внеклассное мероприятие по математике "Бой эрудитов"
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

Хомиченко Ольга Ивановна

Цифровой образовательный ресурс "Бой эрудитов" состоит из слайдов презентации и разработки внеклассного мероприятия. Форма работы - групповая и фронтальная. Конкурс сопровождается слайдовой презентацией с изображением некоторых конкурсов, заданий к ним, а также ответов к ним. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon boy_eruditov.doc131 КБ
Office presentation icon ist_matem_boy_eruditov.ppt1.17 МБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Бой эрудитов

(внеклассное мероприятие для обучающихся 6 класса)

Конкурс. Возможно проведение в: кабинете математики, актовом зале.

Время проведения: 15-20 октября.

(Слайд 1,2)

Тема: «немного об истории математики»

  • Цели: 

Образовательная: способствовать расширению кругозора обучающихся,  заинтересовать предметом.

Воспитательная: формировать дружеские  отношения, умение работать в команде.

Развивающая: развивать способности самостоятельной и исследовательской деятельности,  развивать речь, память, чувство коллективизма.

(Слайд 3)

Задачи: 

  • активизация и развитие познавательных процессов обучающихся (восприятия, внимания, памяти, сообразительности)
  • повторение и закреплений знаний, приобретаемых на уроках и из других источников информации
  • расширение кругозора и математической культуры  учащихся.
  • создание деятельной,  творческой обстановки в процессе мероприятия, благотворно влияющей на эмоциональную психику обучающихся.
  • совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной работы с обучающимися.
  • приобщение родителей к проведению внеклассного  мероприятия.

Технические средства

  • Мультимедийный проектор, ноутбук
  • Экран

Для проведения внеклассного мероприятия нужно провести подготовительную работу: 

  1. Раздать задания по подготовке презентаций о нескольких великих математиках.
  2. Приготовить вместе с обучающимися выступления по выполненным презентациям.
  3. Создать презентацию “Бой эрудитов” для шести конкурсов.
  4. Выбрать команды детей, которые будут участвовать в соревновании. Или делится класс на 2-3 команды. (Каждая команда готовит себе эмблему и ищет помощника-родителя или старших брата, сестру).
  5. Подготовить ведущего, героев: Веди и Сигма.
  6. Каждая команда готовить заранее свое представление, эмблему и приветствие.

Ход работы по подготовке выступлений: 

  1. Обучающимся выдается план подготовки выступлений или презентаций:
  1. Годы жизни ученого.
  2. Цитата, высказывание математика.
  3. Краткая биография с отражением жизненной позиции ученого.
  4. Основные труды в области математики, которые принесли известность.
  5. Интересный факт из жизни ученого.
  1. Выполненные работы редактируются учителем, после чего обучающийся готовит выступление по своей работе.

В игре выступления посвящены следующим выдающимся деятелям-математикам:

1. Аристотель;

2. Евклид;

3. Эратосфен;

4. Анри Пуанкаре;

5. Рене Декарт;

6. Софья Ковалевская;

7. Андрей Николаевич Колмогоров.

План проведения мероприятия.

  1. Вступление.(5мин)
  2. Проведение конкурсов. (25 мин)
  3. Подведение итогов.(3мин)
  4. Заключительная часть.(7мин)

Ход мероприятия.

  1. Вступление.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и наши гости, приветствуем наше уважаемое жюри!

Сегодня у нас первая игра эрудитов. Нашим знатокам предстоит путешествие в страну «История математики». К нам обещали прийти гости…  А вот и они. Что же они предложат нашим эрудитам?

(На сцену выходят профессора Сигма и Веди.  Профессор Сигма с огромным портфелем. Профессор Веди в магистерской шапочке. Они будут помогать ведущему.)

Веди. Разрешите представиться: профессор Веди.

Ведущий. Веди?

Веди. Веди-это мой научный псевдоним. Разве вы не знаете, что Веди-третья буква первой славянской азбуки, созданной Кириллом и Мефодием: «аз», «буки», «веди» и т.д. Кстати, корень «вед»-очень древний по своему происхождению, еще в древнеиндийском он обозначал «знание».

Ведущий. Вот откуда в русском языке слова «ведать», «сведения», «уведомить».

Сигма. А я профессор сигма.

Ведущий. Сигма?

Сигма. Да, греческая буква «сигма», которая в математике обозначает «сумму». Это научный псевдоним, отражающий мои научные интересы.

