Доклад на тему: "Формирование экологической культуры учащихся средствами иностранного языка"
материал по немецкому языку на тему

Заикина Надежда Константиновна

В докладе отражается опыт работы  по экологическому воспитанию учащихся среднего звена( 5-7 классов). Представлены  различные виды  работы на уроке и во внеклассной деятельности с  учащимися по немецкому языку. Подобраны песни, стихи, игры, загадки, скороговорки, памятки по охране окружающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Формирование экологической культуры школьников средствами иностранного языка»

                                  Подготовила:

                                                      учитель немецкого языка

                                           высшей категории

                                                                ГКООУ «Санаторной школы –

                                         интерната № 21»

                                     с. Подлужного

                                         Заикина Надежда

                                      Константиновна

2014-2015 учебный год

Формирование экологической культуры школьников средствами иностранного языка

            Экология в современном понимании - это сложный научный практический комплекс, затрагивающий науку, образование и общественно-практическую деятельность  людей. Многочисленные направления науки и практики все более и более в центре своих исследований видят человека, его биосоциальную природу, его истинные  интересы, благополучие. Важнейшим условием которого является прежде всего социальное и психо-физиологическое здоровье. Жизнедеятельность человека, создание  условий для нормального труда, отдыха, духовного, физического воспитания зависят от всех членов общества. В частности и от экологической культуры.

           Экологическая культура общества - относительная часть общечеловеческой культуры, система общенациональных и общечеловеческих ценностей, выражающая и определяющая характер отношений между обществом, человеком и природой в процессе создания и освоения материальных и духовных ценностей, меру и способ  включенности человека в деятельность по устойчивому поддержанию окружающей природной среды с целью прогрессивного развития общества, степени ответственности  человека перед обществом и общества перед человеком за состояние природы и рачительное использование природных ресурсов. Развитие экологической культуры   общества реализуется через систему экологического образования, воспитания и информирования.

         Летучая фраза экологов  "Ни один живой вид не может существовать в среде, созданной из собственных отбросов" приобретает реальное и грозное содержание.

         Количество отходов разного происхождения стремительно нарастает, особенно в городах.

         Страшно даже представить нашу планету безжизненной. Жизнь на протяжении миллионов лет создавала ту красоту, которая окружает нас, которую мы привыкли  считать естественной.

         Человек не может существовать вне окружающей природы. т.к. он сам ее часть. И чтобы жить в согласии с природой, а только такая жизнь и может быть      счастливой, т.к. она проходит без внутреннего разлада человека с самим собой, человек должен подчиняться с единым для всей природы законам. Для нас     естественно дышать чистым воздухом, мы задыхаемся в загрязненной среде.

         Среди различных факторов внешней среды, влияющих на здоровье населения, особую роль играет загрязнение атмосферного воздуха и водных  источников  питьевой воды. Отмирание ручьев и речек кроется в многообразной деятельности человека.                                                                                                                                                                                          

          Сохранение биосферы Земли как экологической ниши человечества, целостной системы жизни - вот то общее дело, способное объединить все страны  и народы мира.                                                                                                                                      

         Главное, чтобы каждый человек был причастен к судьбе отечества и судьбам мира. Экологическое образование развивается в мировой практике как одна из      важнейших мер преодоления экологической опасности, нависшей явной угрозой над нашей планетой.  Современный человек должен хорошо ориентироваться в вопросах экологии и охраны окружающей природной среды.

         Главная задача экологического образования в школе - формирование у учащихся правильного восприятия роли и места человека в глобальной системе    

 "природа-человек-общество". Важно вооружить молодое поколение необходимыми экологическими и природоохранными знаниями. Необходимо воспитать в школьниках  бережное отношение к природе, ко всему живому, сделать это в доступной, понятной и интересной форме.

          На уроках иностранного языка есть все условия и возможности для формирования экологической культуры учащихся. Как учитель немецкого языка я применяю  разнообразные формы  и методы работы: беседы и уроки по экологии, выставки детских рисунков, конкурсы рассказов о любимых животных и растениях, метод проектов,  презентации, игровые приемы, тестирование, экскурсии.                                                                                                                            

         Тема природы и защиты окружающей среды начинает звучать на уроках немецкого языка уже с 5 класса, вплетаясь в учебный материал.                

         Так при изучении темы "In der Stadt...Wer wohnt hier?" учащиеся c хорошими способностями получают домашнее задание - составить рассказ о своем  любимом домашнем животном, используя вопросы упражнения 10, стр. 129:

                                                   Wo wohnt das Tier?

                                                   Wie sieht es aus ? / wie ist es?

