Методический материал по теме «Педагогические ситуации»
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Данный методический материал предназначен для педагогов, подростков для работа  над педагогическими ситуациями, результат которых позволяет судить о педагогических способнос­тях подростка на основе того, какой выход он находит из ряда описан­ных в ней пед.ситуаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_pedagogicheskie_situatsii.docx37.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКОГО РАЙОНА

Методический материал по программе «Ступени»

по теме 

«Педагогические ситуации»

D:\КАРТИНКИ\Картинки для оформления\1212549.jpg

                                   

 Педагог дополнительного образования

                                                               Татьяна Валерьевна Буханцова        

ст. Кавказская, 2016г.

Как провести и оценить работу над

«Педагогическими ситуациями»

Цель: работа с обучающимися над педагогическими ситуациями позволяет судить о педагогических способностях подростка на основе того, какой выход он находит из ряда описанных в ней пед.ситуаций. Для начала каждый обучающийся получает инструкцию следующего содержания:

«Вам предлагается ряд затруднительных пед.ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению. Можно указать свой вариант, если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает».

Ситуация 1 (А.Я. Психология http://azps.ru/tests/2/pedsist.html)

Начался урок, педагог всем ребятам дал задание. Вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на обучающегося, который засмеялся, он заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться»

Как вы отреагируете на это?

Выберите и отметьте подходящий вариант из числа предложенных ниже.

1. «Вот тебе и на!»

2. «А что тебе смешно?»

3. «Ну, и ради бога!»

4. «Ты что, дурачок?»

5. «Люблю веселых людей».

6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».

7. ваш вариант

Ситуация 2

В самом начале занятия обучающийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция:

1. «Твое дело — учиться, а не учить педагога».

2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

3. «Может быть, тебе лучше перейти в другое объединение или обучаться у другого педагога?»

4. «Тебе просто не хочется учиться».

5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

7. ваш вариант

Ситуация 3

Педагог дает ребёнку задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!»

Какой должна быть реакция педагога?

1. «Не хочешь — заставим!»

2. «Для чего же ты тогда пришел заниматься?»

3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»

5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»

6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».

7. ваш вариант

Ситуация 4

Обучающийся разочарован своими результатами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит педагогу: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь выполнять задания на отлично как все?»

Что должен на это ему ответить педагог?

1. «Если честно сказать — сомневаюсь».

2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».

3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».

4. «Почему ты сомневаешься в себе?»

5. «Давай поговорим и выясним проблемы».

6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

7. ваш вариант

Ситуация 5

Подросток говорит педагогу: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя».

Как нужно ответить ему?

1. «Попробуй только!»

2. «В следующий раз тебе придется прийти на занятия с родителями».

3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».

4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».

5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»

6. «А что ты собираешься делать дальше?»

7. «Мне интересно знать, почему посещение соревнования для тебя интереснее, чем наши занятия».

8. «Я тебя понимаю: бывать на соревнованиях действительно интереснее, чем учиться. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».

9. ваш вариант

Ситуация 6 

Обучающийся, увидев педагога, когда тот вошел в кабинет, говорит ему:

«Вы выглядите очень усталым и утомленным».

Как на это должен отреагировать педагог?

1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».

2. «Да, я плохо себя чувствую».

3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».

4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».

5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».

6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»

7. ваш вариант

Ситуация 7

«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит ребёнок педагогу и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». — Как на это должен отреагировать педагог?

1. «Перестань говорить глупости!»

2. «Ничего себе, додумался!»

3. «Может быть, тебе найти другого педагога?»

4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»

5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»

6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»

7. ваш вариант

Ситуация 8

В ответ на соответствующее замечание педагога обучающийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный материал, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком».

Что должен ответить ему на это педагог?

1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».

2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».

3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».

4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».

5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».

6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».

7. ваш вариант

Ситуация 9

Обучающийся в разговоре с педагогом говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим детям». — Как должен ответить педагог на такую просьбу подростка?

1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»

2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»

3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных детей?»

5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других детей, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»

6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»

7. ваш вариант

Ситуация 10

Обучающийся говорит педагогу: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях».

Каким должен быть ответ педагога?

1. «Это — плохо».

2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».

3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».

4. «Почему?»

5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»

6. «На вкус и цвет товарища нет».

7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»

8. ваш вариант


Ситуация 11

Подросток, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по объединению, говорит: «Я не хочу работать вместе с ним».

Как на это должен отреагировать педагог?

1. «Ну и что?»

2. «Никуда не денешься, все равно придется».

3. «Это глупо с твоей стороны».

4. «Но он тоже не захочет после этого работать с тобой».

5. «Почему?»

6. «Я думаю, что ты не прав».

7. ваш вариант

 

Оценка результатов и выводы

Каждый ответ испытуемого — выбор им того или иного из предложенных вариантов — оценивается в баллах в соответствии с ключом, представленным в нижеследующей таблице. Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны педагогические ситуации, а справа сверху также по порядку их следования представлены альтернативные ответы на эти ситуации. В самой же таблице приведены баллы, которыми оцениваются различные варианты ответов на разные педагогические ситуации.

 

Ключ к методике «Педагогические ситуации». Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации

Порядковый номер педагогической ситуации

Выбранный вариант ответа и его оценка в баллах

1

2

3

4

5

6

7

8

1

4

3

4

2

5

5

2

2

2

3

3

5

5

3

2

3

4

4

5

5

4

2

3

3

4

5

5

5

2

2

3

3

2

4

5

5

6

2

3

2

4

5

5

7

2

2

3

4

5

5

8

2

4

3

4

5

4

9

2

2

3

4

5

5

10

3

2

4

4

5

4

5

11

2

2

3

4

4

5

-

-

 

Примечание. Свободные ответы оцениваются отдельно, и соответствующие оценки добавляются к общей сумме баллов.

Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 11 педагогическим ситуациям, деленной на 11.

Если испытуемый получил среднюю оценку выше 4,5 балла, то его педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми. Если средняя оценка находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла, то педагогические способности считаются среднеразвитыми. И, наконец, если средняя оценка оказалась меньше, чем 3,4 балла, то педагогические способности испытуемого рассматриваются как слаборазвитые.  

 

Материал взят из А.Я. Психология

http://azps.ru/tests/2/pedsist.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по теме: "Алюминий".

Материал представлен в виде конспекта темы  для его применения как на уроке, так и для самостоятельного изучения и повторения.  ...

методическая разработка по теме:«Организация ситуации успеха на уроке»

Презентация содержит теоретический и практический материал по созданию ситуации успеха. Материалы могут быть использованы при подготовке к семинарам, педсоветам, а также при организации работы по само...

Учебно - методический материал: "Профессиональное владение педагогической техникой общения. Основа качества обучения".

Данное выступление предусматривает следующую цель: использование современных стилей педагогического общения на практике.В данном выступлении рассматривались следующие вопросы: 1.Профессиональное владе...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: Конфликтные ситуации между суворовцами: их диагностика, профилактика и разрешение.

Материал о работе воспитателя по управлению конфликтами между подростками, ведь каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются во взаимоотношениях между ...

Учебно-методический материал по теме: "Решение заданий по теме "Арифметический квадратный корень"

В учебно-методическом материале представлено 10 тестов по теме "Арифметический квадратный кореньо для учащихся 8 класса...