Обеспечение преемственности при введении ФГОС НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛОЙ
учебно-методический материал на тему

Феоктистова Людмила Николаевна

Педсовет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pedsovet_no2_14_g._preemstvennost_fgos.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Обеспечение преемственности при введении

ФГОС НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛОЙ»

ПЕДСОВЕТ №4

     Вопрос преемственности в условиях новых ФГОС НОО и ООО является принципиальным, поскольку стандарты разработаны и утверждены по ступеням общего образования.

    Сохранение единства методологических и концептуальных оснований ФГОС для всех ступеней общего образования, обеспечено статьями Закона Российской Федерации. Правилами разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации, федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений; федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

     Решение вопросов преемственности представляется возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного процесса: заместителей директоров школ, психолога, учителей 4 классов, учителей-предметников, принимающих детей в 5 класс.

Поддержка ребёнка в  трудный адаптационный период способствует решению задач личностного роста и развивающего характера, а также профилактике и коррекции школьной дезадаптации.

Итак, задача учителей начальной школы и учителей среднего звена максимально снизить дискомфорт учащихся на переходном этапе.

На переходном этапе освоения ООП НОО и с переходом на ООП ООО нужно обратиться к задачам НОВОГО ФГОС, как для учителей начальной школы, так и старшей. Обратить внимание на преемственность между этими двумя стандартами и понять, что их осуществление возможно только при полном взаимопроникновении и продолжение начального образования и общего (среднего звена).

 ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ПРИМЕРУ Диагностики сформированности саморегуляции
       3 минуты  на задание: написать на тетрадном листе в одну линейку последовательность единиц и тире (1-1-1-1- и т.д.), делать в каждой строке перенос, писать не на каждой строчке, а через одну.
       
Оценка результатов: высокий уровень - понимание всех правил и удерживание их в полном объёме в процессе самостоятельной деятельности; средний уровень - изначальное понимание всех правил, но по ходу работы теряется одно (чаще забывает делать перенос), ошибоку не замечает;

низкий уровень - понимание не всех правил, а в процессе работы они теряются; проверка не сделана.

ООО ООП

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей 
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ- умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат 
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ -умение добывать ,преобразовывать и представлять информацию 
ЛИЧНОСТНЫЕ- умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности 
КОММУНИКАТИВНЫЕ- умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща. 

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 
ПРЕДМЕТНЫЕ - результаты знания умения, навыки опыт творческой деятельности 
МЕТОПРЕДМЕТНЫЕ - результаты способы действий, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях 
ЛИЧНСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ -  система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерантность. 
ФГОС (2009-10): НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 
Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважает ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважает других людей, готов сотрудничать. Способен принимать самостоятельные решения. 
Основная школа -любящий свой край, Родину, знающий свой язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, общества, многонационального российского народа.  Активно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества умеющий учиться, осознающий важность образования, способный применять знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом уважающий других людей; умеющий вести диалог, сотрудничать для достижения общих результатов осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека. 
Начальная школа -любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества любознательный, активно познающий мир владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед обществом доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. 
МИССИЯ ШКОЛЫ – ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ: 
высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального и поликультурного состава российского общества. 
ФГОС НОО И ООО  ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 

ФГОС НОО нацелен:
1. обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками;

 2. сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

ФГОС ОООнацелен:
1. обеспечивать личностное самоопределение учащихся: - формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции,

 2. профессиональный выбор,

 3. выявление творческих способностей учащихся,

4. развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности. 
ЧТО МЕНЯЕТСЯ С ВВЕДЕНИЕМ ФГОС НОО И ООО? 
Содержание обучения учащихся НОО - формирование ИКТ- компетентности учащихся реализуется средствами различных учебных предметов ООО - владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет
 
ЧТО МЕНЯЕТСЯ С ВВЕДЕНИЕМ ФГОС НОО И ООО? 
Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы. НОО и ООО: метапредметные - овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться (УУД);

личностные - свойства и качества выпускника на каждой ступени общего образования, готовность и способность обучающихся к саморазвитию; предметные - освоение обучающимися учебного предмета, преобразование и применение учебных знаний. 
ЧТО МЕНЯЕТСЯ С ВВЕДЕНИЕМ ФГОС НОО И ООО? 
Деятельность учителя.

 Современный учитель – Учитель профессионал -- демонстрирует универсальные и предметные способы действий - инициирует пробные действия детей - консультирует, корректирует действия - ищет способы включить в работу каждого. 

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФГОС МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛОЙ

   Требования к уровню сформированности качественных характеристик развития личности ребёнка сформулированы в ФГОС  начального образования как «Требования к результатам освоения образовательной программы начального общего образования». Имеются в виду требования к следующим результатам начального образования:

•         личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, наличие мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

•         метапредметные, включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться,

•         предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

         Методологической основой требований стандарта является системно-деятельностный подход, который сформировался в отечественной педагогике. Ключевое положение данного подхода заключается в том, что психологические способности человека являются результатом преобразования внешней предметной деятельности  во внутреннюю психическую деятельность.  Соответственно личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, прежде всего учебной, то есть организации системы учебных действий.

          В структуре Планируемых результатов отражены учебные действия, которыми учащиеся овладеют на уровне:

- актуального развития, то есть на уровне хорошо освоенных действий, выполняемых практически автоматически (в блоке «Выпускник научится»),

и на уровне:

- зоны ближайшего развития, то есть на уровне перспективных действий, находящихся на стадии формирования (в блоке «Выпускник получит возможность научиться»).

   Кроме того, в зависимости от возможностей, интересов и  потребностей учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки требований базового уровня  («Выпускник научится»).  В связи с этим Планируемые результаты предусматривают повышенный (по сравнению с базовым) уровень освоения образовательной программы  («Выпускник получит возможность научиться»).

      Закончился учебный год. Учащиеся 4 класса начальной школы  с радостью и гордостью идут на каникулы. Они стали взрослыми перешли в старшую школу. Подумать только уже большие. Что ждет их в новом учебном году?  Каждый думает только о хорошем. И вот новый учебный год. Дети рады, полны решимости  свернуть горы, их не пугают трудности, они готовы их преодолевать. А год за годом происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Проблема преемственности  между начальной школой и средним звеном долгое время тревожит и учителей, и родителей.

      Очень образно этот процесс описал А. Эйнштейн: «… это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окружением. Но точка, от которой мы отправлялись, еще существует и может быть видна, хотя она, кажется меньше и составляет крохотную часть открывшегося нашему взгляду обширного ландшафта».

   В школьные  годы  ребенок переживает  несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени  обучения  в  другую  возрастают  требования  к  интеллектуальному  и личностному развитию, к степени сформированности у учеников определенных учебных  знаний,  учебных  действий.

Любые переходные периоды  выдвигают  специфические проблемы, которые  требуют особого внимания. Решение  вопроса преемственности представляется  возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного  процесса: руководителей школ, учителей среднего и начального звена.

     Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

Четвертый  год  обучения  в  младших  классах  завершает  первый  этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в  среднюю школу  заставляет взрослых  обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

   К  четвертому  классу  у  большинства  детей  уже  складывается  индивиду-альный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни  приступают  к  урокам  сразу  после  прихода  из школы,  другим  требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают  выполнять  домашние  задания  с  трудных  учебных  предметов,  другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение и т.д.

  К  четвертому  классу  у  большинства школьников  намечается  дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. 

Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально типологическими  особенностями  детей,  их  работоспособностью, спецификой  познавательного  развития,  преобладающим  типом  восприятия  и переработки  информации,  неодинаковым  интересом  к  различным  учебным предметам и т.д.

    Индивидуальный  стиль  учебной  работы проявляется не  только  в  общем подходе  к  выполнению  учебных  заданий, но и  в использовании школьниками различных  учебных  умений  и  навыков.  Владение  продуктивными  прие-мами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.

      Учиться  всему  этому необходимо  в начальной школе,  пока  объем  учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно  необходимыми,  поскольку  заметно  возрастает  количество новой  информации,  более  сложным  станет  и  ее  содержание.

     Не  следует  также  забывать,  что жизнь  детей не  ограничивается  стенами школы. За  ее пределами ребенок может быть погружен  в  такие  занятия, которые  позволят  ему  проявить  свою  умелость,  добиться  успеха,  обрести  уверенность в себе.

    Итак,  рассмотрим  основные  трудности,  которые  испытывают  дети  при 

переходе из 4-го в 5-й класс.

     В  средней  школе  коренным  образом  меняются  условия  обучения:  дети переходят  от  одного  основного  учителя  к  системе  классный  руководи-тель  – учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является  адаптация  к  новым  учителям,  что  сопровождается  часто  кон-фликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

    В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное  –  учителей  будет  столько  же,  и  у  каждого  свои  требования.  Причем  все уроки будут вестись в разных кабинетах. Представьте, что у вас – 10 начальников, и каждый из них руководит по-своему, предъявляет свои требования к вам. Представили? Примерно те же чувства испытывают ваши ученики. Чтобы этого избежать, необходимо учителям-предметникам договориться и выдвинуть в начале  учебного  года  единые  требования  к  пятиклассникам.  Особое 

внимание учителей следует обратить на выставление отметок. Оценивая работу, необходимо  детям  разъяснять  критерии  оценивания,  дать  возможность  ученику  оценить свой ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить ребенку, над чем ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях.

   Таким  образом,  следует  продолжать  начатую  в  начальной  школе  работу 

по формированию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. Для более успешной адаптации в 5-м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей  с  требованиями,  которые  он  предъявляет  к  ним  по  своему 

 предмету.

     Пятиклассники — существа совершенно особенные. Во многом — по духу  своему,  интересам,  манере  поведения- они  близки  ученикам  начальной школы, а  с другой стороны по своему объективному статусу стремятся присоединиться к старшеклассникам.

    Первые полгода обучения в средней школе — время особенное. Дети решают совершенно определенные задачи: принять и понять систему новых требований, наладить отношения  с педагогами, привыкшими работать  с подростками, найти свое место в школе, ставшей неожиданно большой. Очень важная задача — выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно планировать время, отводимое на домашние задания, правильно его распределять. Новые учителя предлагают формы работы, доселе не освоенные, и  на  осмысление  тоже  нужно  время.  Классным  руководителям  первые полгода большую часть времени следует уделить именно этим проблемам,  а  к  целенаправленному  формированию  детского  коллектива 

переходить позже, когда решены основные учебные проблемы.

Сложности организационного и учебного характера.

  1. Определенное количество учителей порождает вариативность поведения школьников.

     Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей. Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.

    Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений!». Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

Важно поддерживать не только стиль преподавания учителя начальной школы,  но по возможности и темп его работы, голоса, вариативность форм и видов заданий.

2.        Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

    Экономя время урока, педагога порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть  тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.

    Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена часто является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах  педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

4.        Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.

    Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, поделок, совместные поездки, экскурсии.

    Необходимо,  понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремится сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия.

5.        Отсутствие коллективных средств обучения.

    Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.

6.        Наличие большей свободы и самостоятельности.

     При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детям часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.

7.Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.

     Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны учителя и родителей. Родители к пятому классу устают от проверки тетрадей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме. Или воспитатель считает, выполнять домашнее задание дети должны полностью самостоятельно. Дифференцированные задания в среднем и старшем звене -большая редкость. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях.

8. Личностный контакт с учителями.

    Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

Сфера  взаимоотношений учитель-ученик  неоднозначно переживается каждым учеником и учителем предметником. Дети начальной школы привыкли, что результаты их учения оценивает их  любимый и единственный учитель. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки.  А теперь учителей, которые оценивают  знания учащегося, стало много и все разные, они не похожи на того родного и любимого, первого учителя. При этом опытные учителя средней школы знают, что по классу легко  угадывается, какой учитель начальной школы их обучал.  

          Одна из актуальных задач переходного периода – объективный контроль знаний,  умений  и  навыков  учащихся  на  соответствие  требованиям  государственных образовательных  стандартов. Актуальным также остается процесс оценивания знаний учащихся. Оценка качества  знаний помогает  учителю  выявить  пробелы  и  недостатки  в  организации  педагогического  процесса, ошибки в своей деятельности.

Программа преемственности между средним и начальным звеном

5-ый класс – это переход из начального звена в средний, и из-за смены структуры, содержания обучения у этих детей происходят изменения психологического и деятельностного характера:

  • Возрастает состояние стресса
  • Увеличивается количество изучаемых предметов, меняются задания к упражнениям, в некоторых случаях происходит переход на обучение по новым программам
  • Кабинетная система и много учителей-предметников
  • Сложность адаптации к учителям
  • Анонимность впервые месяцы способствует негативным проявлениям личности
  • Переутомление
  • Многообразие и отличие от начальной школы приемов работы на уроке
  • Отсутствие единства требований приводит к безответственному отношению ученика к учению.

Школа 1908-2008- Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) «Картина мира» Подготовка к выбору профессии. 
Школа 2020-Умение работать с большими объектами информации Коммуникативные компетенции Коммуникабельность Креативность Способность переобучаться 
Будущее: глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий, интернет, социальная самоорганизация. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Преемственность математического образования начальной и средней школы"

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения....

О преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней школой

Проблема снижения успеваемости в обучении учащихся при переходе из начальной в среднюю школу была и остаётся одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании....

Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой

По определению, которое можно найти в Большой Советской Энциклопедии, преемственность представляет "связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые ег...

Преемственность начальной и средней школы

Сложность адаптации пятиклассников к началу обучения в средней школе....

Организационно-педагогические условия преемственности обучения иностранному языку в начальной и средней школе

Доклад-выступление на педагогическом совете школы "Организационно-педагогические условия преемственности обучения иностранному языку в начальной и средней школе"....

Преемственность математического образования начальной и средней школы

о проблемах преемственности математического образования...