Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""
методическая разработка на тему

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединенных общей методической проблемой, но проводимых в разных формах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 110

Выборгского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

председателя методического объединения

 учителей русского языка и литературы

Методический  марафон

«Пять шагов к успеху»

                                               

                             Автор: Корсанова Елена Геннадьевна

                                                      учитель русского языка и литературы

                                                             председатель методического объединения

                                                        учителей русского языка и литературы

                       ГБОУ СОШ № 110

                                                          Выборгского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2016

АННОТАЦИЯ

     Методический  марафон  - это универсальный  проект, который может   стать одной из форм методической работы любого школьного  объединения учителей-предметников. Его   цель -  повышение профессиональной компетенции педагогов  в ходе исследования интересующей их проблемы.

      Исследуемой проблемой Методического марафона «Пять шагов к успеху» является интеграция в образовании в условиях реализации  Федеральных государственных стандартов второго поколения.  А основной  задачей проекта становится создание и использование  новых форм организации  познавательной деятельности учащихся на основе интеграции основного и дополнительного образования.  

     В основе проекта лежит  система пяти  мероприятий,  направленных  на реализацию данных целей и задач.

   Представленная разработка  может быть полезна в первую очередь  председателям и членам методических объединений учителей разных предметов.  

ВВЕДЕНИЕ  

     На современном этапе развития государства и общества в условиях введения ФГОС второго поколения образовательная политика  направлена на достижение нового качества образования, которое должно быть обеспечено многими условиями. Среди них важное место занимает такая образовательная технология, как интеграция.

         В профессиональных   источниках данное понятие имеет много  толкований, одним из которых является следующее: «Интеграция – это   глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области, позволяющее  создать у школьников целостное представление  об окружающем мире». Именно «целостное представление о мире», в котором и  заключается одна из целей школьного образования, может предоставить интегрированный подход к образованию.

          Сейчас уже нет необходимости подробно останавливаться  на раскрытии  сути понятия интеграции, потому что каждый современный учитель, воспитатель, педагог использует  эту технологию в своей педагогической деятельности. Следует только напомнить, что она имеет несколько уровней:

 - внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений внутри предмета;

- межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин;

- транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания   образования.

         Предлагаемый проект окажет помощь в реализации третьего уровня интеграции, который  рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений развития современной образовательной системы.

    Методический  марафон представляет собой пять последовательных, объединенных заданной темой мероприятий, организованных в разных формах, направленных  на получение  практического опыта и конкретной помощи.

    Участники проекта:

  • учителя – предметники
  • педагоги ОДОД

    Регламент  проекта:   учебный год  (октябрь 2015 – май 2016)

 

     Принципы проведения:

  • добровольность участия;
  • научность содержания;
  • практическая направленность;

Маршрутный лист педагогического марафона

«Пять шагов к успеху»

этапа

Форма этапа

Название этапа

Участники

Дата

1 шаг

Теоретический

семинар

«Интеграция как принцип реализации ФГОС -  в основной школе»

Учителя-предметники

октябрь

2 шаг

Круглый стол

«Педагогический анализ – источник идей и планов»

Учителя-предметники

ноябрь

3 шаг

Методический мост

« Слово за слово»

Учителя, педагоги ОДОД, учащиеся

декабрь

4 шаг

Мастерская учителя

«Тайны творчества»

Учителя-предметники

январь-март

5 шаг

Научно-практическая конференция (семинар)

«Панорама педагогических достижений»

Учителя-предметники

апрель

    Все мероприятия взаимосвязаны друг с другом,  и только последовательное участие в них может привести учителя к ожидаемому успеху.

    Обязательным условием  проекта  являются продукты, созданные в процессе его реализации: методические разработки уроков, учебных занятий, учебных проектов с использованием транспредметной интеграции.

     Ознакомление членов ШМО с проектом Методического марафона происходит на первом заседании в начале учебного, где обсуждаются его цели, задачи и содержание, совместно планируются временные рамки мероприятий. Далее методическое объединение приступает к его реализации.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ  МЕТОДИЧЕСКОГО МАРАФОНА

«Пять шагов к успеху»

1-ый шаг.  Теоретический семинар «Интеграция как принцип реализации

                    ФГОС   в основной школе»

     Цель мероприятия – анализ уровня профессиональной компетенции педагогов в знании  концепции Федеральных  государственных стандартов и знакомство с новыми подходами в использовании разных форм интеграции в образовании.

   Участники -  члены школьного методического объединения учителей.

     Основной обсуждаемый вопрос  -  уровни интеграции познавательной деятельности   в образовательном процессе, транспредметная интеграция  как одно  из приоритетных направлений развития современной образовательной системы.

       В обсуждении   используются   нормативные документы, опыт посещения членами методического объединения курсов повышения квалификации по данному вопросу, семинаров, открытых уроков.

     Итогом данного мероприятия является план индивидуальной работы учителя на первом этапе Марафона по заданной проблеме:

  1. Анализ учебных программ по предметам и программ внеурочной деятельности с целью выявления тем, форм уроков или занятий, на которых можно использовать транспредметную интеграцию.
  2. Знакомство с программами дополнительного образования с целью выявления тем и форм занятий, «созвучных»  с учебными программами по предмету.
  3. Ознакомление  со спектром  занятости учащихся в ОДОД с целью привлечения учащихся к совместной творческой деятельности.

2-ой шаг.   Круглый стол «Педагогический анализ – источник идей и

                    планов»

     Цель мероприятия: - обмен педагогическими идеями по использованию образовательного пространства школы в реализации принципа интеграции основного и дополнительного образования в  познавательной деятельности учащихся.  

   Участники -  члены методического объединения учителей-предметников.

   Обсуждаемые вопросы: выступление учителей по результатам самоанализа, обмен мнениями.

    Главным итогом семинара становится   перечень вопросов по заданной проблеме для участия в следующем этапе марафона «Методический мост».

3-ий шаг. Методический мост «Слово за слово».

     Цель мероприятия -  обмен мнениями между разными участниками образовательного процесса по заданной проблеме.

     Участники -  члены методического объединения учителей-предметников, педагоги ОДОД,  (возможно привлечение учащихся).

     Данная форма является разновидностью дискуссии и предполагает свободную форму общения между участниками образовательного процесса педагогами, обмен мнениями.

Основное направление обсуждения - роль основного и дополнительного

образования,  их взаимодействие в условиях общего образовательного учреждения.

      Ведущий дискуссии  контролирует ее проведение:  помогает оппонентам выстроить дискуссионную линию, следит за психологической обстановкой разговора и подводит итоги.

4-ый шаг. Мастерская учителя «Тайны творчества»

     Цель работы  -  совершенствование учителем  собственного урока на основе полученных в ходе предыдущих мероприятий теоретических знаний.

     Участники - все члены методического объединения.

     Содержание деятельности:

- самостоятельное проектирование и использование на практике новых  приемов и форм  организации познавательной деятельности учащихся на уроке, во внеурочной деятельности, в проектной деятельности  на основе интеграции основного и дополнительного образования.

- уроки, занятия, презентации учебных проектов и их анализ

5-ый шаг. Научно-практическая конференция «Панорама педагогических достижений»

     Цель – обобщение педагогического опыта, анализ результатов индивидуальной деятельности учителей МО в рамках методического марафона  «Пять шагов успеха», отбор выступлений для участия в  школьном (районном) семинаре (конференции)  по результатам  инновационной работы школы.

     Участники -  члены методического объединения учителей-предметников.

     Главным итогом данного мероприятия становится  создание комплекта методических разработок уроков, занятий внеурочной деятельности на основе интеграции основного и дополнительного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

     Методический марафон «Пять шагов к успеху», как форма методической работы учителей-предметников,  является проектом, который позволяет в рамках учебного года, используя ресурсы образовательного учреждения, организовать целенаправленную практическую деятельность педагогов, в ходе которой они повышают свою профессиональную компетентность по заданной проблеме.

     Положительной особенностью такой формы является рациональное распределение мероприятий в течение определенного проектом периода, с одной стороны,  и возможность погружения в проблему (периодического возвращения к исследуемым вопросам в течение учебного года) -  с другой.

    Продукты, которые создаются в ходе проекта, являются методическим материалом, готовым к использованию  любым членом методического объединения. А само участие в процессе  создания этих продуктов позволяет расширить творческие возможности педагога, повысить его самооценку и значимость.

     Данная методическая разработка была представлена автором на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы и принята к реализации решением заседания № 2 от 12.09.2015 г.

     

Приложение.

Методическая разработка учебного проекта

«Путешествие в прошлое: картины русского быта»

     Данная разработка представляет собой один из результатов методической работы учителя русского языка и литературы в рамках    Методического марафона «Пять шагов к успеху». Представленный проект построен на основе межпредметной и транспредметной интеграции и объединяет как предметные области (русский язык и литература), так и области школьного дополнительного образования (музей «Русская изба» и театральная студия «Театр на Сиреневом»).

    Категория учащихся, на который рассчитан проект – 5 класс

    Тип проекта -  творческий

    Цель проекта:

  • развитие учащихся   как   субъектов  творческой проектной деятельности;
  • подготовка детей   к успешному   и гармоничному  функционированию в                            информационно       и         технологически       насыщенном              мире.

     Задачи проекта: 

  • создание условия для ознакомления учащихся с русским старинным

     бытом          путем погружения учащихся в  творческую  деятельность.

     Сроки реализации проекта - одна учебная четверть

     Продукты проекта: научно-практическая конференция,  театральная инсценировка, письменная творческая работа.                                

     Этапы проекта:

  1. Подготовительный (погружение в проект).  

            Содержание деятельности:          

  • конкретизация темы и определение содержания проекта;
  • формирование творческих групп, распределение заданий;
  • разъяснение задач и обязанностей членов каждой группы
  • определение формы представления проекта
  1. Поисково-исследовательский  этап проекта (осуществляет каждая исследовательская группа)

            Содержание деятельности:

  • определение источников информации, способов ее сбора и анализа;
  • проведение поиска и исследования, сбор и систематизация материала в соответствии с целями и жанром работы;
  • организационно-консультационные занятия
  1. Творческий этап (осуществляет творческая группа)

            Содержание деятельности:

  • работа над сценарием инсценировки;
  • набор в  актерскую группу;
  • распределение ролей;
  • репетиции инсценировки
  1. Оформительский этап  

            Содержание деятельности:

  • доработка и оформление проекта с учетом замечаний и предложений
  • оформление презентаций проекта
  • оформление инсценировки (костюмы, декорации)
  1. Заключительный этап

Содержание деятельности:

  • классная научно-практическая конференция;
  • инсценировка
  • написание изложения с творческим заданием
  • подведение итогов

                                     

                                              Содержание проекта

Груп

па

Тема исследования

Источник получения информации

Обработка

информации

Итоги

1

«Устройство русской избы»

Экскурсия по школьному музею «Русская изба»

(доп. образование)

фотоматериалы

устное сообщение, презентация

выступление на  НПК

2.

«Сколько углов в деревенской избе»

Текст упр. №335

учебника «Русский язык»

(русский язык)

устный пересказ учебника

выступление на НПК

3.

«Русский быт в произведениях устного народного творчества»

Произведения устного народного творчества

(литература)

сообщение

выступление на НПК

4.

«Словарь забытых  слов»

Словари, сеть Интернет

(русский язык)

Толкование слов

выступление на НПК

5.

«Преданья старины глубокой»

Произведения русских писателей (А.С.Пушкин)

(литература)

сообщение

выступление на НПК

6.

«Ай. да чудо-мастера!»

Постановка по мотивам сказки Капраловой М.В. «Сказка о Мастерах, о наших прадедах и отцах»

(Театр «На Сиреневом»)

миниспектакль

выступление

7.

Письменная творческая работа учащихся

Анализ результатов проекта:

  • проект позволил  учащимся погрузиться в обозначенную проблему и с помощью разных источников получить и обработать  информацию по теме проекта;
  • раскрылись индивидуальные качества, способности и возможности учащихся, участвовавших в проекте;
  • учащиеся получали знания в условиях самостоятельной творческой деятельности, что повысило их самооценку и авторитет в классе.

     Представленная форма организации познавательной деятельности может быть использована не только в качестве проекта, организованного внутри класса. Дальнейшее совершенствование содержания  может послужить  превращению его в общешкольный проект, в котором будут участвовать разновозрастные группы учащихся (например, в рамках декады русского языка и литературы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка урока "Как происходило объединение Франции", 6 класс

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Как происходило объединение Франции" составлена с учётом требований ФГОС. Материал изучается в курсе Истории средних веков по учебнику Е.В. Агибаловой...

Методическая разработка Весёлые старты по правилам дорожного движения «ШАГАЯ ПО УЛИЦЕ» (1-4 классы)

Блажнова Т.А., учитель физической культуры Муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №18» Методич...

Методическая разработка внеклассного занятия по патриотическому воспитанию "Мы шагаем по Москве"

...Звучит мелодия «Я шагаю по Москве» в исполнении Н. Михалкова- Сейчас вы услышали слова из веселого марша А. Петрова «Я шагаю по Москве» в исполнении Никиты Михалкова.Мы с вами тоже много шагали по ...

Методическая разработка занятия в образовательном объединении «Эстрадный Вокал»- «Распевание, как подготовка к работе над репертуаром»

Занятие проводится по образовательной программе «Вокал» 1 года обучения. Данное учебное занятие предназначено для последовательного  формирования певческих и исполнительских нав...

методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"

Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...

Методическая разработка открытого занятия Творческого объединения "Рисуем нитями" Тема: «Петушок – золотой гребешок» для детей младшего школьного возраста

Цель: создание в 3 – D композиции новогоднего символа 2017 года в технике изонить – "Петух" с использованием электронно -  образовательных ресурсов....