Единый информационный банк лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях: структура и содержание
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

В статье представлены описание структуры и содержания, функционирования единого информационного банка лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях с использованием ресурсов межшкольных учебно-производственных комбинатов. Приведен перечень лучших российских практик профориентации и самореализации школьников.

Материалы статьи подготовлены в рамках проекта «Создание единого информационного банка лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях с использованием ресурсов межшкольных учебно-производственных комбинатов», выполняемого в соответствии с приказом Минобрнауки России от 17 февраля 2017 № 163 «Об осуществлении в 2017 году закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в рамках реализации перечня мероприятий для детей, молодежи и отдельных общесистемных мероприятий, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (I очередь)».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ БАНК ЛУЧШИХ ПРАКТИК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

Тер-Григорьянц Р.Г., Тер-Григорьянц А.А.,

Бабич А.А., Мезенцева Е.С., Котова Г.Л.

Одной из серьезных управленческих и методических проблем в современном российском образовании является проблема отсутствия единой системы организации и проведения профориентационных мероприятий для учащихся с целью обеспечения их последующей самореализации. Зачастую те практики профориентации, которые успешно использовались педагогами 5-10 лет назад, устаревают на фоне стремительного развития информационных и коммуникационных технологий. Усиливается отставание образовательных организаций от уровня развития предприятий реального сектора экономики, педагоги и учащиеся не имеют достаточной информации и должного представления о современных производствах и перспективах работы на них, наиболее востребованных профессиях, динамике развития рынка труда в ближайшие годы. В результате возникает разрыв между насущной потребностью в проведении профориентации и существующими технологиями ее проведения.

В связи с необходимостью решения обозначенных противоречий Министерством образования и науки Российской Федерации пристальное внимание уделяется проектной деятельности по вопросам совершенствования механизмов профориентации обучающихся в общеобразовательных организациях.

В целях совершенствования образовательных технологий и методик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием ресурсов межшкольных учебно-производственных комбинатов, посредством создания и внедрения программного инструмента для интеграции методик и лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся, в том числе с использованием возможностей ресурсов межшкольных учебно-производственных комбинатов, в 2017 году Министерство образования и науки Российской Федерации реализует проект «Создание единого информационного банка лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях с использованием ресурсов межшкольных учебно-производственных комбинатов».

Проект выполняется в соответствии с приказом Минобрнауки России от 17 февраля 2017 № 163 «Об осуществлении в 2017 году закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в рамках реализации перечня мероприятий для детей, молодежи и отдельных общесистемных мероприятий, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (I очередь)».

Работу по указанному проекту выполняет Автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ».

Нормативно-правовые основания проекта. Создание единого банка лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием ресурсов межшкольных учебно-производственных комбинатов, обусловлено необходимостью исполнения п. 5 Раздела II Комплекса мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016 – 2010 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 27 июня 2016 года № 4455-п-П8, п. 16 плана мероприятий по реализации в 2016 – 2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-Р, п. 69 Плана мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 – 2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 2585-р (Приказ Минобрнауки России от 10 февраля 2015 года № 76), Поручения Президента Российской Федерации от 04.05.2016 № ПР-869, Поручения Президента Российской Федерации от 20.01.2016 № ПР-78.

Цель создания единого информационного банка лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях с использованием ресурсов межшкольных учебно-производственных комбинатов (далее – Информационный банк) – обобщение, систематизация и распространение в масштабах Российской Федерации передовых подходов и методик профориентации среди учащихся, а также наиболее эффективных способов вовлечения ресурсов межшкольных учебно-производственных комбинатов в процесс профориентации, способствующих как удовлетворению потребностей экономики в квалифицированных кадрах, так и воспитанию молодежи, направленного на саморазвитие и самореализацию каждого индивида.

В мае - июле 2017 года в рамках реализации проекта осуществлен сбор информации о текущей ситуации, проблемных зонах, практиках организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием ресурсов межшкольных учебно-производственных комбинатов. По итогам проведенного сбора информации обобщен опыт работы 625 образовательных организаций из 85 субъектов Российской Федерации.

На основе объективной оценки практик профориентации, полученной в ходе анализа лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием ресурсов межшкольных учебно-производственных комбинатов, выявлены 16 лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием ресурсов межшкольных учебно­производственных комбинатов.

При отборе лучших практик учитывались следующие показатели:

- организация работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием ресурсов межшкольных учебно-производственных комбинатов: отражает уровень разработанности нормативно-правового обеспечения профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях и основывается на оценке комплекса взаимосвязанных документов, регламентирующих структуру, цели, задачи и функции общеобразовательной организации, организации его работы, прав, обязанностей, ответственности руководителя и работников, осуществляющих функции по профориентационной деятельности;

- содержание программ профориентации и самореализации обучающихся, формы и механизмы их реализации, раскрывает информацию о реализуемой модели профориентационной деятельности в организации; практической направленности и вариативности программ; используемых форм, методов и инструментов профессионального информирования, профессионального просвещения, профотбора и профподбора, профконсультирования и профессиональной диагностики, их доступности и интенсивности применения; современных дистанционных технологий, электронных образовательных ресурсов и т.д.;

- ресурсное обеспечение: отражает уровень материально-технической оснащенности, кадрового, учебно-методического, информационного обеспечения, а также психологического и эмоционально-комфортного  сопровождения профориентации и самореализации обучающихся, включает комплексную характеристику выделенных аспектов анализа практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием ресурсов межшкольных учебно-производственных комбинатов;

- взаимодействие, отражающий опыт организационно-правового, нормативно–методического, социального взаимодействия общеобразовательной организации  с предприятиями, организациями реального сектора экономики, профцентрами, межшкольными учебно-производственными комбинатами, учреждениями труда и социальной защиты, родителями обучающихся, учреждениями системы профессионального образования, органами местного самоуправления, общественными организациями, учреждениями здравоохранения, СМИ и др. в области профориентации и самореализации обучающихся

- результативность, раскрывающий результаты профориентации и самореализации обучающихся на когнитивном, социально-психологическом; мотивационном; деятельностном  уровнях, а также степень удовлетворенности обучающихся (их родителей/законных представителей)  результатами профориентации и самореализации обучающихся, в том числе с использованием ресурсов межшкольных учебно-производственных комбинатов, уровень соответствия системы профориентации и самореализации детей  запросам общества в целом;

- комплексная оценка практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием ресурсов межшкольных учебно-производственных комбинатов.

Перечень лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием ресурсов межшкольных учебно-производственных комбинатов представлен в Таблице 1

Таблица 1 - Перечень лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием ресурсов межшкольных учебно-производственных комбинатов

№ пп

Наименование лучшей практики

Субъект Российской Федерации

Наименование

образовательной организации

1.

Профессиональная ориентация обучающихся на освоение профессий сельскохозяйственной отрасли в условиях лицея

Кабардино-Балкарская Республика

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского»

2.

Профориентация обучающихся средствами проектной деятельности в условиях комплексного взаимодействия с социальными партнерами

Республика Коми

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска

3.

Реализация системного и комплексного подходов к профориентации обучающихся с учетом возрастных особенностей школьников

Чеченская Республика

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Президентский лицей»

4.

Профессиональная ориентация обучающихся средствами реализации проекта «ЮНАГРО-Кубань»

Краснодарский край

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19 муниципального образования Усть-Лабинский район имени Героя Советского Союза В. П. Стрельникова

5.

Реализация модели ценностного и профессионального самоопределения обучающихся на базе школьного центра дополнительного образования

Краснодарский край

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия № 6 г. Сочи

6.

Профессиональная ориентация обучающихся средствами взаимодействия школы и межшкольных учебно-производственных комбинатов

Краснодарский край

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Д.К. Павлоградского станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края

7.

Формирование готовности обучающихся к выбору
профессии средствами внеурочной деятельности

Брянская область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 п. Навля»

8.