Ведущий. Кстати, ребята, вопрос к вам, чему будет равна следующая сумма:

СИГМА+ВЕДИ?

(Вопрос к командам)

СУММА ЗНАНИЙ.

Сигма. Очевидно! А может, и «сумка знаний », простите за неуклюжий каламбур! Кстати, пора ее открыть.

Ведущий. Подожди, Сигма, сначала нужно представить наше глубокоуважаемое жюри и наши наимудрейшие команды.

Наших эрудитов будут сегодня оценивать…(Представление членов жюри.)

Дадим слово нашим эрудитам.

(Идет представление и приветствие команд).

  1. Проведение конкурсов.

  1. Конкурс эмблем.

Ведущий. Наш конкурс называется конкурсом эрудитов, а если точнее, то математического эрудита.

Эрудит не только словами должен уметь выражать свои мысли, но и с помощью рисунка, схемы, каких-то знаков. Поэтому первый конкурс – конкурс эмблем. (максимальное количество баллов-5)

  1. Конкурс презентаций.

Каждая команда должна была приготовить презентацию о нескольких самых известных математиках: Аристотель, Евклид, Эратосфен, Анри Пуанкаре, Рене Декарт, Софья Ковалевская, Андрей Николаевич Колмогоров. Слово предоставляется командам.

(Команды демонстрируют презентации о великих математиках, одновременно комментируют.)

(максимальное количество баллов-20).

  1. Конкурс «Великие математики». (Слайд 4)

Ведущий. Сейчас команды должны будут ответить на 8 вопросов о представленных в презентации ученых. Каждый верный ответ дает команде 2 балла.(Слайды 5-11)

1. Чей труд назывался “НАЧАЛА”? (Евклид)

2. Кто из ученых серьезно занимался биологией? (Рене Декарт)

3. Кто из ученых занимался географией, известен его трактат “Об измерении Земли”? (Эратосфен)

4. На каком изображении можно увидеть Евклида?

5. Сколько книг содержал труд Евклида “Начала”? (13 книг)

6. Чей известен способ нахождения простых чисел? (Эратосфен)

7. Какое имя у известной русского математика Ковалевской? (Софья)

8. В какой стране жил и работал ученый Анри Пуанкаре? (Франция)

Сигма. Ну что, ребята, пора заглянуть в мою сумку знаний.

  1.  Конкурс «Хронология событий» (Слайд 12)

Из портфеля Сигма достает карточки с заданиями, каждой команде по комплекту, нужно разложить их по порядку.

Ведущий. У каждой команды есть своя лестница-лестница научной эволюции - со ступенями истории. Наша задача - разместить на этих ступенях в хронологическом порядке события из портфеля Сигмы:

1.Определите правильный порядок событий:

1. Написаны труды Евклида;

2. Работы Декарта по аналитической алгебре;

3. Занятия с простыми числами Эратосфена.

(Правильный порядок: 1, 3, 2)

2. Перепутаны авторы цитат:

В математике царской дороги нет.

– 1. Евклид.

Математика - это искусство называть вещи одним и тем же именем.

– 2. Декарт.

Особенно нравилась математика верностью и очевидностью своих рассуждений.

– 3. Пуанкаре.

(Правильный порядок ученых: 1, 3, 2)

3. Кто чей учитель? Расставить деятелей в таком порядке, чтобы каждый следующий был учеником предыдущего.

  1. Аристотель;
  2. Платон;
  3. Александр Македонский.

(за каждое правильно выполненное задание команда получает 3 балла)

  1. Конкурс умников.

Ведущий. Мы вызываем на конкурс по юному эрудиту из каждой команды.

Каждому из вас предложена дорожка, состоящая из 3 квадратиков. В каждом квадратике лежит конверт с задачей. Вы должны решить задачу с командой и затем переходить на следующий квадратик. За верный ответ первого квадрат-2 балла, второго-1 балл, третьего-2 балла.

Задачи в конвертах.

1.Найдите сумму отрицательных чисел:

-11 + (-24) =

А

- 75 + (-24) =

Г

-12 + (-13) =

Б

- 62 + (-36) =

Х

-28 + (-27) =

У

-42 + (-53)=

Я

-34 + (-49) =

М

-17+(-18) =

В

-13 + (-44) =

П

-225+(-37)=

Д

-59 + (-27) =

Р

-276 + (-4) =

И

-80 + (-11) =

Т

-403+(-177)=

Н

2.Используя данные предыдущего задания заполните таблицу

-25

-86

-35

-98

-83

-35

-99

-55

-57

-91

-35

- индийский математик и астроном, первый изложивший правила действий с отрицательными числами. (Слайд 13)

3.Знаки «+» и «-» для записи положительных и отрицательных чисел ввел чешский математик. Используйте данные первого квадрата. Чтобы узнать в каком году вышла его книга,  найдите модуль корня уравнения: (Слайд 14)

-95

-580

-35

-280

-262

-83

-35

-580

х – (-888) = - 601;

х =                        ;

х =               .   

