Духовно-нравственное и эстетическое обогащение внутришкольной среды жизнедеятельности учащихся средствами иностранного языка.
статья по английскому языку по теме

Милованова Дарья Дмитриевна

"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". Свадковский И.Ф.

Духовно-нравственное и эстетическое обогащение внутришкольной среды жизнедеятельности учащихся средствами иностранного языка.

Духовность и нравственность являются важнейшими, основными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания, Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, стремящуюся к самовоспитанию, самообразованию и саморазвитию.

Актуальная проблема, решению которой мы посвящаем данную статью: Каким должен быть стратегический план действий каждого учителя по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию школьников?

Цель статьи: определить и раскрыть одну из основных стратегий деятельности по формированию у школьников нравственности и духовности.

Гипотеза: Если мы правильно сформулируем и реализуем стратегию эстетического обогащения школьников, то мы сможем раскрыть способности каждого ученика, воспитать духовно богатую и нравственно чистую личность, гражданина и патриота России, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". Свадковский И.Ф.

Духовно-нравственное и эстетическое обогащение внутришкольной среды жизнедеятельности учащихся средствами иностранного языка.

Духовность и нравственность являются важнейшими, основными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания, Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, стремящуюся к самовоспитанию, самообразованию и саморазвитию.

Актуальная проблема, решению которой мы посвящаем данную статью: Каким должен быть стратегический план действий каждого учителя по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию школьников?

Цель статьи: определить и раскрыть одну из основных стратегий деятельности по формированию у школьников нравственности и духовности.

Гипотеза: Если мы правильно сформулируем и реализуем стратегию эстетического обогащения школьников, то мы сможем раскрыть способности каждого ученика, воспитать духовно богатую и нравственно чистую личность, гражданина и патриота России, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире.

На сегодня современный школьник заинтересован в общении, творческой деятельности, признании достоинств личности, чувстве эмоционального комфорта. Задача нравственного воспитания школьника заключается в стимулировании эмоционального переживания, связанного с внутренним принятием нравственно ценной идеи.

Для реализации данной задачи нравственного воспитания каждый год в гимназии проводится Фестиваль английской песни.

Воспитание - двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых.

При проведении и подготовке к фестивалю замечено, что ученик становится не только объектом воспитания. Учащиеся сами выбирают иностранные песни к фестивалю, обговаривают с преподавателем тему всего фестиваля.  

Таким образом, ученик  просто не замечает педагогического воздействия; ему кажется, что он сам так хотел, он сам к этому стремился, потому что для него это и важно, и интересно. В такой ситуации школьник - уже субъект собственного развития.

Нравственное воспитание посредством проведения Фестиваля английской песни, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для школьников значимым и привлекательным, а потому и эффективным при выполнении следующих условий:

  1. учет возрастных и индивидуальных потребностей, создающий "эффект актуальности";
  2. обеспечение эмоциональной насыщенности общей деятельности, организация совместных коллективных усилий и переживаний, объединяющих её участников;
  3. создание атмосферы эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;
  4. утверждение радостного позитивного стиля жизни школьного коллектива и каждой личности;
  5. забота о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания;
  6. учет положительного воздействия общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.

Основная цель Фестиваля английской песни – это нетолько смотивировать учащихся на дальнейшее изучение английского языка, но и через музыкальные композиции иностранных исполнителей познакомить учащихся с культурой стран изучаемого языка, воспитать уважение к изучаемому языку и культуре его народа, сформировать эстетическое восприятие школьной действительности.

Фестиваль английской песни проводится уже не один год. По итогам фестиваля мы провели анкетирование среди учащихся 5-9 классов Гимназии №202 «Менталитет» (Приложение 1).  Всего в анкетировании участвовало 75 человек. Результаты получились следующие:

На 1 вопрос «Как Вы чувствуете себя после проведения Фестиваля английской песни?» 60 учащихся ответило, что у них приподнятое настроение и что они готовы горы свернуть. 15 учащихся ответило на этот же вопрос, что результаты их работы вызывают в них чувство неудовлетворенности.

На 2 вопрос «Добились ли Вы тех результатов, которые ставили перед собой?»  60 учащихся ответило «да», а оставшиеся 15 ответили «нет».

На 3 вопрос «Удалось ли Вам достигнуть сотрудничества и взаимопонимания со     своими одноклассниками при подготовке к фестивалю?» 55 учащихся дало ответ «да», 15 учащихся – ответ «нет» и только 5 учащихся ответ «в».

На 4 вопрос «Хотели бы Вы, чтобы Фестиваль английской песни проводился каждый год?» все учащиеся гимназии ответили положительно.

На последний вопрос «Какой опыт Вы приобрели во время подготовки к фестивалю?» 30 учащихся отметило, что им удалось расширить свои знания по английскому языку, эти же 30 учащихся научились сотрудничать и работать в группе, 25 учащихся отметили, что им удалось посредством Фестиваля найти новых друзей, 15 учащихся отметили, что у них появилось желание к дальнейшему изучению английского языка, 5 учащихся открыли в себе новые творческие способности (Приложение 2).  

И это позволяет говорить о положительных результатах системной и целенаправленной работы педагогического коллектива школы и отдельно учителей английского языка по данному направлению.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Формирование экологической культуры учащихся средствами иностранного языка"

В докладе отражается опыт работы  по экологическому воспитанию учащихся среднего звена( 5-7 классов). Представлены  различные виды  работы на уроке и во внеклассной деятельности с ...

МБОУ СОШ №5 г. Дубны, М. О. Представление педагогического опыта по теме "Формирование УУД в художественном образовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и нравственно-эстетической направленности"

Содержание:формирование личностных УУД;формирование познавательных УУД;исследовательские проектные действияРезультат образования имеет три составляющих:предметные результаты;метапредметные результаты ...

Музыкальное краеведение, как средство духовно-нравственной и музыкально-эстетической культуры учащихся

Статья посвящена важности внедрения в школьную программу музыкального краеведения, которое формирует в современных учащихся ряд личностных качеств, являющихся основой для воспитания духовно-нравственн...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Основные требования, предъявляемые к выпускнику XXI века, - это умение самостоятельно мыслить, вести диалог над важными проблемами в обществе, культуре, науке. Сегодня кокурентноспособность на рынке т...

Доклад «Формирование духовно-нравственных качеств учащихся посредством иностранного языка»

Доклад представлен на IV Муниципальных Рождественских образовательных педагогических чтениях в 2019году....

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...