Игра - путешествие "Эко - квест"
методическая разработка (5 класс) на тему

Вахтомина Ирина Викторовна

Данная методическая разработка предназначена для коррекционных школ, для учащихся 5-6 классов.

Цель: Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Каргапольская школа-интернат»

Игра-путешествие  «Эко – квест»                                                                     (5-6 класс)

         Автор-составитель:                            

И.В. Вахтомина, воспитатель I категории

Цель: Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.

Задачи: 1.Закрепить знания детей о растениях и животных.            Формировать правильную оценку своих поступков и поступков окружающих в природе.                                                                                                   Обобщить и пополнить детские представления о состоянии окружающей среды.                                                                                                           2.Развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе. Развивать навыки работы в команде.                                                               Стимулировать познавательную активность учащихся.                       3.Воспитать заботу о природе и её обитателях. Закрепить знания и навыки поведения в природе.                                                                                    Помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли.

Ожидаемый результат: Воспитанники закрепят имеющиеся у них знания по данной теме; интерес  по защите природы повысится; познавательная мотивация станет выше, появится интерес к изучению природы; во время игры дети закрепят коммуникативные навыки

Методы: Словесные (беседа, рассказ), наглядные (изобразительная наглядность), практические (воспроизведение и выполнение работ), стимулирование мотивов интереса к учению (создание ситуации успеха (поощрение промежуточных действий, дифференциация помощи воспитанникам, благоприятный климат во время занятия), проблемные вопросы).

Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование и наглядность: напечатаны слова (экология) значение этого слова, бросовый материал, орудия труда садовода, рассада цветов, напечатанные буквы, конверты, фотокартинки, чучела животных, цепочка слов. Костюмы для героев: Лесовичка, Доктора зверей, Инспектора охраны леса, Цветочной феи.

Время: 45 минут.

Возраст: 12-13 лет.

Ход занятия:

I.Организационный момент (2 минуты).

Сегодня люди много говорят об экологии.  А что же это такое? Слово экология произошло от двух греческих слов «oikos» - дом, жилище и «logos» - знание, учение. Экология – это наука изучающая взаимоотношение всех живых организмов на нашей планете Земля.                                                      Леса – это лёгкие нашей планеты. От их объема и состояния во многом зависит то, каким воздухом мы дышим. Кроме того, лес – источник неисчерпаемых богатств, он кормит, одевает, согревает и лечит. Лес защищает и реки. Всю зиму он копит снег, а весной постепенно отдаёт талую воду земле.

Сегодня мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Вы должны узнать, что нужно сделать, чтобы приумножить природные богатства (для этого на каждом этапе вы будете за правильное выполненное задание получать буквы, чтобы составить словосочетание).                              В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача.

II.

1). Разминка (2 минуты).

Чтобы отправиться по экологической тропе, я вам  задам 10 вопросов, на которые требуется быстро ответить, за правильный ответ вы получите фрагменты фотоизображения, которые вы соберёте и увидите, куда двигаться дальше.

  1. У каких деревьев осенью листья красные? (клён, рябина)
  2. Какое дерево даёт сладкий сок? (береза, клён)
  3. Как в народе называют цветок календулы? (ноготки)
  4. Цветок для гадания (ромашка)
  5. Растёт ли дерево зимой? (нет)
  6. Цветы, какого дерева дают самый лучший мёд? (липа)

 7) Это дерево называют «плакучим» (ива)

      8) У этого дерева «дрожащие» листья (осина)

      9) На этом дереве в ларце смерть Кащеева (дуб)

      10) За этим цветком отправила злая мачеха падчерицу в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники, ландыш)

(Дети складывают фото и узнают, что идут на «Зелёную поляну»).

    2).Зелёная поляна (встречает Лесовичок)  - 8 минут

Лесовичок: Здравствуйте, ребята, что вас завело на мою «Зелёную поляну»?

