Внеклассное мероприятие по физике "Почемучки против эрудитов".
план-конспект на тему

Власова Надежда Ивановна

         «Детские вопросы» - это серьезное испытание для эрудитов: чтобы ответить на «почему?» первоклассников, требуются не только глубокие знания по физике, но также находчивость и сообразительность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Петропавловская СОШ

Внеклассное мероприятие по физике

                                                                  C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\48750062_1253048254_34.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\neznaika06.gif

Что? Где? Когда?

«Почемучки против эрудитов!»

Учитель физики Власова Н.И.

         «Детские вопросы» - это серьезное испытание для эрудитов: чтобы ответить на «почему?» первоклассников, требуются не только глубокие знания по физике, но также находчивость и сообразительность.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас в гостях команда эрудитов. А мы им приготовили сюрприз: вопросы эрудитам задают «почемучки»

Звучит песня «Учат в школе».

Выходят первоклассники, которые будут задавать вопросы эрудитам.

Ведущий. Берусь утверждать, что самыми трудными бывают именно детские вопросы. Чаще всего взрослые отмахиваются от этих вопросов, которые им кажутся очень простыми, а ведь иногда попытка ответить на такой вопрос может привести к крупному научному открытию.

Первоклассники показывают залу юмористический плакат: дети стряхивают яблоки на сидящего под яблоней Ньютона. Читают стихи.

Деревня Вульсторп, 120 миль от Лондона, 1666 г.

Ньютон под яблоней сидел    Вот-вот должна прийти идея,   А плод над ним уже созрел,

К земле всей массой тяготея.  

Умолкли птицы. Тишина. Зажглись далекие светила,          И спелым яблоком Луна   Повисла в небе и светила.        

Он мыслил, а Луна, кружась,       С Землею Солнце огибала.    Вещей невидимая связь                В ту ночь яснее проступала.

Ньютон взглянул на небосвод

Но ветка  дрогнула, и вот

На землю яблоку упало...

И понял ученый, что нитью одной

Связано яблоко с желтой Луной.

И яблоком спелым упала б Луна,

Когда б не вращалась так быстро она.

Все тяготеют друг к другу!

И, падая, мчатся по кругу.

Он понял закон для Земли и Небес:

Вращаясь, планеты теряют свой вес!

И яблоко, падая, - тоже

Но весу с планетою схоже...

                                                Е.Ефимовский

Ведущий. Не детский ли вопрос задал себе Ньютон, увидев падающее яблоко? И каким фундаментальным открытием стал ответ на него. Недаром в зените своей славы Ньютон говорил о себе: «Мне кажется, что я всего лишь мальчик, играющий на берегу океана». Ведь дети видят мир особым образом. Они не разучились удивляться, их все интересует, они верят тому, что видят, им во всем хочется разобраться и все разобрать. Это действительно «почемучки». И как неожиданны и парадоксальны бывают их вопросы!

Появляются Самоделкин, Карандаш, Дюймовочка и Незнайка.

                 C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\4d4c048f58b1.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\duymovochka.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\karandash1pf9.pngC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\samodelkin1.jpg

Ведущий. Сегодня, как видите, действительно вечер сюрпризов. У нас в гостях еще одна команда эрудитов - сборная Клуба веселых человечков. Знакомьтесь: капитан команды -Самоделкин! Образование техническое, может все. Думает, что знает все. К нашей игре обратился впервые. Члены команды:

Карандаш! Натура творческая. Импровизатор. Карандашную графику предпочитает акварели и маслу.

Дюймовочка! Филолог по образованию и призванию. Снялась в ряде мультфильмов. Любит сказки с хорошим концом.

Незнайка! Эрудит по призванию: задает вопросы и сам же на них отвечает. Считает, что в технике разбирается лучше Самоделкина, рисует быстрее Карандаша, а в кино смог бы сыграть успешнее Дюймовочки.

Итак, все команды готовы, можно начинать игру.

Незнайка крутит пальцем стрелку вертушки и останавливает ее напротив вопроса №1.

