КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ТЕМЕ: «КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ АГРЕССИИ И РАЗРЕШИТЬ КОНФЛИКТ?»
классный час на тему

Халилева Эльвира Халиуллаевна

Актуальность:

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей. Хотя явления детской агрессивности и не имеют массового характера, но мириться с ними наше общество не может.

Современный мир очень активен, быстро меняются жизненные ценности, нравственные нормы. Все чаще встречаются школьники с повышенной тревожностью, раздражительностью, агрессивностью. В этой связи актуальным становится вопрос предупреждения агрессивного поведения, разрешения конфликтной ситуации, воспитания личности, способной уважительно относится к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koflikt_na_sayt.docx42.7 КБ

Предварительный просмотр:

КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ТЕМЕ:

«КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ АГРЕССИИ И РАЗРЕШИТЬ КОНФЛИКТ?»

Желание командовать в посторонней для себя области есть тирания.

Актуальность:

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей. Хотя явления детской агрессивности и не имеют массового характера, но мириться с ними наше общество не может.

Современный мир очень активен, быстро меняются жизненные ценности, нравственные нормы. Все чаще встречаются школьники с повышенной тревожностью, раздражительностью, агрессивностью. В этой связи актуальным становится вопрос предупреждения агрессивного поведения, разрешения конфликтной ситуации, воспитания личности, способной уважительно относится к окружающим. 

Цель:

 предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения подростков

Задачи:

  • воспитание чувства уважения друг к другу;
  • улучшение взаимоотношений в классе;
  • познакомить воспитанников с видами конфликтов и причинами их возникновения;
  • формирование умения решать конфликтные ситуации;
  • профилактика агрессивного поведения воспитанников.

Коррекционные задачи:

  • учить выделять главное, существенное.
  • развивать словесно-логическую память.
  • формировать коммуникативную функцию речи (как средство общения).

Ожидаемые результаты:

  • снижение агрессивности через развитие у подростков конструктивных способов разрешения различных жизненных ситуаций;
  • развитие сотрудничества, взаимопомощи и групповой сплоченности, востребованности себя как личности в социуме

Ход мероприятия:

  1. Вступление.

Наблюдая за поведением подростков в школе, в общественных местах и в общении друг с другом можно заметить не только «задиристость» и «драчливость», но и озлобленность, враждебность, неоправданную жестокость и сквернословие.

Выяснить причины агрессивного поведения современных подростков, помочь им разобраться в своих проблемах и научить преодолевать ситуативные трудности позитивными способами поведения задача и учителей, и воспитателей, и всех значимых для подростка взрослых

Сегодня мы поговорим об агрессии и жестокости подростков, попробуем разобраться в этой серьезной проблеме, определим причины и последствия агрессивного поведения подростков друг к другу, а точнее о конфликтах. Я прошу всех высказывать свою точку зрения, вступать в дискуссию, доказывать свое мнение.

Что же такое агрессия?

Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.

  1. Просмотр видеоролика.

(Видео из интернета, в котором группа девушек избивает одноклассницу)

  1. Обсуждение видеоролика.
  • Какие чувства в вас вызвал ролик?
  • Что вы чувствуете по отношению к обидчикам и к жертве?
  • Допускаете ли вы, что жертва сама виновата в создавшейся ситуации?
  • Что движет подростками?
  1. Беседа.

Подростковая жестокость, её формы, причины, последствия, ответственность.

Что же с нами происходит? Почему воспитатели и учителя боятся за здоровье и жизнь своих воспитанников? Почему жестокость становится нормой в наше время?

Подростковая жестокость проявляется не только в физическом насилии над сверстниками, но и в моральном.

Подростковая жестокость во всем мире приобретает ужасающие формы и масштабы: школьники расстреливают одноклассников; избивают сверстников. Практически в каждом коллективе есть отверженные дети, и отношение к ним бывает абсолютно разным: от игнорирования до унижений и издевательств, которые порой приводят ребят к суициду. Устраивая “травлю” такого ребенка, подростки не задумываются, к чему это может привести. И все, кто дружит с изгоем, автоматически теряют авторитет в классе. Улучшить отношение можно, давая списывать, но это до первого отказа, а потом ты снова становишься отверженным.