(ответы детей)

Лесовичок: Конечно, я вам помогу, но вначале вы должны выполнить  мои задания.

  Вы вытягиваете из коробки одну букву и должны  вспомнить цветок, дерево, насекомое, рыбу, птицу, зверя, начинающих на эту букву.

цветок

дерево

насекомое

рыба

птица

зверь

(выполняется задание)

Лесовичок: Да, я вижу, что вы хорошо знаете названия цветов, деревьев, всего живого. 

Какая природа бывает? (ответы детей: живая и неживая)

Назовите живую природу. Неживую.

Я вам даю две буквы (БР).

Лесовичок: Вам надо двигаться дальше, но куда…подсажу. Ребята, посмотрите вокруг, здесь, наверное, отдыхали неаккуратные туристы.

 (на поляне разбросаны коробки, мусор, бутылки, верёвки).

Что вы можете предложить? (дети предлагают убрать мусор, Лесовичок предлагает сортировать мусор)

Среди мусора ищите подсказку.

(cобирают мусор в отдельные пакеты и находят среди бумажек план карты, куда идти дальше)

Лесовичок: Пакеты не выбрасывайте, пригодятся!

(Дети отправляются на Звериную тропу по карте).

3).Звериная тропа (встречает Доктор зверей) – 10 минут

 Доктор зверей: Здравствуйте, ребята, вы пришли в больницу, где лечат любых животных, а  что привело вас сюда.

(ответы детей)

Доктор зверей: У природы живые краски,

И пусть живёт она без опаски,

Пусть живут и звери, и птицы,

Пусть человек никого не боится!

Доктор зверей: Вы должны выполнить мои задания, а именно ответить на вопросы.

1)Какая птица самая маленькая на Земле? (колибри)

2)Какая птица самая большая на Земле? (страус)

3)Какая птица летает выше всех? (орел)

4)Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

 5)Надо найти лишнее слово в каждой строке  и объяснить свой выбор:

 - Собака, рысь, коза, корова, лошадь

      - Кузнечик, пчела, муха, комар, воробей

Доктор зверей: Скажите, знаете ли вы, как помогать лесным птицам

(ответы детей).

 Вы заработали буквы (ГТ)

Доктор зверей: В какое время года животным требуется помощь? (зимой)

Почему?

Я смотрю, у вас в руках пакет. Откуда? (ребята рассказали, что убирали Зелёную поляну) Давайте подумаем, куда это можно применить (ответы: смастерить столовую для птиц)

(делают столовую для птиц)

Доктор зверей: Давайте повесим нашу столовую (дети находят  на дереве конверт, а в нём фото следующего этапа).

4).Дети отправляются на тропу Лесной охраны, их встречает Инспектор охраны леса. (6 минут)

Инспектор охраны леса:  Здравствуйте, ребята, что вас привело в мои владенья?

(ответы детей)

Инспектор охраны леса:  Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Они тоже, как и мы, могут сказать: «Эта Земля – моя». В наше время необходимо охранять леса, реки, многие виды животных и птиц.

 Назовите правила поведения в лесу (дети отвечают).

Чтобы получить подсказку, вы должны ответить на мои вопросы.

1.Что называют лёгкими планеты? (лес)

2.Что такое Земля? (планета)

3.Назовите, что делают для охраны лесов.

4. Какое растение в народе называют «кошачий корень»? (валериана)

5. Какое лекарственное растение определяют на ощупь даже слепые? (крапива)

6. Самая длиннохвостая птица наших лесов? (сорока)

7. Самая зоркая птица? (сокол)

8. Самая быстрая птица? (стриж)

9. Птица – символ мира? (голубь)

Инспектор охраны леса:  Молодцы! А можно детям разводить костёр в лесу? Почему?                                                                                                             Какие меры безопасности надо соблюдать?                                               (ответы детей)

Вы заработали очередную подсказку, даются детям буквы (ПР)

Инспектор охраны леса:  Вам надо отправляться дальше по экологической тропе, скажу одно, в моём угодье вам надо найти подсказку?  Вам могут помочь нерадивые туристы, которые были до вас и оставили много вещей.     (дети собирают инвентарь и находят записку «шав ьтуп тижел к йончотевЦ ееф, ёе ыв етёдйан в екдесеб, олоко йешан ыбмулк»  - переводят «ваш путь лежит к Цветочной фее, её вы найдёте в беседке, около нашей клумбы»                                                                          Инспектор отдаёт инструменты, потому что они в дороге пригодятся. Дети уходят дальше.

5).Дети находят Цветочную тропу, где их встречает  Фея. (5 минут)

Цветочная фея: Здравствуйте, ребята, рада видеть вас у себя в гостях.

Что вы ищите в моём царстве?

(ответы детей)

Цветочная фея: 

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, тёплые костры.

Чтобы помочь вам, вы должны выполнить мои задания.

Вот у  меня в коробочке лежат семена. Родина этого растения – Мексика. В 1874 году академик Севергин в книге «Царство израстания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получить из них масло, пережжённые семена имеют запах кофея». Что это за лакомство лежит в коробочке? (семена подсолнечника)

Цветочная фея: 

Я загадаю вам по очереди загадки:

Золотая середина, и лучи идут кругом.

Это может быть картина: солнце в небе голубом.

Нет, не солнце на бумажке,

На лугу цветы … (ромашки)

Подрастает – нарядится в беленькое платьице,

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

УА зовут его, ребята, просто… (одуванчик)

Нам каждому весенняя природа дорога,

Ручьями распускаются холодные снега.

От снега очищаются и поле, и валежник,

И первый появляется в проталинке… (подснежник)

В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,

Но с пашни, как сорняк, он изгнан беспощадно.

Головка голубая и длинный стебелек –

Ну, кто ж его не знает, ведь это… (василёк)

Цветочная фея: Молодцы! Вот вам последняя подсказка (даёт две буквы РД). У вас два цвета букв, значит два слова, но здесь нет гласных, вы должны составить словосочетание. Что нужно сделать, чтобы приумножить природные богатства.                                                                                     (Дети  составляют словосочетание  -   БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ).

III.Заключительная часть (12 минуты).

Цветочная фея: Дерево, трава, цветок и птица

                              Не всегда умеют защититься.

                              Если будут уничтожены они

                              На планете мы останемся одни!

 Да, если каждый человек будет беречь природу, то и лес, и речка, и всё, что окружает нас, будет радовать каждого человека. Предлагаю, сделать добрую традицию, чтобы жить в согласии с природой, посадить цветы на нашу клумбу.

(дети высаживают на клумбу цветы)

Использованная литература:

1. А.П. Андриянов, Формирование экологической культуры. – М., 2004 год.

2. Л.М. Обухова, Н.А. Лемяскина, Школа докторов природы. – М., 2004 год.

3. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/proekty/rol-semi.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание квест-игры (квест сказки для учащихся)

Данный материал поможет педагогам создавать собственные квест-игры...

игра для квеста

события 19 века...

игра для квеста

"знатоки истории"...

Проведение недели математики: математические интеллектуальные игры "Математический квест", "Математическое ассорти"

В рамках недели математики в 5-8 классах можно провести математические интеллектуальные игры "Математический квест", "Математическое ассорти". В данной работе изложен порядок ...

Интеллектуальная игра "Компьютерный квест" по информатике для 7-8 классов

Интеллектуальная игра позволяет учащимся применять знания, полученные на уроках, принимать решения в нестандартной ситуации, формирует умение быстро и кратко излагать свои мысли, разви...

Дидактическая игра "Логический квест"

Одной из своих задач, я, как учитель информатики, считаю развитие познавательного интереса к урокам информатики. Полюбить информатику – значит полюбить логическое мышление, алгоритмическую деяте...