Круглый стол на тему: "Речевые игры дома"
материал на тему

Тимченко Юлия Николаевна

Рекомендации родителям по развитию речи детей дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_igry_doma.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол на тему:

«Речевые игры дома»

Содержание:                                                              

Вступление                                                                                                                 3

  1. Настольно-печатные игры                                                                                   4
  2. Артикуляционная гимнастика                                                                             6
  3. Речевые игры по возрастам                                                                                  9
  4. Речевые игры с движениями                                                                                9

Список литературы                                                                                                   16

                                 


Вступление

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, общительным, радостным. Но, к сожалению, не каждый ребенок может свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Причин тому много: это могут быть и застенчивость ребенка, и проблемы, связанные с речью, и его физиологические особенности.

В этой ситуации родители должны вовремя заметить трудности малыша и приложить все усилия, чтобы помочь ребенку разобраться в причинах данной проблемы и устранить ее.

Дорогие родители, вам нужно усвоить простую истину: ребенок – маленький человек, а следовательно, его надо воспринимать как собеседника, причем еще с момента нахождения его в утробе матери.

Важно как можно больше разговаривать с ребенком, ведь именно в процессе общения с окружающими людьми формируется речь ребенка.

Обратите внимание: ребенок запоминает, что вы говорите и как вы говорите. Именно с помощью вашей речи пополняется его активный и пассивный запас, а в дальнейшем формируется связная речь ребенка. Вы для него эталон речи, а следовательно, от вас зависит его речевое развитие.

Помочь вам развивать и совершенствовать речь вашего ребенка могут речевые игры.

В речевых играх развиваются все стороны речи: это и лексическая сторона, и грамматическая, и звукопроизношение и связная речь.

Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.
Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.

Сегодня мы хотим познакомить вас с теми играми, которые вы можете использовать  дома и которые помогут вам развивать коммуникативные навыки вашего ребенка.

Настольное-печатные игры.

Настольные игры помогают обогатить словарь ребенка, научат его логически рассуждать, делать выводы, обосновывать свое мнение, т.е. развивают связную речь. Помимо этого такие игры расширяют представления об окружающем мире, развивают зрительную память, внимание, усидчивость, моторику рук.

Это такие игры как «Большие и маленькие», «Во саду ли, в огороде», «Уютный домик», «Времена года», « Мама, папа и я» и т.д.

В такие игры можно играть всей семьей.

Вариантов одной игры  много. Например, ирга «Большие и маленькие»:

Вариант 1:

Цель игры: собрать пазлы.

Играют 1-6 человек. Им раздаются круглые карточки, на которых изображены детеныши домашних животных. Остальные карточки лежат на середине стола лицевой стороной вверх. Дети по очереди берут нужную карточку с рисунком, объясняя свой выбор. Например: «Я беру слониху. Это мама слоненка» и т.д.и подставляют с к своей карточке. Желательно, чтобы каждый игрок собрал все пазлы, чтобы лучше запомнить всех из показанных в  игре домашних животных.

Вариант2:

Играют 5 человек и ведущий. Перед игрой игроки  договариваются, кто кого будет собирать. Один игрок собирает детенышей, другой – пап, третий – мам, четвертый пищу животных, пятый – способ организации в сообществе.

Вариант3:

Игроки выбирают понравившуюся семейку и сочиняют сказку. У кого получится самая интересная, тот и победил.

Игра «Во саду ли в огороде»

Вариант1:  Группы растений

Цель игры: Научить ребенка объединять различные виды   растений в группы и называть  эти группы обобщающими словами – цветы, фрукты, овощи, ягоды.

Ход игры. Разложите карточки перед ребенком изображением вверх. Отдельно положите пять карточек с сюжетными рисунками. Предложите ребенку найти яблоко. Пусть он расскажет, какого  оно цвета, где растет. К какой из четырех обобщающих карточек можно присоединить карточку с яблоком?  Проверить правильность своего выбора ребенок может по цвету фона. Попросите  ребенка собрать цепочки карточек: фрукты, цветы, ягоды, овощи, листья деревьев.

Спросите, что объединяет  растения в каждой цепочке? Как называются растения, которые растут на грядке в огороде? Какие цветы растут в саду, какие – на лугу? И т.п.

Вариант2: Собери по цвету

Цель игры. Научить различать растения по цвету.

Ход игры. Задача игрока – собрать вместе все растения одного цвета и выложить их в цепочку. Обобщающие карточки в этой игре не используются.

Задайте ребенку дополнительные вопросы: Как называется тот или иной цвет? Какое растение желтого цвета? Какого цвета баклажан?

Артикуляционная гимнастика

Одна из сторон речи – звукопроизношение – на него также следует обратить внимание.

Для профилактики правильного звукопроизношения дома родители с детьми могут выполнять артикуляционную гимнастику, которая также может стать интересной игрой.

Сейчас мы познакомим вас с одним из комплексов артикуляционной гимнастики:

Артикуляционная гимнастика Т.В. Буденной

  1. Ч А С И К И

Тик-так, тик-так,
Ходит маятник вот так!

