Формирование экологической культуры учащихся путем расчета экологического следа
статья по экологии по теме

Приведены результаты рассчёта экологического следа для жителей среднего города,малого города и деревни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchenie.ekol_._sled.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры учащихся путем расчета экологического следа

Кондакова Н.В., учитель биологии, МАОУ»Гимназия №2

 г. Великий Новгород  

       

          Последние десятилетия показали, что земная биосфера в целом и её отдельные составляющие – экосистемы различных уровней - обладают ограниченными возможностями для обеспечения своего нормального функционирования и воспроизводства в условиях чрезмерного воздействия человеческой деятельности. Поэтому в ряду глобальных проблем, решение которых плохо просматривается в существующих моделях развития, важное место занимают такие проблемы, как истощение доступного природно-ресурсного потенциала Земли и загрязнение природной среды планеты, по сути дела – среды обитания людей и всего живого на Земле.

         Бурное развитие экономики многих европейских стран, США, Китая, Индии, а также рост мирового населения  привели к серьезному увеличению потребления природных ресурсов нашей планеты.  

        За последние десятилетия загрязнение окружающей среды стало таким масштабным, что ученые заговорили о глобальном изменении климата, вызванном «экологическим следом» человека. Известно, например, что всего за тридцать лет «углеродный след» человечества (выбросы углекислого газа в атмосферу) вырос в десять раз, количество используемой бумаги в шесть раза, вылавливаемой рыбы в пять раз. Всё это говорит о необходимости формирования экологической культуры учащихся.  Одна из форм работы в этом направлении -  исследование экологического следа на разном уровне.                 

        Понятие «экологический след» было впервые использовано в 1992 году Уильямом Ризом. Этот индикатор еще называют «показателем давления на природу». Он помогает установить,  сколько земельных и водных ресурсов используется человеком  для производства, потребления  и утилизации необходимых для его жизнедеятельности товаров и услуг. Биологический потенциал - это возможность биосферы Земли производить возобновляемые ресурсы.

 В настоящее время биологический потенциал на душу населения Земли составляет 1,78 гектаров. Экологический след - это ресурсы необходимые для удовлетворения наших потребностей, а биологический потенциал - это возможность удовлетворить эти потребности.  Если мы вычтем из биологического потенциала экологический след (1,78 - 2,70), то узнаем, насколько наше потребление ресурсов превосходит возможности планеты.

По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF)  человеческое воздействие на биосферу планеты превышает способность Земли  к восстановлению примерно на 30%, и эта цифра все продолжает расти.

Ученые полагают, что на сегодняшний день нашей планете требуется один год и пять месяцев, чтобы восполнить то количество ресурсов, которое человечество расходует за один год.  

Для определения уровня экологической грамотности респондентов  был проведен опрос  учащихся и их семей МАОУ «Гимназия №2»  (г. Великий Новгород), учащихся и их семей  МАОУ «Гимназия» (г. Старая Русса)  и жителей деревни Анишино Старорусского  района по следующим вопросам:

  1. Что такое нерациональное использование природных ресурсов?
  2. Как вы думаете, рационально ли вы используете природные ресурсы и почему?
  3. Какие меры вы предпринимаете для рационализации использования природных  ресурсов?
  4. Знакомы ли вы с понятием «экологический след»?

Всего в анкетировании приняли участие 100 человек.

По результатам анкетирования было установлено:

  1. 100% респондентов знают, что такое нерациональное использование ресурсов.
  2. 60%  нерационально используют ресурсы.  
  3. 40% предпринимают меры для рационализации использования природных ресурсов.
  4. 5% респондентам знакомо понятие «экологический след».  

С целью актуализации понятия экологический след в классах были проведены беседы «Концепция устойчивого развития», Методика расчета экологического следа (Интернет ресурс).

Респондентам была предложена анкета для определения их собственного экологического следа.

 Жителю Земли необходим в среднем эквивалент в 2,2 гектара.

Земля может предоставить лишь 1,8 гектара на человека.

Показатели по Новгородской области:

Жители В. Новгорода.

Максимальный экологический след: 4,18 га

Минимальный экологический след: 1,96 га

Средний показатель: 3,07 га

Жители Старой Руссы.

Максимальный экологический след: 4,01 га

Минимальный экологический след: 1,89 га

Средний показатель: 2,92 га

Деревенские жители.

Максимальный экологический след: 2,17 га

Минимальный экологический след: 1,32 га

Средний показатель: 1,97 га

 

По результатам анализа анкеты можно сделать следующие выводы:

  1. Экологический след жителей города областного значения и районного центра мало отличаются.
  2. Экологический след жителя города и жителя села значительно различаются
  3. Большинство городских жителей не предпринимают действий по утилизации бытовых отходов.
  4. Сельские жители регулярно компостируют свои бытовые отходы, а также сдают бутылки.
  5. Для жителей города очень актуален вопрос об энергосбережении.
  6. Жители села питаются более экологически чистыми продуктами, чем жители города.

Анкета заставила респондентов задуматься о собственном влиянии на биосферу. Очень многие не знали, каким образом можно уменьшать свое воздействие на окружающую среду.

После анкетирования всем опрошенным был задан один вопрос: «Как можно уменьшить свой экологический след?»

