плетение
рабочая программа (7 класс) на тему
Программа плетения из газетных трубочек имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
«Плетение из газетных трубочек»
Пояснительная записка
В ХХI веке технологическое образование становится объективной необходимостью. Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.
Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.
Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет плетение из газет – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (карандашницы, кашпо, карзины и т.д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Детский кружок «Плетение из газет» создан с целью развития и реализации творческих способностей учащихся. Работу кружка организовывается с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой.
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.
Цель программы:
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи.
Обучающие:
-знакомить с основными понятиями и базовыми формами плетения
-обучать различным приемам работы с бумагой,
-создавать композиции с изделиями, выполненными в технике плетения.
Развивающие:
-развитие, внимания, память, логическое и пространственное воображение, -развиваем мелкую моторику рук, развивает художественный вкус, творческие способности и фантазию детей, развивает у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
Воспитательные:
-воспитывает интерес к искусству плетения;
-способствует созданию игровой ситуации, расширяет коммуникативные способности детей,
-совершенствует трудовые навыки, формирует культуру
Условия реализации программы:
1. Создание единой творческой команды
2. Наличие места проведения кружка.
3. Выделение средств администрацией школы для приобретения , клея, , краски, лака необходимых для работы.
Положение о работе кружка
Кружок рассчитан для учащихся 5-7 классов
-Посещение учащимися кружка осуществляется на добровольной основе.
-Результаты работы кружка в конце года проходят в форме выставки.
Формы работы кружка
Работа кружка «Плетение из газет» планируется на один год. Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год)
Формы организации с детьми могут быть:
– коллективная;
– групповая;
– индивидуальная.
Содержание программы.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новым увлекательным видом рукоделия.
Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек.
Плетение из газетных трубочек - оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно использовать самые различные схемы – из листов газеты свёрнутых трубочкой делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки.
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке «Плетение из газетных трубочек»
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
Знать:
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями.
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, спицы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.)
Общетрудовые умения
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать своё мнение.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Из них: | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводный. Техника безопасности на занятиях.. Инструменты и материалы | 1 | 1 | - |
2 | Волшебные свойства бумаги. История возникновения плетения из бумаги. | 1 | 1 | |
3 | Вырезание полосок для скручивания трубочек. Основные правила работы. | 2 | 2 | |
4 | Приёмы и способы покраски изделий. | 1 | 1 | |
5 | Виды плетения из газет. Верёвочка, спиральное, ситцевое. | 2 | 2 | |
6 | Виды плетения загибок | 1 | 1 | |
7 | Плетение простейших изделий. Рыбка, Филин | 2 | 1 | 1 |
8 | Плетение игольницы. | 2 | 1 | 1 |
9 | Панно из газетных трубочек | 2 | 1 | 1 |
10 | Карандашница | 2 | 1 | 1 |
11 | Колокольчики | 2 | 1 | 1 |
12 | Панно «Веер». | 2 | 1 | 1 |
13 | Панно «Паутина с пауком» | 2 | 1 | 1 |
14 | Панно «Шляпа». | 2 | 1 | 1 |
15 | Конфетница «Поросёнок» | 2 | 1 | 1 |
16 | Ёжик. | 2 | 1 | 1 |
17 | Кашпо «Башмак». | 2 | 1 | 1 |
18 | Кашпо для цветов круглое. | 2 | 2 | |
19 | Солнышко | 2 | 2 | |
Итого | 34 | 16 | 18 |
Ожидаемые результаты
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
В результате обучения по данной программе учащиеся:
–– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
- узнают о чувашских народных промыслах.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Проведение выставок работ учащихся в школе
• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
•Защита проектов.
•Проведение мастер-классов;
•Участие в конкурсах разных уровней.
Литература
1. Книга Е.Г. Вакуленко "Народные мастера Кубани": Левадий А. А. - плетение из талаша стр.117 Жук В.Т.- плетение из лозы стр. 100 Бережной И.С.- плетение из лозы стр.122 Издательство "Традиция" г. Краснодар, 2009г.
2. Книга Маркова В.А, Данилина Л.М, Прасолова З.Г. "Воспитание у дошкольников любви к малой Родине". Плетение из талаша стр. 10 Издательство "Традиция" Г. Краснодар, 2007г.
3. Рассказы умельцев города Крымска: Горбачевой К.Ф, Мартоевой М.Г, Солониной К.Д.
4. Кузьмина М. «Азбука плетения» 1991г.
5. Миринаускас К. «Изготовление плетеных изделий 1986г.
6. Лихонин А. « Плетеный интерьер своими руками 1999г.
Ресурсы.
http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/
http://lensut.narod.ru/brosovyi.htm
http://stranamasterov.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс по теме "Японское плетение лентами"
Этот мастер класс разработан мною после курсов повышения квалификации. В этой работе показан один из видов японского рукоделия плетения лентами....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-43644-1352648879.jpg)
мастер-класс по плетению из лозы
В работе рассказывается о том, как из лозы можно сделать интересную дизайнерскую вещь, которую мы с детьми классов коррекции VIII вида первого года обучения делаем на уроках лозоплетения....
Сетчатое плетение
Основная задача презентации познакомить читателей с таким понятием, как "сетчатое плетение", показать его разновидности, а также обучить приёму создания изделия в данной технике....
Плетение из газет. ЕЛОЧКИ. Спиральное плетение. Мастер-класс
Пост для любителей плетения из газетных трубочек. Начинаем подготовку к Новому году) Предлагаю вам сплести елочку спиральным плетением. Нашла отличный мастер-класс от польской рукодельницы Pracownia A...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/14/picture-410250-1565810751.jpg)
Урок технологии в 7 неделимом классе "История развития техники плетения из тесьмы. Основные приемы плетения узлов."
Разработка урока технологии в 7 неделимом классе "история развития техники плетения из тесьмы. Основные приемы плетения узлов."...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/13/picture-85313-1507883930.jpg)
Плетение из бисера. Техника плетения цветов барбариса.
Техника плетения цветов барбариса. Поэтапное описание плетения цветов барбариса .Работа со схемами....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/02/picture-1308975-1612289297.jpg)
«Макраме. История узелкового плетения. Инструменты и материалы для плетения»
laquo;Макраме. История узелкового плетения. Инструменты и материалы для плетения»...