Консультация для родителей на тему: «Учимся наблюдать за осенней природой»
проект на тему
Мой опыт работы в школе показал, что дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением. Необходимость формирования экологического сознания учащихся, потребность в изучении природы родного края, в осуществлении природоохранной деятельности повлияли на необходимость разработки рабочей программы по предмету «Окружающий природный мир», содержащей раздел «Изучаем времена года". Данный раздел реализует основную цель: создание условий для развития элементарных представлений и умений в природной и экологической грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с родителями в рамках педагогического проекта «Изучаем осень». | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Учимся наблюдать за осенней природой»
Уважаемые родители, природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но этим оружием он может пользоваться по – разному. Человек созидает и разрушает природу, тем самым убивает все живое и себя. Воспитанники должны понять, что охрана природы - это наша жизнь.
Задача педагога – найти формы, методы воспитания в вопросе экологии.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Не стоит считать, что дети с ОВЗ не нуждаются в экологическом воспитании. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.
Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание. Особенно важно это для умственно отсталых школьников с ТМНР, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей. Усилия педагога направлены на укрепление здоровья, овладения новыми навыками общения и поведения в окружающем мире, дисциплинированности, упорства в достижении цели, общего развития личности.
Мой опыт работы в школе показал, что дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением. Необходимость формирования экологического сознания учащихся, потребность в изучении природы родного края, в осуществлении природоохранной деятельности повлияли на необходимость разработки рабочей программы по предмету «Окружающий природный мир», содержащей раздел «Изучаем времена года". Данный раздел реализует основную цель: создание условий для развития элементарных представлений и умений в природной и экологической грамотности.
Данную цель я решаю через ряд взаимосвязанных задач:
- учить видеть красоту природы в разные времена года, наблюдать за явления живой и неживой природы;
- формировать представления детей о сезонных изменениях в природе, в погоде, в живой и неживой природе;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- воспитывать доброе, милосердное отношение к природе родного края;
- привить любовь и бережное отношение к природе.
Первые три месяца этого учебного года мы работали над проектом – «Золотая осень». Вот какие были проведены мероприятия:
- беседы об осенних изменениях в природе;
- тематические уроки по предмету «Окружающий природный мир»;
- на уроках изобразительной деятельности делали поделки из природного материала, аппликации и рисунки на тему «Краски осени»;
- участие в конкурсе поделок ко Дню учителя на тему: «Осенняя симфония»;
- открытый урок по теме: «До свидания, осень!»
- участие в общешкольном празднике «Осенние посиделки».
Осенняя природа дает богатый материал для совместных с детьми наблюдений, поэтому сегодня мы поговорим о прогулках с детьми осенью.
Прогулка на улице имеет особое значение для ребенка с ОВЗ. Выход за пределы замкнутого пространства - дома, где уже все изучено и редко появляются новые предметы. На улице много незнакомого, интересного и познавательного - деревья, падающие с шелестом желтые листья, другие люди, другие дети, машины, животные; все выглядит и звучит необычно, по-новому. Здесь ребенок знакомится с внешним миром, с новыми понятиями, с новыми словами. Здесь он перенимает правила поведения на улице, в обществе. Возникает мощный поток информации, необходимый ребенку для развития. Родителям очень важно наблюдать за ребенком, разговаривать, объяснять, показывать. Помимо этого, свежий воздух только позитивно влияет на здоровье и развитие ребенка.
Во время прогулки по осенней улице, парку, лесу обращайте внимание детей на осенние изменения в природе: вспомните вместе с детьми о смене времён года, повторите названия времён года и их очерёдность.
Вспомните и обобщите с детьми все сезонные изменения, которые происходят в природе осенью. «В это время года дует холодный ветер, на небе тучи, часто идёт дождь. В деревне убирают на хранение овощи. Птицы улетают в тёплые страны. День становится короче. Листва на деревьях становится жёлтой, красной, оранжевой и осыпается».
Наблюдение за живой природой.
Листья на деревьях меняют свой цвет – летом они были зелёные, а теперь стали жёлтыми, красными, оранжевыми; скоро листья опадут – начнётся листопад.
Можно рассмотреть с детьми место на ветке дерева, откуда только что сорвался листок: там мы увидим еле заметные почки. Деревья не погибли, они только отбросили отмершие, а потому не нужные листья. Но весной из почек вновь появятся новые листочки, дерево вновь оживёт, зазеленеет.
При легком ветерке с деревьев медленно летят ярко раскрашенные листья. Дети с удовольствием собирают пестрые листья в букет, составляют из них узоры, чередуя по величине, цвету. Задача взрослых – ненавязчиво объяснять, какой лист, с какого дерева. Если подбросить листья вверх, получится салют, который вызовет восторг у ребёнка! Листья кружатся, опускаются на землю и шуршат под ногами. Почему медленно падают? Легкие. Предложите ребенку это проверить: положить лист на стол и подуть на него.
Поиграли, а теперь можно и серьезным делом заняться: подумать, чем отличается куст от дерева. У куста ветки и листья – вот они, совсем рядом, можно потрогать. А у дерева ствол высокий, веток и листьев не достать. Стволы деревьев бывают толстые и тонкие. Толстое дерево можно обхватить, взявшись за руки вдвоем или втроем. А тонкий ствол обхватит и один человек. Поиграйте с ребенком, закрепляя новые знания: «Раз, два, три – к дереву беги! Раз, два, три – к кусту беги! » Озадачьте ребенка, предложив отыскать самое красивое дерево. Полюбовавшись вдоволь им или ими, дети начинают понимать, почему осень называют золотой.
В осеннем лесу на даче, если вы взяли ребенка в поход за грибами, покажите ему, где и как они растут, скажите, как называются, чем различаются съедобные и несъедобные грибы. Не упустите случая полюбоваться мухомором в траве, опятами на пне, обратить внимание ребенка на особый осенний запах в лесу, показать контраст зеленых елей и багряно-золотистого убора деревьев и кустарников.
В лесу в первой половине осени можно увидеть много интересного. Синицы собираются в стайки и в поисках насекомых тщательно обследуют кору и ветки деревьев. Можно встретить ежа, иголки которого унизаны сухими листьями, — он готовится к зимней спячке: натаскивает в какую - нибудь ямку листьев, делает из них уютную подстилку. По деревьям может прыгать белка с желудем или грибом в зубах. Она тоже готовится к зиме, но иначе, чем еж: она запасает еду — грибы накалывает на сучки или вставляет в развилки веток, а орехи и желуди складывает в дупло. Белка найдет свои запасы в зимнюю стужу и полакомится ими.
Осенью интересно наблюдать за насекомыми — в сентябре они еще летают, ползают, особенно в солнечные дни. В начале осени, если представится случай, понаблюдайте с ребенком за порхающей бабочкой, ползающим по цветам шмелем, снующими муравьями. Можно сказать ребенку: «Сегодня тепло и вокруг много разных насекомых. Скоро будет холоднее. Мы с тобой должны понаблюдать, выяснить, как долго они будут летать и ползать». Как только похолодает, и насекомые исчезнут, не забудьте предложить ребенку поискать жуков, комаров, мух. Может ребенок и обнаружит кого-то, но обязательно в неподвижном состоянии (оцепенении). Поясните ему, что насекомые активны, когда очень тепло: они летают, ползают, ищут себе пищу, откладывают яйца, чтобы вырастить потомство. С наступлением холода все они исчезают — прячутся в опавшие листья, под кору и в трещины деревьев. Именно поэтому улетают в теплые края насекомоядные птицы (скворцы, грачи, соловьи, дрозды, дикие гуси, журавли и др.), на зиму остаются лишь те птицы, которые могут питаться различной пищей.
Наблюдение за улетающими птицами. Они улетают в тёплые края, где даже в зимнее время тепло. Но весною птицы вернутся снова.
Наблюдение за неживой природой.
Сезонные и погодные явления. В теплый ласковый осенний денек обратите внимание ребенка на легкие белые облачка, яркую синеву неба, ласковое солнышко, желто-красное убранство растительного мира. И все это золотая осень! Осень желтого цвета.
Но осень бывает и хмурой, дождливой, холодной. Тогда небо серое, солнышка не видно, и тучи огромные, черные. Обратите внимание ребенка на одежду окружающих: все в куртках, на ногах резиновые сапоги. Для чего сапоги и зонты - малыши могут рассказать самостоятельно. На прогулке в такой день можно послушать, как завывает ветер, и подражать ему: «Ввв! Ууу! » Это хорошее упражнение для развития артикуляционного аппарата. Обратите внимание ребенка на то, как ветер срывает последние листочки с деревьев и уносит их далеко-далеко.
Результат работы складывается из комплексного труда педагога и родителей. Для достижения поставленных целей необходима система экологического воспитания, учитывающая особенности детей с ОВЗ, их склонностей, поведения и характера. Экологическое воспитание детей в нашей школе охватывает различные виды деятельности воспитанников, и, если проводится систематически, дает положительные результаты.
Литература:
1. «Дефектология» № 2, 1994 г.
2. «Педагогика» № 2 1993 г.
3. «Воспитание школьников» № 5, 1993 г.
4. Г. М. Науменко «Фольклорный праздник в детском саду и в школе»
издательство ЛИНКА - ПРЕСС Москва 2000 5. «Начальная школа» № 11/ 12 1998 г.
6. «Воспитание школьников» № 7, 2013 г.
7. «Воспитание школьников» № 8, 2013 г.
8. «Охрана природы» М. «Просвещение»1990 г.
9. В. А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии»
Прославль «Академия развития» 1998 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Воспитание у детей любви к родной природе"
Любовь к природе - сложное чувство; оно включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, ...
Консультация для родителей "Куда пойти учиться детям после 9 класса"
Материал по профориентации " Выбор профессии" предназначен для учащихся 9 класса и их родителей.Вопрос "Куда пойти учиться после окончания 9 классов?" настолько остро встает перед родителя...
Презентация "Консультация для родителей на тему:"Учим стихотворения"
В презентации представлены некоторые произведения, для заучивания наизусть с детьми. А также основные правила и приемы, используемые при заучивании стихотворений....
Консультация для родителей: "Почему необходимо учить ребенка слушать музыку?"
Консультация для родителей...
консультация для родителей "Играем и учимся"
Песенки очень эффективны на начальном этапе усвоения языковой конструкции. В дальнейшем эта же языковая конструкция используется в разнообразных предметных, пальчиковых, ролевых играх....
консультация для родителей на тему: "Учимся читать"
Консультация для родителей на тему: "Учимся читать"...
Методическая разработка консультации для родителей и педагогов "Учимся понимать друг друга"
Консультаия "Учимся понимать друг друга" поможет научить анализировать свои высказывания и высказывания окружающих Познакомит с Я - сообщением и Ты - сообщением....