Ведущий. Внимание, первый вопрос.

Двое первоклассников встают из-за стола и подходят к заранее установленному зеркалу.                           

1Первоклассник. Смотрите, я поднимаю левую руку, а он (показывает на отражение)- правую...

2-й первоклассник (дополняет товарища). А я поднимаю правую, а он (показывает на отражение)- левую. Значит, зеркало все переворачивает. А может ли оно перевернуть нас вверх ногами?

Ведущий. Очень интересный вопрос! Действительно, может ли зеркало перевернуть изображение не слева направо, а сверху вниз?

Дюймовочка. Ой!

Карандаш. Детский вопрос! Незнайка. Детский вопрос!

 Все хватаются за голову.

Самоделкин. Думайте, думайте, версии предлагайте! Дюймовочка, у тебя есть зеркальце?

Дюймовочка. Ой!  (Достает зеркальце и поправляет прическу).                             Карандаш. Кто будет отвечать?

Незнайка. Я! Я знаю! Нужно перед зеркалом встать на голову!

Карандаш. На какую еще голову?

Незнайка. На здоровую.

Самоделкин. Еще версии есть?

Карандаш. А если зеркало круглое?

Ведущий. Ваше время истекло. Кто будет отвечать?

Дюймовочка. Ой! Мальчики! Время!

Самоделкин. Мы... считаем...что, для того чтобы зеркало переворачивало изображение не слева направо, а сверху вниз, его надо ... его надо... изогнуть!

Ведущий. Оригинальная версия! Но вопрос, по-моему, был поставлен несколько иначе: может ли обычное зеркало перевернуть изображение не слева направо, а сверху вниз? Давайте попросим эрудитов ответить на этот вопрос и заодно прокомментировать ответ Самоделкина.

Правильный ответ. Изображение предмета в плоском зеркале расположено симметрично предмету относительно плоскости зеркала, поэтому, чтобы отразиться в зеркале «снизу-вверх», нужно встать на него или подвесить его над головой.

Ведущий. Игра продолжается. «Почемучки» против эрудитов! Вы сами убедились сейчас, как непросты бывают детские вопросы. Пожалуйста, второй вопрос.

Незнайка раскручивает стрелку вертушки и останавливает ее напротив вопроса №2, но Дюймовочка подталкивает стрелку к музыкальной паузе.

Незнайка. Вопрос!         Дюймовочка. Музыкальная пауза! Незнайка. Вопрос!         Дюймовочка. Пауза.            Незнайка. Я видел.        Дюймовочка. Я хочу.

Ведущий. Друзья мои, не будем спорить. Пауза так пауза. Нет такой паузы, в которой бы не содержалось вопроса. Тем более детского.

Звучит мелодия песни «День рождения». Первоклассники начинают петь.

Первоклассница. Я играю на гармошке у прохожих на виду.

Первоклассник. К сожаленью, день рожденья только раз в году.

Первоклассница.  Почему у тебя получается громче?

Первоклассник. Не знаю. Но я видел в кино, как можно петь громче. Возьми этот рупор из бумаги. Пой в него.

Первоклассница. (Поет в рупор). Я играю на гармошке у прохожих на виду. Правда  громче получается. А почему?

Ведущий. Мне кажется, вопрос уже задан. Почему пение мальчика более громкое, чем девочки? И почему рупор усилил звук?

Незнайка. Вот так-так! Была музыкальная пауза - стал вопрос. Дюймовочка. Ой!

Самоделкин. Думайте-думайте, версии предлагайте! Незнайка. Так девочки всегда поют тихо.

Карандаш. А ты слышал по телевизору, как пела маленькая девочка в передаче «Минута славы»? Она меня чуть не оглушила.

Дюймовочка. Ой!

Ведущий. Время.

Самоделкин. Мы думаем, что у нашей девочки горло болит. А вот в рупоре песня летит в одном направлении, вот и громче получается.

Ведущий. Ну что ж, ответ знатоков Клуба веселых человечков нуждается, как минимум, в комментарии. Итак, получен ли правильный ответ на вопрос «почемучек»? Чем отличаются тихие звуки от громких? Высокие от низких? И как работает рупор?

Правильный ответ. Колебания голосовых связок у девочки создают звуки более высокой частоты, чем у мальчика. Высота звука определяется частотой источника звуковых колебаний. Чем больше частота колебаний, тем выше звук. Громкость звука определяется его амплитудой. Чем больше амплитуда колебаний в звуковой волне, тем громче звук. Усиление звука с помощью рупора происходит благодаря концентрации излучаемой звуковой энергии в направлении оси рупора.

Ведущий. Следующий вопрос.

За столом  первоклассники — мальчик и девочка — пьют чай. Мальчик шумно втягивает чай в рот.  Девочка старается чай залить в рот. У нее не получается.

Первоклассник. Ты что, не умеешь пить чай?

Первоклассница. Умею. Только я хотела лить его в рот,  да вот облилась.  

Первоклассник. Лучше пей чай вот так! Втягивай его в рот.                  

Первоклассница. А зачем?

Ведущий. Вопрос задан.

Самоделкин. Думайте! Думайте!

Дюймовочка. Ой!

Карандаш. Ну и детский вопросик! Пьем, потому что пить  хочется.

Незнайка. А ведь правда втягиваем жидкость в себя!

Дюймовочка. Ой, правда!

Самоделкин. Какие версии есть?

Незнайка. А газированную воду тоже втягиваем, хоть в ней пузырьки. Ведущий. Время.

Дюймовочка. Ой, время.

Самоделкин. Отвечать буду я. Мы считаем, что воду втягиваем в рот потому, что так надо.

Ведущий. Итак, все услышали мнение Клуба веселых человечков. Я хотел бы обратить особое внимание команд и зрителей на этот удивительный вопрос. Без сомнения, открытия приходят к тем, кто сохранил в себе способность задавать детские вопросы, удивляться очевидному. Воду втягиваем в рот - это все знают. Но вот вопрос: почему? И он не так прост, как может показаться. Я продемонстрирую вам несколько несложных экспериментов.

Эксперимент 1. Я беру шприц и опускаю его в воду. А теперь поршень поднимаю вверх. Вода поднимается за поршнем.

Эксперимент 2. Я беру пипетку, сжимаю пальцем резиновую трубку, чтобы удалить из прибора некоторое количество воздуха, опускаю конец пипетки во флакон с лекарством и отпускаю резиновую трубку; благодаря ее упругости форма восстанавливается. Смотрите, в пипетку набралось лекарство и не выливается.

И вот, продемонстрировав эти два эксперимента, я вновь повторяю вопрос, заданный малышами: почему мы, когда пьем, втягиваем жидкость в рот?

Правильный ответ. Когда поршень шприца поднимаем вверх, под ним образуется безвоздушное пространство, куда устремляется вода под действием силы атмосферного давления. То же происходит в пипетке. Когда форма резиновой трубки восстанавливается, давление воздуха в пипетке уменьшается, и в нее входит некоторое количество жидкости под действием атмосферного давления. Когда человек пьет, он втягивает в себя воду. В этот момент во рту образуется разреженное пространство, куда под действием атмосферного давления устремляется жидкость.

Ведущий. Передаю слово жюри.

Жюри подводит итоги конкурсов и в заключении  делает вывод, что команда Клуба веселых человечков недостаточно хорошо подготовлена в столь серьезном соревновании и поэтому переходит в разряд зрителей.

Дюймовочка. Ой!

Незнайка. Надо было вместо Карандаша Буратино взять!

Карандаш. А вместо Незнайки - Знайку!

Самоделкин. Ничего, подготовимся и еще себя покажем.

Ведущий. Безусловно! А теперь я приглашаю вас быть зрителями дальнейших наших конкурсов.

Вы обратили внимание, что детские вопросы часто возникают у детей во время игры. Недаром А. Эйнштейн говорил, что его теория относительности - это детская игра по сравнению с детской игрой. Итак, следующий вопрос.

