Рабочая программа по внеурочной деятельности "МАЛЬВИНА"
рабочая программа по теме

Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности в любой области.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_malvina.docx42.87 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

           Южно-Степная средняя общеобразовательная  школа

  Рассмотрено                         Согласовано                      Утверждаю:

      _______________                  ____________                   Директор школы:

                                                                                         ___________

                                                           

                                                            Возраст детей: 7 - 9 лет

                                                             Срок реализации: 2 года

      Автор – составитель:  Бабенко Валентина Николаевна

 

Пояснительная записка

        Считаю необходимым начать преподавание в нашей школе основ театрального искусства, потому что это обусловлено следующим:

  1. Обширной отечественной и зарубежной практикой исследований, которые убеждают, что художественная деятельность в дошкольном , начальном и среднем образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство уже является адекватным языком самоактуализации. Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Персонализация образования предполагает расширение сферы занятий искусством и художественной деятельностью, а так как театр является  синтезом искусств, то он полностью удовлетворяет указанным требованиям.
  2. Складывающимися социальными условиями, требующими от человека определённых способностей для адаптации в окружающем мире, а современная среда стала сложно динамичной, высоко конкурентной, обладающей повышенной информационной плотностью, разно качественностью, высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. При этом разнообразие культурных и этнокультурных сред, в которых нужно уметь ориентироваться. Наконец, современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и т.д.). Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды
  3. Дефицитом гражданственности в понятии мироздания. Ведь в основе гражданственности  лежит не только воспитание уважения к государству и правопорядку, но в первую очередь – воспитание чувства гражданского долга , долга перед живущими, перед прошлыми и будущими поколениями своей страны. Замечательный русский писатель М. М. Пришвин писал – «Только я сам, действительно близкий к грубой материи своей Родины, могу преобразить её, поминутно спрашивая: «Тут больно?», и если слышу «больно», ощупываю в другом месте свой путь. Другой –то разве станет так церемониться.   «Чувствовать человека»- не «человеческий фактор», а конкретного, индивидуального человека- кардинальный вопрос для обновления гражданско-патриотического воспитания. И театральное искусство, как нельзя лучше, помогает в этом.
  4. Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием и т.д.; необходимость систематизировать   ее едином педагогическом процессе очевидно.

ЦЕЛЬ: Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности в любой области.

Задачи и методы:

  • Последовательное знакомство детей с видами театра;
  • Совершенствование артистических навыков детей;
  • Овладение навыками общения и коллективного творчества
  • Работа над речью, интонациями;
  • Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания.

Принципы:

  • Импровизационность;
  • Гуманность;
  • Систематизация знаний;
  • Учет индивидуальных способностей каждого ребенка.

На первых вводных занятиях дети знакомятся  с некоторыми понятиями и терминами, так называемой «азбукой» театра. Театральные занятия отличаются от урока. Мизансцена урока: учитель и ученик находятся часто напротив друг друга. В театре – закон коллективного творчества, здесь всё делают вместе. Создание любого миниатюрного спектакля, - коллективный труд. Важно приучить детей к мысли, что театр – искусство коллективное и что отсутствие даже одного артиста на репетиции «бьет» по всему спектаклю. Нет маленьких ролей, каждая роль важна! Здесь ребята учатся и самодисциплине, и умению работать в коллективе, умению слушать и слышать друг друга.

Существует довольно распространенное мнение, что все дети – артисты. Можно точно сказать: НЕ ВСЕ! Публичное творчество привлекает далеко не всех. Другое дело – творчество вообще. Да, все дети – творцы, но один склонен к изобразительному искусству, другой – к сочинительству, третий – к конструированию. Практика показывает что дети, которые не хотят или не могут играть на сцене, но интересуются  театром, составляют группу технического обеспечения спектакля. Особое внимание требуют  дети имеющие заикание, картавость. Для них  подбирается роль, где  мало реплик. Тогда этот недостаток не будет заметен, зато ребенок обретет уверенность в своих силах, избавится от многих комплексов.

Главное в работе над спектаклем – работа над словом, со словом, которая ведется с каждым актером в течение всего репетиционного периода. Это долгий путь к постижению смысла произведения, авторской позиции, характеров персонажей, это  путь развития способности образного восприятия слова, это путь вхождения в художественный мир автора, это путь вхождения в эпоху, в ее культуру.

В театре важно все: и походка, и осанка, и ритм шагов, и взгляд, и костюм, и  оформление сцены, и музыкальное оформление. Театру  в школе, необходимо «содружество муз».                 

