Внеклассное мероприятие на тему: "Много слов на земле..."
план-конспект занятия (8 класс) по теме

Панкратова Светлана Степановна

Открытое внеклассное мероприятие на тему: "Много слов на земле..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogo_slov_na_zemle.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Пестречинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа-интернат 8 вида.

Открытое внеклассное мероприятие в 8 классе

 

«Много слов на земле…»

                                                                                                                         

                                                                                     

      Подготовила:

 Панкратова С.С.

Декабрь 2015 г.

Сценарий внеклассного мероприятия в 8 классе

Тема: «Много слов на земле…»

Цель: - профилактика проблемы в речи слов-паразитов, бранных слов, мата;  информирование о влиянии таких слов на человека, растения, а также об истоках сквернословия.

Задачи: 
• познакомить с историей сквернословия, предупредить о вреде здоровью;
• формировать навыки здорового образа жизни, побуждать к нравственному самосовершенствованию;
• коррекция памяти, речи, мышления, эмоционально-волевой сферы воспитанников.
 

Оборудование: компьютер,  проектор, презентация.

 
                                                       
Много слов на земле. Есть дневные слова-

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

                                                                                               (Вадим Шефнер)

                             Ход воспитательного занятия

  Здравствуйте, дорогие ребята, гости, учителя! Сегодня у нас необычное занятие.

Вос-ль: (Слайд №2) «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» - Иван Сергеевич Тургенев.

- Что значит «беречь язык»? -  (говорить красивые умные слова)

- От кого его беречь? – (от человека, людей, от самих себя)

- Разве у языка есть враги?

Оказывается, есть. И враги эти – слова-паразиты, бранные слова, матерная

брань. Вот об этом мы с вами сегодня и  поговорим на нашем занятии.

Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актёры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируются из уст людей, которые должны нести культуру в массы.

Вос-ль:  Все мы часто слышим такие выражения и слова, как: (Слайд№3) 

так сказать, ну, в общем, это, это самое, короче говоря, вот, как бы, как его, типа и т.д. Это и есть слова-паразиты, которые загрязняют нашу речь. О человеке, их употребляющем, хочется сказать: «Сказал так много, но ничего не сказал».

Вос-ль:  Одним из самых распространённых слов-паразитов является «как бы». Ему даже песню посвятили: (Слайд№4)

Мы нынче, как бы, все глупеем,

Все стали, как бы, забывать,

Что, как бы, даже не умеем

Без «как бы» пару слов связать.

Добро бы было, как бы, в дело,

Пусть даже, как бы, наугад.

А то ведь, как бы, неумело

И чаще, как бы, невпопад.

Вос-ль:  Ребята  как не красиво когда используешь эти слова в своей речи. Речь становиться не понятной, и поэтому  высмеивают в этой песни это слово «как бы».

 Вос-ль:   А теперь поговорим о сленге. Все знают, что такое сленг? То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников. Давайте с вами  представим, что с помощью машины времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь современного человека. Поможем ему? (Слайд№5)

  1. Я торчу от этой песни – она мне нравится.
  2. Ловлю кайф – получаю удовольствие.
  3. Понтово  - получаю удовольствие.
  4. Прикол -  шутка.
  5. Отпад – замечательно.
  6.  Тащиться – быть в восторге.
  7. Выделываться – вести себя вызывающе.

Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь.

А сейчас мы с вами посмотрим маленькую инсценировку называется: «Поговорим»

Действующие лица: Мальчик и взрослый

- Как дела?

- У, моща! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не скатилась, а велик гикнулся. Во ржачка!

- А что, там лошадь была?

- Какая лошадь?

- Ну-ка, давай всё сначала.

- Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль…

- Без свечки?

- Без.

-А что же это за фитиль?

- Ну, парень длинный подкатил к шкету…

- Он на чём подъехал, на велосипеде?

- Да нет, велосипед у шкета…

- У какого шкета?

- Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.

- С кем, с кем?

- Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот. Говорит, дай велик. Сел и почесал.

- У него что, чесалось что-нибудь?

- Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил. Он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.

- Чего, чего?

(Вот видите ребята,  как бывает, когда слышите не понятные слова)  

 

Вос-ль:  Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.

