Устный журнал "Человек славен трудом"
статья (5 класс) по теме

Смирнова Зоя Ивановна

Цель:

Расширить представление детей о значении труда в жизни общества, побуждать детей к развитию трудовых навыков, к самовоспитанию.
Задачи:
1. Привлечь внимание детей к добросовестному отношению к труду. 

2. Развивать мышление, внимание, посредством выполнения заданий, память, посредством заучивания стихов, слуховое и зрительное воспитание, посредством просмотра мультфильма, прослушивания сказки.

3. Воспитывать трудолюбие, ответственность за порученные дела.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal_chelovek_slaven_trudom.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл

«Косолаповская школа – интернат»

Устный журнал:

«Человек славен трудом»

               

 

Провела:

воспитатель 5-а класса:

                                                    Смирнова З. И.

 

                                                         

Косолапово 2015

Цель:

Расширить представление детей о значении труда в жизни общества, побуждать детей к развитию трудовых навыков, к самовоспитанию.
Задачи:
1. Привлечь внимание детей к добросовестному отношению к труду.  

2. Развивать мышление, внимание, посредством выполнения заданий, память, посредством заучивания стихов, слуховое и зрительное воспитание, посредством просмотра мультфильма, прослушивания сказки.

3. Воспитывать трудолюбие, ответственность за порученные дела.
                                             Ход мероприятия:
1. Вступление.
- Добрый день, ребята!

 Тему классного часа узнаем, если выполним задание.
1 слайд. Задание: «Буквы заблудились»
Темя сегодняшнего мероприятия:
2 слайд. Устный журнал: «Человек славен трудом».
Сегодня мы поговорим о труде, о людях труда, о профессиях.

Пройдем по страницам устного журнала.
2. Вступительная беседа.
- Внимательно послушайте стихотворение и скажите о чем оно?
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба -
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
- О чем стихотворение? (о труде)
3. Основная часть.

- Кто догадался, какая первая страница устного журнала? (о труде)
1 страница – «Труд – основа всему».
- Сегодня мы поговорим о труде взрослых и ребят. Давайте представим себе, что случилось бы, если бы вдруг все перестали трудиться?
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
«Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!»
И все портные в городе
Ушли б за ним домой.
Ходили люди б голые
По улицам зимой…
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофер:
«Возить людей не хочется», -
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало б снежком.
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком…

Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
«Рвать зубы мне не хочется.
Не буду, хоть ты плачь!»
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.

Сказал учитель в школе бы:
«Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется.
Я в школу не приду!»
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучёными
До старости росли.

Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда.
И люди не откажутся
От нужного труда. (Л.Куклин)

3 слайд. Словарная работа:
Труд
– целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства в материальных и духовных ценностей.
Трудолюбие – любовь к труду.
Лень – отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.

Стих. Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Кто на все века и годы
Настоящий царь природы?
Царь полей, заводов, руд?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!

Жизнь – это труд.
А как же понять слова - «Где труд, там и счастье»?
-Да, труд дает нам радость, счастье, удовольствие. Некоторые из вас тоже испытали это чувство, радовались результату труда.
Девочки, вспомните, что вы испытали, когда вы убирались в комнате, помогали маме дома?
А вы, мальчики, когда вы сделали своими руками нужную вещь, помогли отцу что-то строить, чинить, смастерить?
Вы испытали радость, гордость за своё умение, за себя.

Слайд 4.
Задание:
Составь пословицу: Портит. Труд. А. Кормит. Лень. Человека.

Слайд 5.
2 страница: «Труд человека кормит, а лень портит»
- Как вы понимаете эту пословицу?
(Человек, который трудится, будет зарабатывать деньги, а ленивый человек ничего не делает, живёт бедно).
Люди не могут прожить жизнь без труда. Труд помогает переносить все тяготы, невзгоды, жару и холод. Своим трудом человек делает свою жизнь лучше, землю – краше, Родину – богаче.
Послушайте
сказку «Как вылечиться от лени?».