                                                   Was kann es machen?

                                                   Warum liebe ich es?

                                                   Wie sorge ich uber es?(Как я забочусь о нем?)

      Учащиеся со слабыми способностями получают карточки с опорными словами:                                                  

                                                   Ich habe zu Hause ...

                                                   Meine Katze/mein Hund ist...

I                                                  Ich mache sie/ihm...

                                                   Ich futtere...

       Изучая тему «Животные»  в  6 классе, я привлекаю материалы периодической печати,  рассказы, стихи, кроссворды, загадки из  «Мозаики» - приложения к журналу «Иностранные языки в школе» .

       Для аудирования использую, например, текст  «Uberall  leben   Tiere»                                                    Uberall  leben Tiere. Haustiere leben auf dem Bauernhof und in unseren Wohnungen. Wir pflegen, ffuttern sie, spielen mit ihnen.

Wilde Tiere leben in den Bergen, Waldern und im Wasser, auf dem

Erde und unter der Erde. Diese Tiere kannst du im Zirkus oder im Zoo

sehen, oder sogar auf dem Schulweg beobachten. Unser heutiges

Thema ist gerade uber die Tiere.                                                                          

   Вопросы для проверки понимания прослушанного:                              

Wo leben die Haustiere?                                                                          

Pflegen und futtern wir sie?

Wo leben die wilde Tiere?                                                                                      

 II.  Передайте содержание текста по-русски.

    Стихотворения  об охране окружающей среды «Liebt die Tiere!» и  «Im Waldе und auf der Wiese» я использую  для речевой зарядки и для заучивания наизусть дома. В классе мы отрабатываем фонетическое произношение, выразительное чтение, перевод.

                                     Liebt die Tiere!

           Alle Tiere sind unsere Freunde,

           Immer sollen wir sie lieben

           Und das steht in ihren Augen,

           Gross und klar und schon geschrieben.

           Alle Tiere sind wie Menschen,

           Haben Vater, Mutter, Kinder,

           Lieben Sonne, Wind und Wasser,

           Fruhling, Sommer, Herbst und Winter.

                                  Im Walde und  auf  der Wiese

                          Im Walde und auf der Wiese

                          Hast du gegessen und geruht,

                          So steckt die Reste, sei so gut,

                          Schnell wieder in die Tasche!

                          Papier und Glas, das merke dir nur,

                          Verschonern niemals die Natur!

       На уроках повторения я беру веселые рассказы о животных из книги  «Lustige Geschichten, Lieder und Gedichten» : «Die Giraffe»,

«Der Delphin», « Auf der Farm», «Кleine Schwalben», «Die Mowe und die Schildkrote», «Der Hase».  Перед чтением этих рассказов мы читаем вступительную статью «Uber Tiere und Vogel», переводим ее.

       Изучение песенки «Der Kuckuck und der Esel» всегда вызывает у учащихся интерес.

                           DER  KUCKUCK  UND  DER  ESEL

               Der Kuckuck  und  der Esel,

                Die hatten einen Streit,

                Wer will am besten singen?

                 Wer will am besten singen?

                  Zur schonen Maienzeit?  - 2 mal

           Der Kuckuck sprach: “Das kann ich!”

           Und Rub gleich an zu schreien:

           “Ich, aber  kann es besser,

             Ich, aber kann es besser,

             Viel gleich der Esel  ein!”  -  2 mal

                   Das klang so schon und liblich ,

                    So schon vor fern und nah.

                    Sie sangen alle beide?

                    Sie sangen alle beide:

                   “Kuckuck, Kuckuck, ia!”  -  2 mal

        Как  материал для фонзаразрядки  и речевой зарядки на уроке я использую скороговорки в 5-6 классах:

Esel essen Nesseln nicht.

Nesseln essen esel nicht.

                Fruh im Fruhling bluhen Blumen,

                 Bluhen Blumen, bluhen Busche

                 Uber Hugel, Berg und Tal.

Schwarzen Katzen,

Katzen kratzen.

Kratzen schwarzen Katzen?

Kritze, kratz macht die Katz emit der Tatze.

      Загадки на уроке выполняют роль разрядки, повышают интерес к изучению темы «Die Tiere»:

1. Kleiner als die Maus

    tragt sie ihr eigenes Haus.           (Die Schnecke)

2. Was fliegt so bunt im Sonnenschein

   Und kehrt als Gast bei Blumen ein?       (der Schmetterling)

3. Mich soll”s wundern, ob ihr kennt,

    den Vogel, der sich selber nennt. (der Kuckuck)

4. Wer hat ein rotes Kleidchen an

     Und viele schwarze Punktchen dran?       (der Marienkafer)

     

      Для активизации мыслительной деятельности учащихся, эффективности  и привлекательности изучаемого материала по экологии применяю на уроках на всех этапах обучения лексические игры. Представленные игры и всевозможные задания провожу на среднем этапе обучения немецкому языку для повторения пройденного материала по теме «Животные».

