Конспект тематического занятия по пожарной безопасности «Пожарный номер - 01»
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Это познавательное занятие по правилам пожарной безопасности с элементами игры, задачи которого - отработать модели поведения обучающихся в пожароопасных ситуациях, формировать основы их внутренней убежденности в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект тематического занятия по пожарной безопасности «Пожарный номер - 01» | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект тематического занятия по пожарной безопасности «Пожарный номер - 01»
Автор работы: Бутрина Ольга Витальевна.
Место работы: ОГКОУ «Кохомская специальная коррекционная школа», г. Кохма, Ивановская область.
Должность: учитель математики
Класс: 6 класс
Тема занятия: «Пожарный номер - 01».
Продолжительность учебного занятия: 40 минут.
Форма: познавательное занятие по правилам пожарной безопасности с элементами игры.
Цель: обобщить знания детей по правилам пожарной безопасности.
Задачи
Образовательные:
- отработать модели поведения в пожароопасных ситуациях;
- формировать основы внутренней убежденности в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.
Воспитательные:
- воспитывать умение самостоятельно принимать решение во время возникшей пожароопасной ситуации;
- воспитывать ответственное отношение к вопросу соблюдения правил пожарной безопасности.
Коррекционные:
- развивать логическое мышление через выполнение заданий по установлению причинно-следственных связей;
- развивать внимание через выполнение задания «Лозунги наоборот».
Ход занятия.
Учитель.
- Когда древнему человеку надоело жить в пещере без уюта, он придумал много разных вещей, которые ему помогали в хозяйстве. Ходить к ручью ему расхотелось, и он заставил ручей течь к нему в дом – придумал водопровод. Жарить мамонтов на костре было неудобно, и человек придумал газовую плиту. Жить без света было плохо – и человек придумал лампу. Вот только со временем оказалось, что вещи, сделанные человеком для своего удобства, могут не только помогать, но и становиться опасными или становиться причинами опасных ситуаций, таких, например, как пожар.
- Сегодня, ребята, мы собрались на занятие «Золотая каска».
- Как вы думаете, почему оно так называется? Люди каких профессий носят «золотые», блестящие каски?
Дети.
- Пожарные.
Учитель.
- Как вы думаете, почему они надевают каски такого цвета?
Дети.
- Чтобы в дыму их было более заметно, то есть для их безопасности.
Учитель.
- Правильно. Как вы думаете, о ком и о чем пойдет речь на нашем занятии?
Дети отвечают.
Учитель.
- Правильно, сегодня мы с вами поговорим о пожарных, вспомним, какие правила пожарной и жизни людей. Горели деревни, села, а были случаи (и мы с вами уже говорили об этом), когда горели целые города. Вот почему так необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности.
- Настоящими героями в борьбе с пожарами становятся пожарные – люди одной из самой древней и героической профессии. Порой рискуя собственной жизнью, они спасают жизни других людей. Именно о них, о пожарных, написал свое стихотворение «Пожар» Самуил Маршак.
- Давайте послушаем отрывок из него, который подготовили наши ребята.
Выступление детей.
1. На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный у будки
Поглядывал вокруг –
На север, на юг, на запад, на восток, -
Не виден ли дымок.
2. И если видел он пожар,
Плывущий дым угарный,
Он поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной.
И два шара, и три шара
Взвивались вверх, бывало.
И вот с пожарного двора
Команда выезжала.
- Тревожный звон будил народ,
Дрожала мостовая.
И мчалась с грохотом вперед
Команда удалая.
Теперь не надо каланчи, -
Звони по телефону
И о пожаре сообщи
Ближайшему району.
- Пусть помнит каждый гражданин:
Пожарный номер – «ноль – один».
В районе есть бетонный дом
В три этажа и выше –
С большим двором и гаражом
И с вышкою на крыше.
5. Сменяясь в верхнем этаже,
Пожарные сидят,
А их машины в гараже
Мотором в дверь глядят.
Чуть только – ночью или днем –
Дадут сигнал тревоги,
Лихой отряд борцов с огнем
Несется по дороге.
Учитель.
- Ребята, как вы поняли, что представляла собой раньше пожарная каланча?
- Почему она не нужна современным пожарным?
Дети отвечают.
Учитель.
- Правильно. Да, ребята, пожарным может стать лишь смелый, сильный человек, человек с добрым сердцем, развитой мускулатурой. Поэтому самые умные, самые активные ребята в конце занятия получат в награду медали с изображением «золотой» каски пожарного.
(Слышится какой-то шум).
Учитель.
- Ребята, извините, я вынуждена прервать наше занятие – нужно узнать, что там за шум…
(Входят два человека страшного вида в противогазах и с плакатом, на котором написаны лозунги).
1 гость.
- Здравствуйте! Я представитель партии «Юные поджигатели». Наша партия считает, что детей несправедливо лишили игр со спичками. Спички – самая доступная игрушка, которая по карману любому родителю. Поэтому мы требуем:
1. Все спички детям!
