Устный журнал. Героические страницы хутора Незаймановского
план-конспект урока (9 класс) на тему

Литвинова Галина Юрьевна

В работе показаны героические страницы хутора Незаймановского. Рассмотрен период Великой Отечественной войны. Участие жителей нашего поселения в Афганских событиях и в востановлении конституционного порядка в чеченской республике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Герои нашего поселения.68 КБ

Предварительный просмотр:

                      Устный журнал  «Героические страницы истории хутора»

Цели:  

- познакомить учащихся с  героическим прошлым жителей нашего хутора;

- оценить роль отдельных  личностей в ходе исторических событий;

- воспитывать интерес к истории своей малой Родины;

- формирование  активной гражданской позиции, патриотизма;

- развивать духовные качества, направленные на сохранение исторических памятников, традиций, преемственности поколений;

- способствовать поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, карта Краснодарского края, выставка книг о войне

 Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрим очередной номер устного  журнала       «История хутора Незаймановского», эпиграф к которому – стихи известного кубанского поэта  К. Обойщикова

«Земля – Кубань незыблемой основой

На южных рубежах в веках легла

Сыны ее идут по жизни новой,

И множат предков славные дела».

У каждого времени есть свои герои. Есть они и среди наших земляков, жителей нашего хутора.

Перелистаем страницы журнала, посвященные участникам Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане и Чеченской республике.

 Наш хутор Незаймановский,  один из многих населенных пунктов края, сыны которого твердо идут по жизни и множат предков славные дела. Мы также любим свою землю и гордимся ее героическим прошлым.

Ученик:  Хуторские картинки (презентация)

Он на карте ничем не помечен,

Этот хутор в звенящем саду.

Я к нему каждый раз на встречу,

Как к хорошему другу иду.

Так мне близко здесь все

И  понятно.

Млечный,

Словно дымок над трубой.

И хатенки, как лунные пятна,

Тихо светятся в час ночной.

Мне и сны хуторян известны.

Знаю улицу всю до конца:

Где живут женихи,

Где невесты,

Где мальчишки растут без отца.

Здесь живут по-семейному, просто,

Не укроется тут ничего.

Через дом – то браты, то сестры –

Три фамилии тут всего.

Думы думают об урожае,

Не гулянка вперед, а дела.

Если б наша держава большая

По его  законам

Жила!

К. Обойщиков.

2. Великая Отечественная война.

 Учитель: Суровым испытанием для нашего народа явились сороковые годы. По своим  масштабам, кровопролитности сражений, числу человеческих жертв и материальных потерь Великая Отечественная война не имеет себе равных.

Фашистская стратегическая концепция подготовки и ведения войны сводилась к простой формуле «завоевать и уничтожить». Ее воспринимали как «войну за мировоззрение», как борьбу, в которой решается ход мировой истории.

Эти четыре года навсегда останутся в памяти людей.  Вся страна поднялась на борьбу с фашизмом, ушли на фронт и наши земляки. Много ратных подвигов совершили они, защищая Родину. 373 наших земляка не вернулись на родную землю, они сложили голову на полях Великой Отечественной войны. Все они занесены в список на Братской могиле в парке нашего хутора.

Ученик: Наш земляк Мирун Василий Федорович прошел почти всю войну. В сентябре 1941 года он был направлен на Украину в  отдельный саперский взвод 249 саперского батальона 134 стрелковой  Вердинской Краснознаменной дивизии. С боями прошел Василий Федорович от Урупа до Эльбы. Он был удостоен высокого звания Героя Советского Союза за форсирование Вислы и взятие столицы Польши города Варшавы. Мирун В.Ф. входивший в состав расчета, один из первых, пренебрегая опасностью, высадил десант пехоты для захвата плацдарма на западном берегу реки Висла. С 28 по 31 января 1945 года он обеспечивал переправу на реках Палица и Варта под мощным  артиллерийским огнем противника и налетами вражеской авиации. Мирун В.Ф. действовал в составе блокирующей группы, они обеспечивали продвижение наших войск  вперед к Германии. За умное, бесстрашное,  быстрое выполнение боевого задания командования и проявленную при этом доблесть и мужество Василий Федорович  был  удостоен ордена Красной Звезды, медалей «За отвагу», «За взятие Берлина».

После войны вернулся Василий Федорович домой,  включился в нелегкий крестьянский труд – выращивал хлеб, восстанавливал разгромленный войной  колхоз.

Умер   Василий  Федорович  Мирун в 1973 году, похоронен в центре хутора Незаймановского на мемориальном комплексе.

В городе Тимашевске на аллее Героев Советского Союза установлен бюст нашего земляка  Василия Федоровича  Мирун.