  1. Конкурс «Отгадай кроссворд»

Сигма. Ну что, ребята, пора заглянуть в мою сумку знаний еще раз.

 Ведущий. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, поэтому максимальное количество балов за этот конкурс-17.

По горизонтали:

  1. Сумма всех чисел.
  2. Страна, в которой впервые научились выполнять действия с отрицательными числами.
  3. Из двух отрицательных чисел больше то, чей модуль …
  4. Французский математик, предложивший геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел
  5. Знак, которым обозначают отрицательные числа.
  6. Как  называют все отрицательные числа и число 0?
  7. Число, показывающее положение точки на прямой.
  8. Как раньше называли отрицательные числа?
  9. Числа положительным.

По вертикали:

  1. Расстояние от начала координат до точки на координатной прямой.
  2. Чешский математик, который  предложил знаки «+» и «-» для обозначения положительных и отрицательных чисел.
  3. Индийский математик и астроном, изложивший правила действий с отрицательными числами.
  4. Как раньше называли положительные числа?
  5. Еще одно название отрицательных чисел (устар.).
  6. Название двух чисел, сумма которых равна 0.
  7. В какой стране впервые появились отрицательные числа.
  8. Натуральные числа, им противоположные и ноль - … числа.

2

4

2

5

1

3

7

4

6

7

1

3

8

8

9

5

6

  1. Подведение итогов.

Ведущий. Молодцы, ребята! Справились вы с заданиями и доказали, что вы настоящие эрудиты. Надеюсь, что тренировка вычислительных навыков суммы отрицательных чисел, поможет безошибочно работать на уроках математики, географии, биологии. Работа над презентациями на уроках информатики и других предметов. Тренировка памяти и внимательности всегда и во всем.

А сейчас предоставляем слово жюри и подводим итоги нашего конкурса.

(Слайд 15)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к цифровому образовательному ресурсу

 «Бой эрудитов».

Автор: Хомиченко Ольга Ивановна.

Место работы: МОУ «Красноярская СОШ» Большереченского района Омской области.

    Цифровой образовательный ресурс «Бой эрудитов» состоит из слайдовой презентации и разработки внеклассного мероприятия.

Формы работы – групповая и фронтальная. Ведущими являются профессоры Сигма и Веди, а основным – может быть старшеклассник, учитель и т.д.

В ходе конкурса команды получают баллы, предварительно выполнив задания, связанные с каждым конкурсом. Побеждает та команда, у которой окажется больше баллов.

Конкурс сопровождается слайдовой презентацией с изображениями некоторых конкурсов, заданий к ним, а также ответов к ним. В конце игры команды получают грамоты и призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии "Турнир эрудитов"

В данной разработке представлены задания разного типа для проведения внеклассного мероприятия в 9 классе....

Внеклассное мероприятие "Бой эрудитов" для 5-11 классов

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Бой эрудитов" для учащихся 5-11 классов+презентация...

Внеклассное мероприятие "конкурс эрудитов".

Одним из методических средств, которые способны активизироватьпознавательную деятельность обучающихся является учебная игра. Именно игры, конкурсы дают возможность наиболее полно раскрыться обучающему...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и математике для младших школьников «Эрудиты»

Развлекательная программа для детей начальных классов по русскому языку и математике...

"Эрудиты, вперёд!" внеклассное мероприятие для учащихся 6 - 7 классов.

Проводится по аналогии с передачей "Счастливый случай" между командами двух классов, в состав которых входят по 3 семьи от каждого класса....

Внеклассное мероприятие по истории "Конкурс эрудитов - знатоков истории" 7 класс

Данное мероприятие поможет углубить и развить знания учащихся по истории России. Способствует осуществлению патриотического, нравственного воспитания учащихся. Помогает социализации учащихся, формируе...

Внеклассное мероприятие по математике «Эрудиты, вперед!»

Цели и задачи: Прививать интерес к предмету. Развивать интеллектуальную культуру средствами математики. Уметь переносить знания в новые условия. Формировать эмоционально- целостное...