Практико-значимая работа. Тема: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся в общеобразовательных организациях.
проект на тему

Елисеева Людмила Геннадьевна

Оглавление

Введение ___________________________________________________________3

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания учащихся_______5

Глава 2. Духовно- нравственное воспитание в классе_____________________11

Заключение________________________________________________________17

Список литературы_________________________________________________ 18

Введение

Развитие российского государства и общества ставит новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» были определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса.

Актуальность педагогического исследования проблем патриотического воспитания у современных российских школьников обосновывается следующей аргументацией. Во-первых, необходимостью более глубокого и всестороннего анализа сущности, содержания, структуры патриотизма, его роли и места в системе воспитания подрастающего поколения в контексте основных изменений, происходящих в обществе и его военной организации. Во-вторых, противоречием между огромным потенциалом патриотизма (особенно духовно- нравственным, социальным, деятельностным) в формировании важнейших качеств современных школьников и ослабившейся его реализацией в 1990-е гг. Данное противоречие проявилось в неудовлетворенности как субъектов патриотического воспитания, так и самих школьников уровнем и эффективностью воспитания патриотизма. В-третьих, необходимостью коренного улучшения деятельности по воспитанию патриотизма у школьников с учетом их возрастных, психолого-педагогических особенностей, личных и групповых интересов и ценностей, происходящих в обществе изменений на основе создания в начале XXI в. в нашем государстве условий, способствующих патриотическому воспитанию, реализации соответствующих сегодняшним реалиям методов, форм, средств воспитания патриотизма у школьников. В-четвертых, необходимостью обеспечения большей научности, системности, целеустремленности, активности и результативности патриотического воспитания школьников с учетом проявившегося в 1990-е гг. определенного кризиса в сфере социально-педагогического знания и практики воспитательной деятельности. В-пятых, потребностью государства в обеспечении защищенности личности, общества и государства с учетом наличия многочисленных внешних и внутренних угроз национальной безопасности, в первую очередь связанных с резко активизировавшейся деятельностью террористических и экстремистских организаций.

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что проблемы патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ является весьма актуальным для развития российского общества.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko-znachimaya_rabota_eliseevoy_l.g.docx669.38 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра воспитательных систем

Практико-значимая работа

Тема: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся в общеобразовательных организациях.

Слушатель курса

«Духовно – нравственное развитие и воспитание

обучающихся в условиях реализации ФГОС»

                                                            Елисеева Людмила Геннадьевна

                                    МОУ СОШ «Перспектива» городского округа Власиха

                                                                Научный  руководитель                 Зубова Е.И.

                                                   

Москва 2015

Оглавление

Введение ___________________________________________________________3

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания учащихся_______5

Глава 2. Духовно- нравственное воспитание в классе_____________________11

Заключение________________________________________________________17

Список литературы_________________________________________________ 18

Введение

Развитие российского государства и общества ставит новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» были определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса.

Актуальность педагогического исследования проблем патриотического воспитания у современных российских школьников обосновывается следующей аргументацией. Во-первых, необходимостью более глубокого и всестороннего анализа сущности, содержания, структуры патриотизма, его роли и места в системе воспитания подрастающего поколения в контексте основных изменений, происходящих в обществе и его военной организации. Во-вторых, противоречием между огромным потенциалом патриотизма (особенно духовно- нравственным, социальным, деятельностным) в формировании важнейших качеств современных школьников и ослабившейся его реализацией в 1990-е гг. Данное противоречие проявилось в неудовлетворенности как субъектов патриотического воспитания, так и самих школьников уровнем и эффективностью воспитания патриотизма. В-третьих, необходимостью коренного улучшения деятельности по воспитанию патриотизма у школьников с учетом их возрастных, психолого-педагогических особенностей, личных и групповых интересов и ценностей, происходящих в обществе изменений на основе создания в начале XXI в. в нашем государстве условий, способствующих патриотическому воспитанию, реализации соответствующих сегодняшним реалиям методов, форм, средств воспитания патриотизма у школьников. В-четвертых, необходимостью обеспечения большей научности, системности, целеустремленности, активности и результативности патриотического воспитания школьников с учетом проявившегося в 1990-е гг. определенного кризиса в сфере социально-педагогического знания и практики воспитательной деятельности. В-пятых, потребностью государства в обеспечении защищенности личности, общества и государства с учетом наличия многочисленных внешних и внутренних угроз национальной безопасности, в первую очередь связанных с резко активизировавшейся деятельностью террористических и экстремистских организаций.

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что проблемы патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ является весьма актуальным для развития российского общества.

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания учащихся

Патриотическое воспитание школьников призвано педагогическими формами и методами формировать и развивать у юного гражданина важнейшие морально-психологические качества, которые необходимы ему и как будущему защитнику Отечества, готовому и способному вносить свой вклад в обеспечение безопасности личности, общества, государства, так и в целом как человеку, личности, труженику, гражданину России: твердость характера, ответственность, трудолюбие, самоотдача, законопослушность, решительность, настойчивость. Прежде всего патриотическое воспитание призвано формировать морально-психологические, личностные качества, необходимые для решения задач обеспечения безопасности Отечества, личности, общества и государства.

Целью патриотического воспитания является формирование у школьников глубокого понимания патриотического долга, готовности встать на защиту Родины и в целом – воспитание граждан, способных обеспечивать безопасность Отечества и его граждан, решение задач укрепления целостности и единства страны, упрочения дружбы народов Российской Федерации. Однако достижение этой цели усложняется тем обстоятельством, что изменения, произошедшие в стране, смена системы социальных отношений, образовавшийся в 1990-е гг. идеологический вакуум привели к распаду сложившейся системы патриотического и интернационального воспитания. В указанный период в условиях отсутствия единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан оживились различные воззрения националистического, шовинистического толка. Отечественный опыт патриотического воспитания зачастую игнорировался. Президент Российской академии образования Н. Д. Никандров отмечал, что «…в первые годы независимой России патриотизм вдруг стал ругательным словом, почти равнозначным национализму и даже фашизму». С начала XXI в. в России во многом благодаря усилиям как руководства страны, так и общественности и непосредственно научного сообщества, гуманитариев, педагогов, работников сферы образования отмечаются процессы возрождения и активизации воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений, силовых структур. Происходит переоценка ценностей, возрождение значения и востребованности гражданских, патриотических взглядов и убеждений. Складывается понимание того, что чувство национального самосознания и чувство любви к Отечеству должны формироваться не стихийно, а быть воспитаны в человеке семьей, школой, системой образования. С самого раннего возраста нужно закладывать в молодежи патриотизм с помощью родителей и в дальнейшем воспитывать его в учреждениях образования на всех его ступенях и уровнях.

Следовательно, задача воспитания граждан-патриотов, стоящая перед педагогами, работниками сферы образования, весьма сложная и ответственная. С учетом указанных обстоятельств необходимо определить, комплекс каких форм, методов, приемов патриотического воспитания позволит педагогам, участникам процесса воспитания достигнуть требуемого результата – привить современному школьнику чувства патриотизма, гражданственности и соответствующие личностные качества. По своей структуре патриотическое воспитание – это процесс социальный, призванный реализовывать положения Конституции, действующего законодательства по вопросам безопасности и обороны. Непосредственной нормативно-правовой основой патриотического воспитания являются такие правовые документы, как Концепция патриотического воспитания граждан РФ, постановление Правительства РФ от 24.07.2000 г. № 551 «О военно-патриотических, молодежных и детских объединениях», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы».

 В целом можно выделить следующие направления патриотического воспитания школьников:

1) воспитание на истории и традициях государства и общества: – изучение истории Отечества; – мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость Родины (шефство над памятниками и братскими захоронениями; вахты памяти; выставление почетного караула у памятников, возложение цветов;– создание музеев, аллей, выставок боевой славы в образовательных учреждениях; – проведение экскурсий, уроков мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной и других войн,– празднование памятных дат, организация концертов, выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов и др.;

2) военно-спортивное воспитание: – организация туристских слетов и походов по местам боевой, воинской славы, спартакиад и спортивных соревнований, посвященных памятным датам в истории России, Вооруженных сил;– организация и участие в военно-спортивных играх, которые в комплексе решают задачи патриотического воспитания: организационное укрепление коллектива школьников, развитие обществен- ной активности молодежи, формирование качеств, необходимых гражданину, защитнику Отечества; – проведение месячников оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивных эстафет и праздников, Дня защитника Отечества, дней милиции, внутренних войск, спасателя и т. п.;

 3) воспитание через взаимосвязь и взаимодействие школьных и воинских коллективов: – участие военнослужащих в организации и ведении военно-прикладных кружков и секций для школьников; – организация оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов; – проведение встреч с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов. В настоящее время государством и обществом прилагаются существенные усилия по возрождению воспитательной функции образовательных учреждений, активизации патриотического воспитания граждан России и прежде всего молодежи. Несмотря на кризисные явления 1990-х гг., героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки, военного дела, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов для граждан, что создает реальные предпосылки проведения мероприятий патриотического воспитания учащихся.

 Программа патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе обучения и воспитания в школе, массовую патриотическую работу. Основная идея программы патриотического воспитания школьников заключается в формировании их как патриотов, граждан России, готовых к служению Отечеству с учетом опыта и достижений прошлых поколений, современных реалий и проблем, тенденций развития нашего общества. Целью программы является развитие системы патриотического воспитания, способствующей формированию патриотических чувств и сознания школьников. Вместе с тем целый ряд ценностей, сформировавшихся в условиях советского строя, но во многом лишенных уже своей идеологической оболочки, таких как «равенство», «братство», «справедливость», «коллективизм», «сочетание личных и общественных интересов» и других, раскрывающих главный смысл социализма, занимают сознание части молодежи. Среди некоторых категорий молодежи роль этих ценностей возрастает; – большое место в структуре сознания школьников занимают так называемые общечеловеческие ценности: «здоровье», «счастье», «любовь», «дружба», «добро», «красота», «свобода», «семья», а также связанные с ними в силу своей обусловленности этими ценностями индивидуальные: «личный успех», «престиж», «статус», «любимая работа и досуг», «личное благополучие», особенно материальное, и т. д.; – в число приоритетных ценностей входят ценности религии и церкви. Организация системы воспитания патриотизма у школьников включает: – формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в общеобразовательной школе: формирование у учащихся школ готовности к действиям в специфических и экстремальных условиях (в том числе к военной и другим видам государственной службы на занятиях по ОБЖ и физической культуре, на учебно-полевых сборах, в других формах в зависимости от местных условий и типа учебного заведения); – патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными и общественными органами и организациями молодежи (патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные клубы и объединения, специальные школы, курсы, кружки, секции; клубы, учебные пункты будущего воина; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т. д.); – деятельность средств массовой информации, творческих союзов, работников культуры и искусства, научных, молодежных ассоциаций, организаций, направленную на отображение, изучение, поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина Отечества.

Результаты реализации программы:

  • создание системы патриотического воспитания в школе;
  • внедрение в педагогический процесс школы передовых форм и методов патриотического воспитания;
  • сохранение и развитие у учащихся чувства гордости, любви к Родине, родному городу, школе;
  • активизация потенциала ветеранов Великой Отечественной войны, участников локальных войн, выпускников школы в воспитании;
  •  формирование у школьников готовности к защите Родины;
  • расширение участия школьников в военно- прикладных видах спорта;
  • воспитание у школьников уважения к подвигу отцов, дедов, ровесников в годы Великой Отечественной войны и других военных действиях;
  • формирование готовности учащихся к действиям в экстремальных ситуациях;
  • привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников;
  •  расширение и совершенствование информационной и материальной базы патриотического воспитания в школе;
  • повышение эффективности мер по охране здоровья учащихся;
  •  повышение эффективности воспитания в системе образования;
  •  активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания.

Итак, разработанная программа позволяет сформировать патриотические чувства и сознание учащихся, сохранить и развить чувство гордости за страну, город, школу, воспитать личность учащихся – граждан, патриотов Родины.

Глава 2. Духовно- нравственное и патриотическое воспитание в классе

Перед собой я поставила ряд задач, которые исходят из воспитательной работы всей школы:

  • Формирование нравственно – ценностных взглядов учащихся.   Ведь от любви к родной школе, к своему дому, улице формируется гражданское самосознание, ответственность за судьбу Родины.
  • Формирование классного коллектива (дружного, сплочённого, творческого)
  • Развитие творческих способностей, предоставление возможности реализовываться в соответствии со своими интересами (организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём класс)
  • Формировать стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.

Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами, активно привлекая родителей.

Главное в воспитательной системе класса – создание соответствующего морально-психологического климата, творческой атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом; помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни; признанию личности человека как абсолютной ценности.  

Отсюда мой главный принцип в воспитании детей – это терпение и умение вести диалог, убедительный, но демократичный, и мне, учителю, соблюдать правила:

 - не требуй от ребенка больше того, что он может;

- всему надо учить: и любить, и ненавидеть;

- если не я, то кто?

- не навреди!

- в главном единство, в споре свобода, во всем любовь!

 Если этот путь пройти до конца, то я думаю, что результат превзойдёт ожидания. Ведь обществу и нам с вами нужна личность творческая, честная, добрая, ответственная и активная.

Классный час: «Моя малая Родина». 6кл.

Основные принципы работы:

  1. Принцип вариативности.
  2. Принцип сотворчества.
  3. Принцип созидательной творческой деятельности.
  4. Принцип гуманизма.

Цели:

  1. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города.
  2. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи:

  1. Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
  2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
  3. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
  4. Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
  5. Содействовать моральному развитию детей.

Форма проведения: час общения.

Оформление: рисунки (фотографии) учащихся.

Ход занятия

Эпиграф:

“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом. 
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

I. Вступление.

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Ученик читает стихотворение А. Прокофьева “С чего начинается Родина?”

Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Выступление Архипова Владимира о Калуге (место, где он родился)

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина – 
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья – 
Ласковая малая
Родина моя!

Выступление Фатькина Марка о Сергиев Посаде (месте, где он родился)

II. Родная улица моя.

Ученик читает стихотворение:

Наверно, климат в этом виноват
И голубое ласковое море, 
А может, тополя на косогоре – 
Наш город знатными людьми богат.

Учитель: Слово предоставляется группе учащихся, которые исследовали названия улиц нашей округи, на которых они живут.

Рассказ о Власихе (военном городке). Душко Валерия рассказа об улице М.Жукова, где она живёт. Храпова Елизавета об улице Заозёрской, где она родилась.

 Родина – страна, в которой человек родился и вырос, гражданином которой является. Это вся наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и сѐла. Известная поговорка гласит: «Человек без Родины, что соловей без песни».  Еще у каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, где все ему кажется особенным и родным.

Вопросы учителя: Что для вас значит Родина? С чем ассоциируется у вас это слово? Что в вашем понимании малая Родина? Какие однокоренные слова вы можете назвать?

 Следовательно, можно сделать вывод о том, что понятие Родина более обширное чем то, которое можно встретить в словарях и справочниках. Каждый человек привносит в него что-то свое…

Как с понятием Родина соотносится понятие патриотизм? Какие определения этому слову вы нашли? Как вы сами его понимаете?

 Сейчас вашему вниманию я предлагаю творческое задание – дать расшифровку слову «патриот». Патриот – это какой человек? Какими качествами он обладает? У вас на столах есть карточки, которые вы должны сейчас заполнить. На каждую букву этого слова вы должны придумать качество, которое на ваш взгляд есть в личности патриота. Работать вы должны в команде, на выполнение задание вам дается 3   минуты.

Вывод: Патриот – это защитник Отечества, готовый и способный вносить свой вклад в обеспечение безопасности общества, государства,

А осенью выезжали с учащимися в город – герой Тулу. Где участвовали в интерактивной спортивной игре « Витязи ».

C:\Users\Пользователь\Desktop\Мои документы. Вернуть 1 сентября на место\7б 2013-2014г\Дружина 7Б\DSC_0041.JPG

Президентские соревнования, проходят каждый год в середине ноября.
H:\7б класс 2013г\ПРез.соревнования 7кл 19 .11.2013\4X_IEG9HIz8.jpg

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Зинаида Егоровна\19012013 041.jpgВ рамках гражданско- патриотического воспитания молодёжи в 7 «Б» классе проходил классный час «Дети войны». Как известно в среднем ребёнок начинает осознавать себя как личность с 3-4 лет. Именно с этого возраста и на всю жизнь сохраняются первые яркие воспоминания об окружающем мире. Поэтому особо хочется остановиться на временном отрезке дат рождения: примерно с 1938 года по 1942 год. Дети, родившиеся в этот период, пришли к осознанию своего места в мире уже во время войны. В их личный опыт не входило мирное время. Можно сказать, что у детей этих не было детства. Стать взрослыми им пришлось очень рано. И дело даже не в том, что им приходилось работать наравне со взрослыми. Эти дети пережили смерть близких, голод, холод, страх. Так, на классный час мы пригласили Елисееву Зинаиду Егоровну (1933года рождения). Она в сентябре 1941г. C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Зинаида Егоровна\19012013 043.jpgдолжна была пойти в школу, но этого не произошло. Деревня  Бычки Курской области была оккупирована фашистами. Она со своими сёстрами и матерью жила в коровнике, так как в доме находились немцы. Об этом времени и рассказала Зинаида C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Зинаида Егоровна\19012013 047.jpgЕгоровна. Два года они находились на оккупированной территории. Так проходило её детство.

Заключение

Итак, продолжить контроль за формированием патриотических чувств во время урочной и внеурочной деятельности. В течение года качественное развитие системы патриотического воспитания учащихся, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач поддержания общественной и экономической стабильности.

·      приобщение учащихся к началам народной культуры;

·      формирование интереса к истории русского народа, уважение к памятникам истории Отечества;

·      формирование патриотических чувств и гражданственности, на основе исторических ценностей и роли России в судьбе мира;

·      воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту государственных интересов страны;

·      предоставление учащимся реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений;

·      создание условий для участия семей в гражданско-патриотическом воспитании;

В решении данных задач ведущая роль принадлежит общеобразовательной школе, основной целью которой является воспитание граждански активной, патриотически-настроенной, духовно-богатой, нравственной эстетически культурной личности.

Список литературы

1. Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. 2005. № 1.

 2. Медведев Д. А. Выступление на заседании Президиума Государственного Совета в г. Рязани 22 апреля 2009 г. // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://president.kremlin.ru 

3. Никандров Н. Д. Вера и нравственность: православные традиции и современность // Сибирская православная газета. URL: http://www. ihtus.ru

 4. О военно-патриотических, молодежных и детских объединениях: постановление Правительства РФ // Российская газета. 2000. № 144. 5. Патриот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

Доклад "Организация духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников"

В этом докладе отражены моменты работы по воспитанию школьников путём создания добровольческих отрядов, волонтёрской деятельности. Будет полезен для классных руководителей, организаторов....

Доклад на тему: «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему:«Духовно-нравственное игражданско-патриотическое воспитаниешкольников в условиях реализации ФГОС»...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной организации

  Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи на 2018 – 2022 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического...

Олимпийское образование как средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся гимназии.

Основная идея заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовать свои функции не только в форме передачи детям определенных знаний, умений и...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся МБОУ «Замишевская СОШ» на 2016-2021 годы определяет систему работы образовательного учреждения по создан...

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках чтения

В данной статье представлен опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья ( с интеллектуальными нарушениями), по теме "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитан...