Практические рекмендации для родителей по экологии "Учим детей наблюдать измения в природе"
консультация на тему

РазаковаТатьяна Викторовна

Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании

 у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. 

Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, 

а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, 

вступить в непосредственный диалог с ней. В “Концепции дошкольного воспитания” говорится о том, 

что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskie_rekomendatsii_nablyudeniya_v_prirode.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение   Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  «Комплексный  центр  социального обслуживания населения «Импульс»

 Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями

Практические рекомендации

родителям

г.Урай, 2015г

Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. В “Концепции дошкольного воспитания” говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.

Живое общение детей с природой помогает воспитывать у детей эстетические, патриотические, нравственные чувства. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Какие наблюдения можно проводить с детьми дома:

“Рассматривание деревьев”

Цель: Уточнить представления детей о разнообразии окраски и формы листьев у деревьев, расположения веток. Развивать внимание, любознательность, воспитывать бережное отношение к природе.

Рассмотреть последовательно тополь, рябину и березу.

Вопросы к детям:

Какие деревья растут в нашей местности? 
У какого дерева ветки растут вверх? (Тополь.)
У какого дерева ветки опущены вниз? (Береза.)

Игра: “С какого дерева лист?”

“Рассматривание веток ели и сосны”

Цель: Закрепить умение детей различать ель и сосну по веткам, стволу. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия, уточнить знания о том, что сосна и ель – хвойные вечнозеленые деревья.

Предложить подойти к сосне, а затем подойти к ели. Попросить объяснить свой выбор.

Вопросы к детям:

Как расположены ветки у ели?
Как растут у сосны?
Как растет хвоя у ели, у сосны? 
Чем она отличается? 
Чем отличаются шишки?

Обратить внимание детей на различия коры. Предложить им потрогать ствол сосны и ели. У какого дерева ствол теплый? (У сосны.)

“Наблюдения в парке”

Цель: показать изменения, происшедшие в парке в связи с наступлением тепла. Учить детей видеть причины этих изменений, вызвать радостное настроение от восприятия весенней природы.

Прочитать детям стихотворение:

“Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна”.
(Е. Карганова).

Вопросы к детям:

Чем весной покрылась земля?
Какие цветы расцвели первыми?
На каких деревьях раньше всего появились листья?
Как светит солнце?
Какое небо весной?

Учите детей  любить живую природу. В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его,  будит интересы, воображение, фантазию.

В процессе наблюдений, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребенку становится понятно, что вредители уничтожают растения, что животные нуждаются а тепле и уходе. Это – активно добытые и прочувствованные знания о явлениях живой природы. Именно такой путь познания окружающего и является основой умственного развития дошкольника.

Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту  живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

Есть и ещё одна очень важная задача, для решения которой нужно стараться всеми силами приблизить детей к живой природе (растения, животным) - воспитание доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Нам надо научить малыша любить , уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Как же передать все это детям? Прежде всего, мы сами должны научиться любить животных. Малыш внимательно следит за тем, как взрослые относятся к ним, и в дальнейшем будут поступать так же.

Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах. Источники этих знаний – художественная литература, рисунки, на которых изображены животные, телевизионные передачи, а самое главное - непосредственное общение с живыми существами.

Детям можно рассказывать о животных читая произведения В.Бианки, Г.Скребицкого;  И.Тургенева, Л.Толстого и др.  Хорошо, если вы побеседуете о прочитанном. Ребенок с вашей помощью получит представление о переживаниях животных: горе и радости, страхе и боли.

И умом  и сердцем учатся малыши понимать животных, общаясь с ними. Итак, дорогие родители, возьмите своих детей и пойдите с ними на прогулку. Сначала посетите двор, ближайший парк, затем побывайте на берегу речки, в лесу. В солнечные погожие осенние дни обратите внимание детей на блестящие ниточки, летящие по воздуху. Поймайте одну из них, положите малышу на ладонь и рассмотрите под лупой. Ребенок увидит, что эта паутинка, к нижнему концу которой прикреплен крохотный паучок. понаблюдайте, что он будет делать. Можно осторожно посадить её на веточку, откуда он опять начнет свое путешествие. Расскажите ребенку о пользе паука, уничтожающего мух.

У маленького ребенка спросите о том, куда исчезли кузнечики, которые стрекотали в траве? Почему не видно божьих коровок? Объясните, что все они попрятались в трещины стволов деревьев и заснули. С 5-6-летним ребенком найдите места, где спрятались насекомые. Соберите сухие листья с земли и просейте их. Там окажется много разных живых существ. Рассмотрите их.

Наблюдая отлет птиц на юг, спросите у ребенка, почему они улетают. Помогите сделать вывод, что птицы, которые питаются насекомыми, улетают раньше, а те, которые клюют зерно и ягоды, - позже. Еще позже улетают водоплавающие. Так ребенок поймет, что образ жизни птиц зависит от ряда условий. Предложите  понаблюдать, какие птицы остались на зиму, что они делают. Подкармливайте их. Прибейте кормушку под окном, привлекайте малыша к посильной помощи.

На улице в городе можно встретить собак, которых выводят гулять. обратите внимание ребенка на то, что собака понимает, когда хозяин зовет её, расскажите, какую службу несут собаки. Предупредите, что собака может укусить незнакомого, поэтому нельзя подходить близко к чужим собакам и трогать их.

Поскольку любовь к животным лучше воспитывается в деятельности, когда сам ребенок непосредственно ухаживает за ними, хорошо бы в семье завести  животное. Если ребенок застенчив, замкнут, ему особенно необходим друг, который не будет его судить и оценивать. Такому требованию больше всего отвечают собака и кошка. Выбирая животное, руководствуйтесь семейным укладом, склонностями членов вашей семьи.

Не забывайте, что ребенок постоянно находится в мире игры. И хорошо умея обращаться с животными,  он тем не менее включает их в свои игры, как партнеров, не всегда учитывая, что они живые. Этому способствуют некоторые сведения из книжек, фильмов. Если в мультфильме кот может летать, то это для ребенка вполне правдоподобно. Значит и его кот может полетать, поэтому, занимаясь делами, не выпускайте детей из поля зрения. Дайте дошкольнику понять, насколько необходимы его действия животному. Чем младше ребенок, тем понятнее ему должны быть его обязанности.

Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.

Список используемой литературы:

  1. Веретенникова С.А. “Ознакомление дошкольников с природой”. – М.: “Просвещение”, 1980.
  2. Васильева А. И. “Учите детей наблюдать природу”. – Мн.: “Нарасвета”, 1972.
  3. Грехова Л.И. “В союзе с природой” – учебно-методическое пособие, М.: “ЦГЛ”, 2002.
  4. Иванова А. И. “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений”.– М.: ТЦ “Сфера”. 2004.
  5. Ковинько Л.В. “Секреты природы – это так интересно”, – М.: “Линка – пресс”, 2004.
  6. Лучич М.В. “Детям о природе”. – М.: “Просвещение”, 1989.
  7. Николаева С. Н. “Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей группы детского сада”, кн. для воспитателей детского сада. – М.: “Просвещение”, 2004.
  8. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. “Прогулки в природу”, М.: “Просвещение”, 2003.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие для родителей детей стационарного отделения «Как научить ребёнка принимать решения и отвечать за сделанный выбор

Цель: развитие у родителей навыков формирования ответственного отношения у детей к последствиям собственного поведения.Задачи: 1.      Способствовать осознанию родителям...

практические советы для родителей «Как помочь детям справиться с экзаменом»

Материал содержит  психологические  советы  для родителей  по оказанию помощи выпускникам при сдаче ЕГЭ. Может быть использован на родительском собрании....

Консультация для родителей "Воспитание у детей любви к родной природе"

Любовь к природе - сложное чувство; оно включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, ...

Консультация для родителей на тему: «Учимся наблюдать за осенней природой»

Мой опыт работы в школе показал, что дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением. Необходимость формирования экологического сознан...

Консультация для родителей «Что рассказать детям о весенних изменениях в природе".

Консультация для родителей «Что рассказать детям о весенних изменениях в природе»Весной солнце начинает прогревать почву, но погода все еще стоит переменчивая. Теплые дни вдруг сменяются х...

Памятка для родителей "Правила поведения, которые нужно соблюдать в природе детям и взрослым!"

Уважаемые родители, наступило время, где вы с детьми большую часть времени проводите на улице, приезжаете в лес, на озеро. Поэтому, отправляясь в лес на природу с детьми, постарайтесь запомнить нехитр...