

-    подготовка педагогов к самооценке профессиональной деятельности, самоаттестации.

                             Содержание методической работы школы

-     Работа над общешкольной методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный интерес

-     Поиск, обобщение, анализ и внедрение передового педагогического и управленческого опыта в различных формах

-   Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов через механизм аттестации.

-     Разработка, анализ и внедрение современных методик образования и воспитания

-   Разработка системы мониторинга образовательного процесса в школе через внедрение тестовой, диагностической базы

-     Просветительская деятельность и информационная поддержка педагогов.

-     Система демонстрации результатов труда учителя

                      Особое значение  в методической работе образовательного учреждения  приобретает содержание деятельности предметного методического объединения (МО). Методическое объединение в школе является главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников.

                     Задачи МО:

-      Направить деятельность учителей на овладение ИКТ-технологиями, которые стимулируют активность учащихся, раскрывают творческий потенциал личности ребенка.

-      Выявлять, обобщать и распространять опыт творчески работающих учителей, анализировать, апробировать и внедрять новые формы методического обеспечения образовательного процесса; (учитывается передовой опыт коллег)

-      Учиться глубоко и с пониманием использовать самоанализ педагогического процесса и формировать умение обобщать свой опыт для выявления возможного профессионального роста педагога как пути самообразования.

-     Начать осуществление перехода от эпизодической творческой деятельности к системе инновационной работы на личностно-ориентированной основе, от инновационной деятельности к исследовательской, экспериментальной.

                          Планирование работы школьных методических объединений  строится на основании задач, вытекающих из оценки школы, методического объединения, из проблемных полей деятельности всех методических подразделений, вытекающих из анализа результативности работы за предыдущий год.

                                Формы организации и проведения МО могут быть следующими:

-    лекция;

-    теоретический семинар;

-    семинар-практикум;

-    творческая дискуссия;

-    гостиная;

-    час коллективного творчества;

-    деловая игра;

-    методический КВН;

-    ярмарка методических идей;

-    методический тренинг;

-    встреча за круглым столом.

                                     В ходе работы могут проводиться объединённые заседания ШМО

.

                        В рамках работы МО предусматриваются домашние задания учителям. Они могут быть такими:

-     моделирование урока (целиком или фрагментарно);

-    разработка системы уроков по теме или курсу;

-    разработка спецкурса, программы исследования по определённой теме;

-    подбор литературы по определённой теме, курсу, проблеме;

-    составление контрольных материалов, тестов;

-    составление и защита опорных схем, памяток, дидактического материала;

-    разработка планов кружков, сценариев внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору;

-    посещение уроков, внеклассных мероприятий с последующим анализом;

-   представление собственного опыта работы по теме, проблеме;

-    работа над темой по самообразованию;

-    подготовка докладов по определённой проблеме;

-    подготовка презентаций по изученной теме, проблеме;

-    защита собственных достижений в рамках собственного исследования;

-    творческий отчёт по определённой теме или в рамках единой методической темы;

 

                                В рамках ШМО организуется самообразование учителей. Этот компонент занимает особое место в  системе методической работы и в обеспечении её целостности. Психологи установили: только те знания становятся убеждением  человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, и осуществляться она должна в тех объёме и темпе, которые необходимы каждой личности. А это возможно только в условиях самостоятельной  образовательной деятельности. Организовать же её эффективнее всего можно в рамках МО: на заседаниях методических объединений учитель отчитывается  о проделанной  работе по самообразованию, представляя итоги в различной форме: доклады, открытые уроки, творческие отчёты. Всё это планируется заранее и контролируется руководителем МО

                                  Самообразование учителей пронизывает все компоненты системы методической работы, обеспечивая более высокий уровень их функционирования, поэтому оно является системообразующим компонентом.

                            Муниципальное образовательное учреждение  «Гимназия»  г. Сертолово образована 16 августа 2004 года.  Как  в  любом  вновь созданном  образовательном учреждении,  в «Гимназия» (учреждение создано как Сертоловская СОШ №3) в течение нескольких лет происходило становление и коллектива учителей, и коллектива учащихся. В связи с этим Методическая служба в настоящее  время существует только второй год. Три года назад была предпринята попытка создания Методической службы, но она оказалась неудачной     

                             Создаваемая в настоящее  время  Методическая служба «Гимназии» основывается на  изучении  теории данного вопроса, обусловлено  Законом РФ,  нормативными документами, инструкциями, приказами Министерства  образования  РФ, рекомендациями МОиН  Ленинградской   области  и регламентируется нормативно-правовыми (локальными) актами:

- Положением о педагогическом совете в МОУ «Гимназия» г. Сертолово от 31.09.2009;

- Положением о методическом совете в МОУ «Гимназия» г. Сертолово от 31.09.2009;

- Положением  о  Методическом объединении - Приказ «О создании школьногоМетодического Совета» от 31.09.2009

- Положением  о Методическом объединении классных руководителей в МОУ «Гимназия» г. Сертолово

                            Цель методической работы МОУ «Гимназия» г. Сертолово —  оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей .

                            Тема работы методической службы: «Новые подходы к обучению и воспитанию   учащихся, направленные на развитие духовных и нравственных качеств личности».

                             В «Гимназии» создан Методический Совет, в который входят 9 человек: два заместителя директора гимназии и семь человек – председатели предметных Методических объединений.  

                       Высшим органом гимназической Методической службы является  Методический Совет.

За  2010 – 2011 учебный год проведено три Методических Совета:

- «Техническая поддержка урока»;

- «Применение метода проектов в преподавании предметов»;

- «Воспитательная работа в школе: пути развития» 

                                    Создана папка «Методическая служба гимназии», где имеются протоколы всех проведённых Методических Советов. В папке содержатся докумнты:

-     Нормативно-правовые документы, регламентирующие работу Методической службы гимназии;

-     План работы  на год всех предметных МО гимназии;

-     Календарно-тематические планирования по всем предметам ;

-  Тематика и графики проведения Педагогических, малых Педагогических, Методических Советов;

-     Графики и отчёты   по открытым урокам по всем МО гимназии;

-     Протоколы  Методических Советов гимназии;

-     Графики и отчёты взаимопосещений уроков по по всем предметам ;

-     Графики проведения предметных недель, планы их проведения, отчёты о проведённых предметных неделях;

-     План работы с учащимися по подготовке к ЕГЭ;

-    План работы с одарёнными детьми по предметам МО;

-    План работы со слабоуспевающими учащимися .

                          Кроме того, созданы отдельные папки:

1). «Олимпиады», в которой находятся графики проведения всех олимпиад, зафиксированы результаты участия в них наших гимназистов, протоколы олимпиад, отчёты о проведении олимпиад.

2).   «Открытые уроки», в  которой находятся графики открытых уроков по гимназии, отзывы о посещённых открытых уроках, справки о проведении открытых уроков.

Материалы, собранные в папках оказывают помощь учителям в проведении мониторинга работы, отслеживании динамики работы учителей по данной тематике.

                                    Задачи методической службы гимназии:

1.     Организация систематической профессиональной подготовки педагогических кадров;

2.    Анализ эффективности работы школы, определение проблем, тем, целей и задач на ближайший период и на перспективу;

3.     Создание  необходимых условий для обеспечения внедрения личностно -ориентированных технологий, для информатизации учебно-воспитательного процесса;

4.     Обобщение педагогического опыта,

5.     Контроль  за проведением и качеством открытых уроков, проводимых как для учителей, так и для родителей

6.     Осуществление методической помощи в работе молодых специалистов;

7.      Проведение консультационной методической работы с аттестуемыми учителями;

8.      Проведение  предметных олимпиад;

9.      Проведение предметных недель;

10.    Проведение молодёжных предметных чемпионатов, проводимых «Центром развития образования» (г. Пермь);

 11.    Проведение ученической научной конференции «Гимназические чтения» (в рамках гимназического научного общества)

                      Методический Совет гимназии направляет и курирует работу всех методических гимназических объединений.

                           Методический совет проводит экспертизу оценки всех форм и видов методической, экспериментальной, инновационной работы и ее результатов, а также координирует работу МО, которые являются важным структурным подразделением методической службы в школе. Они ведут методическую работу по предмету, организуют внеклассную деятельность учащихся, занимаются экспериментальной работой, освоением новых образовательных технологий. Каждое МО определило проблему, которая напрямую соотносится с  методической темой  гимназии.  К сожалению, в школе нет единого методического кабинета, где была бы систематизирована вся методическая работа. Таким образом, создание единого образовательного пространства школы проходит через планирование методической работы всех структурных звеньев методической службы школы.

                      Исходя из планирования, продумывается реализация методической работы. Основное внимание здесь уделяется оказанию действенной помощи каждому учителю, формированию нового содержания образования, разработка и апробация новых программ, изучению и обобщению педагогического опыта. Для того чтобы помощь учителю была действительно реальной, работа с педагогами строиться на диагностической основе с учетом результатов анализа за предыдущие годы и выявления недостатков. Методики используемых диагностик различны. Кроме диагностики, вводится модель мониторинга, который выходит на анализ. Благодаря мониторингу, ведется отслеживание результатов деятельности, как каждого педагога, так и отдельных педагогических систем и программ.

                           Методический совет руководит деятельностью предметных методических объединений. Цель деятельности Методического совета – организация и координация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методической учёбы педагогических кадров. В его состав входят руководители школьных методических объединений и заместитель директора по УВР.

                           В течение последних лет методсовет вёл свою работу по следующим направлениям:

-    создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;

-    координация работы МО;

-    диагностика профессиональной деятельности учителей.

                          В структуру методической службы входит Педагогический совет, который осуществляет руководство методической и практической деятельностью педагогического коллектива и реализует поставленные задачи. Его целью является совершенствование форм, методов и содержания образования. Педагогический совет организуют директор школы, заместители директора по УВР,  ВР, руководители ШМО, опытные учителя школы. Ежегодно проводятся по 4 заседания с различной тематикой.

                            В гимназии  созданы семь методических предметных объединений:

-  учителей расского языка и литературы;

-  учителей математики, физики, информатики;

-  учителей истории и обществознания;

-  учителей биологии, химии, географии;

-  учителей иностранного языка;

-  учителей музыки, ИЗО, физической культуры,трудового обучения, ОБЖ (  МО «Гармония»);

-  учителей начальной школы

                       Стабильность данной системы даёт возможность применять различные формы методической работы, что делает методическую работу интересной и привлекательной для педагогических работников. В любом звене данной системы есть возможности для каждого учителя для проявления творческих  способностей и  для самореализации. 

                                       Цель работы предметных методических объединений:

 -       создание условий для воспитания конкурентоспособной личности;

 -     непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов школы, их эрудиции и компетентности.

                                Для решения этих задач необходимым становится создание эффективной методической службы.

.                         Методическое предметное  объединение в школе является главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников.

Методические объединения вносят весомый вклад в дело изучения и внедрения в практику целей и задач, определяемых Методическим Советом гимназии.

                                Стабильность работы  данной системы даёт возможность применять различные формы методической работы, что делает методическую работу интересной и привлекательной для педагогических работников. В любом звене данной системы есть возможности для каждого учителя для проявления творческих  способностей и  для самореализации.

                          Задачи предметных МО:

-    Направить деятельность учителей на овладение  ИК - технологиями, которые стимулируют активность учащихся, раскрывают творческий потенциал личности ребенка;

-     Выявлять, обобщать и распространять опыт творчески работающих учителей, анализировать, апробировать и внедрять новые формы методического обеспечения образовательного процесса (передовой опыт коллег);

-     Учиться глубоко и с пониманием использовать самоанализ педагогического процесса и формировать умение обобщать свой опыт для выявления возможного профессионального роста педагога как пути самообразования;

-     Начать осуществление перехода от эпизодической творческой деятельности к системе инновационной работы.

                       Для реализации поставленных задач работа учителей велась по следующим направлениям:

-       Обеспечение обязательного минимума содержания образовательных программ;

-  Совершенствование педагогического мастерства учителей посредством организации внутришкольной учебы и курсов повышения квалификации, проводимых в гимназии преподавателями ЛОИРО;

-     Выявление передового педагогического опыта и развитие творческого потенциала каждого учителя.

                      В процессе работы над решением поставленных задач педагоги учились

-     Проводить анализ научных достижений,   самоанализ своей деятельности;

-    Использовать в педагогической практике современные методы диагностики и педагогического наблюдения;

-     Использовать в педагогической практике современные компьютерные технологии;

-     Осуществлять контроль и анализ ЗУН учащихся по предмету ;

-  Проводить внеклассную работу по предмету с использованием новых педагогических технологий

                   Каждое предметное МО  один раз в месяц проводит заседание методического предметного объединения, на котором рассматриваются методические вопросы согласно плану  работы МО. В результате работы МО принимается решение,   обязательное   к выполнению. Контроль    проведения  заседаний МО и выполнение решений осуществляет председатель МО.    Вопросы, требующие экстренного решения или представленные для внеочередного рассмотрения, рассматриваются на оперативных заседаниях МО. 

                    Каждое методическое объединение работает над методической темой, тесно связанной с темой школы. На заседаниях рассматриваются следующие вопросы:

-    Работа с образовательными стандартами и их выполнение;

-    Изучение нормативных документов;

-    Вопросы методики преподавания предмета;

-   Анализ ЗУН учащихся по итогам проведенных срезов и контрольных работ;

-   Отчеты учителей по самообразованию;

-   Вопросы преемственности в обучении и воспитании учащихся;

-   Работа со  слабоуспевающими  учащимися;

 -   Работа с одарёнными  учащимися;

-   Подготовка учащихся к школьным и городским олимпиадам;

-   Исследовательская деятельность учителей и учащихся;

-  Вопросы по теме МО и др.

                   Основное внимание в методической работе уделяется оказанию действенной помощи каждому учителю. Для того, чтобы эта помощь была реальной, работа строится на диагностической основе с учетом результатов анализа работы за прошедшие годы и выявленных недостатков.

                   Диагностика систематизирует методическую работу. Каждый учитель в течение 5 лет самостоятельно работает над своей проблемной темой, которая созвучна теме МО  и методической теме гимназии, оформляет все материалы в папке по самообразованию, где накапливается и систематизируется теоретический и практический материал по теме, разработки уроков и внеклассных мероприятий, творческие работы учащихся.

                   Результаты работы учителя периодически заслушиваются на заседаниях МО, семинарах-практикумах, педагогических советах. Итог этой работы — это творческие отчеты учителей, наработка материала к  аттестации.

                      За время  работы  методической службы  МОУ «Гимназия» г. Сертолово  практиковались различные подходы к работе с учителями по повышению их теоретического и методического уровня:

-       весь коллектив принимал участие в проведении теоретических семинаров и практикумов (их готовили зам. директора по УВР);

-       семинары по проблемным темам МО (руководители ШМО);

-       творческие отчеты МО;

-       открытые заседания МО.

                     Учителя высшей  квалификационной категории, входящие в группу высокого педагогического мастерства, работают на доверии и самоконтроле. Они    -     главные помощники зам. директора в организации методической работы . Педагоги этого уровня — главные проводники новых методик, технологий. Они дают “мастер-классы” для учителей гимназии.

                       Группу совершенствования педагогического мастерства составляют педагоги, на которых школа возлагает большие надежды. Это преемники старшего поколения, учителя первой, второй квалификационных категорий:

                      Особое внимание уделяется группе становления педагогического мастерства, молодым педагогам. Для них каждый год работает “Школа молодого учителя”

                     Ежегодно в школе организуются творческие группы учителей. Проблемы, над которыми они работают, выбираются исходя из задач педагогического коллектива.

                    Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Был выработан основной подход к выбору педагогических технологий для использования в педагогической деятельности каждого учителя: выбираемые технологии должны иметь качественную характеристику, совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения и воспитания.

                 Каждое предметное МО имеет рабочую папку, где сброшюрована вся документация МО, в том числе протоколы заседаний МО.

                 В рабочей папке предметного методобъединения в обязательном порядке, который установлен Методическим Советом гимназии, содержатся:

-     Нормативно-правовые документы, регламентирующие работу МО;

-     План работы учителей данного МО на год;

-     Календарно-тематические планирования по предметам МО;

-  Тематика и графики проведения Педагогических, малых Педагогических, Методических Советов;

-     Графики и отчёты   по открытым урокам;

-     Протоколы заседаний и оперативных заседаний МО;

-     Графики и отчёты взаимопосещений уроков по триместрам;

-     Графики проведения предметных недель, план проведения предметной недели МО;

-     План работы с учащимися по подготовке к ЕГЭ;

-    План работы с одарёнными детьми по предметам МО;

-    План работы со слабоуспевающими учащимися по предметам МО;

-    Планы работы учителей МО по своим методическим темам;

-    Самоанализ работы учителей МО;

-    Списки учебно-методических комплектов по предметам МО, планы развития предметных кабинетов

                  В структуру Методической службы гимназии входит методическая конференция и  ученическая научная конференция  «Гимназические чтения».  Методическая  конференция проводится один раз в конце учебного года. Она является завершающим звеном методической работы в школе. На ней проводятся итоги работы предметных методических объединений. Главной задачей методической конференции является активизация творческого потенциала коллектива в целом и отдельных учителей.  Ученическая конференция «Гимназические чтения» также проводится в конце учебного года, являясь своеобразным отчётом учащихся о проектных заданиях, демонстрацией достижений учащихся.

                  Взаимосвязь структурных компонентов методической системы.

