Педагогический проект
проект по теме

Бакустина Ирина Васильевна

Педагогический проект на городской фестиваль-конкурс педагогического мастерства «Природа вокруг нас» тема «Зимующие птицы» (старшая группа) номинация «Познавательное развитие дошкольников на основе приобщения к миру природы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_26.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26 комбинированного вида

г.о. Орехово-Зуево Московской области ____________________________________________________________________________

Педагогический проект

на городской фестиваль-конкурс педагогического мастерства

«Природа вокруг нас»

тема

 «Зимующие птицы»

(старшая группа)

номинация

«Познавательное развитие дошкольников на основе приобщения к миру природы»

                                                                                                   Автор - составитель:

                                                                                                   Бакустина Ирина Васильевна,

                                                                                                   учитель-логопед МДОУ д/с №26

                                                                                                   комбинированного вида

г.о. Орехово-Зуево

2015-2016 год

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: 19 октября-12 ноября (краткосрочный).

Возраст воспитанников: 5 - 6 лет.

Участники: педагог, дети и родители старшей группы.

Актуальность:

Проект посвящен актуальной проблеме воспитания у детей дошкольного возраста любви к птицам родного края, трудолюбия, формирования познавательного интереса к жизни птиц в природе и в домашних условиях. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным пернатым, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Познакомить детей с особенностями жизни птиц в холодное время года и организовать действенную помощь им позволяет участие в проекте «Покормите птиц зимой».

Проведя диагностическую беседу с детьми старшей группы и предложив демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 25 опрошенных воспитанников меньше половины группы (11 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий (9 детей) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой (4 детей) смог вспомнить и назвать только 4 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. исходя из нашего опроса, поставили цель «Расширить и обогатить знаний о зимующих птицах». Исходя из этого мы наметили следующие цели и задачи.

   

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

- закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;

-пополнить развивающую среду по теме проекта;

-воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;

-развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.

Подготовительный этап:(1 неделя)

Определение уровня знаний детей о зимующих птицах; анкетирование родителей; определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов; подбор необходимой литературы по данной теме.

Реализация образовательной области:

«Познавательное развитие дошкольников на основе приобщения к миру природы»

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; 
художественно-эстетическое развитие.

Организационные формы работы дошкольников над проектом:

Формы работы

1. Непосредственная образовательная деятельность.

2. Наблюдения в природе.

3. Чтение художественной литературы.

4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов.

5. Участие в игровой деятельности.

6. Самостоятельная деятельность

7. Проведение ситуативных бесед

8. Продуктивная деятельность.

9. Музыкально – ритмические движения.

10. Заучивание стихов, песен.

11. Организация выставки детских работ «Мир птиц глазами детей»

12. Организация совместно с родителями выставки поделок из

 бросового материала «Птицы наши друзья».

Методы и приёмы:

 1. наблюдения;

 2. беседа;

 3. анкетирование;

 4. сбор информации;

 5. работа с литературой;

 6. обработка собранной информации;

 7. творческая работа.

 

Содержание работы:

Содержание работы

Виды деятельности

Содержание

Познавательно – исследовательская деятельность

Игровые упражнения и дидактические игры:

«Какая это птица», «Чья тень?», «В зимней столовой»;

«Кто где живет?», «Какой птиц не стало»; Найди по контуру»;

«Чей голос?», «Соедини по точкам», «Собери птичку», «Кто дальше, кто ближе», «Кто где сидит», «Покормим птенчиков», «Покажи и

назови»; лото «Птички», «Угадай по описанию», «4 лишний», «Какая птичка прячется за веткой?»

* Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.

* Рассматривание альбома «Зимующие птицы».

Музыкально – художественная деятельность

* Слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой, «Воробей»,муз. Ветлина.

* Пропевание песни «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.

* Слушание записи с голосами птиц.

Игровая деятельность

Игра – драматизация «Птичий двор»

*П/и : «Птицы в гнездышках», «Птички летают», «Птички и птенчики», «Ловлю птиц»(р.н.игра), «Совушка», «Найди пару», «Птичьи стайки», «Слушай внимательно», «Синицы», «Вороны и собачка», «Вороны и воробьи», «Филин и пташки».

Трудовая деятельность

Изготовление кормушек из бросового материала».

*Труд в природе – кормление птиц.

Продуктивная деятельность

Раскрашивание силуэтов птиц.

* Рисование птиц, опираясь на поэтапные образцы.

* Лепка птичек.

* «Снегири на ветке рябины»» - рисование птичек.

* Аппликация «Синички – невелички».

* Рисование птиц с использованием техники «Печать от руки»

Работа с родителями

Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.

* Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки ) по данной тематике в книжный уголок группы.

* Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего края».

* Организация совместной исследовательской работы родителей и детей «Мои наблюдения в лесу за птицами».

* Организовать консультацию для родителей о правильных способах взаимодействия детей с объектами природы.

* Оформление стенда для родителей «Птицы наши друзья».

* Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

* Выставка совместного с родителями творчества «Мы любим птиц!»

Ожидаемые результаты

Дети

* Сформированы элементарные представления о зимующих птицах.

* Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

* Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

Родители

* Повысился уровень экологической воспитанности родителей.

* Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.

* Привлекают детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.

Педагоги

* Ведут активную работу по экологическому воспитанию детей.

* Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей.

* Распространяют и обобщают опыт.

После завершения проекта планирую:

-Праздник «Синичкин день»

- выступление на педагогическом совете ДОУ;

 

Основной этап.(2,3,4, неделя)

2 неделя. Задача: Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Содержание работы:

Познавательное развитие:

 -  беседа «Что ты знаешь о птицах?»;

 - занятия: «У кормушки», «Кто, как проводит зиму в лесу?»;

 - дидактические игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь»,  «Меню для птиц»;

- рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Развитие речи:        

- составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели»;

- дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?»;

 - чтение худ. литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова;

 -  отгадывание загадок про зимующих птиц;

 

Рисование:  «Снегири на ветке рябины».

Лепка:  «Снегири прилетели».

Аппликация: «Синички - невелички».

- изготовление шапочек – масок птиц (снегирь, синица, воробей).

3 неделя. Задача: Пополнить развивающую среду по теме проекта.

Содержание  работы:                

- оформление уголка книги (подбор книг о птицах);

- заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов;

- оформление альбома: «Зимующие птицы»;

- оформление картотеки загадок, стихов о птицах;

- ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

- оформление плаката «Зимующие птицы»;

- оформление ширмы для родителей «Птицы наши друзья».

- оформление папки-передвижки для родителей «Зимующие птицы нашего края».

4 неделя. Задача: Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

-   беседа «Трудно птицам зимовать»;

Опытно-исследовательская деятельность:        

- наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом;

- ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушке.

Рисование: «Моя любимая птичка».

Развитие речи:

 - чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.

Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в    гнёздышках», «Совушка – сова».

Музыка и театрализованная деятельность:        

- экологическая сценка «Доживем до весны»;

- прослушивание грамзаписи с голосами птиц.

Работа с родителями:  изготовление совместной поделки на тему «Мы любим птиц» и кормушек для птиц.

Заключительный этап.

-викторина: «Кто больше знает о птицах?»

Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

-выставка детских работ «Мир птиц глазами детей»;

-выставка совместного творчества родителей и детей;

- оформление презентации проекта.

Ожидаемые результаты

Дети

* Сформированы элементарные представления о зимующих птицах.

* Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

* Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

Родители

* Повысился уровень экологической воспитанности родителей.

* Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.

* Привлекают детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.

Педагоги

* Ведут активную работу по экологическому воспитанию детей.

* Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей.

* Распространяют и обобщают опыт.

После завершения проекта планирую выступление:

-Итоговое мероприятие «Синичкин день».

- на педагогическом совете ДОУ;

Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»

Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...

Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"

В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...

Педагогический проект "Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики"

Проект описывает систему работы учителя математики по повышению положительной мотивации к преедмету. В проекте описаны используемые технологии, результаты педпроекта....

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....