 Ученик: Федор Трофимович Науменко – молодой лейтенант участвовал в сражениях с немецко-фашистскими захватчиками под Орловско-Курской дугой, Харьковом, форсировал Днепр. В боях под Кировоградом получил ранение и попал в госпиталь. За мужество, проявленное в боях под Кировоградом, был представлен к первой правительственной награде – медали «За боевые заслуги».

После госпиталя лейтенант Ф.Т. Науменко сражался с гитлеровцами на территории Польши. На подступах к Берлину бригада, в составе которой он воевал, завязала ожесточенные бои против немецкой дивизии, пытавшейся выйти из окружения. Во время контратаки гитлеровцев погиб командир батальона. Старший лейтенант Науменко Ф.Т. принял командование батальоном. Отвага и мужество бойцов Советской Армии решили исход сражения: бригада разгромила немецкую дивизию и взяла в плен более тысячи фашистских вояк,  во главе с генералом. За участие в этой операции Ф.Т. Науменко получил вторую награду Родины – орден Отечественной войны II  степени.

2 мая 1945 года командование перебросило бригаду в Чехословакию. Она оказалась главной среди подразделений, участвовавших в освобождении столицы Чехословакии – Праги. И опять старший лейтенант Науменко, на этот раз старший офицер связи бригады, проявил в бою смелость, находчивость и героизм, за что и был снова представлен к награде – ордену Отечественной войны I степени.

После  Великой Отечественной войны бывший офицер Ф.Т.Науменко работал в колхозе, затем был избран председателем исполкома Незаймановского сельского Совета депутатов.

- Сценка из поэмы «Василий Теркин»

 Ученик: Начало войны совпало с уборкой урожая. В колхозе оставались одни женщины,  старики и дети. Весь тяжкий крестьянский труд лег на их хрупкие плечи. Стране, армии нужен был хлеб!  Его убрали за 10 дней, собрали в 2 раза больше, чем в предыдущем году.

 Пахали в основном на лошадях, коровах, быках. Сеяли, пололи, косили траву, перерабатывали зерно, скирдовали сено, все вручную.

Сегодня мы  с благодарностью вспоминает тех тружеников, которые смогли выстоять в эти тяжкие годы: Забелину Анну Матвеевну, Колесник  Марию Андреевну, Некрасову Раису Николаевну, Дьяченко Веру Максимовну, Кочура Марию Петровну, Замша Ефросинью Васильевну, Демиденко Анну Игнатьевну, Рожкову Полину Николаевну и многих других.

 Ученик: На территории наших хуторов тоже были  немцы.  В парке находится  братская могила трех советских воинов, погибших при освобождении хутора: Лень Роман Тимофеевич, Макайкин Николай Михайлович, Поздняков Иван Ефимович.      Активных боев на территории хутора не было,  большая  часть немецких солдат находилась в соседних станицах: Новокорсунской, Батурино, Брюховецкой.  Нашему земляку Милаеву Федору  Ивановичу пришлось в феврале 1943 года освобождать сильно укрепленную немцами станицу Новокоросунскую. Он часто вспоминал, как ночью пробирался к родному дому, очень хотелось увидеть своих родных. Пробыл – то дома пару часов, а затем назад в часть, на рассвете наступление.

«Память» Олег Завейко

Не дешевой ценой достается нам мир.

За него полегли на полях миллионы.

О наградах не думая, в огненный миг

Вызывали огонь на себя батальоны.

Никогда не забыть тех, кто спас этот мир.

Что война не игрушечный красочный тир.

И поэтому снова, встречая закат

Часовые с тревогою в небо глядят

И не вянут цветы на могилах бойцов.

Человечество помнит о подвигах ратных

И приходят сюда чтобы вспомнить отцов.

О тяжелых минутах, годах безвозвратных

Не имели мы право сегодня молчать

И на мир мы не можем смотреть равнодушно.

Чтобы мир защищать, взявшись за руки дружно,

Мы о прошлой войне не должны забывать.

Учитель:  Будем бережно хранить воспоминания о войне, которая принесла нам столько горя. Мы преклоняемся перед ветеранами, спасибо им за мир на земле, за Победу!

  3.      Война в Афганистане.

Учитель: Казалось бы, уроки той страшной войны навсегда должно было бы запомнить человечество. Но и в наше мирное  время пришлось ребятам бороться за свободу и целостность Родины, за далекий и чужой  Афганистан. Это была война, не окончившаяся ни победой, ни поражением. Защищая южные рубежи родного Отечества, наши парни остались верными воинскому долгу и солдатскому братству. Четыре выпускника нашей школы служили в Афганистане.

Это Валерий Пожилых, Сергей Зиора, Виктор Мараховский, Василий Харченко. Воевавшие сыновья не воевавших отцов.

Они вернулись, но с подорванным войной здоровьем и психикой. Все имели контузии разной степени тяжести.