Предпрофильная подготовка и профориентация обучающихся средствами комплексной работы со школьниками и их родителями

Брянская область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ржаницкая средняя общеобразовательная школа Жуковского района

9.

Профессиональная ориентация и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в контексте общественно-активной школы

Воронежская область

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Девицкая средняя общеобразовательная школа Семилукского муниципального района Воронежской области

10.

Профессиональная ориентация обучающихся в условиях «Роснефть-классов»

Оренбургская область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 муниципального образования «город Бугуруслан»

11.

Профессиональная ориентация обучающихся средствами организации учебно-производственных бригад

Рязанская область

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Чапаевская средняя общеобразовательная школа" муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области

12.

Профессиональная ориентация обучающихся средствами робототехники и детского технопарка

Тульская область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа  № 20»

13.

Профессиональная ориентация обучающихся в условиях сотрудничества школы и промышленных предприятий

Ульяновская область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновск "Средняя школа №74"

14.

Профориентация обучающихся в условиях Морских классов

Санкт-Петербург

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 84 Петроградского района Санкт-Петербурга

15.

Реализация модели профориентационной проектировочной среды в сетевом кластере образовательных организаций и предприятий - социальных партнеров

Санкт-Петербург

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №376 Московского района Санкт-Петербурга

16.

Профориентация обучающихся в условиях Центра профессионального самоопределения школьников        

Республика Хакасия

МБУ города Абакана «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Описания каждой из вышеперечисленных практик вошли в Единый информационный банк.

Единый информационный банк представляет собой информационный ресурс, находящийся в открытом доступе в сети Интернет по адресу http;//proforientbank.ru, и включающий в себя подсистемы:

- «Общая информация»;

- «Лучшие практики»;

- «Общение пользователей и оценка практик»;

- «Управление информационным банком»;

- «Администрирование».

Также на сайте Единого информационного банка размещены актуальные новости и календарь событий в области профориентации и самореализации обучающихся.

Единый информационный банк предназначен для различных категорий пользователей: администраторов, экспертов, специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций, руководящих и педагогических работников образовательных организаций дополнительного профессионального образования, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Определен функционал для каждой из групп пользователей.

Так, например, функции пользователей – руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций, включают:

1) заполнение и представление информационных документов Администратору технологической платформы единого информационного банка для рассмотрения возможностей включения информации в информационный банк (с привлечением экспертов);

2) использование новостного блока, календаря событий, получение актуальной информации по эффективным реализованным / реализуемым мероприятиям по профориентации и самореализации обучающихся в образовательных организациях Российской Федерации;

3) расширение знаний по  научным основам профориентации, теоретическим подходам к организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе на основе анализа зарубежного опыта;

4) работа с  каталогом / реестром общеобразовательных организаций и межшкольных учебно-производственных комбинатов, характеризующихся передовыми, эффективными способами осуществления профориентационной деятельности;

5) осуществление  группировки и выборки материалом информационного банка по критериям поиска;

6) ознакомление  с фактическими информационным материалами по каждой лучшей практике организации работы по профориентации и самореализации обучающихся, в том числе с использованием возможностей ресурсов межшкольных учебно-производственных комбинатов, отражающими потребности и возможности в сфере профориентации;

7) загрузка и возможность последующего использования материалов по каждой лучшей практике организации работы по профориентации и самореализации обучающихся, в том числе с использованием возможностей ресурсов межшкольных учебно-производственных комбинатов;

8) общение пользователей (комментарии, форум пользователей информационного банка, «вопрос-ответ»);

9) оценка каждой практики.

Информация по каждой лучшей практике представлена в систематизированном виде:

1. Наименование общеобразовательной организации.

2. Регион.

3. Цель.

4. Задачи.

5. Обеспечение реализации.

6. Система работы, диагностика, итоги.  

7. Список источников.

8. Публикации.

Подсистема «Общая информация» содержит:

1) описание научных основ профориентации - результаты обобщения теоретических подходов по организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе на основе анализа зарубежного опыта;

2) реестр общеобразовательных организаций;

3) реестр межшкольных учебно-производственных комбинатов;

4) описание практических мероприятий по профориентации среди учащихся общеобразовательных организаций и результаты их реализации.

Подсистема «Общение пользователей и оценка практик» включает сервис для общения пользователей (комментарии, форум пользователей информационного банка, «вопрос-ответ»), а также сервис для общей оценки каждой практики по 5-ти бальной шкале по следующим критериям.

1. Организация работы по профориентации и самореализации обучающихся;

2. Содержание программ профориентации и самореализации обучающихся, форм и средств их реализации;

3. Ресурсное обеспечение профориентации и самореализации обучающихся;

4. Взаимодействие общеобразовательной организации в процессе профориентации и самореализации обучающихся;

5. Результативность профориентации и самореализации обучающихся.

По результатам оценки практик пользователями технологической платформы формируется рейтинг практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием ресурсов межшкольных учебно-производственных комбинатов.

В заключение, следует резюмировать, что единый банк лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием ресурсов межшкольных учебно-производственных комбинатов, создан в электронном формате с обеспечением возможности открытого доступа к нему как авторов методик и практик, так и экспертов, педагогических и управленческих работников, широкой общественности.

Создание единого информационного банка обеспечивает обмен опытом и повышение качества при организации работы по профориентации и самореализации обучающихся.

Единый информационный банк лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях является одним из технических инструментов реализации механизма сетевого взаимодействия образовательных организаций, обеспечивая единое информационное пространство для распространения новых методик и практик, их общественной и профессиональной экспертизы, отбора передовых разработок и лучшего опыта в сфере работы по профориентации и самореализации обучающихся, а также для их тиражирования на территории всей страны.

Через аккумуляцию, интеграцию и распространение передовых методик и лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях, обеспечено совершенствование образовательных технологий и методик обучения, организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся, ориентированной на формирование компетенций обучающихся, способствующих осознанному выбору профессии.

Создание и использование информационного банка позволит обеспечивает интеграцию методик и лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся, в том числе с использованием возможностей ресурсов межшкольных учебно-производственных комбинатов, а также способствует  совершенствованию образовательных технологий и методик профориентационной деятельности в условиях  действия федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание практики организации внеурочной деятельности с участием школьной видеостудии в общеобразовательной организации.

Видеостудия  "Фотон"руководитель: Тютина Гульсина Гелусовна, учитель информатики и ИКТРаботают под девизом: «Нести людям свет - в этом успехов секрет»История создания видеостудии «Фотон» начинает...

Модель применения практики организации внеурочной деятельности с участием школьной видеостудии в общеобразовательной организации на основе внутренних ресурсов

Сегодня становится очевидным, что только активная личность, способная успешно функционировать во всех сферах жизнедеятельности, может взять на себя ответственность за собственное будущее и будущее сво...

Практико-значимая работа. Тема: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся в общеобразовательных организациях.

ОглавлениеВведение ___________________________________________________________3Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания учащихся_______5Глава 2. Духовно- нравственное воспитание в клас...

Методические рекомендации по проведению социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях.

В связи с вступлением в силу с 11 декабря 2013 года дополнения к Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” о том, что ...

6 сентября состоится вебинар для ознакомления с Концепцией и Положением о проведении Всероссийского конкурса лучших проектов региональных/муниципальных систем организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях

Важнейшим фактором формирования здоровья подрастающего поколения является питание. Так как обучающийся ежедневно проводит в школе 6–7 часов, большое значение в здоровьесбережении школьников...

О проведении Всероссийской конференции по результатам Всероссийского конкурса лучших проектов региональных/муниципальных систем организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях

По заказу Министерства просвещения Российской Федерации АНО СРОИ «Цифровая Фабрика Инноваций» совместно с ФГБНУ «ИУО РАО» 14 ноября 2019 года проводит Всероссийскую конференцию...

Успешные практики воспитательной работы в общеобразовательных организациях Свердловской области: профилактика деструктивного поведения обучающихся

Успешные практики воспитательной работы в общеобразовательных организациях Свердловской области: профилактика деструктивного поведения обучающихся...