2. Долой пожарных!
3. Долой правила пожарной безопасности!
4. Долой телефон «01»!
5. Да здравствуют игры с огнем!
6. Да здравствуют пожары!
2 гость.
- Мы надеемся, что вы сделаете правильный выбор! Голосуйте за нас! Мы победим!
Учитель.
- Вот это да! Такого поворота событий я не ожидала! Дети, кто из вас стал бы голосовать за этих людей? Почему?
Дети отвечают.
Учитель.
- Молодцы! Уважаемые гости, голосовать мы, конечно за вас не будем, но приглашаем остаться на нашем занятии. Посидите, поучаствуйте. Возможно, к концу занятия вы измените свое отношение к правилам пожарной безопасности.
Гости (недовольно).
- Хорошо.
Учитель.
- Ребята, как вы считаете, лозунги у наших гостей правильные? («Лозунг» - призыв, обращение (словарное слово)).
- Давайте, пользуясь этими лозунгами, поиграем в игру «Лозунги наоборот».
На доске вывешиваются правильные лозунги.
1. Да здравствует телефон «01»!
2. Долой пожары!
3. Спички детям не игрушка!
4. Долой игры с огнем!
5. Да здравствуют правила пожарной безопасности!
6. Да здравствуют пожарные!
Задание: каждому неправильному лозунгу гостей подобрать соответствующий лозунг правильный. При этом правильные лозунги «наоборот» размещаются на доске в том порядке, в каком порядке написаны неправильные лозунги гостей.
Учитель.
- Ребята, давайте вспомним причины, из-за которых может возникнуть пожар?
Дети отвечают.
Учитель.
- Молодцы, ребята! Вы много назвали разных причин пожаров. Но источников пожаров всего три. («Источник» - то, что дает начало чему-то (словарное слово)).
1 группа. Любые источники открытого огня - спички, газовая плита, легковоспламеняющиеся (горючие) вещества.
Учитель.
- Ребята, какие горючие вещества вы знаете? (Бензин, керосин, спирт.)
- Сейчас, ребята, мы с вами проведем опыт и узнаем, почему опасно играть с такими веществами.
Опыт 1. Намотаем на железный прут кусок ваты и попробуем поджечь – вата почти не горит. А теперь окунем эту вату в спиртовой раствор – вспыхнет большое пламя.
- Какой можно сделать вывод? Легковоспламеняющиеся вещества вспыхивают моментально большим пламенем и горят относительно долго. От такого пламени могут легко загореться соседние предметы. Вот почему опасно играть с горючими веществами.
Учитель.
- А сейчас я проверю, хорошо ли вы поняли то, о чем я рассказала. Перед вами 2 лампы – керосиновая, которой люди пользовались в старину, и обычная, настольная.
- Как вы думаете, почему лампа называется керосиновая?
- Какая из этих ламп наиболее опасна и может быстрее привести к пожару? Почему?
- Можно ли назвать керосин горючим веществом?
Дети отвечают, сравнивают 2 лампы.
Учитель.
2 группа. Неисправные электрические приборы – электропроводка, пылесос, приемник, телевизор и другие.
- Запомните, ребята: если пожар возник по вине электроприборов, нельзя его тушить водой, так как вода хорошо проводит электрический ток и любое прикосновение к такой воде приводит к мгновенной смерти.
3 группа. Самовозгорание – молния, сырое сено, битые бутылки в лесу.
Учитель.
- А сейчас, ребята, мы с вами проведем опыт и узнаем, почему нельзя оставлять пустые бутылки в лесу.
Опыт 2. Возьмем лампу и лупу. Представьте, что лампа – это солнце, а лупа – осколок разбитой бутылки. Посмотрите – лучи солнца, проникая через осколок бутылки, собираются в одном месте. Всем хорошо виден ярко-желтый кружок? Лучи нагревают сухую листву до критической температуры, и начинается пожар.
- Какой можно сделать вывод? Нельзя оставлять в лесу битые бутылки и другие стеклянные предметы.
Учитель.
- А сейчас я хочу вам показать еще один опыт, чтобы вы узнали, почему во время пожара нельзя разбивать окна.
Опыт 3. Известно, что через открытое окно в помещение проникает свежий воздух, а значит, и кислород – газ, которым мы дышим. Давайте проверим, поддерживает кислород горение или нет? Для этого зажжем 2 свечи. Теперь одну свечу поставим под стеклянную банку. Свеча, стоящая под банкой, вскоре погаснет, так как без кислорода горение невозможно.
- Какой можно сделать вывод? Если мы разобьем во время пожара окно, то пожар усилится, так как в помещение проникнет кислород.
Учитель.
- Ребята, мы с вами хорошо поработали, поэтому давайте немного отдохнем, а заодно поможем Кошке из сказки «Кошкин дом» С. Маршака потушить пожар.
Дети выполняют движение под музыку.
Тили – Бом! Тили – Бом!
Загорелся Кошкин дом!
Загорелся Кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила!
Бежит Курочка с ведром
Заливать Кошкин дом.
А Лошадка – с фонарем,
А Собачка – с помелом!
Раз! Раз! Раз! Раз!
И огонь погас!
Учитель.
- Мы потушили, ребята, Кошкин дом. А отчего он загорелся, мы с вами узнаем, посмотрев отрывок из мультфильма «Кошкин дом».
Дети смотрят отрывок из мультфильма « Кошкин дом».
Учитель.
- Ребята, понравился вам мультфильм?
- Что случилось в доме у Кошки? Почему начался пожар?
- Что нужно было сделать, как себя вести, чтобы предотвратить этот пожар?
Дети отвечают.
Учитель.
- Ребята, а как нужно себя вести, если пожар все-таки возник? Для начала нужно посмотреть, можно ли пожар потушить самим. Если пожар небольшой, пламя можно сбить чем-нибудь, например, плащом. Если этого не получится, нужно выбраться из дома, закрыть помещение, позвонить по номеру «01».
- Вы, ребята, знаете, что в природе есть вещества, препятствующие горению. Это песок, пена, вода и другие. А есть вещества, напротив, усиливающие горение. Это различные горючие вещества, бумага, дерево, ткань и другие. Чтобы научиться лучше различать эти вещества, мы с вами поиграем в игру «Огонь – вода».
Игра «Огонь – вода».
Учитель.
- Условия игры: если я буду называть вещество, препятствующее горению, нужно спрятать руки за спину, а если усиливающее горение, нужно поднимать руки вверх, изображая пожар. (слова для игры: песок, картон, вода, книги, платье, бензин, сухая трава, керосин, спирт, железо)
Учитель.
- Молодцы, ребята, вы отлично справились с задачей.
- Порой, чтобы справиться с огнем, пожарным приходится проявлять большую изобретательность и сообразительность. Давайте сейчас проверим, насколько сообразительны вы. Я буду загадывать загадки, а вы, если знаете ответ, поднимайте руку.
1. Шипит и злится, воды боится. (Огонь.)
2. С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (Огонь, пламя.)
3. В маленьком амбаре живут 100 пожаров. (Спички.)
4. Раскаленная стрела дом свалила у села. (Молния.)
5. Красный бык стоит, дрожит, черный - на небо бежит. (Огонь, дым.)
Учитель.
- Молодцы, ребята! А вы, уважаемые гости, не желаете вступить в наши ряды, ряды сторонников пожарной безопасности?
Гости:
- Да, теперь мы видим, что пожар может стать настоящим бедствием для всего живого. Чем пожар тушить, лучше его предупредить. Правильно? Поэтому мы посоветовались и решили вступить в ваши ряды, ряды сторонников пожарной безопасности.
Учитель.
- Ну, вот, ребята, наше занятие подходит к концу.
- Что нового вы сегодня узнали? Давайте повторим правила пожарной безопасности.
Дети отвечают.
1. Спички детям не игрушка.
2. Нельзя играть с огнем.
3. Уходя из дома, выключать электроприборы.
Учитель.
- Теперь давайте вспомним правила поведения в случае, если возник пожар.
Дети отвечают.
1. Вызвать пожарных по телефону «01».
2. Выбраться из горящего помещения, закрыв плотно все окна и двери.
Учитель.
- И, наконец, давайте, повторим, чего ни в коем случае нельзя делать при пожаре.
Дети отвечают.
1. Близко подходить к огню.
2. открывать окна и двери.
3. Тушить водой включенные в сеть электроприборы.
4. Не мешать людям, которые тушат пожар.
Учитель.
- А сейчас, ребята, я хочу вручить вам медали «Золотая каска» за то, что вы все были активны, сообразительны и правильно отвечали на вопросы. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пресс-релиз конкурс по профилактике пожарной безопасности "Пожарная дружина в деле"
Итоги конкурса видеороликов открытых мероприятий по ПБ в ОО района...
Конспект урока ОБЖ в 6 классе.Пожарная безопасность.
Конспект использован для проведения урока ОБЖ в 6 классе....
ШАБЛОН ПОЛОЖЕНИЯ о проведении дистанционного конкурса по профилактике и пропаганде пожарной безопасности «Пожарное дело» для обучающихся 5-11 классов
ШАБЛОН ПОЛОЖЕНИЯ о проведении дистанционного конкурса по профилактике и пропаганде пожарной безопасности «Пожарное дело» для обучающихся 5-11 классов Общие положенияУчреди...
Беседа с элементами игры "Профессия пожарного и пожарная безопасность"
Беседа с элементами игры о том что такое пожарная безопасность, о профессии пожарный и о том, какие правила нужно соблюдать, чтобы не возник пожар....
Беседа с элементами игры "Профессия пожарный и пожарная безопасность"
Беседа о том, как не стать жертвой пожара...
Конспект открытого занятия по ПДД «Безопасность детей на дороге» в средней группе23.04.23
Конспект открытого занятия по ПДД «Безопасность детей на дороге» в средней группе...