      Игра «Кто быстрее назовет животное и расскажет  о нем?»

      Учащиеся выбирают из серии представленных картинок животных одну, называют и рассказывают о данном животном(по очереди).

      Игра «Охарактеризуй животное» - «Wie ist das Tier?»

      Учащиеся получают картинки с изображением известных животных. Они должны назвать к ним как можно больше определений, характеризующих это животное. Например: Der Hund ist gross, braun, bose…   Die Katze ist klein, grau,

lustig.

      Игра «Wer ist das?»

      Ученики задают учителю вопросы, чтобы как можно больше узнать о загаданном животном.( Учитель записывает у себя на листке загаданное животное.)

       Ist es klein(gross, bose, braun, schwarz…)?

       Игра «Угадай-ка!» - «Rate mal!»

       Ученики слушают загадку о животных и на листочках пишут отгадку на немецком языке.

        Игра «Welches Tier ist das?»

        Учащиеся(две команды) получают карточки с названием домашних и диких животных. Дети должны разложить их на 2 колонки под заголовки «Haustiere»,  «Wilde Tiere». Побеждает та команда, которая быстрее и правильно разложила карточки.

         Во время недели иностранного языка с 6-ми классами мы проводим  «Праздник цветов»- «Fest der Blumen». Каждый из учащихся выбирает себе понравившийся цветок, рисует его, готовит о нем рассказ/стихотворение/ и загадку. Выпускается газета «Weisst du das?» с рубриками «Blumenbarometer» и «Blumenuhr». Двое учеников готовят   рассказ «Blumennamen», двое других – «Scherzfragen». В конце праздника звучит песня

«Der Fruhling» в исполнении учащихся. Затем я подвожу итог:

 Die Natur – das sind nicht nur Tiere. Das sind auch Pflanzen. Ihr

 hat heute sehr gut uber die Lieblingsblumen erzahlt. Sie interessieren

sich fur Blumen, und das ist sehr schon!  Die Blumen verschonern unser Leben. Wir mussen die Blumen auch beschutzen. Viele Blumen sind im Roten Buch vermerkt.  In unserem Gebiet gibt es auch solche Blumen:

DIE SCHNEEGLOCKE  DAS MAIGLOCKCHEN   DIE GLOCKENBLUME. –

Дети поднимают эти цветы: подснежник, ландыш, клокольчик, нарисованные на плакатных листах, занесенные в Красную книгу.

При подготовке к празднику мы используем сборники стихов,песен, рассказов, книги для чтения и журналы на немецком языке.

       Воспитание у  школьников любви к природе и чувства ответственности за ее состояние, умение беречь и защищать ее я продолжаю с учащимися в 7 классе при изучении тем: «Auf dem

Lande gibt es auch viel Interessante» и  «Sorgen wir gemeinsam fur

unseren Planeten Erde». При изучении первой темы я даю к рассказам о домашних животных, птицах вопросы, касающиеся заботы о них и кормлении. Это использую и при обучении диалогической речи.  Применяю также региональный материал об

охране окружающей среды. Страноведческий материал беру из

статей журналов «Juma» и «Tipp»: «Wir uber uns», «Eine Aktion,

die Hoffnung macht», «Schuler helfen die Natur» и другие.

       Немецкая песня   часто  звучит  у нас   на  уроках, трудно переоценить  ее эмоциональное  воздействие  на  детей.

Песни на экологические темы мы поем с детьми как на уроках, так и во внеурочное время. Учащиеся 7-х классов  к  неделе иностранного языка готовят плакат-рисунок и рассказ по защите окружающей среды, а также песню . Например, 7-а – песню «Lass

uns eine Welt eintraumen», 7-б – песню «Die Erdе ist ein blauer Ball».

       Мы совершаем с учениками экскурсии в лес, на Гремучий ручей, на речку после изучения лексики по теме, чтобы в процессе экскурсии можно было  беседовать на немецком языке, рассказывать об увиденном. Перед экскурсией мы изучаем памятку

                     «OKOTIPS FUR UMWEITFREUNDLICHES VERHALTEN»

1.        Alle mussen die Umwelt schutzen!

2.        Man darf nicht im freien laut rufen, die selten Pflanzen,

Insekten und  Tiere vernichten!

