Модель применения практики организации внеурочной деятельности с участием школьной видеостудии в общеобразовательной организации на основе внутренних ресурсов
методическая разработка (5, 6, 7 класс) по теме

Тютина Гульсина Гелусовна

Сегодня становится очевидным, что только активная личность, способная успешно функционировать во всех сферах жизнедеятельности, может взять на себя ответственность за собственное будущее и будущее своей страны.

В связи с этим, перед школой стоит нелегкая задача воспитания у школьников социальности как интегративного нравственного качества личности. Данная задача эффективно решается на основе информационно-коммуникационных технологии, ибо данные технологии  существенно обогащают воспитательную среду.

Работу можно просмотреть по ссылке https://youtu.be/1-LsTkVupms

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota_put_k_znaniyam.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа Рузманова Ростислава Юрьевича, воспитанника школьной видеостудии "Фотон" МБОУ "БСОШ №1" г.Александровска Пермского края

руководитель Тютина Гульсина Гелусовна

        Созданная работа "Детям планеты Земля" демонстрирует высокий уровень социальности подростка, результативность модели, описанной дальше.  Рузманов Ростислав занимался в видеостудии "Фотон" 7 лет и в результате свое видение мира стал выражать через видеосюжеты. Данный ролик он создал самостоятельно и привлек к работе еще ребят, которые тоже многому у него научились. Ростислав  раскрыл идею здорового питания через наглядные видеокартинки. Данная работа на конкурсе, объявленном итальянской фирмой "Барилла",  заняла в 2015 году 2 место, что является высокой оценкой уровня знаний воспитанника из студии "Фотон".

Поэтому мы представляем данный ролик в номинации " Путь к знаниям". В результате какой работы общеобразовательной организации на основе внутренних ресурсов был достигнут такой результат мы раскрываем дальше.

Модель применения практики организации внеурочной деятельности с участием школьной видеостудии в общеобразовательной организации на основе внутренних ресурсов.

История создания видеостудии «Фотон» начинается в 2009 году. Именно в это время, учитель информатики и ИКТ Гульсина Гелусовна Тютина стала классным руководителем  пятиклассников и создала класс- проект, основанный на обучение основам видеоискусства и создании видеоработ. Основной целью этого проекта стало  воспитание социальности, одного из фундаментальных качеств личности подростка. Сделав ставку на патриотизм и любовь к родному краю, их деятельность сама собой обрела добровольческое направление, и постепенно это стало главным смыслом любого дела «Фотона». Воспитанники на деле многократно показали примеры неравнодушного отношения к окружающим, продемонстрировали искреннюю готовность прийти  на помощь разным людям в различных жизненных ситуациях. Благодаря нацеленности на общественную полезность, активной жизненной позиции и трудолюбию, фотоновцы снискали уважение и даже популярность среди жителей Александровского района. И доказали - им многое по плечу. Главное - задаться целью и планомерно идти к ней. Статья "Описание практики организации внеурочной деятельности с участием школьной видеостудии в общеобразовательной организации."  http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2016/09/01/opisanie-praktiki-organizatsii-vneurochnoy

1. Актуальность

Демократизация российского общества, включение России в систему рыночных отношений предполагает формирование способности граждан к решению возникающих проблем, проявлению инициативы и ответственности за свои поступки. Преобразования в России предопределяют становление личности, одной из важнейших характеристик которой является активность в освоении социальной действительности.

Актуальность исследования проблемы развития социальной активности подростков во внеурочной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий обусловлена необходимостью формирования у школьников полноценного опыта решения познавательных, коммуникативных, нравственных задач и сложностью процесса личностного саморазвития учащихся.

Сегодня становится очевидным, что только активная личность, способная успешно функционировать во всех сферах жизнедеятельности, может взять на себя ответственность за собственное будущее и будущее своей страны.

В связи с этим, перед школой стоит нелегкая задача воспитания у школьников социальности как интегративного нравственного качества личности. Данная задача эффективно решается на основе информационно-коммуникационных технологии, ибо данные технологии  существенно обогащают воспитательную среду.