Ответ на него предлагалась дать в свободной развернутой форме.

Было получено множество интересных с практической точки зрения ответов:

- «нужно ввести налог на размер экологического следа и брать большие штрафы с тех, кто превышает допустимые его значения»;

- «вознаграждать тех, кто уменьшает и поддерживает свой экологический след в пределах нормы»;

- «внести на рассмотрение в ГосДуме проект экологического дома, отвечающего положениям концепции устойчивого развития»;

- «материально поощрять тех, кто использует для строительства своего дома экологически чистые материалы»;

- «сделать в каждом доме кнопку полного отключения электроэнергии»;

- «ввести должность «инспектора по вопросу  экологического следа»;

- «оборудовать дома под землей, чтобы не загрязнять ее поверхность»;

-«ввести величину лимита энергии на каждого человека, при превышении которого дом полностью отключается от электропитания».

Респондентам был предложен   список рекомендаций по уменьшению экологического следа (материалы Интернет). Респондентам было предложено поучаствовать в эксперименте по уменьшению своего экологического следа. Перед ними ставилась задача прожить месяц, соблюдая выработанные рекомендации по уменьшению экологического следа:

-   ходить пешком до ОУ;

-   полностью отключать электроприборы;

-  принять участие в сборе макулатуры;

-   применять режим ударного проветривания и т.п.;

-   чаще покупать продукты на рынке;

-    применять душ вместо ванны и.т.д.

После этого эксперимента вновь рассчитали экологический след. Он уменьшился на 0,17 Гга. Эта цифра заставила задуматься всех участников эксперимента.

Выводы:

  1. Большинство людей не задумываются о проблеме рационального использования природных ресурсов.
  2. Средний показатель экологического следа жителя Новгородской области меньше, чем показатель среднестатистического жителя России.
  3. Наименьший экологический след наблюдается в деревне, в то время как показатель городского жителя  в 1,6 раза выше, чем в городе.
  4. Наиболее остро в нашей области стоят вопросы о переработке отходов и использовании энергии.
  5. Респонденты повысили  компетентность по экологической культуре посредством изучения понятия экологический след.
  6. Респонденты приняли активное участие по проблеме уменьшения своего экологического следа.

         Экологический след приближает современного человека к экологическому стилю жизни. Выработанные практические рекомендации надо воплотить в жизнь., так как существование человеческой цивилизации и дальнейшее ее развитие возможно только при условии формирования качественно новых взаимоотношений в системе "Человек – природа". Экологическое образование и просвещение должны начинаться как можно раньше и представлять собой синтез гуманитарной, естественнонаучной и технической составляющих.

        Формированию экологического сознания школьников способствует исследовательская деятельность учащихся в школе. Через работу над исследовательскими проектами можно показать актуальность и значение экологических знаний, воздействие человека на окружающую среду в историческом аспекте, степень загрязнения природной среды и необходимость её сохранения, трансформацию природных сообществ человеком, снижение биоразнообразия на планете, важность сохранения окружающей природы для будущих поколений.

         В работе над проектами предусмотрен  практико – ориентированный подход в работе с учащимися по экологической оценке окружающей среды, охране природы,  предоставляющий широкие возможности для саморазвития, выполнения социально-значимых проектов и реального улучшения экологического состояния своего окружения.

Эта деятельность способствует социализации школьников, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции. Данная деятельность предусматривает использование в работе над теоретической частью  исследования  различных литературных источников,   установление связей между разделами курса и предметными дисциплинами естественно-математического цикла (биология, география, химия, физика, информатика). Учащиеся используют новейшие научные данные, общаются с представителями власти, обобщают полученную информацию.  В работе над  практической частью  учащиеся учатся работать с группами, разными по количественному, возрастному, социальному составу, делать выводы, строить модели.  Из форм организации деятельности учащихся наиболее эффективными являются групповые, парные и индивидуальные методы работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры учащихся во внеурочное время

В современном мире возрастает актуальность экологических знаний.  Негативные последствия антропогенного влияния становятся очеви...

Мастер-класс «Организация учебных исследований - необходимое условие формирования экологической культуры учащихся».

Цель мастер-класса: оказание методической помощи педагогам участникам семинара в проведении занятий, способствующих повышению  мотивации обучающихся, направленной на приобщение их к исследователь...

Воспитание экологической культуры учащихся в рамках школьного экологического мониторинга.

Сообщение отражает направление экологического воспитания, диагностические исследования экологического воспитания, где центральное место занимает исследовательская деятельность....

Формирование экологической культуры учащихся 5-11 классов в условиях образовательной среды адаптивной школы

Значимость проблемы и ее актуальность определили выбор темы исследования: «Формирование экологической культуры учащихся 5 – 11 классов  в условиях адаптивной школы».  Сделанный мною выбор те...

Доклад на тему: "Формирование экологической культуры учащихся средствами иностранного языка"

В докладе отражается опыт работы  по экологическому воспитанию учащихся среднего звена( 5-7 классов). Представлены  различные виды  работы на уроке и во внеклассной деятельности с ...

Формирование экологической культуры учащихся на уроках химии в8 классе.

Доклад на тему "Формирование экологической культуры учащихся на уроках химии в 8 классе"...