Чтобы школа не ушла в тень (о лингвистических проектах).
статья на тему

Путилина Светлана Александровна

Значимость лингвистических проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtoby_shkola_ne_ushla_v_ten.docx14.03 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы школа не ушла в тень (о лингвистических проектах).

Как много говорится и пишется о современном образовании в России! Как актуальны стали термины инновация и модернизация! И какую важную роль сейчас играют проекты! Особенно популярны проекты социальные. Этот вид деятельности приветствуется и поощряется в нашей стране. Таким образом, подрастающее поколение углубляет свои знания о родном городе, о социуме, приобретает умение сотрудничества со структурами города и с городскими ресурсами. А если дети занимаются предметными проектами, то, несомненно, углубляют и расширяют знания в определенной научной области.

Группы моих учеников, заинтересованных языкознанием, создают увлекательно-познавательные проекты, позволяющие доступно преподнести лингвистическую информацию всем обучающимся школы и учителям. Такую работу мы назвали лингвистические проекты. И в таком масштабном формате практикуем ее в своем образовательном учреждении шестой год. А значит, можно уверенно говорить о сложившейся традиции. Из опыта работы можно сделать вывод, что лингвистические проекты обслуживают не только научные знания, но и профориентацию школьников, их чувство патриотизма, коммуникативные навыки.

Скажем о некоторых лингвистических проектах. Одним из первых был проект под названием «Еры». Ребята изучали древнерусские тексты и научную литературу. И на основе полученных знаний сделали выставку любопытных фактов про буквы мягкий и твердый знаки, которые прежде назывались еры и имели звучание. Ребята при защите своих лингвистических проектов становятся экскурсоводами . Это звание открывает двери в успешное будущее.  Проект «Аллея грамотности». В школе выросли бумажные деревья, на которых оформлены компактным и увлекательным образом некоторые правила орфоэпии и морфологии. Экскурсии были проведены как для учеников, так и для учителей. Результат был ощутим: речь побывавших на экскурсии преобразилась. Лингвистический проект «Этимология фамилий 5 «а» не требует подробного описания, так как суть ясна из названия. Подчеркнем лишь практическую важность работы: любовь к языку, как к хранителю истории и тайн, растет на глазах. Опишем проект учеников, заключающийся в подготовке  и представлении брошюры «Топонимика моей родины». Проводя свои групповые и индивидуальные исследования, а также находя информацию о топонимах в энциклопедической литературе и интернет-словарях, ребята написали истории происхождения таких топонимов как Россия, Самара, Кинель и прочих названий некоторых мелких близлежащих к нам географических объектов.

Урок – это 40 минут рутинной работы? Или урок – это мгновение творческой вспышки, эврика, счастье познания? Мы с ребятами работаем так, чтобы современный мир, полный ярких впечатлений и знаний не отодвигал школу в тень, а сотрудничал со школой. Дети должны получать в школе то, чего не получат нигде больше. Речь идет о навыке получения знаний новым, необычным способом, об умении обучаться в команде, в паре, индивидуально. Узнать, что топоним Елшняги (это небольшой населенный пункт в Самарской области) образован от слова елша (ольха) может каждый ребенок, поискав эту информацию в интернете. И вот как раз задача школы 21 века состоит в том, чтобы ребенок предпочел этому непродуктивному с точки зрения развития личности способу лингвистический проект. Мы советуем всем преподавателям в своей педагогической деятельности практиковать предметные проекты, а всем ребятам использовать их в своей деятельности ученической.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Они ушли, чтоб нам с тобою жить...", посвященная 65-летию Великой Победы

В 2010 году в нашей школе прошли зональные игры клуба ДИКС (Дмитровского интеллектуального клуба старшеклассников). Одна из игр была посвящена 65-летию Великой Победы.Прошло уже два года, и я с ...

Проектная деятельность в школе, как ступень подготовки учащихся к бизнес-проектам.

Изначально представления о проектировании возникли в таких видах трудовой деятельности, как архитектура и строительство, инженерное дело, позже – в сферах, где на первый план выходил аспект преобразов...

Урок литературы в 11 классе. Лингвистический анализ стихотворения Д.Бальмонта "Я мечтою ловил уходящие тени.."

Данный урок поможет учащимся в подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ...

Творческий проект по технологии "Кошки в тени".

В данной работе рассматривается ход создания подушки в технике "пэчворк" (лоскутное шитье). Декоративные подушки  удобны, практичны, а также придают интерьеру неповторимый облик.Создани...

"ЛЕТОПИСЬ ШКОЛЫ" /1 место в муниципальном Конкурсе социальных проектов «Историю пишем вместе». Декабрь 2016 года/

    В декабре 2016 года состоялся муниципальный Конкурс социальных проектов «Историю пишем вместе», в котором приняли участие 8 школ нашего района: 3 средних и 5 основных....

Лингвистические проекты на уроках русского языка

Работа с лингвистическими проектами на уроках русского языка....

Тема: Проект «Детская творческая очно-дистанционная школа при ДШИ, в рамках реализации национального проекта «Музыка для всех»

В последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь упрощения. Ребенок начинает принимать за музыку произведения н...