Вос-ль:  Но, пожалуй, самым страшным врагом нашего языка является сквернословие. Когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести, - безусловно. Потом, постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.

Сегодня мы так же поговорим о проблеме сквернословия. Мы определим причины употребления бранных слов, выявим, как влияет мат на здоровье, наметим пути избавления от этой вредной привычки.

-Что же такое сквернословие? (Слайд№6)

-Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова `скверна`.

(Слайд№7) В словаре  В.Даля сказано: Сквернословие – от слова «скверна». Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, грязь…».

-Как же возникло сквернословие?

Об этом мы с вами прочитаем на слайде.

(Слайд №8-9)

Ученик 1. К сожалению, матерные слова имеют исконно русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, призывая их в свою жизнь.

Ученик 2. Но все знали, что бранить детей матом нельзя, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбиться водяной.

(Слайд№10)

 Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождение этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.

А сейчас мы узнаем, какое наказание было за сквернословие?

(Слайд№11-15)

Ученик 1. Сквернословие на Руси до середины 19 века являлось уголовно наказуемым. Сквернословящего человека подвергали публичной порке.

Ученик 2. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. За использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни. Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и  наконец, мать-земля.

Ученик 3. Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Еще при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах.

Ученик 4. Петр I написал книгу «Юности Честное Зерцало», в ней говорилось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от брани.

Слайд№16

Вос-ль: А как же борется с матом закон в наше время?


Ученик 5. Нецензурная брань в общественном месте расценивается законом и нормами морали как проявление явного неуважения к окружающим людям. Публичное произнесение нецензурной брани приравнивается к мелкому хулиганству, ответственность за которое предусмотрена статьей 20.ч.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток. 

Слайд №17

 Вос-ль: Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет,  Слайд №18

но и,  впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.
 

       Чтобы доказать всю опасность сквернословия, ученые провели ряд исследований.

Вос-ль:  В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли.

Фильм «Влияние слов и мыслей на воду».

 Вывод: Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком! Ведь человек тоже состоит из воды на 80 процентов.

Фильм « Влияние мата на воду».


    -
 Что мы увидели?


  Ученик:  Что в  целях эксперимента поливали зерна риса разной водой: одна вода слышала только спасибо, а другая вода – только слово дурак, а на  третью воду вообще не обратили внимания.   В результате семена, которые говорили спасибо  проросло.  А другие просто с гнили.


 
Вос-ль:  и какой мы с вами сделаем вывод.


 Вос-ль: Как вы думаете, с чем можно сравнить скверные слова?

 Ученик: Грязь, дым, болото, змея, жаба, гром, туча, буря и т.д.

А почему именно этими словами?


Вос-ль: Предупредить или остановить словесную распущенность можно только своими духовными качествами.


Вос-ль: Что такое духовность?  


Ученик: Духовность – это стремление к знаниям, понимание красоты, доброты, любви и справедливости.

 
Вос-ль:   Какие качества нужно развивать в себе?


 Ученик: Доброту, любовь, сострадание, чувство ответственности за свои мысли и поступки, стремиться к знаниям, к милосердие и т.д.

 

 - Как же быть с теми, кто сквернословит? Слайд-

У того, кто сквернословит, есть два пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.

 Вос-ль:   Закон свободной воли дает право выбора, – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.

Ученик:   Ах, как нам добрые слова нужны!

                  Не раз мы в этом убеждались с вами,                                                                                                                              

                  А может, не слова – дела важны?

                  Дела делами, а слова – словами.                                                                                                                                      

                  Они живут у каждого из нас.                                                                                                                                                                                                                    На дне души до времени хранимы,                                                                                                                                                                                                     Чтоб их произнести в тот самый час,                                                                                                                                                                                                 Когда они другим необходимы!    

Вос-ль: Русские пословицы свидетельствуют о том, что умная беседа, красноречие издавна высоко ценились на Руси.

Слайд-  С умным разговориться – что меду напиться. 

 Вос-ль:  Ребята, а сейчас мы с вами поработаем. Вам нужно собрать пословицу, прочитать и объяснить, как ты понимаешь эту пословицу?

Доброе слово лечит, а злое калечит.
Каков разум, таковы и речи;
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
Спасибо на добром слове.
От доброго слова язык не усохнет.

Ученик:  

Как богат и свободен наш Великий язык.

Как красив и чудесен его благостный лик…                                                                                                   Ведь же все говорят: “Век живи – век учись”.

Ну а жизнь без него, это просто не жизнь.                                                                                          

Его многие любят, и он нравится многим                                                                                                                                                                                         И мой мир без него не богат, а убогий.                                                                                                                                                                                               И для каждого он частица себя                                                                                                                                                                                                         Возлюби его так же, как ты любишь себя.                                                                                                                                                                                         Но что значит, для нас современным казаться?

Одеваться по моде и вслепую влюбляться?

Или взрослым хамить и детей обижать?

Или мат полюбить, или пьяницей стать? Нет и нет!

Это только лишь казаться

Современным быть — Это уметь говорить.

 Игра «Эстафета добрых слов».

Вос-ль: Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека - это тоже очень хорошее и доброе слово.

-Мне кажется, в классе стало немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день! (Это было бы просто чудесно)

Вос-ль:  Как же избавиться от сквернословия? Слайд-

Первое – перестать ругаться самому.

Второе - избегать общения с людьми,  которые употребляют не цензурные слова.

Третье – читать русскую классическую литературу

Четвертое  - делайте комплименты другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть”, “Ты потрясающе здорово отвечал на уроке” и т.д.

Вос-ль: Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). 

Вос-ль: Ребята мы сейчас с вами проведём буквенный анализ слова  «Сквернословие», вы должны на эти буквы подобрать слова.

С- счастье, скромность.

К- красота, культура.

В- верность, великолепие.

Е- естественность,

Р- радость, романтика.

Н- надёжность, нежность.

О- обаяние, отзывчивость.

С- смелость, совесть.

Л- любовь, любезность.

О- оптимизм, отважность.

В- волшебство, весёлость.

И- интуиция, истина.

Е- единство.

Вос-ль: молодцы, все справились с заданием. Посмотрите сколько красивых слов можно подобрать к этому слову.

Вос-ль: Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обратите внимание на свой язык!

И, действительно, почаще прислушивайтесь к своей речи, постарайтесь обогащать свою речь только приятными теплыми словами, которые будут радовать слух окружающих. И о вас никогда не скажут: Он хам! Невежа! И вам никогда не будет стыдно за сказанное.


       
Вос-ль: Наше занятие подошло к концу, пришло время сделать вывод и ответить на вопросы, которые были поставлены в начале занятия. 


Какой вред несёт сквернословие нашему здоровья? 

- ( человек при употреблении таких слов часто болеет)

- (люди которые сквернословят быстро стареют)

-( с такими людьми находиться и общаться неприятно)

-( и конечно же не ругаться самому)

 Вос-ль: Какой же вывод мы сделаем с занятия.   Слайд №


       
Ученик: Говорить хорошие, вежливые, умные слова, чтобы всё пространство заполнялось добротой, тогда и весь мир станет добрее.

 Вос-ль: Спасибо всем за участие в нашем мероприятии.

       Будьте здоровы!!!  Берегите себя и своих близких!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по экологии "22 апреля День Земли"

22апреля – День ЗемлиЦели:- привлечь внимание зрителей и участников мероприятия  к       проблемам окружающей среды;- показать связь живых организмов с окружаю...

Внеклассное мероприятие"Великая сила русского слова".

Это мероприятие позволит вам возродить истинное Слово, сделать нашу речь чистой и красивой. А это возможно лишь при внимательном и бережном отношении к нашему родному языку, к нашей прекрасной русской...

Внеклассное мероприятие по теме: "Много профессий хороших и разных"

Данное воспитательное мероприятие проводилось мною в 9 классе...

Внеклассное мероприятие по формированию экологической культуры "День Земли".

Внеклассное мероприятие по формированию экологической культуры "День Земли"....

Внеклассное мероприятие – детский кукольный спектакль «Удивительные сказки земли Югорской»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия - детского кукольного спектакля посвящена теме дружбы, взаимопонимания, толерантности, любви к ближнему своему, а также любви к нашей малой роди...

Внеклассное мероприятие по экологии и биологии Тема. Земля - это наш дом.

Цель. Формирование у детей экологической культуры и            уважительного отношения к миру природы Задачи: Прививать ученикам бережное от...