3.        Man darf nicht im Wald Abfalle/Papier, Zigarettenkippen,

Zerschlagene Flaschen, Konservenbucksen u.a./ hinterlassen!

4.        Man darf nicht Tiere messhandeln und Baume brechen!

5.        Man soll Altstoff sammeln!

6.        Man darf nicht das Wasser, die Luft und die Erde verschmutzen!

7.        Man muss mehr Baume und Strauchen/Busche/ pflanzen!

Еще с одной памяткой о правилах поведения в лесу знакомлю

учащихся  во время уроков, использую ее как речевую зарядку:

  LIEBE WALDBTSUCHER! DER WALD IST EIN ORT DER RUHE UND

  ERHOLUNG.

1.        RAUCHEN  SIE  NICHT!

2.        SPRECHEN  UND  SINGEN  SIE  LEISE!

3.        STOREN  SIE  DIE TIERE  NICHT!

4.        BLEIBEN  SIE  AUF  DEN  WEGEN !

5.        WERFEN  SIE  KEIN  PAPIER  WEG!

Затем  эту памятку ученики заучивают дома, а перед экскурсией  они  ее рассказывают.

В  журнале «Juma»   ученики познакомились со статьей «Greenpeace –grunen Frieden» об истории и деятельности международной экологической организации «Гринпис». И при обсуждении прочитанной статьи учащиеся рассказывают, как наши дети проводят акции по защите окружающей среды, сообщают об источниках загрязнения, пишут письма-обращения.

      После весенних экскурсий, знакомством с состоянием леса, ручьев, полян мы организуем с учениками акции:  «Sauberes Wasser/Bach», « Waldschutz», «Sauberer  Hof», «Pflanze ein Baum!».

     Важно не только дать учащимся знания об охране окружающей среды,

 но и вовлечь их в практическую деятельность.  И это нам удается благодаря совместной работе учителей и воспитателей по

природоохранительной деятельности: создание зеленых патрулей,

проведение месячника экологии и различных акций. В последующих классах  продолжается работа по экологическому образованию. Здесь цели работы такие: сформировать умения и навыки взаимодействия с природой; привить предохранительные навыки;   вызвать  желание   охранять   и   защищать    природу; сформировать    навыки      осуществления       биотехнических мероприятий (подкормка птиц);  сформировать  представление о чистоте окружающей среды как важной составляющей здоровья человека и всего живого; заложить навыки поддержания чистоты в различных  местах:  дома, в школе,  в лесу,  на улице,  на пруду,  на  речке; развивать   познавательную    активность   детей   в    процессе формирования   представления   об   охране   водных   ресурсов; развивать  у   детей  бережное отношение  к  исчезающим   видам растений,  научить защищать от  экологических  катастроф  себя  и

окружающих, вовлечь учащихся в активную деятельность по защите и сохранению окружающей среды.  Активное участие наших школьников  в природоохранительных акциях : «Чистая улица», «Живи, родник», «Вишневый сад», «Защита леса» показывает результативность работы педагогов по  экологическому  воспитанию.

                               Использованная литература:

1. Грехова Л.И.  В союзе с природой. Москва-Ставрополь, 2002г.

2. Алексей Рембес. Времена года. М. «Просвещение», 1986г.

3. Методическая мозаика. №2, 2007г.

4. Вайсберд А.Э. Экологическое воспитание и обучение на уроках немецкого языка и во внеурочное время. ИЯШ № 2, 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме:"Формирование основ экологической культуры в младшем школьном возрасте на базе подросткового клуба по месту жительства «Огонёк».

Формирование экологической культуры детей  - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Работая в подростковом клубе по месту жительства «Огонёк»,  объединение «Творчеств...

Духовно-нравственное и эстетическое обогащение внутришкольной среды жизнедеятельности учащихся средствами иностранного языка.

"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". ...

Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка

В данной статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры поведения посредством уроков иностранного языка....

Доклад на тему «Формирование исследовательских умений в процессе преподавания иностранного языка в техникуме».

Содержание обучения определено образовательным стандартом, оно хорошо сочетается с профильно-ориентированным обучением, в котором используются инновационные педагогические технологии. Они позволяют ст...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Основные требования, предъявляемые к выпускнику XXI века, - это умение самостоятельно мыслить, вести диалог над важными проблемами в обществе, культуре, науке. Сегодня кокурентноспособность на рынке т...

Экологическое воспитан школьников средствами иностранного языка.

В статье рассказывается об опыте педагога практикующего экологическое воспитание школьников средствами английского языка...