Ученик: Харченко Василий Алексеевич родился  14 января 1965года в х.Стринском Тимашевского района. Закончил Незаймановскую среднюю школу № 9 в 1982 году.  Увлекался пошивом одежды, получил специальное образование и работал в Доме Быта в городе Тимашевске.

1 апреля 1983 года был призван в ряды Советской Армии. Тогда и подумать не мог Василий, что попадет в самую «горячую точку» - Афганистан.  Началась его служба в Туркменском военном округе, в городе Иолотань прошел солдатскую учебу. Затем – Афганистан, город Джелалабад, воинская часть 51087. Как вспоминает Василий – «Афганистан – это горы, жара и не дружелюбные лица местных жителей. Жили мы не в казармах, а в палаточных лагерях. На задания приходилось ходить далеко в горы, на себе приходилось носить по 60 кг снаряжения. Не всегда возвращались в полном составе. Страшно, когда не знаешь,  что ждет тебя завтра: жизнь или смерть. Афганцы у себя дома, ориентируются они в горах  лучше нас. Частенько попадали мы под обстрел. Всего насмотрелся за годы службы, хорошо, что домой вернулся.»

Зная, что дома очень волнуются, Василий старался писать письма родным как можно чаще. Описывал в письмах незатейливый солдатский быт,  жизнь и быт афганцев и каждый раз успокаивал родных «За меня не волнуйтесь, здесь не так  и страшно. Я сейчас в Митерламе, обстановка спокойная, так, что все будет хорошо».

За свою добросовестную службу Родине Василий Харченко получил нагрудные Знаки «Отличник СА»,  «Воин – интернационалист». Был награжден грамотой Президиума Верховного Совета СССР, медалями «От благодарного афганского народа», « 70 лет Вооруженным Силам СССР».  Но самой дорогой наградой для него является медаль «За боевые заслуги», которая постоянно напоминает об Пандшерском ущелье, где в марте 1984 года отбивали от душманов вновь прибывшую часть молодых бойцов. Навсегда останутся в памяти  солдата те тревожные, страшные дни войны, его погибшие товарищи и боевые друзья.

 Ученик: Пожилых Валерий Павлович родился 27 августа 1964 года в хуторе Незаймановском Тимашевского района. В 1981 году закончил Незаймановскую среднюю школу №9. Поступил в Северское культпросвет училище на режиссерский факультет, На 2 курсе был призван в ряды Советской Армии. С 1983 по 1985 годы служил  в  рядах ограниченного контингента советских войск в республике Афганистан. Участвовал в боевых действиях в Пандшере, на Саланге, в городе Черикаре. Часто проводили зачистки в афганских деревнях. Как вспоминает Валерий, бывало днем это простой крестьянин, а ночью уходит в горы и становился бойцом – душманом.  Но  иногда мирное население помогало нам выявить всех,  кто причастен к моджахедам. Трудно приходилось ребятам, 1 раз в месяц они формировали груз-200. Тяжело было терять друзей таких же молодых парней, «Черный тюльпан» все чаще кружил над аэродромом, и все в глубоком молчании  провожали его, пока он не скроется за горами. В письмах домой писали только о  хорошем, чтобы родные меньше волновались. Даже о ранении Валерия,  родители узнали,   когда он вернулся домой.

За свою добросовестную службу Родине Валерий награжден грамотой Президиума Верховного Совета СССР, нагрудным знаком «Воин-интернационалист», медалью «От благодарного афганского народа».

Учитель: Афганистан был для наших людей новым испытанием, которое они с честью прошли. Мы должны с вами помнить о тех ребятах, которым довелось воевать на Афганской земле, защищая наше с вами спокойствие. Внуки участников Великой Отечественной войны вновь показали всему миру доблесть, отвагу и мужество советских солдат.  Никогда не позабыть тебя, близкий и далекий  Афганистан.

3.Контртеррористическая операция в Чеченской республике.

Учитель: Довелось воевать нашим ребятам и в Чечне. Юрий Руденко,  Виктор Листов, Александр Калашников, Андрей Бут прошли боевое  крещение в Чеченской республике, защищая территориальную целостность страны.

Ученик: Юрий Руденко выпускник школы 1992 года. 12 декабря 1993 года был призван в ряды Российской Армии. Служба началась в Волгоградской области,  в зенитно-ракетной бригаде, затем был Моздок, потом Чечня. Хорошо запомнилась Юрию дорога к месту службы: « Всю дорогу нас сопровождал угрюмый и страшный пейзаж. Мы проезжали руины, остатки сел и аулов в которых каким-то образом существовали люди. Грозный был разрушен практически до основания. Лишь не многие здания оставались, более или менее пригодными для жизни». Воевать пришлось Юрию в городе Грозном, освобождал город от боевиков, участвовал в зачистках, охраняли боевые объекты.  Как вспоминает Юрий, вокруг почти не стихали выстрелы, было хорошо видно,  как и куда летят  трассирующие пули. Днем и ночью надо было ходить в бронежилетах.

В феврале в одной из перестрелок с чеченскими  боевиками Юрий был ранен в обе руки. После лечения в госпитале вновь вернулся в свою часть.

Не  любит Юрий вспоминать о своем боевом прошлом, красноречиво о нем говорят его боевые награды.

За добросовестную службу, мужество и отвагу Юрий был  награжден правительственными наградами:  медалью «За отличие в воинской службе» 2-й степени; медалью «За службу на Северном Кавказе», медалью «Участников боевых действий на Северном Кавказе 1994-2004»; медалью «За ратную доблесть», орденом «Мужества».

Сегодня Юрий Руденко продолжает служить Отечеству в рядах российской милиции. Рассказ об этом человеке мне хотелось бы закончить словами Б.Окуджавы: «Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, за него не странно и в огонь…»

Ученик: Виктор Борисович Листов родился 8 мая 1977 года. Витя выпускник нашей школы. В армию был призван 1 июня 1995 года. Служил в воинской части 01860 в Моздоке, затем в Чеченской республике.

С болью и тревогой смотрят матери  вслед сыновьям, которые уходят от  порога родного дома туда, где полыхает война.  Витю провожала мама в армию и никак не ожидала, что попадет он в район боевых  действий. Витя писал письма домой,  успокаивал родных, обещал,  что скоро вернется. Но судьба распорядилась иначе.  В 19 лет оборвалась жизнь простого русского парня. Матери выдали свидетельство о смерти, в котором указана причина: «Минно-взрывное ранение с разрушением частей тела, ожогом всего тела с обугливанием кожи и костей». Но не верится матери в смерть сына, она все еще надеется, что вернется ее сын домой, ведь он ей это обещал.

 Виктор Листов погиб 21 марта 1996 года при исполнении воинского долга в Чеченской республике.  Награжден орденом Мужества посмертно.

Учитель:  Ребята, сегодня мы говорили о людях, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю не только нашего хутора, но и всей нашей страны. Мы  с вами не должны забывать  о тех,  на чью долю  выпали столь тяжкие испытания. Они для нас являются примером мужества, отваги и  беззаветного служения Отечеству.

   Вам, ребята, предстоит множить славные дела наших предков, хранить традиции и обычаи народа, и одним из таких дел является учеба.

    Домашнее задание.

  1. Написать сочинение-отзыв.
  2. Продолжить работу по сбору материала об участниках военных действий и тружеников тыла нашего хутора.

Подведем итоги просмотра нашего устного журнала.

Давайте вспомним задачи, которые мы поставили в начале нашего урока (называем задачи).

Ученик: Сегодня мы познакомились с героическими страницами истории нашего хутора, вспомнили участников Великой Отечественной войны.

Есть среди наших земляков Герой Советского Союза – Мирун Василий Федорович. Науменко Федор Трофимович – кавалер орденов Отечественной войны I  и  II степени.

Некоторым выпускникам нашей школы довелось участвовать в боевых действиях в Афганистане и Чечне.

Виктор Листов геройски погиб исполняя воинский долг в Чеченской республике.

Учитель:

«Желаю вам, родные, дорогие

Не видеть разрушительной войны.

Но вдруг случится, скажут свое слово

И в строй армейский встанут снова

Кубани нашей славные сыны…»

К.Обойщиков.

       Я  уверена, вы внесете свой вклад в процветание нашей Родины и будете достойными продолжателями славных традиций своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "По страницам Православной энциклопедии".

Информационно-познавательное мероприятие, посвященное пасхальным обычаям и традициям....

Устный журнал (По страницам географических книг).

Устный журнал посвящен географическим книгам и предназначен юным географам,мечтающим посвятить себя исследованию земель и океанов, а также тем, , кто любит читать о дальних странах и путешествиях...

Устный журнал "По страницам Красной книги"

Данный материал используется во время проведения предметной недели по биологии. Ребята получат определенный багаж знаний, смогут закрепить ранее полученные знания. Используются различные формы и метод...

Устный журнал "Пять страниц про наших птиц".

Цели моей работы: -расширениекругозора обучающихся-развитие познавательного интереса к предмету-воспитание истетических чувств.-воспитание интереса и любви к природе, заботливого отношения к птиц...

Устный журнал. По страницам "Муравейника"

На внеклассном мероприятии в форме устного журнала учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством Николая Николаевича Старченко, главного редактора детского журнала о природе для семейного чтения "Муравей...

Устный журнал. По страницам "Муравейника"

Методическая разработка "По страницам "Муравейника" представлена в форме устного журнала. Ученики знакомятся с основными этапами жизни и творчества Заслуженного работника культуры, Почё...