На сцену выходят двое первоклассников. Мальчик показывает юмористический плакат: вороны играют в хоккей на льду реки.

Мальчик. Смотри, какой рисунок у меня. Смешной?

                          C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\CIMG0186.JPG

Девочка.  Не смешной, а неправильный!

Мальчик? Почему?

Девочка. Потому что вороны зимой сидят на деревьях! На льду холодно.

Мальчик. Нет, на льду! Я сам видел, они на льду сидят!

Девочка. Нет, только на деревьях!

Ведущий. Кто же из ребят прав? Можно ли зимой увидеть птиц на льду? Ворон, например?

Незнайка. А ты, Карандаш, видел зимой птиц на льду?

Карандаш. Тише, тише, давай послушаем ребят.

Правильный ответ. В борьбе за существование птицы научились использовать в своих интересах законы физики. При замерзании 1 г воды в окружающую среду выделяется 340 Дж теплоты. Во время сильных морозов происходит утолщение ледяного покрова, связанное с выделением теплоты, и птицы действительно зимой на льду греются!

Ведущий. Мы снова приглашаем на сцену «почемучек».

На сцену выходят несколько первоклассников. Они читают стихотворение  С. Михалкова «Азбука».

Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась.

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М, 

Г ударилось немножко,

Ж рассыпалось совсем!

Потеряла буква Ю Перекладину свою! Очутившись на полу, Поломала хвостик У!

Ф, бедняжку, так раздуло –

Не прочесть ее никак!

Букву Р перевернуло –

Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась -Превратилась в букву О.

Буква А, когда очнулась,

Не узнала никого.

Девочка. Что же это с буквами случилось?

Ведущий. Замечательное стихотворение прочитали ребята. Да и вопрос прозвучал? Итак, какое явление описал поэт в своем стихотворении «Азбука»?

Правильный ответ. Буквы подверглись разным видам деформации: растяжения, сжатия, сдвига. Кроме того, описано свойство тел, которое называется хрупкостью.

Самоделкин. Разрешите мне задать эрудитам детский вопросик! Ведь мы, веселые человечки, тоже «почемучки».

Ведущий. Не возражаю.

Карандаш (Самоделкину). Задавайте посложнее, чтобы не ответили!

Самоделкин. Совсем простой вопросик. Вот вам несколько предметов (достает ножницы, кусок проволоки, батарейку, коробку с кнопками, компас). Не могли бы вы, уважаемые эрудиты, рассказать, как с помощью некоторых из этих вещей смастерить... магнит!

Дюймовочка. Ой! 

                                                                                                     

Незнайка. Молодец, Самоделкин! Вот это действительно детский вопросик!

Ведущий. Ну что ж, эрудиты, попробуйте ответить на вопрос Самоделкина.

Правильный ответ. Нужно взять ножницы и сориентировать их острым концом на север. За пару дней ножницы превратятся в слабый магнит за счет наведенного магнитного поля.

Незнайка. Теперь мой вопрос.

Дюймовочка. Нет, моя очередь. (Она пускает мыльные пузыри). 

Незнайка. Я раньше сказал!

Дюймовочка. А я раньше занимала!

Ведущий. Не будем спорить, друзья. У каждого будет возможность задать вопрос. Давайте послушаем Дюймовочку.

Дюймовочка. У меня такой вопрос. Почему мыльные пузыри такие красивые? Да еще кругленькие-кругленькие, как мячик?

Незнайка. Ну и вопрос? Ты бы, Дюймовочка, у меня спросила. Круглые, потому что     пу-зы-ри.

Карандаш. Неправильно! Неправильно! Круглые потому, что пузыри - это шарики. А красивые они потому, что мыльные, а мыло-то цветное.

Ведущий. Не спорьте! Давайте лучше послушаем, что по этому поводу скажут эрудиты.

