Воспитание экологической культуры учащихся в рамках школьного экологического мониторинга.
статья по биологии по теме

Сообщение отражает направление экологического воспитания, диагностические исследования экологического воспитания, где центральное место занимает исследовательская деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

Двининой Елены Владимировны - учителя биологии и химии

 МКОУ Рыбковской СОШ Сафоновского района Смоленской области

на семинаре заместителей директоров по УВР.

Воспитание экологической культуры учащихся в рамках школьного экологического мониторинга (слайд №1)

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что, сегодня как никогда прежде, остро стоит проблема воспитания людей, способных защищать окружающую среду от своей же неразумной деятельности, которая уже угрожает человечеству самоуничтожением. Воспитание человека, способного жить в гармонии с природой, важнейшая задача школы, учителя. Основными компонентами экологической культуры должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе, т.е. умение правильно анализировать и устанавливать причинно следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.

Одним из основных направлений в воспитании детей я считаю экологическое воспитание.

Работа мною ведется (Слайд №2) по трем направлениям:

  • получение теоретических знаний о природе, о ее ценностях;
  •   пропаганда идей охраны природы;
  • практическая работа, связанная с охраной природы. Центральное место здесь занимает исследовательская деятельность.

(Слайд№3) Цель исследовательской деятельности: формирование творческой, разносторонне развитой личности с экологически ориентированным мышлением, стремлением инициативно и эффективно участвовать в мероприятиях по защите окружающей среды.

(Слайд №4) Задачи: приобщение подрастающего поколения к пониманию экологических проблем современности и участию в их решении на местном уровне;

-развитие творческих  способностей у учащихся;

-пробуждение интереса к исследовательской работе.

Экологическое воспитание осуществляется с первых уроков биологии.

Экологические знания, полученные учащимися на уроках, закрепляются и развиваются в ходе внеурочной и внешкольной деятельности.

В нашей школе создано и действует творческое объединение учащихся «Юный эколог», члены которого проводят активную работу по охране и изучению природы родного края. Есть у ребят девиз: «Знать, беречь, множить! » Этому боевому призыву члены общества следуют неотступно . «Юные экологи» - разновозрастная группа школьников , где старшие воспитывают младших, где непременной является преемственность общественно-значимых дел и традиций . Членом его может стать любой учащийся начиная с 5 класса. В начале года мы с ребятами планируем работу, походы, экскурсии. (слайд №5, 6) 

Экскурсии в природу имеют важное значение для экологического, эстетического воспитания учащихся, формирования гуманного отношения ко всем живым существам. Они также помогают обобщить знания по предмету . А где воспитывать у ребят любовь к родной природе, показать все ее разнообразие, красоту, если не на экскурсии?  Я с ребятами провожу экскурсии на каникулах . Это с одной стороны знакомство с разнообразными  объектами и явлениями живой природы , с другой – просто отдых . Особого внимания заслуживают зимние экскурсии , Основная их цель показать ребятам , что в суровый зимний период борьба за жизнь становится чрезвычайно острой и, чтобы успешно выдержать ее , животным необходимо обладать самыми разнообразными приспособлениями . Многие из этих адаптаций можно увидеть на экскурсии . Важная задача учителя – помочь учащимся выяснить в процессе наблюдений экологическую роль снежного покрова . Ученики зарисовывают отпечатки лап, погрызы и другие следы жизнедеятельности зверей. Ребята приобщаются к самостоятельной, увлекательной , но сложной деятельности . Они часто вынуждены принимать экологически правильные решения .

 Школьники проводят интересную многогранную работу в школе и среди взрослого населения. И, конечно, сами ребята показывают пример, непосредственно участвуя в делах охраны природы .

В походах мы с ребятами очищаем родники, подсчитываем число муравейников. Для того чтобы предотвратить разрушение муравейников кабанами и лосями проводим их ограждения.(слайд №7) Так под охрану юных экологов взято 15 муравейников. Не будет восхищаться муравейником человек, неискушенный в его удивительной организации. Напротив, для отдыхающих это нередко фактор беспокойства. И только тот, кому приходилось наблюдать жизнь муравьиного государства, кто осознал его сложную иерархию с отлаженной тысячелетиями системой защиты, связей с другими компонентами леса, воспримет муравейник как прекрасное создание природы.