Важность и значимость театральной студии для детей подтверждают слова Николая Васильевича  Гоголя: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Данная программа:

  • по содержанию: общеразвивающая, так как ребенок познает себя; окружающий мир с углублением знаний в художественно-эстетической области;
  • по целям и задачам: комплексная, так как художественно-педагогическая деятельность состоит из изучения нескольких предметов ( сценическая речь, сценическое движение, актерское мастерство, ритмика и танец, бутафория и грим);
  • в процессе реализации программы складывается коммуникативно-творческое поведение детей, происходит развитие интеллектуальных, эмоциональных, творческих  возможностей;
  • по возрастным особенностям: программа рассчитана на младший школьный возраст;
  • по длительности обучения: программа рассчитана на 2 года. За это время обучающиеся должны пройти по следующим ступеням учебно-воспитательного процесса:

                        1-ый год обучения (1 класс)

  • формирование заинтересованности детей, преподавание знаний и умений через игру, направленную на конкретные цели;
  • развитие внимания и памяти, избавление от телесных комплексов и зажимов, формирование дружного коллектива и выявление индивидуальных талантов;
  • развитие дикции на материале скороговорок и стихов;
  • развитие способности искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
  • пополнять словарный запас;
  • формирование умения строить диалог, самостоятельно выбирать партнёра;
  • развитие  интереса к сценическому искусству;

                        2-ой год обучения (2 класс)

  • развитие коммуникабельности и умения общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
  •  воспитание трудолюбия;
  • реализация полученных знаний и умений на практике;
  • обучение анализу своей работы;
  • формирование представлений об образе героя в театре;
  • дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразиться в сценических воплощениях;
  • научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять как рождается сюжет;

Место образовательной модели – детский театральный коллектив.

Определение временных рамок

1-ый  год обучения – занятия 2 раза в неделю по 1 часу.

2-ой год обучения  - занятия  2 раза в неделю по 1 часу.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Если ребенок, заинтересовавшись занятиями в театральной студии, осваивает знания и умения, направленные на конкретные цели, то он разовьет внимание и память, избавится от телесных комплексов и зажимов, приобретет друзей, сможет проявить свои таланты, развить свои творческие способности. Желаемый результат работы – это трудолюбие, умение работать в коллективе, применение полученных в театре знаний на занятиях в школе по определенным предметам, умение анализировать литературное произведение, творчество и самореализация.

Критериями оценки является подготовка спектакля или концертных программ, согласно плану работы. Критериями творческого развития подростка является рост мастерства (по сравнению с самим собой), развитие памяти, внимания, расширение кругозора.


Тема

Формируемые качества

Механизм отслеживания

1.Разминка

Настрой на занятие, приподнятость настроения, формирование группового ритма работы, разминка тела, развитие внимания и памяти.

Правильно и синхронно сделанный комплекс упражнений, педагогическое наблюдение.

2.Хореография

Формирование осанки, походки, эстетики движений, постановка танца для спектакля.

Выявление танцующих подростков, педагогическое наблюдение.

3.Пластика

Развитие гибкости, умения пластически выразить характер, владение телом.

Применение пластических сцен в спектакле, педагогическое наблюдение.

4.Сценическое движение

Умение строить мизансцену, соблюдение законов сцены, взаимодействие с партнером, распределение в пространстве сцены.

Практическая работа при постановке спектакля и его показе.

5.Сценическая речь

Формирование силы голоса, четкой речи, интонационной окраски слов, развитие словарного запаса.

Беседа, практические занятия, чтение стихов, выразительность речи. Пед. наблюдение.

6.Актерское мастерство

Умение войти в образ, найти смысл участия героя в действии, развитие внимания, снятие психологических комплексов

Понять и прочувствовать роль и ситуацию, разыгранную в спектакле. Анализ работы. Педагогическое наблюдение.

7.Этика

Формирование достойного поведения на сцене, за кулисами и в зале. Воспитание уважения к окружающим.

Практическое применение.

8.Творчество

Выявление писательских, режиссерских, дизайнерских, художественных талантов. Умение создавать костюмы и реквизит. Подбор репертуара. Написание сценариев.

Самостоятельное написание сценариев, постановка праздников.

Учебный план

Первый год обучения

Тема, раздел

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Театр и жизнь. Что даёт театральное искусство в формировании личности.

2 часа

Театр как здание и как явление общественной жизни.

Игра «Муравьи»

2.

Азбука театра. Театральные понятия и термины.

2  часа

Театр, зрительный зал, сцена, театральный билет, представление, игра, этюд, актер.

3.

Голос и речь. Понятие о сценической речи.

4 часа

Понятие о сценической речи.

Игра со словом. Работа с таблицей гласных. Развиваем правильное дыхание: Игры со свечой.

4.

Актер – главное чудо театра. Выразительный язык актера – поведение, действие. Жест, мимика, движение, речь – слагаемые действия.

4 часа

Понятие о событии как определенном задании исполнителю, требующем определенной логики поведения, т.е. особой последовательности действий.

Работа над «вежливыми действиями».

5.

Пластика – выразительный жест актера

4 часа

Пластические игры, ритмическаягимнастикпа

6.

Театральная игра.

Упражнения на память физических действий, на сохранение красивой позы.

6 часов

Формирование критерия «верим – не  верим», «кривляется – по правде».

Переход из позиции исполнителя в позицию зрителя. Придумывание историй, выполнение этюдов. Развитие внимания, воображения, мышления, воли, памяти.

7.

Просмотр детского театрального спектакля

2 часа

Просмотр детского театрального спектакля

Этюды, игры - превращения

8 часов

Как и что играет актер.

Работа над этюдами, распределение  функций сочинителя, режиссера, актера, художника

8.

Танец – как элемент выразительности музыкальной постановки

10

часов

Разучивание танцевальных композиций к спектаклю

9.

Просмотр детского театрального спектакля

2 часа

Просмотр детского театрального спектакля

10.

Знакомство с особенностями пьесы - сказки

2 часа

11.

Подготовка спектакля.

Замысел

Чтение  сценария.

Распределение ролей.

Работа с актером.

Работа с художниками, музыкантами, дизайнерами.

Репетиция спектакля.

14 часов

Чтение, беседа.

Распределение ролей спектакля.

Репетиции

Изготовление костюмов, реквизита.

12.

Представление пьесы - сказки

6 часов

Представление пьесы - сказки

13.

Анализ  проделанной работы.

2 часа

Аналитическая работа.

Беседа, анализ

ИТОГО

68 часов

Второй год обучения

Тема, раздел

Кол-во  часов

Теория

Практика

1.

Страницы истории театра.

«Что мы знаем о театре»

2 часа

Театр и связь времен.

Понятие о жанре.

Чтение, беседа.

2.

Азбука театра. Театральные понятия и термины.

4  часа

Мизансцена, репертуар, амплуа, монолог, диалог, реплика, костюм театральный.

3.

Дыхательная гимнастика

4 часа

4.

Артикуляционная гимнастика

4 часа

5.

Работа с баснями и стихами  и драматургическим материалом.  Инсценирование  басен (стихов, сказок). Работа над ролью.

10 часов

Вариативность трактовки и оформления басни.

Работа над выразительным чтением.

6.

Выступления перед зрителями

6 часов

7.

Просмотр детского театрального спектакля

2 часа

Просмотр детского театрального спектакля

8.

Правда переживаний и условность игры в театре.

4 часов

9.

Образ героя. Характер и отбор действий.

Слово как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера.

Игра в разные сочетания одного действия по различным текстам.

6 часов

Образ героя. Текст. Подтекст.

Игра со словом, текстом, подтекстом, с разными словесными действиями.

Развитие навыка воссоздавать за произносимым словом картину, за текстом, подтекст.

10.

Чтение сказок и выбор постановочного материала

4 часа

11.

Подготовка спектакля.

Замысел

Чтение  сценария.

Распределение ролей.

Работа с актером.

Работа с художниками, музыкантами, дизайнерами.

Репетиция спектакля.

14

часов

Чтение, беседа.

Распределение ролей спектакля.

Репетиции

Изготовление костюмов, реквизита.

12.

Представление пьесы - сказки

6 часов

Представление пьесы - сказки

13.

Анализ  проделанной работы.

2 часа

Аналитическая работа.

Беседа, анализ

ИТОГО

68 часов

Условия реализации программы

Программа рассчитана на  детей от 7 до 9  лет, с разным уровнем интеллекта, природных психических и физических  возможностей.

Формы проведения занятий различные и зависят от этапа и конкретной цели, задачи, а также возрастных, психологических особенностей подростков.

На первом этапе – это коллективно-групповая форма, далее – работа в подгруппах, а также индивидуальные занятия.

   Материально-технические условия

  • Оборудованный для занятий и репетиций кабинет.
  • Актовый зал со сценой, местами для зрителей.
  • Аудиотехника, фонограммы.
  • Оргтехника для обеспечения детей текстами сценариев.
  • Театральный реквизит.

Список литературы

  1. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под ред. Никитиной А.Б. – М.,
  2. Театральная палитра, программа художественно – эстетического воспитания, О.В.Гончарова.
  3. Кошелев В.А. Об одном театре – и не только о нем./ Литература в школе,  1991,№3.
  4. Маранцман В.Г. Театр и школа. /Литература в школе, 1991, №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»

Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...