Внеклассное мероприятие по формированию экологической культуры "День Земли".
план-конспект занятия (6 класс)

Фролова Татьяна Валентиновна

Внеклассное мероприятие по формированию экологической культуры "День Земли".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_ekologii_frolova_tv.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по формированию экологической культуры

"День Земли"  

Автор:

Фролова Татьяна Валентиновна

воспитатель

ОГКОУ “Родниковская

коррекционная школа-интернат”

Цель:  

  • вызвать интерес к экологическим проблемам планеты и желание помочь природе.

Задачи: 

  • познакомить с праздником «День Земли»;  
  • воспитывать стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды;
  • формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля;
  • развивать познавательный интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Ход:

Вступление:

– Здравствуйте, ребята! Совсем недавно  был необычный день рождения, а кто именинник, вы узнаете, разгадав загадку:

-Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Но знают все: и млад и стар,
Что она – огромный шар. 
(Земля)

- Как называется наша планета? (Земля)

- А праздник называется Всемирный День Земли.

   Идея проведения Дня Земли зародилась в США. Она была заложена бизнесменом и издателем Джоном Макконеллом, который стал так же создателем флага Земли.

– Существует два основных периода проведения Дней Земли. Первый отмечается 21 марта. Эта дата была выбрана по той причине, что на это время выпадает день весеннего равноденствия. Считается, что ежегодно в день весеннего равноденствия происходит смена биологического ритма планеты и обновление природы. Второй 22 апреля. 

   Итак, немного истории.

   Чего только люди не выдумали, чтобы облегчить себе жизнь. Многие люди забыли о том, что они частица природы, которую во имя жизни обязаны беречь. И как-то незаметно жизнь на Земле стала не лучше, а хуже. В 1969 г. случилось совсем ужасное. Из скважины возле города Санта-Барбара разлилась нефть. На громадных пространствах пляжи покрылись грязным слоем слизи. Пеликаны, цапли, утки, морские животные погибали от плёнки гниющей нефти. Жители города собрались все вместе и очистили пляжи, решив этот день назвать Днём Земли и ежегодно отмечать его работой по благоустройству городов. Эта замечательная инициатива была одобрена многими странами. И теперь 22 апреля отмечается этот праздник.

  По традиции в этот день в течение минуты раздаётся звон Колокола Мира. В это время люди должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ, обитающих на ней.

   Символ Дня Земли представляет собой греческую букву Θ зеленого цвета, расположенную на белом фоне.

- Так зачем же нужен этот праздник?

  День Земли призван объединить все население планеты в деле защиты окружающей среды.

- Как вы думаете, что люди могут делать в этот день, как отмечают праздник?

    В этот день все стараются посадить деревья, цветы, сделать скворечники для птиц, убирают мусор с улиц, площадей, очищают водоемы. Люди стараются сохранить и украсить свой дом – нашу планету.

- Давайте подумаем, что представляет собой наша планета?

   Земля – как космический корабль, оснащенный всем необходимым для длительного полета, но не имеющий никаких иных источников энергии, кроме собственных, а также лучистой энергии ближайшей звезды – Солнца. Считается, что жизнь на Земле существует примерно 3,5 млрд. лет и нет никаких оснований опасаться, что она не просуществует по крайней мере еще столько же, если мы сами не уничтожим ее.

К несчастью до сих пор живёт в людях понятие: человек – царь природы, завоеватель, покоритель. Взять у природы как можно больше – вот главная задача. А зачем? Нужно ли воевать с природой, покорять её.

Не все люди, которые осваивают те или иные природные ресурсы, умеют правильно экологически мыслить. Нередко сиюминутная выгода заслоняет не такие уж далёкие последствия.

От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами, которые она даёт.

    Итак, каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу встречу. В ходе сегодняшней игры на серьёзные темы мы вспомним основные экологические понятия, закрепим полученные экологические знания. А потом вы смело можете делать для себя открытия, общаясь с природой, подкреплять знания в конкретных естественных условиях.

1. «Экологический бумеранг»

Воспитатель: (называет примеры влияния человека на природу)

  • В городском парке осенью сжигают опавшие листья…
  • Массовая вырубка тропических лесов…
  • В окрестностях города создали полигон для захоронения радиоактивных отходов…
  • Загрязнение воды стоками животноводческих ферм и скотооткормочных комплексов…

Команды: выявляют экологические последствия указанных действий.

2. «Экомячик» (конкурс капитанов): передают друг другу мяч:

«Ты катись наш экомячик, 
Долго-долго по рукам, 
У кого остался мячик, 
Тот сейчас расскажет нам…».

Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы.

1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные насаждения. К чему это может привести?

2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море, растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия может повлечь за собой эта авария?

3. Гнус (мелкие комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждают человеку. Что произойдёт с природной средой, если полностью уничтожить этих насекомых с помощью ядохимикатов?

4. Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков, и за каждого убитого зверя выдавали премию. Затем охоту полностью запретили. В настоящее время в ряде районов этот запрет вновь снят и часть волков разрешено отстреливать. Как Вы думаете, чем можно объяснить такую «непоследовательность» в распоряжениях природоохранительных органов?

5. В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический прогноз возможных последствий этого явления.

6. В Чёрном море за последние 15 лет в 31 раз возросла интенсивность «цветения воды». Каковы причины этого явления? Почему в местах сильного «цветения» наблюдается массовая гибель рыбы?

3. «Исправь ошибки»

Прочитав текст, найти ошибки, допущенные детьми на прогулке и обосновать свои ответы.

Поездка в лес

Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон. А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников.

«Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали нам на прощанье.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав в руках тёплые голубоватые яйца, положили их на место в гнездо. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится.

В лесу мы встретили много муравейников. Саша решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».

4. «Фото-факт»

Рассмотрев рисунок-схему, найти источники экологического загрязнения природной среды. )

5. «Есть проблема»

Из предложенных вариантов выбрать одно правильное решение экологической ситуации или несколько, дополняющих друг друга. 

6. «Экологический светофор»

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

  • Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
  • Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
  • Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

  1. Ребята наблюдают за муравьями. (с)
  2. Дети оставили костёр в лесу. (ч)
  3. Ребята огородили муравейник. (с)
  4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)
  5. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
  6. Ребята срезают грибы ножиком. (к)
  7. Ученики очищают парк от мусора. (с)
  8. Ребята увидели гнездо в траве. (к)
  9. Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
  10. Дети сильно шумят в лесу. (ч)
  11. Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)
  12. Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
  13. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)
  14. Мальчик полез в кусты за мячом. (к)
  15. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
  16. Дети вешают кормушку. (с)
  17. Дети ловят в пруду головастиков. (ч)
  18. Мальчики рассматривают жука. (к)
  19. Дети развешивают скворечники в парке. (с)
  20. Подростки моют мотоцикл в реке. (ч)
  21. Ученики высаживают возле школы деревья. (с)
  22. Дети заготавливают в лесу берёзовый сок. (ч)
  23. Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (ч)
  24. Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (ч)
  25. Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (ч)
  26. Старшеклассники выступили перед учениками младших классов с сообщениями на экологическую тему. (с)
  27. Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих растений, занесённых в Красную книгу своего края. (ч)
  28. Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему. (с)
  29. Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (ч)
  30. Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (к)
  31. Рыбаки пользуются для ловли рыбы сетями и электроудочками. (ч)
  32. Девочка полощет бельё в реке. (ч)
  33. Дети собирали в лесу чернику с помощью комбайна. (ч)
  34. Дети вылечили найденную в лесу птицу. (с)
  35. Ученики украсили свой класс комнатными растениями. (с)
  36. В походе ребята разорили птичье гнездо. (ч)
  37. На берегу реки ребята устроили соревнование, кто дальше кинет камень в воду. (к)
  38. Дети приехали на озеро и громко включили музыку. (к)
  39. Ребята решили искупаться в незнакомом месте. (к)
  40. Мальчик хочет помыть грязное ведро в ручейке. (к, ч)

7. «Экологическое лото»

Сопоставить биологические термины с их определениями. 

Заключение

«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами. Разрыв между человеком и окружающей его естественной средой существует очень давно. Старый договор, связывающий первобытного человека с его местообитанием, был расторгнут одной из сторон – человеком, как только он почувствовал себя достаточно сильным, чтобы признавать впредь лишь законы, созданные им самим. Эту позицию нужно полностью пересмотреть и подписать новый договор с природой, дающий человеку возможность жить с ней в полном согласии», – предлагает Ж. Дорст.

Несколько добрых советов:

  • Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
  • Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
  • На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
  • Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.
  • Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
  • Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.
  • Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
  • Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и неосознанных туристов.

Список использованной литературы

1. Павленко Е. С.  Экологическое образование и воспитание школьников.      

    Начальная школа , 1998, №5

2.  Симонова Л.П.  Задания по экологии для младших школьников.

     Начальная школа.  1998.  

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://depositfiles.com/files/tziqn54w4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по экологии "22 апреля День Земли"

22апреля – День ЗемлиЦели:- привлечь внимание зрителей и участников мероприятия  к       проблемам окружающей среды;- показать связь живых организмов с окружаю...

Формирование экологической культуры учащихся путем расчета экологического следа

Приведены результаты рассчёта экологического следа для жителей среднего города,малого города и деревни....

экологический праздник"день земли"

экологический праздник" День земли"...

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.

Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса «День славянской письменности и культуры» с использованием ИКТ

“История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество”.Н.М. Карамзин Цель: формирование потребности к изучению родного языка у школьников; развитие коммуникативных, языковых, ли...

Методический материал «Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеклассной деятельности»

Гигантская техническая мощь современного человечества и быстрый рост численности населения на планете, получивший название «демографического взрыва», стали причиной того, что на глазах жив...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....