Подумайте, чему она учит?
Жил-был мальчик. Однажды подарили ему молоток. А молоток тот был не простой, а волшебный, говорящий.
- Молоток, давай будем работать – полку для книг к стене прибьем! – говорит ему мальчик. Молоток в ответ:
- Что ты, что ты! Разве не видишь, какая ручка у меня белая? От работы она испачкается. Разве не видишь, какая у меня голова гладкая? От работы она исцарапается.
Так и прожил Молоток целый год у мальчика – ни одного дела не сделал. Заладил свое: жалко беленькую ручку пачкать!
Однажды мальчик смотрит –вся голова у Молотка покрылась странными рыжими пятнами.
Лежит он в ящике кряхтит:
- О-хо-хо! Совсем дело худо. Доктора скорей!
Прибежал доктор в белом халате.
Осмотрел больного, головой покачал – пилюли горькие прописал.
Не помогло.
Прибежал другой доктор в белом халате – микстуру прописал кислую-прекислую.
Не помогло.
Третий доктор глянул на больного и говорит:
- Случай тяжелый! Это страшная-престрашная болезнь, по-нашему, по-ученому называется «Ржавчинус - безделиус».
С ней только доктор в синем халате справиться может.
Обратитесь в столярную мастерскую.
Прибежал из столярной мастерской доктор в синем халате.
- Не волнуйтесь, - говорит,- вылечим!
Как схватит молоток за белую ручку да как примется гвозди заколачивать! С десяток гвоздей прибил – ржавчины поубавилось.
Еще с десяток забил – ржавчины поубавилось.
И еще десяток…
Молоток еще чище стал.
Поработал Молоток, поработал, да и выздоровел совсем. Пропали рыжие пятна, словно их и не было: от труда стерлись.
И так понравилось Молотку работать, что он был готов работать без отдыха. На прощание доктор в синем халате прописал Молотку и другим инструментам (а может и не только инструментам..?) такой рецепт:
Чтобы инструменты не болели,
Они должны забыть про лень.
Им находиться нужно в деле
Хоть два часа, но каждый день!
Врач – столяр Петров.
- Чему нас учит сказка?
(Трудиться каждый день, чтобы не стать ленивыми)
И чем лучше человек трудится, тем сильнее, краше и богаче становится сам. В нашей стране все, весь российский народ трудится: и взрослые, и дети. Каждый человек имеет право на труд.
Это записано и в Конституции – в основном законе государства.
Ст.37 (чтение вслух статьи из Конституции РФ)
У нас в почете всякий труд. В нашей стране почетными являются и труд милиционера, и рабочего, и труд строителя, и труд столяра. Каждый человек выбирает для себя любимую работу, которая ему по душе.

- Все люди нашей страны трудятся на своих рабочих местах. Пройдут школьные годы, и вам нужно будет выбрать профессию.
- Что такое профессия?
- Это человек, который занимается работой.
- Обратимся к точному определению:
Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.
- Профессий много. Какие виды профессий вы знаете? (Ответы детей)
Слайд 6.
3 страница – «Все профессии важны, все профессии нужны».

Сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Но сначала заполним кроссворд, отгадав загадки.

п

о

в

а

р

п

о

ж

а

р

н

ы

е

с

т

р

о

и

т

е

л

ь

ш

о

ф

е

р

ш

в

е

я

с

а

п

о

ж

н

и

к

п

а

с

т

у

х

у

ч

и

т

е

л

ь

л

е

т

ч

и

к


1. Скажите, кто так вкусно                  
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
(Повар)

3. Кладет кирпич за кирпичом -
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше, выше новый дом.
(Строитель)

2. С огнем бороться мы должны -
Мы смелые и храбрые,
Мы очень людям всем нужны.
Так, кто же мы?
(Пожарные)

4. Встаем мы рано,
Ведь наша забота -
Всех отвозить по утрам на работу
(Шофер)

5. Кто нас одевает в красивые платья?
Кто шьет нам наряды,
Чтоб было приятно?
(Швея)

7. Поет рожок, поет рожок!
Мы гоним стадо на лужок. Пасем коров мы целый день, Лишь станет жарко – гоним в тень.
(Пастух)
9. Кто знает дороги отлично

6. Мастер, мастер, помоги -Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди-
Мы пойдем сегодня в гости.
(Сапожник)

8. Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать.
(Учитель)

воздушные
И нас перевозит туда, куда нужно?
(Летчик)

- Какое слово получилось в выделенных клетках? (профессия)
- А чтобы получить профессию, что нужно для этого делать?
(ответ детей - учиться).
- А чтобы стать хорошим поваром, строителем, маляром нужно много трудиться.

Игра на внимание

Веселая компания,
Удвой свое внимание!
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
Черный весь, как будто грач,
С нашей крыши лезет … (трубочист)

Булки нам и калачи
Каждый день пекут … (пекари)
Варит кашу и бульон
Добрый, толстый … (повар)
На заводах по три смены
У станков стоят … (рабочие)
Говорят про звуки парные
В школе нам с тобой (учителя)
Посадил уж сотни раз
В городском саду … (садовник)
Кто пасет коров, овец?
Ну, конечно, … (пастух)
К первоклашкам входит в класс
Лишь бесстрашный … (учитель)
Подметает чисто двор
В шесть утра, конечно, … (дворник)
Складки, карманы и ровненький кант -
Платье красивое сшил … (портной)

Высадить новые саженцы в ельник
Снова отправится утром … (лесник)
Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии – слава и честь!

Стих. Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки
.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьет, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Все, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно!

Слайд 7.  Песня «Все профессии важны»

Слайд 8. Страница 4 – «Делу время, потехе час».
Физкультминутка - Игра «Да, нет».
Если вы согласны с утверждением, то хлопаете в ладоши, а если нет – топаете ногами.
1.Печник печет пирожки. (нет)
2.Библиотекарь выдает книги. (да)
3.Переводчик переводит бабушек через дорогу. (нет)
4.Пожарный жарит котлеты. (нет)
5.Часовщик чинит часы. (да)
6.Машинист моет машины. (нет)
7.Актер красит стены. (нет)
8.Водопроводчик ныряет под воду. (нет)
9.Шофер возит людей. (да)
10.Летчик подметает двор. (нет)

-Объясните смысл пословицы – Делу время, потехе час.
- Всему должно быть своё время – и делу и потехе. Нужно уметь и трудиться, и отдыхать.

Чтение басни «Стрекоза и муравей» (инсценировка)

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» — 
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».— 
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое всё пела».— 
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

Беседа по содержанию басни.
- Как мы можем охарактеризовать муравья? Какой он? (трудолюбивый)
- А стрекоза? (легкомысленная, она только пела и плясала)
- Стоит думать не только о своих развлечениях, но и о хлебе насущном. Все, чего человек достиг, он достиг благодаря труду.
Уютные дома, красивая одежда, вкусная еда, интересные развлечения – все это плоды труда.

Слайд 9.
5 страница «Терпенье и труд все перетрут»
- Вспомните, что вы умеете хорошо делать.
(Содержать в порядке свои вещи, учебную принадлежность, ухаживать за своей внешностью, одеждой, убирать класс, группу, подметать и мыть полы, протирать пыль, ухаживать за цветами, гладить одежду, выращивать цветы на клумбе)

- Можем мы принести славу своим трудом? Как?
- Мы должны добросовестно относиться к своим обязанностям, чтоб вас отметили только с хорошей стороны.
- Труд имеет и большое личное значение. Труд помогает человеку раскрывать свою личность, показать свои способности? Где мы можем проявить свои способности?
- Когда готовимся к общешкольным мероприятиям (поем, танцуем, готовим инсценировки)
- Когда участвуем (в конкурсе поделок, стенгазеты, новогодней игрушки, конкурсе чтецов, рисунков).
- Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками.

Слайд 10, 11
Задание: «Составь пословицу»
(соедини стрелками)
- Умелые руки не знают скуки.
- О человеке судят не по словам, а по делам.
- Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
- Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

4.Заключительная часть.
Ребята, расскажите о своих полезных делах.
- Чем занимаетесь в свободное время?
- Какие кружки посещаете?
- Какое поручение имеете в классе?
Выставка поделок детей, сделанных своими руками.
- Эти работы – это ваш личный труд. Этот труд красит вас?
- Да (сделали своими руками, от этого есть польза, можем украсить комнату, получили радость и удовольствие)
Стих. «Не позволяй душе лениться!»

Стих. Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле,
Иль ввести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.

Всё делать должны сами,
Умелыми руками.
Ничто и никогда
Не дается без труда.

Итоговые вопросы.

- О чём говорили сегодня на мероприятии?

- Что понравилось на мероприятии.

Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек славен трудом

Действующие лица:Ведущий 1Ведущий 2Ведущий 3Эксперт 1Эксперт 2ТрудПервобытный человек                  Ход мероприя...

Презентация "Человек славен трудом" часть 1

В презентации выложены свои фотографии о работе детей с ОВЗ....

Проект "Да буден славен труд учителя! Учитель, дарящий свет!

Эта исследовательская работа дань уважения человеку, который посвятил свою жизнь детям. Её жизненный путь – это путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно, до самоотречения с...

Человек славен трудом

Человек славен трудом...