           Разграничение целей и задач компонентов методической системы школы, а также их функций, делает нашу систему методической работы достаточно  дееспособной. Направления выработки и принятия решения являются следующими:

-    на педсовете определяются стратегия и тактика развития школы;

-     методсовет разрабатывает конкретные направления работы, которые доводятся до каждого методического объединения;

-     на заседаниях МО реализуется принимаемое решение на практике, разрабатывается учителями;

- итоги работы МО подводятся на методической конференции

                   Методический Совет гимназии курирует участие учащихся в  различного вида олимпиадах. Наши ребята принимают  участие  во Всероссийской олимпиаде школьников: в   I (школьном) туре   и  II (районном) туре. А также учащиеся МОУ «Гимназия»   г. Сертолово участвуют в конкурсе – игре  «Кит»,  муниципальном Кубке по информационно-коммуникативныым технологиям, в игровом конкурсе  «Британский Бульдог»,  в игре – конкурсе  «Русский Медвежонок»,  в игровом конкурсе «Золотое руно», в Молодёжных предметных чемпионатах,  олимпиаде  «Старт», проводимых  «Центром развития одарённости» (г. Пермь), всероссийских олимпиадах школьников «Олимпус»,  «Олимпусик», проводимых Институтом развития школьного образования (г. Бийск), дистанционных олимпиадах.

                   Организация и проведение названных конкурсов и олимпиад  осуществлялись Методическим Советом гимназии.  Достаточно сказать, что олимпиадами и конкурсами было охвачено 518 человек в 2012-2013 учебном году, 602 человека в 2013-2014 учебном году. У нас есть победители олимпиад районного, регионального и всероссийского уровней.

                  За два учебных года работы Методической службы в МОУ «Гимназия» г. Сертолово  Методический совет провёл экспертизу оценки всех форм и видов методической, экспериментальной, инновационной работы и ее результатов, а также постоянно  координирует работу школьных методических объединений, которые являются важным структурным подразделением методической службы в школе. Они ведут методическую работу по предмету, организуют внеклассную деятельность учащихся, занимаются экспериментальной работой, освоением новых образовательных технологий. Каждое МО определило проблему, которая напрямую соотносится с  методической темой школы .

 

                                    Результаты методической работы в школе:

-       повысился профессиональный уровень в вопросах, которые ранее вызывали затруднение: образовательные технологии, нестандартные формы урока, личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, использование диагностики в работе с учащимися, применение компьютерных технологий, использование в работе метода проектов.

-         имеется хороший творческий потенциал педагогов, о чем свидетельствуют банк данных , представленный в методических папках. Адреса передового опыта постоянно пополняются и реализуются через открытые уроки.

 -       самосовершенствование, развитие профессионализма учителей опирается на их самообразование. В основном темы по самообразованию выбираются на 2-3 года. В рамках МО ведется мониторинг за самообразованием педагогов. Методический совет систематизирует эти данные и отслеживает в процессе обучения.

-         постоянно анализируются результаты профессионального мастерства преподавателей, выраженные в итогах аттестации. Экспертная оценка деятельности аттестуемых учителей подтверждает творческий рост педагогов. Уровень их профессионализма обобщается в методических папках - копилках.

 -       анализ результатов профессионального мастерства свидетельствует о том, что основная категория учителей, работающих в школе, имеет большой педагогический опыт, в основном это учителя, имеющие стаж работы свыше 10 лет. Качественный состав педагогов по уровню образования тоже меняется: в школе преподают учителя, имеющие высшее образование,  сокращается число учителей, имеющих среднее специальное образование. Профессиональный уровень педагогов повышается в результате прохождения курсовой переподготовки.

 -        реализуется программа «Одаренные дети» через построение индивидуальных маршрутов  ребенка, дифференциацию обучения, олимпиады.

-       широко  внедряются компьютерные технологии

-      повышается престиж учебного заведения в связи с увеличением призовых мест учащихся на конкурсах и олимпиадах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "

В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА

Содержание Содержание составных частей методической разработки3Требования к изложению и оформлению методических разработок6Требования к содержанию основной части6Требования к языку и стилю изложе...

Методическая разработка: "Задания и методические указания по выполнению практических и отчетных работ по дисциплине "Цены и ценообразование в строительном комплексе"

Методическая разработка представлена для отработки полученных теоретических и  практических навыков по дисциплине: "Цены и ценообразование в строительном комплексе" для специальности 08...

Методическая разработка Использование учебно-методического комплекса «Наноэдъюкатор II» в урочной, внеурочной деятельности учащихся по биологии.

Данная методическая разработка содержит опыт применения учебно- методического комплекса  «Наноэдъюкатор  II» в урочной и внеурочной деятельности учащихся....

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации к выполнению курсовой работы по педагогике»

Методические рекомендации содержат информацию о технологии проведения курсового исследования и предназначаются для оказания помощи при выполнении курсовых работ по педагогике студентам педагогического...

Методическая разработка проведения единого методического дня по теме: "Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе"

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в со...

Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...