Правильный ответ. Размеры мыльного пузыря под давлением вдуваемого в него воздуха увеличиваются одинаково во всех направлениях, вследствие чего пузырь принимает форму шара. Это явление подтверждается законом Паскаля. Жидкости и газы передают оказываемое на них давление по всем направлениям одинаково. А окраска мыльных пузырей объясняется интерференцией света. Причина этого явления в том, что солнечные лучи отражаются и преломляются как на внешней, так и на внутренней поверхностях тонких пленок. Тут они попадают в условия, когда различные цвета могут друг друга ослабить или усилить. Вот и возникает радужная окраска.

Ведущий. Ну, а теперь слово жюри.

Жюри подводит итоги конкурса.

Незнайка. У меня есть самый последний вопросик! Ведущий. Но игра, дорогой Незнайка, уже закончилась...

Незнайка. Нет-нет, один вопросик почемучкам. Они сегодня все время задавали вопросы. Надо же и им на что-нибудь ответить. Я сейчас прочитаю стихотворение о механическом движении. Почемучки пусть подскажут недостающие словечки.

Дюймовочка. Ой, как интересно!

Незнайка. Итак, почемучки, подскажите словечко.

Слово спряталось куда-то,

Слово спряталось и ждет:

«Пусть найдут меня ребята,

Ну-ка, кто меня найдет!»

Игра веселая - футбол,

И вот забит уж первый... (гол).

Вот разбежался быстро кто-то

И без мяча влетел в... (ворота),

А Коля мяч ногою «хлоп»

И угодил Борису в... (лоб).

Смеются громко ребятишки.

Растет на лбу Бориса... (шишка).

Но Боре шишка - нипочем,

И все опять бегут... (с мячом).

Но вот устала детвора,

И прекращается... (игра).

Карандаш. Молодцы, почемучки. Хорошо справились с заданием!

Ведущий. Наша игра подошла к концу. Я поздравляю команду-победительницу сегодняшнего конкурса. Последнее интервью с веселыми человечками. Ваше мнение о сегодняшней игре.

Дюймовочка. Мне очень понравился капитан команды эрудитов.

Самоделкин. Несмотря на наше поражение, я нисколько не огорчен. Эрудиты были сильнее. И мне хочется вручить им призы за такую хорошую игру (вручает призы).

Карандаш. Ничего, мы теперь подготовимся и еще себя покажем!

Незнайка (цитирует отрывок из стихотворения Л. Харша «Почемучки и откудки»).                             

Все сплошные «что» да «если»,

«Почему», «откуда», «как»!

А на них ответы есть ли?

Говорят примерно так:

Первоклассники (хором).

Очень скоро подрастешь,

Тайны эти сам поймешь!

Ведущий. Спасибо вам, первоклассники и веселые человечки, за участие в игре!

Литература:

  1. Я.Л. Трембовольский, И.В. Чекалов. Ваше слово, эрудиты!                  М.: «Просвещение», 1990.
  2. Е.Е. Ефимовский. Ракета и травинка. 1984 г. Детгиз (Ленинград).
  3. С. Михалков. Стихи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии "Турнир эрудитов"

В данной разработке представлены задания разного типа для проведения внеклассного мероприятия в 9 классе....

разработка внеклассного мероприятия Акция "Протест против курения"

В разработке содержится материал для проведения театрализованного праздника учащихся с ОВЗ, среди 6-7 классов...

Внеклассное мероприятие по истории "Конкурс эрудитов - знатоков истории" 7 класс

Данное мероприятие поможет углубить и развить знания учащихся по истории России. Способствует осуществлению патриотического, нравственного воспитания учащихся. Помогает социализации учащихся, формируе...

внеклассное мероприятие по математике "Бой эрудитов"

Цифровой образовательный ресурс "Бой эрудитов" состоит из слайдов презентации и разработки внеклассного мероприятия. Форма работы - групповая и фронтальная. Конкурс сопровождается слайдовой презентаци...

Внеклассное мероприятие по химии "Турнир эрудитов"

Внеклассное мероприятие по химии "Турнир эрудитов"...

Внеклассное мероприятие по информатике "Конкурс эрудитов"

Внеклассное мероприятие по информатике "Конкурс эрудитов"...