Мастер-класс «Организация учебных исследований - необходимое условие формирования экологической культуры учащихся».
план-конспект занятия по биологии (7 класс) по теме

Борисова Елена Алексеевна

Цель мастер-класса: оказание методической помощи педагогам участникам семинара в проведении занятий, способствующих повышению  мотивации обучающихся, направленной на приобщение их к исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Организация учебных исследований - необходимое условие формирования экологической культуры обучающихся».

Борисова Е. А. – Учитель биологии МБОУ «СОШ № 16 с УИОП», педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов» Старооскольского городского округа.

                             

                                           Пояснительная записка

Цель мастер-класса: оказание методической помощи педагогам участникам семинара в проведении занятий, способствующих повышению  мотивации обучающихся, направленной на приобщение их к исследовательской деятельности.

Задачи:

- познакомить  участников мастер – класса с разнообразными формами и методами приобщения обучающихся к исследовательской деятельности;

- поддержать  интерес участников мастер – класса к исследовательской деятельности, пополнение их творческого опыта.

- формировать ситуацию успеха,  установление контакта между педагогом  и участниками мастер – класса;

Используемые методы:

  1. Словесные.
  2. Наглядные.
  3. Практические.
  4. Поисково – исследовательские.
  5. Метод мозгового штурма.
  6. Метод работы в группах.

                             

                                 Оборудование, наглядный материал

Оборудование, материал: доска, магниты (20 штук), мультимедийная установка, таблички с надписями «Какао», «Омар», «Селагинелла»,  ватман, на котором нанесена матрица, в которую педагог будет вписывать   свои предложения по  решению  возникшей проблемы; карточки с обозначением ролей и их обязанностей; ксерокопии статей  по предложенной тематике для проведения исследования, ксерокопии изображения объектов, фломастеры, карточки и корзинка для проведения рефлексии.

             

             Методические советы на подготовительный период

Педагогу заранее необходимо подготовить презентацию к  мастер – классу, в которой должны быть слайды:

  1. Тема мастер – класса  «Организация учебных исследований - необходимое условие формирования экологической культуры обучающихся»;
  2. Эпиграф «Исследовательская деятельность –  действие, совершаемое от всего сердца  с определенной целью»   Е.Г. Каган;
  3. Составляющие исследовательской деятельности.

Подготовить плакат, на котором изображена таблица с матрицей и ксерокопии статей, содержащих теоретический материал для проведения исследования.

                                План проведения мастер-класса

1. Презентация педагогического опыта.

  1. Вступительная часть.
  2. Основная часть.

3. 1. Творческое задание.

3. 2. Подведение итогов выполнения творческого задания.

3. 3. Мозговой штурм.

3. 4. Составление структуры исследовательской деятельности.

3. 5. Исследовательская  работа.

     3. 6. Защита исследовательской работы.

4. Заключительная часть, подведение итогов.

5. Рефлексия.

1. Презентация педагогического опыта

Ответственный за экспериментальную работу в учреждении. Уважаемые коллеги, мы представляем мастер-класс по применении технологии организации исследовательской деятельности, как эффективного средства формирования  экологической культуры обучающихся. Применение  данной  технологии в нашем учреждении, даёт определённые результаты. Наши учащиеся являются победителями и призерами мероприятий эколого – биологической направленности различных уровней.

По структуре  технологии  первой ступеней приобщения обучающихся к исследовательской  деятельности   является мотивация, смысл которой заключается в том, чтобы у обучающегося возник вопрос, и была сформулирована проблема, которая естественным образом вызовет психологическую необходимость поиска ее решения, и будет являться фактическим регулятором этого поиска. Результатом поиска решения этой проблемы и будет приобретение новых  знаний. Создание педагогом условий для возникновения вопроса представляет собой не что иное, как создание проблемной ситуации. Поэтому, очень важно, на вводном занятии в исследовательскую деятельность, педагогу заинтересовать воспитанников, мотивировать их на проведение этой работы.

                                              2. Вступительная часть

    Демонстрируется слайд «Исследовательская деятельность –  действие, совершаемое от всего сердца  с определенной целью»

                                                                                             Е.Г. Каган

Педагог. Уважаемые коллеги, обратите, пожалуйста,  внимание на слайд.

Как вы понимаете эти слова? Выскажите свои предположения.

Участники высказывают свои предположения.

Педагог. Вы абсолютно правильно поняли эти  слова, и, как Вы догадались, сегодняшний разговор  пойдёт об исследовании.

                                               

                                                  3. Основная часть

   3. 1. Творческое задание

Педагог. Я предлагаю вам выполнить творческое задание. Перед Вами лежат листы бумаги. Нарисуйте как можно точнее то, что указано у вас на листе бумаги: как выглядит какао, селагинелла, омар и укажите места  обитания этих объектов. Это задание для каждого индивидуально и рассчитано по времени  на 5 минут.

Когда задание выполнено, все рисунки располагаются на доске, по группам под табличками:  «Какао», «Омар», «Селагинелла». Явное несовпадение рисунков вызывает у участников занятия недоумение.

 

3.2. Подведение итогов творческого задания

Педагог. Что вы увидели на доске? Что вызвало у вас удивление, даже смех? Чем отличаются рисунки одних и тех же объектов. Почему  вы нарисовали объекты по – разному? Насколько легко и быстро вы справились с заданием? Насколько правильно выполнено задание?  

В ходе обсуждения этих вопросов  участники мастер – класса приходят к заключению о том, что они, оказывается, не совсем точно представляют,  как выглядят данные  объекты.

 Педагог. Перед нами возникает  проблема  для исследования: почему  все  по – разному представляли себе, казалось бы, знакомые предметы? Как же на самом деле они выглядят? Что собой представляют? Где обитают? Каким образом решить данную проблему? Как найти единственно правильные ответы на эти вопросы.

3. 3. Мозговой штурм

Педагог. Для этого предлагаю воспользоваться матрицей. Я попрошу  Вас высказать свои предложения по  решению  возникшей проблемы, которые мы занесём в нашу матрицу, затем  проведем оценку предложенных идей и постараемся выбрать самый оптимальный путь решения. Предложения могут быть самыми невероятными.

Идея

Сложно

Дорого

Опасно

Комфортно

Долго

Выход

Участники предлагают различные варианты, педагог заполняет матрицу. Проанализировав данные матрицы, делается вывод, что необходимо провести   исследование.

 3. 4. Составление структуры исследовательской деятельности

Демонстрируется слайд «Структура проведения исследовательской деятельности». Педагог, показывая на слайде компоненты исследовательской деятельности,   расшифровывает их значение.

Педагог. Любое исследование имеет свою определенную структуру.

Проблема – некая  противоречивая ситуация, требующая своего разрешения.

Гипотеза - это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно.

Сбор материала – сбор теоретических и практических данных по интересующей нас тематике.

Результат исследования  - подтверждение, либо опровержение гипотезы.

 3. 5.  Исследовательская  работа.

Педагог. И так, чтобы разрешить проблемную ситуацию мы проведём исследование.  Для того, чтобы нам было удобнее работать, мы разобьемся на  3 группы. Участники каждой группы объединены одной темой, т.е. в одну группу войдут все те, кто  рисовал «Какао», в другую те, кто рисовал  «Омара», в третью те, кто рисовал « Селагинеллу».  Для того,  чтобы работа в группах была более организована, нам необходимо распределить между собой  следующие роли:

организатор — отвечает за работу группы в целом; спикер — выступает перед аудиторией с готовым решением группы; секретарь — записывает высказанные идеи и решения; критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения; контролер — проверяет, все ли поняли принятое решение, таймер – следит за временем.

На столах лежат карточки с обозначением ролей и их обязанностями.

 Участники мастер - класса объединяются в группы.

Педагог. Для решения проблемы вы можете использовать источники информации,  расположенные  у вас на столах. Тщательное изучение которых,  позволит ответить на поставленные вопросы: как же на самом деле  выглядят объекты исследования? Что собой представляют? Где обитают?  

На эту работу Вам отводится  7 минут. По окончании исследования я попрошу спикера от каждой группы  представить результаты проделанной работы  в виде рисунка  и дать  ваш вариант ответов  на поставленные выше вопросы.

 

 3. 6. Защита исследовательской работы.

Спикер от каждой группы представляет рисунок и обосновывает его, основываясь на собранный материал по предложенному объекту.

  1. Заключительная часть, подведение итогов

Педагог.  И так, что мы видим на доске? Обратите внимание на группы рисунков слева (первичные рисунки) и на рисунки справа (рисунки, которые были сделаны  после проведения сбора материала) и сравним их с подлинными  изображениями объектов.  Есть ли здесь различия?

Участники мастер – класса отмечают различия  первоначальных и конечных рисунков в сравнении с подлинными изображениями объектов.

Педагог. Что же повлияло на ваши рисунки? Почему они так изменились? Решена ли проблема? Что помогло нам решить проблему? Каким образом? Что вы узнали сегодня нового?

        Участники мастер-класса высказывают своё мнение. Опираясь на высказывания участников, педагог обобщает сделанные выводы.

Педагог. И так, перед нами стояла проблема, как выглядят предлагаемые вам объекты, где они обитают? Каждый из вас выдвинул свою гипотезу, т.е. предположение, что именно так выглядит омар, какао, селагинелла.  Подтверждение, либо опровержение ее мы нашли только в ходе сбора материала. Следовательно, все составляющие исследовательской деятельности взаимосвязаны между собой, имеют одинаковую значимость, и только используя их в совокупности, можно получить единственно верный результат.

Исследование влияет на то,  как мы видим и изображаем окружающий мир. Позволяет нам увидеть экологические проблемы и найти пути их решения, Позволяет определить место человека в сложившейся системе «природа – человек».

  1. Рефлексия «Плюс-минус-интересно»

 «Плюс-минус-интересно». В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на занятии, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению участника мастер-класса , могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось в ходе мастер - класса, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению участника мастер - класса, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно» участники  вписывают все любопытные факты, о которых узнали, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к педагогу.

«П» Что понравилось на занятии?

«М» Что не понравилось на занятии?

«И» Любопытные факты, о которых узнали. Что бы ещё хотелось узнать?

 

 

 

 

Участники мастер - класса заполняют  таблички на листочках, все листочки кладутся в корзину, затем педагогом выборочно зачитываются и обсуждаются.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры учащихся путем расчета экологического следа

Приведены результаты рассчёта экологического следа для жителей среднего города,малого города и деревни....

Формирование экологической культуры учащихся во внеурочное время

В современном мире возрастает актуальность экологических знаний.  Негативные последствия антропогенного влияния становятся очеви...

Формирование экологической культуры учащихся 5-11 классов в условиях образовательной среды адаптивной школы

Значимость проблемы и ее актуальность определили выбор темы исследования: «Формирование экологической культуры учащихся 5 – 11 классов  в условиях адаптивной школы».  Сделанный мною выбор те...

Доклад на тему: "Формирование экологической культуры учащихся средствами иностранного языка"

В докладе отражается опыт работы  по экологическому воспитанию учащихся среднего звена( 5-7 классов). Представлены  различные виды  работы на уроке и во внеклассной деятельности с ...

Совместная деятельность учителей-предметников как необходимое условие формирования естественнонаучной грамотности учащихся в рамках требований ФГОС

В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспо...