Главные вкладки

    Праздник "Масленица"
    методическая разработка на тему

    Фуникова Елена Шотаевна

    Материал может пригодится педагогам-организаторам, воспитателям, классным руководителям, дефектологам

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon maslenitsa.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Масленица.

    Цель: познакомить учащихся с русским народным праздником « Масленица».

    Задачи:  - воспитывать уважительное отношение к русским традициям,

                   - развивать логическое мышление, фантазию, воображение;

         - формировать устойчивый интерес к природе;

                   - воспитывать любознательность, доброжелательность, сплоченность;

                   - формировать чувство командной взаимовыручки во время игры;

                   - развитие творческих способностей учащихся;

         - привлекать к здоровому образу жизни;

                   - совершенствование навыков правильной интонационной окраски речи;

                   - соблюдение темпа и общей выразительности при чтении стихов;

                   - соблюдение правильной артикуляции при произнесении звуков;

                   - обогащение словарного запаса учащихся.

         

    Скоморохи вместе: (Свистят кто на чём, используя свистки, рожки, колотушки)

    - Пора! Ура!

    Скоморох 1:

    - Веселись, честной народ!

    Масленица к нам идёт!

    Больше шуток, больше смеха.

    Нам погода не помеха.

    Скоморох 2:

    - Эй, народ, не унывай!

    Праздник общий начинай!

    Ну-ка, ну-ка, веселей

    Смех, улыбку не жалей!

    Ведущая:

    - Дорогие гости! Сегодня мы собрались, чтобы отметить русский народный праздник – Масленицу! С самых незапамятных времён он был самым весёлым и разгульным, потому что продолжался целую неделю.

     1 день – «Встреча».

    В этот день встречали Масленицу. На площадь вносили чучело. Фигура изображала девушку.

    - Прежде, чем она сюда явится, позвольте провести небольшую подготовку по её встрече. И начнём мы с загадок. За правильный ответ приз – блин.

    Итак, первая загадка:

                «Круглый, а не колесо. Горячий, а не солнце.

                  Не пирог, а есть можно».    (блин)

    Вторая загадка:

                  «Белая, степенная, тепла боится.

                    Пока Масленицу не сожжешь – никуда не уйдёт».       (зима)

    Третья загадка:

                   «Без рук рисует, без зубов кусает».        (мороз)

    - Молодцы, ребята! Видно – видно, как заждались вы праздник.

    2 день называется «Заигрыш».

    Этот день посвящали играм на улице, катанию со снежных горок.

    Давайте-ка и мы с вами поиграем!

    Игра «Нарисуй лицо, повяжи косынку».

    -Нам нужны две команды - 10 человек.(7-12кл). Первый участник берёт маркер, подбегает к шарику и рисует брови, второй – глаза, третий – нос, четвёртый – рот, пятый – повязывает косынку. Еще 2 участника держат шары.

    3 день – «Лакомка».

    На столах главным угощением были блины, пироги и душистый чай.

    4 день назывался «Разгуляй».

    В этот день все катались на санях. Девушки высматривали женихов, а парни – невест.

    - А мы сейчас  поиграем с нашими малышами в задорную игру «Обнималки».

    Игра «Обнималки».

    - Выходят все малыши (1-5 кл), под весёлую музыку все танцуют, музыка заканчивается, ведущий показывает число 2 или 3 или 5, и по этому числу должны образоваться кучки – обнималки, кто неправильно - выбывает.

    5 и 6 день назывались «Тёщины вечера» и «Золовкины посиделки».

    В эти дни было принято ходить друг к другу в гости и одаривать подарками.

    На 7 день наступало «Прощенное воскресенье».

    На площади сжигали чучело Масленицы, просили друг у друга прощение.

    Ведущая:

    - До этого дня ещё далеко, а сейчас мы встречаем нашу дорогую Масленицу.

    - Надо в празднике всерьёз

    Всем принять участие,

    Чтобы Масленица вам

    Пожелала счастья!

    Есть народное поверье: плохо встретишь Масленицу – худо будешь жить…  Поэтому   не жалейте ладоши, давайте все вместе позовём  Масленицу:

    «Дорогая Масленица! Добро пожаловать к нам!».

    (под весёлую народную музыку скоморохи выносят Чучело)

     Ведущая:

    - Открывайте ворота –

    Гостья жданная пришла.

    Блинная, румяная

    Весёлая, духмяная.

    - Дорогая наша Масленица!

    Дуня белая, Дуня румяная

    Коса длинная, лента алая.

    Платок беленький, новомодненький.

    Добро пожаловать!

    Скоморох 1:

    - Ой, смотрите, сама Матушка - Зима к нам на праздник идёт!

    (выход Зимы).

    Зима:

    - Низкий вам поклон, люди добрые!

    Поморозила я вас немножко

    Ещё холода хотите? (все – нет!)

    А раз нет, порадуйте меня, повеселите!

    Покажите свою ловкость, да удаль молодецкую.

    Игра «Бой петухов». (7-12кл).

    (Примерно 5 человек в кругу на одной ноге, другую придерживают рукой. Грудью выталкивают соперников из круга).

    Игра «Стенка на стенку» (1 – 5кл)

    - Ребята делятся на две команды, берут в руки каждый шар, в разных командах шары разного цвета, между командами канат, с двух сторон  дети под музыку  бегут к канату  и бросают шары на чужую территорию, чья команда  больше шаров бросила противнику, та и выиграла.

    Зима:

    - Спасибо вам, ребята, повеселили меня. А теперь моя очередь вас позабавить. Посмотрите - ка этот замечательный танец.

    Танец.

    Ведущая:

    - Спасибо тебе, Зимушка! Мы прощаемся с тобой. Не нужны нам твои морозы.

    (Зима уходит под музыку)

    Скоморох 1:

    - Что за чудо?! Скок да скок!

    Глянь-ка, тронули мешок.

    Скоморох 2:

    - Эй, хватайте, эй, держите

    Поскорей мешок ловите!

    (Из мешке вылезает Баба-Яга, на голове венок из весенних цветов. Она доедает блин).

    Баба-Яга:

    - Здорово, люди добрые!

    Поклон вам от Весны – красны.

    Скоморох 1:

    - Ты – Весна - красна?

    Не смеши честной народ!

    Зачем съела все гостинцы для ребят?

    Баба-Яга:

    Так вы что ж, меня узнали?

    Я недосыпала, недоедала

    В гости к вам спешила.

    Скоморох 2:

    - Оставайся, Баба-Яга! Но за это ты должна повеселить ребят игрой.

    Игра «Лихие наездники».(1 – 5кл).

    Эстафета по 5 чел. Не сбить кегли.

    Игра «Блинометатель». (7 – 12кл). 

    - делимся на две команды, из фанеры 12 блинов, 2 команды бросают за черту (канат), итог – чьи блины дальше.

    Ведущая:

    - Весна, Весна, красная

    Приди, Весна, ясная!

    Принеси урожай

    В наш счастливый Краснодарский край.

    (выход Весны – хоровод)

    Весна:

    - Пробил Весны сегодня час,

    Я очень рада видеть вас!

    Всех одарить теплом,

    Чтоб всё цвело кругом.

    - А ещё я привела самый весёлый праздник – Масленицу!

    Я приглашаю всех  ребят поиграть в игру.

    Игра «Напеки блинов» (7 – 12кл).  Две  команды, бег со сковородками.

    Игра «Заплети косу» (7 – 12кл).  Две  девочки, шесть мальчиков.

    Весна:

    - со мной пришла моя маленькая подруга «Веснушечка», она споёт про меня песню, а мы все вместе её поддержим.

     Ведущая.

    - А до конца недели ещё далеко, а мы опять поиграем.

    Игра «Накорми меня блином». (1 – 5кл). Два  участника садятся друг напротив друга и с завязанными глазами кормят друг друга блинами).

    Игра «Лопни шар» (7 – 12кл). 

    Ведущая:

    - А какая же Масленица обходилась без кулачных боёв и перетягивания каната. Но драться мы с вами не будем, а силою померяемся.

    Игра «Перетягивание каната».

    Ведущая:

    - Вот и наступил последний день Масленицы – «Прощенное воскресенье».

    В этот день все просили друг у друга прощения и забывали обиды. Сейчас я приглашаю всех желающих подойти к нашей Масленице и положить к ней в карман записки с просьбой избавиться от плохих привычек.

    (Скоморохи поджигают чучело)

    Ведущая:

    - Гори- гори ясно, чтобы не погасло (повторяют все)

    Ты прощай, прощай, наша Масленица!

    Ты не в среду пришла и не в пятницу

    Ты пришла в понедельник

    Всю неделю веселье

    Ты ушла с добром,

    Сыром, маслом да яйцом.

    А мы Масленицу провожаем

    Важно-важно по ней вздыхаем

    Ой, ты, Масленица, воротись

    Через год покажись!

    Скоморох 1:

    - А теперь за угощенье

    Приниматься нам пора.

    Вижу – кончилось терпенье

    Угощайся, детвора!

    Ведущая:

    - На этом наш замечательный праздник заканчивается. Мы благодарим всех за подготовку и участие в празднике. До новых встреч!

    Используемая литература:

    1. Масленичные гулянья. // Педсовет. – 2005. - №10. – С. 14-15
    2. Сударыня масленица.  // Воспитание школьников. – 2005. - №1. – С.72-75.
    3. Масленица : праздничное гулянье для учащихся 5-8 классов. // Воспитание школьников. – 2006. - №1. – С.73-78.
    4. Широкая Масленица: общешкольное мероприятие. // Педсовет. – 2006. – 39. – С.12-14.
    5. Душа моя Масленица : театрализованное представление. // Педсовет. – 2007. – С.13-15.
    6. Фольклорные традиции русского народа: Урок-импровизация «Широкая Масленица». // Начальная школа. – 2007. - №3. – С.3-9.
    7. Масленица широкая : Фольклорный праздник. // Начальная школа. – 2008. - №2. – С.82-85.
    8. «Проводы русской зимы, или как искали Масленицу»: сценарий праздника. //Классный руководитель. – 2008. - №6. – С.134-142.
    9. Праздник Масленица. // Начальная школа. – 2009. - №1. – С.97-99.
    10. Масленица блинница скоморошья подружница: театрализованное представление. // Педсовет. – 2010. - №1. – С.2-6.