Открытое мероприятие по внеклассной работе по математике в 5-6 классах "Учимся решать числовые ребусы"
методическая разработка (5, 6 класс) на тему

Познакомить учащихся с чиисловыми ребусами и правилами решения числовых ребусов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие по внеклассной работе                                                                                           по математике в 5-6 классах

«Учимся решать числовые ребусы»  

Провела Пушкарева Валентина Викторовна - учитель МКОУ  Озерницкой ООШ п.Центральный Слободского района Кировской области.             

1.Цель урока: сформировать знания, умения и навыки по решению нестандартных задач по математике: решение  числовых ребусов.

2.Задачи:

Обучающие:

          Обеспечить в ходе урока усвоение правил решения числовых кроссвордов;

  • Прививать интерес учащихся к математике;
  • Углубить и расширить  знания учащихся по математике.

Развивающие: 

  • Развивать математический кругозор, внимание, математически грамотную речь, логическое  мышление, самостоятельность учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать стремление достигать поставленную цель,  уверенность в себе, инициативу, умение выражать собственное мнение и  работать в группе.  

3.Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.

4.Методы обучения: иллюстративно-словесный, частично- поисковый.

5.Формы работы учащихся: фронтальная,  индивидуальная, в парах.

6.Оборудование: раздаточный материал.    

7. Ход урока

1). Организационный момент.

   Мотивация к учебной деятельности

2). Актуализация знаний и умений.

Повторение (устная работа с карточками : в итоге - тема урока)

3). Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию материала.

(выступление учащихся «Что мы знаем о числовых ребусах)

4). Изучение нового материала.

5). Закрепление  изученного.

6). Рефлексия.

7) .Домашнее  задание. Подведение итогов урока.

Открытое мероприятие по внеклассной работе

 по математике в 5-6 классах

«Учимся решать числовые ребусы».

Ход урока:

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок

Пожелаем всем удачи

За работу, в добрый час!

Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, поэтому я желаю вам быть активными, внимательными и уверенными в себе, уметь высказывать своё мнение.               и помнить: вы - самые умные ученики. Отметьте на листочке рефлексии ваше настроение в начале урока.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Актуализация знаний и умений.

Повторение (устная работа с карточками: в итоге - тема урока)

Наш  урок является внеклассным мероприятием в неделе математики.

 А узнать тему урока нам помогут несколько примеров. На листочке  вам необходимо заполнить таблицу, устно решив примеры и, тогда, мы узнаем тему сегодняшнего урока.

6 класс. Заполни таблицу, решив устно примеры, и получи слово. 

- 60

8

- 13

- 10

0

- 15

- 22

5

5 - 15

Л

-75 : (-15)

Е

- 2 - 13

В

7 - 20

С

- 15 + 23

И

- 85 + 85

О

- 12 * 5

Ч

- 1- 5 -16

Ы

5 класс. Заполни таблицу, решив устно примеры, и получи слово. 

1/3

2/3

5/7

1

7/8

16/17

  1. 1/3

Е

3/4 + 1/8

С

2/5 +3/5

У

2/5 – 1/15

Р

1-1/17

Ы

  1. - 2/7

Б

Запишем тему урока «Числовые ребусы»

Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться?

Знать: что такое числовые ребусы, правила (инструкцию) для решения числовых ребусов.

Уметь: решать числовые ребусы.

3.Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию материала.

(выступление учащихся «Что мы знаем о числовых ребусах)                                           Выступление учащихся

1.(Старков И.) Миллионы людей во всех частях света любят решать кроссворды и ребусы. И это неудивительно — гимнастика ума полезна в любом возрасте. Ведь эти головоломки тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять. Еще в Древней Греции без игр не мыслилось гармоническое развитие личности. И игры древних не были только спортивными. Наши предки знали шахматы и шашки, не чужды им были ребусы и загадки. Таких игр во все времена не чуждались ученые, мыслители, педагоги. Они и создавали их. С древних времен известны головоломки Пифагора и Архимеда, а позднее — русского флотоводца С.О. Макарова и американца С.Лойда. На огромную познавательную и воспитательную ценность интеллектуальных игр неоднократно указывали выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский и 
А.С. Макаренко. Среди тех, кто увлекался ими, были и “отец космонавтики” К.Э. Циолковский, и театральный режиссер К.С. Станиславский,  и многие другие выдающиеся люди.

2. ( Метелёв Н.) Существует такая разновидность ребусов, которые называются числовыми. Они представляют  из  себя выражения,  требующие арифметического решения, составленные в виде математических равенств, где числа заменяются другими знаками –  буквами, фигурками геометрии, звездочками и т.д. 
       Под 
числовыми ребусами подразумевают те задачки, в которых необходимо использовать логические рассуждения. Именно они являются способом решения и расшифровывания каждого символа, который ведет к восстановлению числовой записи. 
       Числовым ребусам уже почти тысяча лет. Впервые они появились в Китае, затем в Индии. В европейских странах числовые ребусы поначалу называли крипт-арифметические задачи (по-гречески http://inf.1september.ru/2008/20/40-2.gif?????? —спрятанный).Их появление в Европе впервые было отмечено только в двадцатом веке, несмотря на то, что развитие математики началось много столетий назад. 

3. (Богданова Влада) При составлении ребусов числового типа пользуются следующими правилами. Все использующиеся цифры заменяют буквами. При наличии в задаче одинаковых цифр, соответственно, используется такое же количество букв. Промежуточные стадии математических операций обозначаются звездочками.

      Различают на основе этих правил несколько типов ребусов.

        Первый – это ребусы, в которых заменены на цифры все имеющиеся буквы. При этом зашифровывается какое-либо выражение, которое обозначает житейские ситуации в оригинальном изложении. 
      В записи могут присутствовать не только цифры, но и звездочки, - это второй тип ребусов.

Третий тип – это ребусы, в которых практически все символы заменены звездочками. 
    Числовые ребусы являются очень сложными, порой попадаются такие, которые требуют поэтапного длительного решения. Числовые ребусы являются увлекательными математическими задачами, которые сильно развивают логику и сообразительность. 

Познакомит нас с инструкцией Ожигина Ирина

Инструкция  «Как решать числовые ребусы»1(((9з

  1. Помните, что в ребусах, где буквы обозначают цифры, одна цифра соответствует только одной определенной букве. Так, если вы выяснили, что А = 5, то на месте А уже не может стоять единица или ноль. Если вместо цифр в ребусе используется знак * ("звездочка"), то он может обозначать любую цифру, от 0 до 9.

2

  1. Начните решение ребуса с правила, согласно которому ноль не может быть крайней левой цифрой в числе. Таким образом, все буквы и знаки, с которых начинается число в ребусе, уже не могут обозначать ноль. Круг поиска нужных цифр сузится.

3

  1. В ходе решения отталкивайтесь от основных математических правил. Например, умножение на ноль всегда дает ноль, а при умножении любого числа на единицу, мы получим в результате исходное число.

4

  1. Обращайте внимание на последовательность арифметических действий. Если числовой ребус состоит из нескольких рядов знаков, он может решаться как по вертикали, так и по горизонтали.

5

  1. Не бойтесь совершать ошибок. Возможно, они подскажут вам верный ход решения. Не пренебрегайте методом перебора. Некоторые ребусы потребуют длительного поэтапного решения, но в итоге вы будете вознаграждены верным ответом и отличной разминкой для вашей сообразительности.

4. Изучение нового материала.

1). Восстановите повреждённые записи арифметических действий

а)     **                  б)          **   (самостоятельно)

  +      *                        +     **                 

    * * 8                             *98

Физкультминутка

       Это второй тип числовых ребусов. Обратим внимание, что сумма двузначного числа и однозначного является трёхзначным числом, поэтому первая цифра в сумме будет единица. А число 1*8 может получиться только в сумме наибольшего двузначного числа и наибольшего однозначного. 99+9=108.

      Аналогично во втором  случае, сумма равна 198. А так как  слагаемые двузначные числа и самое большое двузначное число будет 99, то решением будет 99 +99 = 198.

2). Решите числовой ребус.

а) КИС

+  КСИ

    ИСК

     Это первый тип числовых ребусов. Решение: к трёхзначному числу прибавляем трёхзначное, получаем трёхзначное число. Значит,  К меньше 5. Смотрим на цифры десятков: И=0 или И=9, т.к. число в ответе не может начинаться с цифры 0, значит И=9, тогда К=4, соответственно С=5.  Ответ: 495 +459=954.

  б)  ДРАМА  (самостоятельно)

  +   ДРАМА

        ТЕАТ Р

Решение: Очевидно, Д меньше 4. В разряде сотен А+А=А, значит, А=0 (без перехода), или А=9(с переходом). Значение А=0 не подходит, т.к.  в разряде единиц А+А=Р (получаем А=Р=0) Значит, А=9, Р=8, Е=7. 2М +1 = 10+Т, Т меньше 9, значит М=5 или 6(т.к. получается переход), а значения 7 и 8 уже заняты буквами Е и Р. При М =6 получаем решение:

18969

18969

37938

 в)   К О Ш К А

   +   К О Ш К А

        К О Ш К А

     С О Б А К А

Решение: Т.к. КА+КА+КА  оканчивается на КА, то КА =50, а значит К=5, А=0. Т.К. Ш+Ш+Ш+1 оканчивается на 0, то Ш=3.Т.К.Сумма трёх чисел, начинающихся на 5, может начинаться лишь с 1, то С=1. Рассматривая варианты для О, получаем, что О=6 или О=?, а значит Б=9 или Б=2. Итак, получаем два варианта решения:

     56350                       57350

  + 56350                   + 57350

     56350                       57350

   169050                     172050

6. Рефлексия. Что мы сегодня нового узнали на уроке?

                          Что такое числовой ребус?

                          Чему научились?

                          Правила решения ребусов.

  Отметим своё настроение  в конце урока.

7 . Домашнее  задание  (на карточках).

Подведение итогов урока. Какую оценку мы выставим себе, другим?

(устная работа , работа в парах)

 8. Разминка для ума. О других ребусах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике

Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...

Из опыта работы учителя математики: Как я учу детей решать уравнения с модулем.

Практически каждый учитель знает, какие проблемы вызывают у учащихся задания, содержащие модуль. Это один из самых трудных материалов, с которыми школьники сталкиваются на экзаменах. Несмотря на то, ч...

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов"Решаем! Вспоминаем! Думаем! Смекаем!"

Это занятие можно провести на кружке, на неделе математики....

Мастер класс на районном методическом обеденении учителей математики.Внеклассное работа по математике.

Методическая разработка внеклассного занятия "Экономический  калейдоскоп".Презентация к внеклассному занятию.Презентация "Внеклассная работа по математике "...

Внеклассная работа по математике на тему: "История математики. Архимед"

В представленном файле представлена биография Архимеда, информация о его достижениях и открытиях, стихи о нем...

Внеклассная работа по математике. Фильмы про математику и математиков.

Внеклассная работа по математике. Фильмы про математику и математиков.Подборка данных фильмов направлена на развитие любознательности по предмету математика во внеурочное время,расширению кругозора и ...

Самостоятельная работа по математике в 5 классе по теме "Числовые и буквенные выражения"

Самостоятельная работа по математике в 5 классе по теме "Числовые и буквенные выражения"...