Жертвой станет тот, кто слабее.

Агрессия - это то, что многим отравляет жизнь. И даже когда с вами просто мало общаются в классе, это кажется ничем по сравнению с постоянными издевками и оскорблениями. Одни отделываются словесной атакой, на других направлена более тяжелая артиллерия: плевки, удары, пачканье одежды мелом, подножки.

  1. Работа в группах.

Каковы же причины агрессии и жестокости в школьном коллективе? (работа в группах)

- Семейные причины

Отсутствие сплоченности в семье, отсутствие близости между ребенком и родителями

- Личные причины

Трудности в учебе, недостатки воспитания, негативный характер взаимоотношений  между одноклассниками, недовольство собой, желание самоутвердиться, повышенная раздражительность.

- Ситуативные причины

Плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания, влияние среды.

а) А теперь предлагаю проголосовать.

Прошу выбрать ту причину, которую вы считаете наиболее важной.

Агрессия подростков – это:

  • способ обратить на себя внимание.
  • последствия неправильного воспитания.
  • виновата школа и общество.

б) Упражнение «Негативные образы».

 Каждый из вас часто видит последствия своей агрессии, но не всегда понимает, т.е. не может объяснить причины, ее вызвавшие. Наши истинные мотивы или намерения часто скрываются от нас. Когда вы найдете причину вашей агрессии, определите цель, которой она служит, вы, наконец, научитесь понимать ее природу. Сейчас мы попытаемся разобраться в этой проблеме.

Разбейтесь на пары и сядьте друг напротив друга.

Попытайтесь мысленно вернуться к галерее “негативных” образов. Вы можете обращаться к любому персонажу. Определите, что не нравится в этом человеке, и проговорите вслух вашему партнеру напротив, будто он и есть тот самый человек.

Итак, перед вами человек, который вас раздражает, на которого вы злы и обижены. Начинайте фразу со слов “В этом человеке мне не нравится …”  и заканчивайте, на свое усмотрение, словами “и потому я злюсь на него”, “и потому мне хочется обругать его”, “и потому мне хочется ударить его” и т. д. После того, как произнесете фразу, передайте слово партнеру, затем он вам, и так произносим фразы поочередно.

После завершения упражнения обсуждаются трудности в его выполнении: свои чувства, легко ли было найти то, что вызывает гнев и агрессию. Затем группа делится чувствами, возникшими в процессе упражнения.

 в) Упражнение «Неоконченные предложения».

Подросткам предлагается по кругу продолжить неоконченные предложения

- Я терпеть не могу, когда…

- Я агрессивный в школе, когда…

- Когда я злюсь…

- успокоиться мне помогает…

  1. Ситуации в России .

Подростковая жестокость захлестывает Россию. Вот некоторые факты, подтверждающие это:

Трагедией закончилась во вторник драка двух учащихся в школе на западе Москвы. Восьмиклассник Даниил скончался от черепно-мозговой травмы.

Как стало известно «МК», потасовка между 13-летними Даниилом и его ровесником Дмитрием, судя по всему, началась еще до окончания четвертого урока в 12.20. Мальчики оказались в коридоре школы на третьем этаже (по некоторым данным, их выгнали с урока за шалость), где и подрались. По одной версии, в ходе конфликта Даниил ударился головой о кафель, по другой — о батарею. Он сразу потерял сознание. Карету «скорой помощи» вызвала учительница информатики. Так или иначе, как заключили медики, Даниил скончался от черепно-мозговой травмы до приезда врачей. Его пытались реанимировать в течение часа, но результата это не принесло. Друг мальчика сказал, что все запомнили его как доброго, хорошего парня.

Компания парней 14-15 лет вдохновенно мутузит беспомощного мальчишку. Его бьют ногами по лицу, голове, спине. Паренек теряет сознание, но малолетние изверги не обращают на это внимание. Девичий голосок за кадром комментирует детали экзекуции. Слышны хохот и подбадривающие голоса «зрителей», собравшихся на спортплощадке, где происходило побоище. Восьмиклассник несколько дней провёл в реанимации. Вина подсудимых была доказана во многом благодаря жуткому «видеоролику».

Работа в школе связана с быстро меняющимися ситуациями, что, в свою очередь, может привести к возникновению конфликтов. Как только возникает конфликт, сразу «срабатывают» эмоции, люди испытывают напряжение, дискомфорт, что может нанести вред здоровью всех участников конфликта.

Конфликт-это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон

Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.

Конфликты в классе – это конфликты между учениками. Нередко они возникают из-за стремления учащихся к лидерству. Путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости и безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Ребенок подвержен соблазну стадности, что порождает немотивированную жестокость, травлю себе подобных.

Положительное влияние на разрешение конфликта оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса.

Ситуация в классе:

Ученик 9 класса спровоцировал конфликт. Попросил книгу  у одноклассника, ее не вернул, потому что нечаянно порвал. После того, как одноклассник потребовал возвращения книги, ученик призвал на помощь своего знакомого, тоже учащегося  нашей школы. Завязался конфликт, на территории школы произошла драка. А группа учащихся наблюдала за избиением ученика, подзадоривая «заступника» и насмехаясь. Самое страшное, что ни один из присутствующих не вступился за жертву, не попытался прекратить драку и унижения. Даже друг жертвы, оказавшийся в толпе, стоял, не делая попыток вступиться за друга. Ученика унижали и били в течение нескольких дней, за это время никто не попытался это прекратить или рассказать учителям или воспитателям, занимая позицию «моя хата с краю. История всё-таки всплыла на поверхность и не получила дальнейшего развития, благодаря одному неравнодушному дворнику, рассказавшему директору школы.

Спустя время вы все проанализировали эту ситуацию. Предлагаю высказать ваше отношение к ней.

Анализ ситуации:

Почему зрители подчинились «волчьим законам»? Не по той ли причине, что если не я, то меня? Что движет толпой в таких ситуациях? Какой негласный закон руководит ими? Почему большинство приняло позицию выжидания? Почему сохраняли молчание? Неужели перевелись в современном мире те, кто не боится противостоять толпе, заступиться за слабого? Неужели такие качества как сострадание, милосердие, доброта и порядочность сейчас не модны?

  1. Последствия конфликтов.

В чём вред конфликтов  между подростком и группой?

  • Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
  • Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
  • В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

К каким последствиям может привести такой конфликт?

Унижение, напряжение, озлобленность, разочарование, невозможность достичь цели, тревога, беспомощность, ответная агрессия, суициды, уголовная ответственность

  1. Из уголовного кодекса.

В соответствии с частью второй пункта «а» статьи 115 Уголовного кодекса РФ умышленное причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений наказывается обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

  1. Формула успешного решения школьных конфликтов
  1. Доброжелательность.
  2. Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.
  3. Тактичность.
  4. Разговор по существу.
  5. Поиск компромисса
  6. Способность признать свою ошибку
  7. Соблюдение чужого персонального пространства
  8. Правильный выбор роли
  9. Умение слушать и слышать друг друга
  10. Справедливость

10. Результаты социологического опроса в классе.

Проблема подростковой жестокости в Крыму так же актуальна, как и во всем мире. Давайте посмотрим отношение к этому вопросу учеников нашего класса.

Итак, мы видим, что у нас эта проблема остра, и необходимо находить пути решения выхода и предупреждать создание конфликтов.

11. Рекомендации для профилактики конфликтов.

Как преодолеть конфликты?

Как не стать жертвой конфликта?

Как не подвергнуть окружающих собственной агрессии и жестокости? Почему нельзя проявлять жестокость по отношению к другим?

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Толерантность – это готовность признавать, принимать поведение и взгляды других людей, которые отличаются от собственных.

  • Если вы агрессивный человек и не умеете собой управлять: научитесь контролировать себя и свои эмоции.
  • Организовать себе регулярные физические нагрузки. Обеспечьте своему организму достойный отдых.
  • Практиковать спокойное присутствие.
  • Формировать позитивное мировоззрение.

12. Рефлексия:

  • какие чувства вы испытали в работе с таким необычным материалом?
  • что было самым сложным в групповой работе?
  • какие новые качества личности вы открыли у себя на сегодняшнем занятии?

13. Заключение.

Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.

  • Разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание на проблеме и на том, как ее разрешить.
  • В прощении ваше освобождение от того негатива, который накопился в результате конфликта.
  • Дайте возможность партнеру высказаться, внимательно его выслушайте.
  • Признавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас критиковать.
  • Не спешите реагировать на чужое раздражение.
  • Идите на все возможные компромиссы.
  • Не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный ущерб личности
  • Не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а старайтесь их разрешить или избежать отрицательных последствий.
  • Помните, что безвыходных ситуаций не бывает.

Закон жизни:

Каждый человек в своей жизни обязательно должен задать себе такие вопросы:

  • «Для чего я пришел в этот мир?
  • Что я могу сделать для того, чтобы изменить его в лучшую сторону?
  • Хорошо ли, комфортно ли со мной тем, кто рядом?».

Главное, запомните – агрессия – это разрушающее чувство, которое делает хуже только вам.

Будьте добрее и ваша жизнь станет счастливее.

Спасибо вам всем за сотрудничество!

Удачи и успехов в преодолении агрессии!


Приложение 1.

Анкета «Уровень конфликтности личности»

1.Стремитесь ли вы подчинить своей воле других?

А-нет; Б-когда как; В-да.

  1. Есть ли в нашем коллективе люди, которые побаиваются, а возможно и ненавидят вас?

А-да; Б-ответить затрудняюсь; В-нет.

  1. Кто вы в большей степени?

А-пацифист; Б-принципиальный; В-предприимчивый.

  1. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

А-часто; Б-периодически; В-редко.

  1. Чтобы вы сделали. если бы возглавили новый коллектив?

А-предложил коллектив свою программу на год; Б-изучил бы,  кто есть кто; В- чаще советовался бы с людьми.

  1. В случае неудач, какое состояние для вас наиболее?

А-пессимизм; Б-плохое настроение; В-обида на себя.

  1. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

А-да; Б-возможно; В-нет.

  1. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

А-да; Б-возможно; В-нет.

  1. Из трех личностных качеств, с которыми вы боритесь?

А-раздражительность; Б-обидчивость; В-нетерпимость критики других.

  1.  Кто вы в большей степени?

А-независимый; Б-лидер; В-генератор идей.

  1. Каким человеком вас считают друзья?

А-непредсказуемым; Б-оптимистом; В-настойчивым.

  1. Что для вас наиболее характерно?

А-недооценивать свои способности; Б-оценивать их объективно; В- переоценивать свои способности.

  1. Что приводит вас к конфликту с людьми?

А-излишняя инициатива; Б-излишняя критичность; В-излишняя прямолинейность.

Каждая буква в разных  вопросах имеет разное количество баллов.

№ вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Кол-во баллов

А

1

3

1

3

3

2

3

3

2

3

2

3

2

1

Б

2

2

3

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

В

3

1

2

1

1

1

1

1

3

2

3

1

3

3

Уровень конфликтности:

1) С 14б. до 20- низкий;

2) С 20 до 26- ближе к среднему;

3) С 26 до 29- средний;

4) С 30 до 35- выше среднего;

5) С 36 до 38- высокий;

6) С 39 до 42- очень высокий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол по теме:«Земля - наш дом, но не одни мы в нём!»

Внеклассное экологическое мероприятие круглый стол по теме: "Земля- наш дом, но не одни мы в нем!" разработано для учащихся 5-6 классов. Цель мероприятия- экологическое воспитание школьников, привитие...

Круглый стол по теме "Молодёжный сленг: норма или антинорма?"

Классный час на тему "Молодёжная речь: норма или антинорма?" заставляет учащихся задуматься о судьбе русского языка. классный час  подталкивает их к выводу о том, что это не норма, и не анти...

Круглый стол на тема "Молодежь выбирает будущее"

Классный час для старшеклассников по теме "Молодёжь выбирает будущее" позволяет закрепить знания об основных принципах участия граждан в выборах, о значении участия граждан в выборах,воспит...

круглый стол на тему Лучше не договорить, чем переговорить (о богатстве русского языка)

открытое занятие , посвящённое богатству русской речи и "засорённости" русского языка...

Круглый стол на тему: "Речевые игры дома"

Рекомендации родителям по развитию речи детей дома....