Главные вкладки

    плетение
    рабочая программа (7 класс) на тему

    Программа плетения из газетных трубочек имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pletenie.doc96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа кружка

    «Плетение из газетных трубочек»

    Пояснительная записка

    В ХХI веке технологическое образование становится объективной необходимостью. Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

    Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.

    Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.

    Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.

    Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

    Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

    Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет плетение из газет – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.

    Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

    Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (карандашницы, кашпо, карзины и т.д.).

    Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

    Детский кружок «Плетение из газет» создан с целью развития и реализации творческих способностей учащихся.  Работу кружка организовывается с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой.
       Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
      Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
         Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.

      Цель программы:

    Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги.

     Задачи.

    Обучающие:

    -знакомить с основными понятиями и базовыми формами плетения

    -обучать различным приемам работы с бумагой,

    -создавать композиции с изделиями, выполненными в технике плетения.

    Развивающие:

    -развитие, внимания, память, логическое и пространственное воображение, -развиваем мелкую  моторику рук, развивает художественный вкус, творческие способности и фантазию детей, развивает у  детей способность работать руками, приучать к  точным движениям пальцев.

    Воспитательные:

    -воспитывает интерес к искусству плетения;

    -способствует созданию игровой ситуации, расширяет коммуникативные способности детей,

    -совершенствует трудовые навыки, формирует культуру

      

    Условия реализации программы:

    1. Создание единой творческой команды
     2. Наличие места проведения кружка.
     3.   Выделение средств администрацией школы для приобретения , клея, , краски, лака необходимых для работы.

    Положение о работе кружка
    Кружок рассчитан для учащихся 5-7 классов
    -Посещение учащимися кружка осуществляется на добровольной основе.
    -Результаты работы кружка в конце года проходят в форме выставки.

    Формы работы кружка
    Работа кружка «Плетение из газет» планируется на один год. Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год)


    Формы организации с детьми могут быть:
    –     коллективная;
    –     групповая;
    –     индивидуальная.

    Содержание программы.

    Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

    Программа знакомит с новым увлекательным видом рукоделия.

    Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек.

    Плетение из газетных трубочек - оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно использовать самые различные схемы – из листов газеты свёрнутых трубочкой делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки.

    Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке «Плетение из газетных трубочек»

    Иметь представление:

    - о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

    - о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

    Знать:

    - название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

    - правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

    - правила общения;

    - названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

    - что такое деталь (составная часть изделия);

    - что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

    Уметь:

    - находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

    - наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

    - различать материалы по их назначению;

    - различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

    - читать простейший чертёж (эскиз);

    - качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями.

    - безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, спицы);

    - выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

    - выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.)

    Общетрудовые умения

    Самостоятельно:

    - анализировать предложенное учебное задание;

    - организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

    - экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

    - обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

    - выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

    С помощью учителя:

    - выбирать темы для практических работ;

    - формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

    - выдвигать возможные способы их решения;

    - доказывать своё мнение.

                                                   Учебно-тематический план.

    п/п

    Тема занятия

    Всего часов

    Из них:

    Теория

    Практика

    1

    Вводный. Техника безопасности на занятиях.. Инструменты и материалы

    1

    1

    -

    2

    Волшебные свойства бумаги. История возникновения плетения из бумаги.

    1

    1

    3

    Вырезание полосок для скручивания трубочек. Основные правила работы.

    2

    2

    4

    Приёмы и способы покраски изделий.

    1

    1

    5

    Виды плетения из газет. Верёвочка, спиральное, ситцевое.

    2

    2

    6

    Виды плетения загибок

    1

    1

    7

    Плетение простейших изделий. Рыбка, Филин

    2

    1

    1

    8

    Плетение игольницы.

    2

    1

    1

    9

    Панно из газетных трубочек

    2

    1

    1

    10

    Карандашница

    2

    1

    1

    11

    Колокольчики

    2

    1

    1

    12

    Панно «Веер».

    2

    1

    1

    13

    Панно «Паутина с пауком»

    2

    1

    1

    14

    Панно «Шляпа».

    2

    1

    1

    15

    Конфетница «Поросёнок»

    2

    1

    1

    16

    Ёжик.

    2

    1

    1

    17

    Кашпо «Башмак».

    2

    1

    1

    18

    Кашпо для цветов круглое.

    2

    2

    19

    Солнышко

    2

    2

    Итого

    34

    16

    18

    Ожидаемые результаты

    В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

    В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

    Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

    В результате обучения по данной программе учащиеся:

    –– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

    – будут создавать композиции с изделиями;

    – разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

    – овладеют навыками культуры труда;

    – улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

    - получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;

    - узнают о чувашских народных промыслах.

    Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

    • Проведение выставок работ учащихся в школе

    • Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

    •Защита проектов.

    •Проведение мастер-классов;

    •Участие в  конкурсах разных уровней.

    Литература

    1. Книга Е.Г. Вакуленко "Народные мастера Кубани": Левадий А. А. - плетение из талаша стр.117 Жук В.Т.- плетение из лозы стр. 100 Бережной И.С.- плетение из лозы стр.122 Издательство "Традиция" г. Краснодар, 2009г.

    2. Книга Маркова В.А, Данилина Л.М, Прасолова З.Г. "Воспитание у дошкольников любви к малой Родине". Плетение из талаша стр. 10 Издательство "Традиция" Г. Краснодар, 2007г.  

    3. Рассказы   умельцев города Крымска: Горбачевой К.Ф, Мартоевой М.Г, Солониной К.Д.

    4. Кузьмина М. «Азбука плетения» 1991г.

    5. Миринаускас К. «Изготовление плетеных изделий 1986г.

    6. Лихонин А. « Плетеный интерьер своими руками 1999г.

    Ресурсы.

    http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/

    http://lensut.narod.ru/brosovyi.htm

    http://stranamasterov.ru/



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер класс по теме "Японское плетение лентами"

    Этот мастер класс разработан мною после курсов повышения квалификации. В этой работе показан один из видов японского рукоделия плетения лентами....

    мастер-класс по плетению из лозы

    В работе рассказывается о том, как из лозы можно сделать интересную дизайнерскую вещь, которую мы с детьми классов коррекции VIII вида первого года обучения делаем на уроках лозоплетения....

    Сетчатое плетение

    Основная задача презентации познакомить читателей с таким понятием, как "сетчатое плетение", показать его разновидности, а также обучить приёму создания изделия в данной технике....

    Сетчатое плетение

    Основная задача презентации познакомить читателей с таким понятием, как "сетчатое плетение", показать его разновидности, а также обучить приёму создания изделия в данной технике....

    ПРОГРАММА «Интеграция детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, через включение в группу нормально развивающихся сверстников на занятиях по основам плетения из бисера»

    Актуальностьпрограммы заключается в том, что она позволяет тренировать движения пальцев и кисти рук, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучш...

    Плетение из газет. ЕЛОЧКИ. Спиральное плетение. Мастер-класс

    Пост для любителей плетения из газетных трубочек. Начинаем подготовку к Новому году) Предлагаю вам сплести елочку спиральным плетением. Нашла отличный мастер-класс от польской рукодельницы Pracownia A...

    Урок технологии в 7 неделимом классе "История развития техники плетения из тесьмы. Основные приемы плетения узлов."

    Разработка урока технологии в 7 неделимом классе "история развития техники плетения из тесьмы. Основные приемы плетения узлов."...