Цель: вырабатывать умение чередовать движение языка к уголкам рта: вправо – влево.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем – влево. Чередовать движения под счет.

  1. К А Ч Е Л И

Вверх – вниз,
Выше вверх,
Вверх – вниз,
И ниже вниз,
Ты качаться не ленись,
Язычок не торопись!

Цель: выработать умение чередовать движения языка вверх – вниз.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу. Чередовать движения языка от верхней губы к нижней.

  1. К А Ч Е Л И    И   Ч А С И К И

Вправо – влево,
Вверх – вниз,
Язычок не торопись!

Цель: выработать умение находить нужную позу для языка. Правильно координировать свои движения.

Выполнение: губы вытянуть в улыбку, рот приоткрыть. Поочередно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней губе. Дальше отклонять поочередно язык, то к правому, то к левому углам рта.

  1. ПОЧ И С Т И М   З У Б К И

Чистить зубки часто надо,
Мама наша будет рада!

Цель: вырабатывать умение координировать движения языка. Сделать эти движения свободными.

Выполнение: рот закрыт. Передней частью языка поочередно облизывать то верхние, то нижние зубы.

  1. Б О Ч К А

Язычок наш словно бочка, 
Покатился в наши щечки.

Цель: укрепить мышцы кончика языка.

Выполнение: рот приоткрыть, поочередно упираться кончиком языка то в правую, то в левую щечку.

  1. Л О П А Т К А

Язычок широкий, гладкий –
Получается лопатка!

Цель: выработать умение делать язык широким и плоским.

Выполнение: приоткрыть рот, положить язык (сделать его широким, распластанным) на нижнюю губу. Удержать позу.

  1. И Г О Л К А

Язычок наш как иголка,
Не ленись, уколет колко!

Цель: укрепить мышцы языка. Учиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Выполнение: рот открыт. Язык высунуть далеко вперед. Напрячь его, сделать узким. Удержать позу.

  1. З М Е Й К А

Язычок, как змейки жало,
Сделал? Начинай сначала!

Цель: вырабатывать умение делать язык узким и управлять движениями языка.

Выполнение: рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь его, сделать узким. 
Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Производить движения языком в медленном темпе.

круговым движением по часовой стрелке и против часовой стрелки, проводить кончиком языка по поверхности верхней и нижней губ.

  1. Т Р У Б О Ч К А

Трубочка, гуди сильней!
Созовем мы всех друзей.

Цель: разрабатывать мышцы спинки языка и его передней части.

  1. К Р У Ж О К

Язычок, вертись, дружок!
Нарисуй скорей кружок!

Цель: укреплять мышцы кончика языка и развивать умение свободно владеть языком.

Выполнение: рот приоткрыть. Кончик языка поставить в угол рта. Медленным

Выполнение: высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 – 15 раз.

  1. Г О Р О Ч К А

Круче, горка, поднимись,
Мы помчимся с горки вниз!

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка.

Выполнение: улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упереть в нижние резцы и, не отрывая его от зубов, выгнуть спинку языка. Удержать позу.

  1. К А Т У Ш К А

Вот катушка покатилась,
Кошка сразу спохватилась,
Ты, катушка, не катись,
Ты на место становись!

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, выгибать спинку языка и активизировать язык.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, рот приоткрыть. Кончик языка упереть в нижние зубы, выгнуть спинку языка. Верхними зубами поглаживать спинку языка.

  1. П А Р У С

Выше парус поднимай,
В путь кораблик отправляй!

Цель: выработать умение подъема языка к верхнему небу и умения удерживания позы.

Выполнение: рот открыт. Язык поднять к твердому небу и удерживать позу.

Выполнение: улыбнуться, широкий язык загнуть кверху в виде чашечки. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

Речевые игры по возрастам.

Конечно же, для каждого возраста игры отличаются. Сегодня мы познакомим вас с простыми речевыми играми, в которые вы можете играть с ребенком дома, на прогулке и даже по дороге в детский сад.

Эти игры направлены на развитие связной речи, обогащение словарного запаса, мышление, речевой памяти и внимания.

См. приложение №1.

Речевые игры с движениями.

Что же такое «речевая игра»? Это и стихи, с которыми и в которые можно играть.
Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т.д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.

Где же взять такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.
А в чем же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.
Выступая в самых разных ролях, - бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги, - ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления.

Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом - играть.


Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».

Еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке - текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике - грубоватым голосом; о мышонке - тоненько, высоким голоском; о бычке - низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!

А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми.

«Аты-баты, шли солдаты»

(модель И. Бодраченко по народной потешке)

Аты-баты, Дети маршируют.

Шли солдаты. Прикладывают правую руку к голове - «отдают честь».

Аты-баты, Маршируют.

На базар. Указывают левой рукой в сторону базара - «вон там базар».

Аты-баты, Маршируют.

Что купили? Разводят руки в стороны - вопросительная интонация - «спросить

ручками».
Аты-баты, Маршируют.

Самовар. Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны - я самовар».

Аты-баты, Маршируют.

Сколько стоит? Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед - вопросительная интонация.

Аты-баты, Маршируют.

Сто рублей! Поднимают руки, пальцы растопыривают - «много денег».

Аты-баты, Маршируют.

Заходите, Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой - пригласительный жест, ласковая интонация.

Выпьем чаю Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой - «блюдце».
Поскорей! Соединяют большой и указательный пальцы правой руки - над «блюдцем» держат «чашечку».

Считалка «Мы сидели на печи»

(слова и модель И. Бодраченко)

Мы сидели на печи, Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бедра - «сидят на печке».

Ели булки, Выставляют правую руку в сторону - «держат на ладони булку».
Калачи. Выставляют левую руку в сторону - «держат на ладони калач».
Бабка Ежка прилетела, Расставляют слегка ноги, пружинят - «сидят на помеле», слегка сжимают правую руку в кулак перед собой - «держат помело»,
левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе -
«ветерок от полета».

Все бараночки поела, Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки - «бараночки», говорят с обидой в голосе - «забрали наши бараночки».
Нам остался лишь батон, Вытягивают руки перед собой - «держат длинный батон», говорят с сожалением в голосе.

Кто не съел, Кладут обе руки на живот.

Тот вышел вон! Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем указывают на «выход».

Речевая игра «Как у бабушки Наташи»

(слова народные)

Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.

Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой - делают «тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева.

Каша пшенная с дымком, Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев, «глиссандируя».
Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка»,
с левой - «дымок».

С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону,
внутреннюю сторону ладони вниз - «ломоть хлеба».

С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».

С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук - «кружка».

Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны - две «ложки».

Съели все до самой крошки! Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложки» ко рту.

Вот какая каша Снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим справа и слева.
У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят
по-старушечьи.


Речевая игра «Барабек»

(«Как дразнить обжору» из английского фольклора,
пер. К. Чуковского)

Робин Бобин Барабек Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек.

Скушал сорок человек Взявшись руками за голову, удивляют- ся, произнося текст с удивленной интонацией.

И корову, Приставляют указательные пальцы к голове - «рога», говорят низким голосом.
И быка, Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка наклонив голову, - «упрямый бык».

И кривого мясника, Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами, ноги ставят косолапо - «кривой мясник».

И телегу, Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в стороны - «сидят на телеге».

И дугу, Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь кончиками пальцев, - «дуга».

И метлу, Правую руку сжимают в кулак,
отставляют в сторону, в ней «метла».

И кочергу, Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают - «кочерга в печи».
Скушал церковь, Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы рук поднимают вверх и соединяют - это «свеча», голову наклоняют вниз, смотрят на «свечу», произнеся текст серьезно и
негромко - «мы в церкви».

Скушал дом, Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики
пальцев соединяют друг с другом - «крыша дома».

Скушал кузню с кузнецом, Двумя руками берут воображаемый молот, широко замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по «наковальне», говорят активно, энергично, в ритме движений.

А потом и говорит: Разводят руки в стороны.

- У меня живот болит!!! Берут живот двумя руками,
сгибаются и говорят тоненьким голосом, жалостливо.


Список литературы:

  1. Горохова Ирина Речевая гимнастика для малышей. Учимся говорить правильно. — СПб.: Питер, 2010 —176с.
  2. Козырева Л.М. Развитие речи детей до 5 лет.
  3. Бодраченко И.В., Речевые игры и упражнения. Логопед. Научно-методический журнал. 2007 №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «Круглый стол «Пищевые добавки и здоровый образ жизни»

Методическая разработка деловой игры "Круглый стол "Пищевые добавки и здоровый образ жизни" рассчитана на студентов 1-4 курса колледжей, техникумов и учащихся старших классов школ.  В ходе игры у...

Круглый стол для родителей на тему: "Как организовать логопедические занятия дома"

Вы решили заниматься со своим ребенком по заданию логопеда дома. Как это правильно сделать? Какие условия и требования необходимо соблюсти? Ответы на эти вопросы Вам поможет получить данное мероприяти...

"Игра и игрушка" (круглый стол для родителей)

В этом документе содержится теоретический материал о влиянии игры и игрушек на развитие ребенка...

Урок — ролевая игра по литературе в 11-м классе "За круглым столом" по теме: «В.П. Астафьев. Жизнь, творчество, личность писателя».

В конспекте урока в форме круглого стола представлена биография русского писателя В.П. Астафьева....

Круглый стол для родителей - "Игры и упражнения, помогающие подготовить ребенка к школе"

Игры и упражнения, помогающие подготовить ребенка к школе...

Встреча за круглым столом «Учимся и лечимся играя».

Цель:Активизировать совместную деятельность детей, родителей и педагогов.Задачи:1.Познакомить родителей с видами  игровой деятельности  в детском саду.2. Научить родителей использовать игров...


 

Комментарии