Исследовательская работа направлена на изучение  жизнедеятельности   дождевых червей, муравьев, влияние бытовых отходов на окружающую среду в д. Рыбки. В течение десяти лет юные экологи принимают участие в областной экологической операции «Белый аист». Каждый год в июне мы проводим экспедиции (слайд №8) и беседуем с местными жителями. Исследовательская работа в экспедициях направлена на изучение экологии малых рек (слайд№9), наблюдениями за аистами, за бобрами (слайд№10, №11). Для того чтобы эффективность подобных экспедиций была более высокой, в течение всей зимы идет всесторонняя подготовка ребят.

Подготовка к экспедиции включает в себя несколько этапов:

  1. учащиеся знакомятся с научно – популярной литературой, изучают биологические особенности животныж, птицы , ее повадки .
  2. определяем цели, методики исследования.

 Целями нашей работы являются:

  • выявление  новых мест гнездования белого аиста.
  • изучение поведения белого аиста в близи жилья человека.
  • причины поселения аистов на окраинах деревень.
  • что влияет на количество откладываемых яиц.
  • почему численность откладываемых яиц снижалось, а теперь растет.
  1. определяем состав участников экспедиции с распределением обязанностей. Выполнять задания могут учащиеся 7 – 11 классов . Наиболее оптимальным ( учитывая содержание исследований , возрастные особенности детей ) мы считаем возраст 13 – 14 лет , оптимальный состав группы 15 человек с двумя руководителями . Один , два человека из этих ребят ведут фенологический дневник жизни белого аиста в течении весны – лета , отмечая ежегодно дни прилета на гнездо и отлета , начало насиживания яиц , количество вылетевших птенцов, отмечают все случаи гибели птенцов, яиц .
  2. устанавливаем сроки проведения экспедиции и выбор маршрута. Объектом исследования мы выбираем окрестности д. Рыбки и

 д. Зарьево  Сафоновского района.

  1. приемы работы, которые пригодятся в экспедиции отрабатываем на специальных теоретических занятиях.

В экспедициях   ребята приобретают навыки метеорологических, картографических, фенологических наблюдений, занимаются пропагандой вопросов охраны природы среди местного населения. Ребята собирают сказки , легенды , народные приметы , связанные с белыми аистами . Так природоохранительная работа соединяется с патриотическим воспитанием подрастающего поколения , прививается любовь к природе , родному краю , своему народу , его культуре .

Каждому учащемуся в экспедиции находится дело. В экспедициях «трудные» оказываются самыми обычными ребятами - ответственными, надежными. Особое внимание здесь уделяется умению школьников трудиться, поскольку вся исследовательская работа ребят связана с трудом : надо уметь и палатку поставить, слайд№12, №13)  и костер развести, (слайд №14) и обед приготовить, и правильно провести и оформить наблюдения. Нет среди ребят таких, которые формально бы выполняли свои обязанности. Ведь здесь каждый отвечает перед всеми и все перед каждым. Так в практической работе проверяются умения, навыки учеников, полученные ими на уроках в школе. В общей работе у ребят формируется чувство товарищества, коллективизма, принципиальность, готовность в любую минуту прийти на помощь людям. И где бы они не работали, я надеюсь, что их экологическая культура, их гражданская позиция будут зримо проявляться во всех делах и поступках.

Одним из актуальных для современной сельской школы направлений является (слайд №15) опытническая работа на УОУ. В сельской школе значительно лучше условия для организации опытнической работы, чем в городских школах. Небольшое число ребят дает учителю возможность оказать эффективную помощь каждому из них – подобрать специальную литературу, составить схему опыта, показать основные приемы работы. Здесь легче придать опытнической работе практическую направленность, связав ее с потребностями учебного процесса. Планируя работу, я всегда четко определяю тему опыта , цель опыта , тщательно продумываю методику его выполнения , ожидаемые результаты . Школьники, выполняющие опыт , должны хорошо знать каждый этап работы и сознательно его выполнять . Крайне важно научить ребят правильно и регулярно вести в течение всего опыта дневник наблюдений. Наиболее доступны для ребят опыты, на основании которых они могут сделать выводы о необходимости строгого соблюдения техники выращивания растений.

В феврале, марте мы начинаем работу по выращиванию рассады томатов , перцев , баклажанов . В апреле цветочно – декоративных растений . Ни один из ребят не может устоять , чтобы не втянуться в дело . Я советую какую культуру выбрать для выращивания . Со стороны может показаться , что я вообще ни чего не делаю , только говорю да показываю , как посеять , как правильно полить , распикировать рассаду .

Одновременно с этой работой дети незаметно для самих себя выращивают рассаду растений . Для того чтобы маленький труженик вырос настоящим хозяином , я обязательно даю детям рассаду домой . Это важный момент . У ребят растет престиж в семье, появляются интересные сорта растений на огородах сельчан. У ребят закрепляются агротехнические навыки и биологические понятия .

Хочется отметить и такой момент. Работая летом на УОУ под открытым небом дети становятся добрее, менее скованными, находчивыми. Здесь мы незаметно для себя задаем друг другу множество вопросов , вместе ищем ответы .  Итоги опытнической работы обсуждаются на уроках биологии при изучении тем «Корень» «Побег», «Влияние удобрений на рост и развитие растений», ребята представляют результаты своих опытов на районные и областные экологические конференции.

Внеклассная работа позволяет наиболее полно учесть индивидуальные и психологические особенности ребят, их интересы, жизненный опыт, склонности. Особенно важно, что выполняя опыты, проводя наблюдения, школьники входят в тесный контакт с живой природой , который захватывает душу ребенка, сохраняет ее чистоту и чуткость. Умелое сочетание различных форм внеклассной работы с учебной деятельностью школьников приводит к повышению качества знаний учащихся по предмету, формированию активной, творческой личности , способной отстаивать свои убеждения.

Природоохранная практическая работа ведется по разным направлениям:

 -защита природной среды (подкормка зверей, птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах охраняемых животных);

-улучшение природной среды (посадка растений, озеленение улиц, расчистка леса от сушняка );

-сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала , изготовление пано, поделок). Коллекции, гербарии ,изготовленные учащимися, составлены с точки зрения  экологической культуры, т. к. они не собирают бабочек, растений, занесенных в Красную книгу Смоленской области;

-исследование природной среды . Проведенные исследования используются на уроках биологии, внеклассных  мероприятиях. С результатами своих исследований ребята постоянно выступают на районных экологических  научно-практических конференциях, где занимают первые места. Темы исследования следующие «Наблюдения за белыми аистами», «Вода в населенном пункте», «Наблюдения за бобрами», «Влияние подкормки на ускорение роста и урожайность свеклы», «Рыжие лесные муравьи в разных видах биоценоза», «Влияние дождевых червей на  их  почвообразование» и др.

Учащиеся нашей школы  постоянно принимают участие в областных экологических конференциях. Исследовательская работа «Наблюдение за белыми аистами» заняла в секции «Орнитологии» второе место и опубликована  в «Материалах областной научно- практической конференции юных исследователей окружающей среды» (станция юннатов). Исследовательские работы: «Наблюдения за бобрами» заняла в  второе место в секции «Зоология», «Рыжие лесные муравьи в разных видах биоценоза»  - первое место, «Влияние дождевых червей на  их  почвообразование» четвёртое место и т.д..

С целью проведения оценки эффективности экологического воспитания мною было проведено несколько (слайд №16) диагностических исследований (анкетирование).

Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм

(слайд №17-21), (слайд №22)Сравнение результатов, полученных при анкетировании говорит о том, что экологическое воспитание идет в правильном направлении.

Активные формы работы с учащимися позволяют расширить их знания о природе, о способах сохранения и оказания помощи природной среде, пробуждают интерес к природе, к проблеме ее охраны, к достойному поведению в окружающей человека среде, повышению качества знаний учащихся по предмету.

Основной целью экологического воспитания является формирование высокой экологической культуры людей. Экологическая культура необходимое нравственное качество личности.

Если оценивать такие качества у школьников, то можно утверждать, что во многом они сформировались под действием школы. Под влиянием воспитательного воздействия на уроках, во внеурочное время формируется у учащихся ответственность за свое поведение в природе, частью которой он является сам. У учащихся растет интерес к экологическим проблемам и потребности личного участия в их решении.

Важно то, что исследуют окружающую среду сами дети. Ребенок, который прошел через исследовательскую деятельность , может передать свои знания и умения в будущем своим детям.

Рассмотрев диаграммы экологического воспитания, можно сделать вывод, что некоторые трудности возникают на начальной ступени, в связи с низким уровнем экологической культуры родителей и небольшим запасом знаний у учащихся……..

Важнейшим аспектом своей работы я считаю формирование у школьников экологической культуры как системы знаний, убеждений, задачу свою вижу в том, чтобы мои ученики, независимо от того, кем они станут после окончания школы, сохранили и пронесли через всю свою жизнь бережное отношение к природе. Это сделать нельзя, не вооружив ребят специальными знаниями, умениями, навыками, не показав им природу как единую целостную систему, среду жизни человека, источник его существования. И где бы они не работали, я надеюсь, что их экологическая культура, их гражданская позиция будут зримо проявляться во всех делах и поступках.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание экологической культуры учащихся в рамках школьного экологического мониторинга. /из опыта работы учителя биологии и химии МКОУ Рыбковской СОШ Елены Владимировны Двининой\

Слайд 2

Направления экологического воспитания : получение теоретических знаний о природе, о ее ценностях; пропаганда идей охраны природы; практическая работа, связанная с охраной природы центральное место здесь занимает исследовательская деятельность.

Слайд 3

Цель исследовательской деятельности формирование творческой, разносторонне развитой личности с экологически ориентированным мышлением, стремлением инициативно и эффективно участвовать в мероприятиях по защите окружающей среды.

Слайд 4

Задачи приобщение подрастающего поколения к пониманию экологических проблем современности и участию в их решении на местном уровне; развитие творческих способностей у учащихся; пробуждение интереса к исследовательской работе.

Слайд 5

Экскурсии

Слайд 6

Сбор природного материала

Слайд 7

Ограждение муравейников

Слайд 8

Экспедиция по р. Ведоса

Слайд 9

Изучение экологии малых рек Забор воды в р. Ведоса до д.Рыбки

Слайд 10

Наблюдения за бобрами

Слайд 11

Следы жизнедеятельности Нора бобра

Слайд 12

Лагерь в экспедиции

Слайд 14

Обед в лагере

Слайд 15

Опытническая работа на УОУ Влияние комплексного применения препаратов на урожайность томатов

Слайд 16

Диагностика экологического воспитания

Слайд 17

Что такое природа?

Слайд 18

Назовите охраняемые растения вашей местности

Слайд 19

Какие насекомые появляются весной первыми?

Слайд 20

Назовите лекарственные растения

Слайд 21

Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

Слайд 22

Анализ результатов экологического воспитания

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач о...

Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач обществ...

Педагогический проект: «Системно-деятельностный подход в воспитании экологической культуры школьников в рамках биологического образования»

Данный проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной педагогической проблемы -воспитании экологической культуры.Содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач педагоги...

«Методика формирования экологической культуры учащихся через деятельность школьного лесничества»

Современный этап развития отечественного образования характеризуется переходом от традиционной знаниевой к компетентностной модели, которая предусматривает формирование деятельной, самостоятельной, ко...

Формирование экологической культуры учащихся в рамках использования ресурсов современной цифровой школы

Одно из основных направлений работы классного руководителя – это формирование здорового образа жизни учащихся. Сегодня это направление является составляющим экологического воспитания и образования. В ...

Школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся.

,Статья рассматривает школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся....