Выступление на педсовете "Обеспечение преемственности при введении ФГОС начальной и средней школы"
презентация к уроку на тему


Предварительный просмотр:

Обеспечение преемственности при введении ФГОС начальной и средней школы.

2 слайд

При переходе в среднюю школу возникают сложности в приспособлении к новому темпу школьной жизни. Следуя новым образовательным стандартам мы видели главной задачей начальных классов – это научить ребенка учиться.

3 слайд

 Создавали такую среду, чтобы у учеников развивались способности  самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения.        

4 слайд

 По окончании 4 класса провели большой праздник «Прощай начальная школа!». Цель которого была торжественно отметить окончание начальной школы с привлечением родителей и переход в среднее звено.

5 слайд

На самоподготовке уже в 4 классе опираясь на стандарты ФГОС  я уделяла большое внимание самостоятельности и индивидуальному стилю учебной работы.

Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений также является зримым внешним показателем их взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает такой переход как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся или не устраивающие школьника отношения с педагогом. Но есть и дети которым сложно адаптироваться.  (Макарцев Паша, Дибиров Даня)

6 слайд

В 5 классе в течении первых недель большое внимание уделяла коммуникативным УУД с целью обеспечить участие в коллективном обсуждении мер, способствующим организации работы в классе: определили совместно  рабочие места, полки, составили список правил для дежурных, провели экскурсию по школе, ознакомились с расположением кабинетов и других помещений.

        В течение первого месяца учебы наблюдала за готовностью ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей. На самоподготовке создавала такие ситуации, чтоб ученики самостоятельно обращали внимание на соблюдение правил оформления тетрадей (поля, дата, надписи «Домашняя работа, «Классная работа»). Что закрепляло у детей навыки подготовки к урокам.

 7 слайд

Для успешной адаптации особое внимание уделяла регулятивным УУД, которые  обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. А на воспитательных занятиях создавала комфортную среду для самореализации детей. А также давала задания на дом для совместной работы с родителями  (использовать тот или иной прием при выполнении такого-то задания, последить за собой, чтобы потом рассказать или написать, как ты приступаешь к подготовке домашнего задания и т.п.).

Детям также был предложена анкета незаконченных предложений с целью узнать мнение детей об учебе в школе.

8 слайд

По результатам ответов на вопрос «Что испытывают ученики 5 «А» класса к школе? Мы видим, что детям в школе комфортно.

В адаптационной период мы наблюдали, у детей  высокий уровень тревожности. Они были то робкими, то  напротив,  чрезмерно шумными, суетливыми, забывчивыми, плаксивыми.

9 слайд

Подобные  отклонения в той или иной форме характерны были примерно для 80% школьников. У большинства детей подобные отклонения исчезли через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается. К нам в 5 класс пришел новенький Митрухин Никита характеризуется педагогической запущенностью.

Особо вызывает тревогу Дибиров Д. низкий уровень произвольной регуляции поведения и учебной деятельности.

  10 слайд

Для определения уровня тревожности учащихся в условиях адаптационного периода  использовала тест Филлипса,  подробно изучила характеристики и рассчитала какой процент каждая характеристика составляет по классу. Из таблицы наглядно видно , что наиболее высокий процент : Страх ситуации проверки знаний. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.  Особо высокие проценты тревожности  у Русских Дениса – страх несоответствовать ожиданиям окружающих, у Макарцева П-низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, у Дибирова Д-общая тревожность в школе.
Для снижению тревожности детей решили формировать правильное отношение детей к ошибкам, умение использовать их для лучшего понимания материала.

11 слайд

Для успешного протекания процесса адаптации пятиклассников и формирования коммуникативных УУД провели праздники «Посвящение в пятиклассники», «День народного единства». Где я подталкивала детей самим самостоятельно решать проблемы: в выборе участников, составления сценария, оформления зала.

12слайд
Большое внимание уделяла при работе с родителями. Зачастую родители «взрослеют» со своими детьми и также проходят период адаптации. Индивидуально работая с родителями объясняла, что требуют новые образовательные стандарты и что переход из начального звена в среднее - важный этап в жизни ребенка.

Можно сказать, что, первичная адаптация прошла удовлетворительно. 80% хорошо адаптировались к обучению в среднем звене на начальном этапе, на что указывают результаты проведенных исследований.
Обратить особое внимание  на Митрухина Н.,Дибирова Д.,Макарцева П  и  продолжать работу с ними по психологической адаптации к условиям средней школы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обеспечение преемственности при введении ФГОС начальной и средней школы

Слайд 2

Цель: создание условий для успешной адаптации пятиклассников, обеспечение постепенного и успешного перехода учащихся из начальной в основную школу в условиях введения ФГОС ООО

Слайд 3

Наша задача обеспечить преемственность — это не только подготовить к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранить и развивать необходимое и целесообразное старое, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.

Слайд 5

Одна учительница – 12-15 учителей Меняется состав коллектива сверстников Разная оценка, разное отношение У каждого учителя свои требования Учатся в разных кабинетах Заново строить отношения со сверстниками В начальной школе ребенок имел определенный статус (трешник, хорошист и др.). В 5 классе разная оценка успеваемости Какие трудности возникают при переходе в среднюю школу?

Слайд 6

Что вызывает стресс у пятиклассников? Резкие изменения условий обучения; Нарушение привычной стабильности; Боязнь нового и пока неизвестного; Разнообразные и усложненные требования.

Слайд 7

АНКЕТА незаконченных предложений В нашей школе мне больше всего нравится: учиться, уроки, учительница, наш класс, столовая, спортзал что еще, допиши _______ Я больше всего люблю уроки____________________________________ Часто ли тебе нужна дополнительная помощь в подготовке домашних заданий?______________________________________________________ Напиши, кто тебе помогает______________________________________ Моя учительница часто говорит, что я_____________________________ Мои родители говорят о школе часто редко никогда Мои родители о моей учебе в школе говорят, что я__________________ Когда я думаю о 5-м классе, то____________________________________

Слайд 8

Что испытывают ученики 5 а класса к школе? Желание приходить сюда 10 Радость 10 Спокойствие, уверенность в себе, благодарность 7 Симпатию к учителю 11 Сомнения, беспокойство, тревогу за будущее 11 Не удовлетворенность собой, усталость 6 Страх, скуку, раздражение 2

Слайд 9

Тест Филлипса Цель методики состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”. >75% - Высокая тревожность 50% < и <75% - Повышенная тревожность

Слайд 10

Характеристики Процент по классу Общая тревожность в школе 48 % Переживание социального стресса 31 % Фрустрация потребности в достижении успеха 41 % Страх самовыражения 56 % Страх не соответствовать ожиданием окружающих 60 % Страх ситуации проверки знаний 63 % Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 47 % Проблемы и страхи в отношениях с учителями 61 %

Слайд 13

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ Воодушевляйте ребенка на рассказ о своих школьных делах Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией

Слайд 14

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Преемственность математического образования начальной и средней школы"

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения....

О преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней школой

Проблема снижения успеваемости в обучении учащихся при переходе из начальной в среднюю школу была и остаётся одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании....

Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой

По определению, которое можно найти в Большой Советской Энциклопедии, преемственность представляет "связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые ег...

Преемственность начальной и средней школы

Сложность адаптации пятиклассников к началу обучения в средней школе....

Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС

Проблемы преемственности  математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС...

Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС

Проблемы преемственности  математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС...