Внеурочная деятельность "Математика вокруг нас"
рабочая программа (5 класс) на тему

Морева Оксана Владимировна

Данная программа позволит учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о науке, будет способствовать повышению  интереса детей к познавательной деятельности и   формированию математического  и общего интеллектуального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_matematika_vokrug_nas.docx58.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –  средняя общеобразовательная школа № 24 с углублённым изучением отдельных предметов гуманитарного профиля им. И.С.Тургенева г. Орла

Утверждаю

Директор школы                              А.А.Афонин

Приказ № _________ от «     » августа 2015 года

Рабочая программа

внеурочной деятельности по математике общеинтеллектуального направления

«МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС»

5 класс

Программа заняла первое место на Втором региональном конкурсе программ внеурочной деятельности для уровня основного общего образования Департамента образования Орловской области

Автор - разработчик программы: учитель математики высшей категории –

 Морева Оксана Владимировна

Рассмотрено на заседании

ШМО учителей математики

Протокол № 1 от 26.08.2015г.

Руководитель ШМО                       О.В.Морева

Пояснительная записка

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Данная программа позволит учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о науке, будет способствовать повышению  интереса детей к познавательной деятельности и   формированию математического  и общего интеллектуального образования.

Рабочая программа курса разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в российской федерации»;
  2. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
  3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  4. Фундаментального ядра содержания общего образования;
  5. Основной образовательной программы ОУ;
  6. Программы развития и формирования универсальных учебных действий.

Цель: Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития творческих способностей каждого обучающегося, его самореализации, умению пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и творческих задач.

Задачи: 

  1. Привитие  интереса к математике как науке;
  2. Расширение кругозора обучающихся в различных областях математики;
  3. Развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
  4. Развитие навыков проектной деятельности;
  5. Развитие  умения делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
  6. Уметь   применять полученные знания в повседневной жизни.

Принципы построения программы:

  1. Актуальность: Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
  2. Научность: Математика  –  учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
  3. Системность: Курс строится по принципу от частных задач к общим.
  4.  Практическая направленность: Содержание занятий направлено на освоение  проектной деятельности и решение прикладных задач.

 

Формы и методы организации учебного процесса.

                  Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью  в 35 минут,  всего 34 занятия за учебный год.

Программа предусматривает индивидуальную работу обучающихся,  работу обучающихся в группах и парах, а так же работу с привлечением родителей.

Реализуется безоценочная форма организации обучения. Для оценки эффективности занятий  можно использовать следующие показатели:

  • степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий;
  • познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты;
  • способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме, оригинальность ответа.

Для итоговой оценки успешности обучающихся, например, можно использовать качественные характеристики: «Проявил творческую самостоятельность на занятиях», «Успешно освоил программу», «Принимал активное участие в работе над проектами».  Косвенным показателем эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике.

Итоговыми  творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, газета, модель,   фотоальбом,  оформление стендов,  выставок,  доклад,  конференция, электронная презентация и т.д. Причём обучающиеся имеют возможность самостоятельно выбирать тему, которая им интересна по данной тематике, или предложить свою тему.

Планируемые результаты освоения программы курса (на уровне УУД)

Личностные:

  • Формировании у обучающихся мотивации к обучению,   помощь им в самоорганизации и саморазвитии.
  • Развитие познавательных навыков учащихся,  умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в   сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с   поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем   плане   осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные:

  • умения учиться: навык  решения творческих задач и навык  поиска, анализа и интерпретации информации;
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • умение координировать свои усилия с усилиями других;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том   числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Учебно-тематический план

Темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Как люди научились считать

4

2

2

2.

Как измеряли в древности

3

1

2

3.

Старинные русские меры

3

1

2

4.

Таблицы, диаграммы, графики

5

2

3

5.

Единицы измерения времени

4

1

3

6.

Единицы измерения массы

4

1

3

7.

Единицы измерения площади

4

1

3

8.

Процентные расчёты

6

2

4

9.

Итоговое занятие. Защита проектов

1

-

-

Содержание программы

Как люди научились считать. Арифметика каменного века. Числа в сказках русских и зарубежных писателей. Математика у русского народа.  Как решали задачи в древности.

Как измеряли в древности. Зачем человеку нужны измерения. Первые единицы длины и веса.

Старинные русские меры. Меры длины, площадей, веса и объёма. Денежная система русского народа.

Таблицы, диаграммы, графики. Таблицы в нашей жизни. Графики на координатном луче. Диаграммы в нашей жизни. Решение задач с помощью таблиц, диаграмм и графиков.

Единицы измерения времени. Измерение времени и календарь. Проект «Моё домашнее задание»

Единицы измерения массы. Проект «Мой школьный ранец»

Единицы измерения площади. Проект «Школа ремонта»

Процентные расчёты. Три задачи на проценты. Проценты в жизненных ситуациях. Проект «Я иду в магазин». Проект «Мой родной край в задачах на проценты»

Календарно – тематическое планирование

№ занятия

Тема

Количество часов

Как люди научились считать.

4

1

Арифметика каменного века.

1

2

Числа в сказках русских и зарубежных писателей.

1

3

Математика у русского народа.

1

4

Как решали задачи в древности.

1

Как измеряли в древности.

3

5

Зачем человеку нужны измерения.

1

6,7

Первые единицы длины и веса.

2

Старинные русские меры.

3

8,9

Меры длины, площадей, веса и объёма.

2

10

Денежная система русского народа.

1

Таблицы, диаграммы, графики.

5

11

Таблицы в нашей жизни.

1

12

Графики на координатном луче.

1

13

Диаграммы в нашей жизни.

1

14,15

Решение задач с помощью таблиц, диаграмм и графиков.

2

Единицы измерения времени.

4

16

Измерение времени и календарь.

1

17-19

Проект «Моё домашнее задание»

3

Единицы измерения массы.

4

20-23

Проект «Мой школьный ранец»

4

Единицы измерения площади.

4

24-27

Проект «Школа ремонта»

4

Процентные расчёты.  

6

28

Три задачи на проценты.

1

29

 Проценты в жизненных ситуациях.

1

30-31

Проект «Я иду в магазин».

2

32-33

Проект «Мой родной край в задачах на проценты»

2

34

Итоговое занятие. Защита проектов

1

Планируемые результаты изучения курса.

Выпускник в процессе изучения курса научится   (для использования в повседневной жизни)

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число;
  • использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;
  • представлять данные в виде таблиц, диаграмм;
  • читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы;
  • решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
  • строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
  • осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
  • составлять план решения задачи;
  • выделять этапы решения задачи;
  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
  • находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
  • решать несложные логические задачи методом рассуждений;
  • выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
  • вычислять площади прямоугольников;
  • описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
  • характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.

Выпускник в процессе изучения курса получит возможность научиться (для использования в повседневной жизни)

  • оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
  • выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
  • применять полученные на уроках математики знания, умения и навыки в повседневной жизни;
  • находить наиболее рациональные способы решения задач,  используя при решении таблицы, диаграммы, графики;
  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.
  • выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку);
  • вычислять   в стандартных ситуациях, площади прямоугольников;
  • выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.

Список литературы

Литература, используемая учителем для разработки программы и организации образовательного процесса

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ»

  2. Основная образовательная программа основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

  3. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5 – 9 классы. 3 – е изд., перераб. М.: Просвещение, 2011.
  4. Примерные программы  по внеклассной работе по математике «Стандарты   второго поколения. Математика 5 – 9 класс»  – М.: Просвещение,  2011 г.
  5. Информационно - методическое письмо №1 «Об организации внеурочной деятельности в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования в условиях введения и реализации ФГОС ООО» (ИУУ)
  6. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.
  7. Фридман Л.М. Изучаем математику: Кн. для учащихся 5 – 6 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1995.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе.

  1. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред. В.А.Володин. – М.: Авантаж, 2003. – 688с.
  2. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Фридман Л.М. Изучаем математику: Кн. для учащихся 5 – 6 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1995.
  4. Перельман Я. И. Живая математика. – М.:АО «Столетие», 1994.
  5. Перельман Я. И. Занимательная арифметика. – М.:АО «Столетие», 1994.
  6. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика./ Глав. ред. М.Д.Аксёнова, метод. и отв. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2003.

Учебно-методическое  и материально – техническое обеспечение программы

Технические средства обучения:

а) мультимедийный компьютер;

б) мультимедийный проектор ;

в)  экран  со штативом.

Демонстрационные печатные пособия:

Портреты выдающихся учёных - математиков

Цифровые образовательные ресурсы:

http://school-collection.edu.ru

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Математика вокруг нас»

Автор – разработчик: учитель математики высшей категории Морева О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Кружок «Мир вокруг»

Программа и календарно- тематическое планирование кружка "Мир вокруг". Программа кружка «Мир вокруг» реализуется в 2-х классах участвующих в эксперименте по введению ФГОС второго поколения...

Образовательная программа музыкального воспитания по внеурочной деятельности «Музыка вокруг тебя» для обучающихся 1-4 классов

Данная программа составлена с  учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения.  Программа ...

Программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас"

Данный курс внеурочной деятельности содержит материал, который является подготовительным при изучении основного курса физики. Он знакомит учащихся  5 класса с многочисленными явлениями физики, на...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дизайн вокруг нас» 5,6,7 класс

Рабочая програма по внеурочной деятельности "Дизайн вокруг нас" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Данная программа способствует развитию творческих способностей, повышению интереса к пред...

«Проектирование рабочей программы внеурочной деятельности в 5 классе «Мы в экомире – экомир вокруг нас»»

В условиях формирования современного образовательного пространства и содержания образования, отвечающего долгосрочным интересам устойчивого социально-экономического развития страны, одной из важнейших...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»

Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из  инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов  образования школьников. Рабочая программа ...