Одной из главных характеристик нового общества, перспективности его существования является социальность граждан. Такой вывод прослеживается в исследованиях философов, социологов, экономистов, психологов и педагогов.

2.Что такое социальность?

«Социальность представляет собой имплицитную характеристику «совместности» человеческой жизнедеятельности, непосредственное выражение этой совместности». При этом подчеркивается, что «социальность является выражением не всей и всякой человеческой жизнедеятельности, а именно тех ее проявлений, в которых образуются взаимосвязь и взаимозависимость между людьми» [1, с.24].

Важным становится изучение социальности на современном этапе развития общества, выработка педагогических представлений о понятии «социальность», уже исследованном социологией и психологией.

«Когда мы говорим, что у человека сформировано определенное отношение, надо видеть, что за каждым из этих отношений просматривается триада:

  1. сформированность у человека определенной системы взглядов;
  2. эмоциональное реагирование на каждую из социальных ценностей;
  3. воспитанность способов трудиться, общаться и т.п., ставших характерными для него» [5, с.31].  

Воспитание социальности предполагает педагогически ориентированную и целенаправленную систему критериев по созданию условий для успешной социализации и интеграции человека в социум.. Частные цели воспитания социальности можно классифицировать по признаку воздействия на сферы личности: цели формирования сознания личности – взглядов, убеждений; цели формирования эмоциональной сферы – ощущений и переживаний; цели формирования социальной активности в деятельности.

Социальность нами рассматривается как интегративное качество личности младшего подростка, возрастные особенности которого определяют личностные характеристики, в когнитивной сфере  осознание необходимости принимать активное участие в социальной жизни общества, в эмоциональной сфер  желание формировать этот опыт, в поведенческой сфере – умение данное личностное качество применять творчески.

3. Цели и задачи

Анализ исследований по теме позволил сделать вывод о недостаточной разработанности целостного знания: о сущности социальности как интегративного личностного качества, научно-обоснованных условиях его формирования.

        - обоснование актуальности

актуальность проводимого  исследования определяется следующими противоречиями:

- объективной необходимостью в социально-активной личности младшего подростка и недостаточности условиями сформированности у школьников социальности как интегративного нравственного качества;

- между достаточно высоким уровнем разработанности общей теории воспитания, современных концепций перехода на новую парадигму образования в России и неразработанность теоретико-методических основ и педагогических условий воспитания у младших подростков социальности как нравственного качества личности.

        - формулирование цели и задач исследований 

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность модели воспитания у младших подростков социальности как интегративного личностного образования и педагогических условий её реализации.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс воспитания у младших подростков социальности будет эффективным при следующих условиях:

- осуществления поэтапного формирования отношения младшего подростка к себе как субъекту социальной деятельности и расширения взаимодействия подростков с различными социальными группами;

- учете личностного опыта подростков в процессе воспитания у него социальности как интегративного качества;

- обогащении социальным содержанием традиционно существующих форм и методов воспитания, а так же широкого использования во внеурочной деятельности информационно- коммуникационных технологий.

Цель и гипотеза предполагают решение следующих задач:

  1. Выявить сущность и содержание социальности как как интегративного личностного образования у младших подростков
  2. Определить критерии и показатели уровни сформированности данного  интегративного личностного образования
  3. Выявить и обосновать педагогические условия способствующие развитию социальности как интегративного личностного образования младшего подростка
  4. Разработать и апробировать модель организации процесса воспитания данного  интегративного личностного образования у учащихся младшего подросткового возраста

4. Обоснование эффективности воспитания социальности

        С целью исследования эффективности воспитания социальности младших подростков общеобразовательной школы осуществлялась работа в 5-6 классах школ №1 и №6 г.Александровска Пермского края. Всего 105 человек.

Результаты исследования рассматриваются в статье "ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СОЦИАЛЬНОСТИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ"

http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2016/09/01/vospitanie-u-mladshih-podrostkov-sotsialnosti-kak

Результаты проведенного исследования показали, что школьники обладают поверхностными знаниями о социальности.

Подростки  положительно настроены к социальной активности,  но при этом сами не проявляют инициативы в социально значимых делах.

Таким образом, как показало проведенное исследование, есть необходимость в целенаправленной организации процесса формирования у младших подростков социальности как интегративного нравственного качества личности.

 Эффективным методом формирования социальности может стать ролевая игра. Ценность игры как метода воспитания в том, что в ней всегда есть долг, межличностные зависимости, социальные роли, в основу которых кладутся реальные ценности. Следовательно, несмотря на игровое основание, речь идет о серьёзных образованиях нравственного порядка, которые лежат в основе социальности.

Мы полагаем, что процесс воспитания у младших подростков социальности будет эффективным, если школа будет формировать у подростка отношение к себе как субъекту социальной деятельности и расширять взаимодействие детей с различными социальными группами, учитывать личный социальный опыт подростка. Процесс воспитания социальности должен обогащаться социальным содержанием традиционно существующих форм и методов воспитания, а также важно во внеурочной деятельности широко использовать информационно-коммуникационные технологии, в частности  возможности медиаобразования с использованием современных технических средств [4,27]. Их применение является наиболее эффективным средством воспитания, т.к. подростки активно осваивают программы фото- и видеомонтажа, издательские системы, основы операторского искусства и выражают свое видение мира через создание своих фото- видеосюжетов, роликов, презентаций, выпуск школьной газеты. В результате воспитания с помощью информационно-компьютерных технологий мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения учащимися готовых знаний на самостоятельную активную познавательную деятельность.

5. Этапы реализации модели.

Реализация подходов и принципов обеспечивает эффективность реализации модели процесса воспитания у младших подростков социальности как интегративного качества.

Этапы:

  1. Этап формирования умений и навыков социального опыта
  2. Осознанный выбор
  3. Самореализация

1 этап необходимо дать соответствующие образцы социального поведения. Это обеспечивается средствами искусства, личным примером персоналий, средствами искусства. Создаются условия для воспроизведения поведенческих образцов. Данные условия способствуют закреплению умений и навыков социального опыта.

2 этап «осознанный выбор». Цель: усвоение содержания социального опыта. На данном этапе дети интегрируются в социальную культуру, что обеспечивает свободный выбор той или иной формы социального взаимодействия, формирование ответственности за свой выбор.

3 этап. Самореализация. Этап предполагает помощь младшему подростку в разработке программы самосовершенствования его социального опыта, развития социальности как интегрального качества личности. Школьник самостоятельно ставит цели и задачи, принимает активное участие в творческой социальной деятельности, реализует свои возможности, ориентируясь на оптимальный уровень социальности. Этап отражает движение от внешней организации воспитания данного интегративного личностного образования к внутреннему стимулу

6. Практическая часть

Осознавая важность  внеурочной деятельности широко использовать информационно-коммуникационные технологии, в частности  возможности медиаобразования с использованием современных технических средств, в МБОУ "БСОШ №1" была создана видеостудия "Фотон". С образовательной программой по научно-техническому направлению для старшего возраста (Видеостудия "Фотон") можно ознакомиться по данной ссылке

 

http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2016/09/01/obrazovatelnaya-programma-po-nauchno-tehnicheskomu

Обучение в данной видеостудии для обучающихся стала стартовой площадкой для раскрытия внутреннего потенциала. Здесь школьники проходят все этапы воспитания социальности: от приобретения школьником  социальных знаний, до формирования ценностного отношения к социальной реальности и в конечном результате получение опыта самостоятельного общественного действия.

Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности определяется в таблице №1 , которая составлена на основе методического конструктора «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности»  

Уровень ВР/

Вид внеурочной

деятельности

Приобретение школьником  социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного общественного действия

Класс-проект «Остановись, мгновенье, ты прекрасно» 

Занятия в видеостудии «Фотон»

Создание фильмов, выпуск газет.

Фестивали, конкурсы  видеоработ «Мир кино», «Бумеранг», «Десятая муза» и др., профильные лагеря «Видеодорожка», «Видеомастер». Творческие встречи.  

Художественные акции школьников в окружающем школу социуме. Открытый общественный показ документальных видеопроектов,  выступления на местном радио и телевидении.  

У ребят появилось желание не просто снимать и монтировать, а работать осознанно и результативно. Таким образом уникальность данной видеостудии можно рассматривать в расширении области действия: волонтерство, помощь детям, оказавшимся в трудных жизненных условиях, освещение жизни школы, общение с ветеранами, знакомство с историей своего родного края.

Более подробно работа данного проекта описана в презентации http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2016/09/01/razvitie-sotsialnoy-aktivnosti-podrostkov-vo

В основе организации внеурочной деятельности лежит воспитание отношений к общественно-значимым ценностям, прежде всего – отношения к Родине.   Понятие “Родина” начинается со знания истории своего края,  села или города, в котором живет человек. Он должен знать и уважать традиции родных мест. Только знание своего исторического прошлого может укрепить в нас почитание традиций и непреходящих человеческих ценностей – любви к родине, доброты и справедливости, уважения к ближнему, почтения старших.

История, культура и современное развитие Александровского района заключают в себе мощный образовательный и воспитательный потенциал. Знакомство с историей родного края является бесценным источником духовного обогащения школьников.

Создавая  модель организации воспитательной деятельности с младшими подростками по воспитанию у них социальности как качества личности, мы большое внимание уделили созданию фильмов о родном крае, своей школе и т.д.  Данное направление для современных школьников интересно и современно. Желание создавать фильм, а для этого писать сценарий, собирать материал, работать с компьютером, снимать ролики, видеть себя на экране создают положительную мотивацию.

Коллективное творческое дело «Остановись, мгновенье – ты прекрасно» так же внесло существенный вклад в формирование у подростков социальности как качества личности. Информация была представлена в цифровом виде.  Дети учились профессионально работать с техникой, узнавали и рассказывали об истории своего района с помощью современных технических средств.  

Так, составляя сюжет «По следам о Бориса Пастернака на Урале», подростки искали  материал в городских и районных библиотеках, музеях, в Интернете. Наметили план действий. Запланировали поездки во Всеволодо-Вильву, на Иваку - в места пребывания Бориса Пастернака.

Наметив план действий, согласовывались способы совместной деятельности, определялись операторы, фотографы, журналисты, сценаристы, актеры. В ходе работы в группах происходила смена ролей. Были организованы поездки во Всеволодо-Вильву, на Иваку – в места пребывания Бориса Пастернака.

Школьники снимали видеосюжеты, записывали интервью, старались побывать на всех мероприятиях, проводимых в доме Пастернака. Собранный материал перерабатывался и оцифровывался. Параллельно выстроилась идея фильма «Контрасты» о заводе «Метил», которая была реализована. Школьники раскрыли проблему умирающих поселков. Созданы так же  фильмы «Контрасты», «Могикане». Фильмы  демонстрируются в школе, на классных часах, на районных и краевых фестивалях.

Проекты «История в лицах», «Говорит и показывает компьютер», лагеря «Видеодорожка», «Видеомастер» так же способствовали социальной активности подростков во внеурочной деятельности на основе информционно-коммуникационных технологий.

Позитивное влияние на  личностное развитие детей оказали исторические документы из семейных архивов, природа родного края, архитектурные и культурные памятники России, ставшие источниками многочисленных эмоциональных переживаний участников проектов и факторами, стимулирующими творческую активность личности.

Таким образом, школьники приобрели опыт социальной деятельности; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других. Данный опыт лег в основу организации видеостудии «Фотон». Деятельность студии находит свое отражение в школьной газете «Фотон».

Выше описанная деятельность способствовала воспитанию у младших подростков социальности как интегративного нравственно личностного качества.

В ходе диагностики личностных качеств учащихся использовалась   карта  педагогического наблюдения, которое описывается в статье "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"

                                        

http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2016/09/01/razvitie-sotsialnoy-aktivnosti-podrostkov-vo

7. Внедрение разработанной модели

Теоретико-экспериментальный характер работы дал возможность наметить перспективы дальнейшего исследования: в условиях гражданского общества расширить функции развития социальной активности подростков во внеурочной деятельности на основе информационно-образовательных технологий; исследовать возможность внедрения разработанной модели в сферу дополнительного образования и систему повышения квалификации классных руководителей, осваивающих педагогическое проектирование.