Внеклассное мероприятие. "Курить или не курить? Вот в чем вопрос…"
классный час (7 класс) на тему

Шарафисламова Залифа Муратовна

 

  • Предупредить возникновение у подростков  установки на желание  попробовать курить.
  •  Дать представление учащимся о наркотических средствах.
  •  Научить детей оценивать последствия своих действий.
  •  Показать разрушающее влияние отравляющих веществ на организм человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurenie.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Краснохолмская средняя общеобразовательная школа № 1

Внеклассное мероприятие.

        "Курить или не курить? Вот в чем вопрос…"

                                   

2012 г.

Цель:

  • Создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни.
  • Пропаганда здорового жизненного стиля.
  • Формирование сознательного отношения к своему физическому здоровью.
  • Первичная профилактика здорового образа жизни среди учащихся.
  • Ознакомление учащихся с отрицательными последствиями курения.

Задачи:

  •   Предупредить возникновение у подростков  установки на желание  попробовать курить.
  •  Дать представление учащимся о наркотических средствах.
  •  Научить детей оценивать последствия своих действий.
  •  Показать разрушающее влияние отравляющих веществ на организм человека.

Ожидаемые результаты реализации:

- недопущение появления в школе детей, употребляющих наркотические или

  токсикоманические вещества;

- укрепление общего психического здоровья детей и подростков;

- обеспечение оптимального взаимодействия всех заинтересованных лиц в

   решении проблемы профилактики как приоритетной в воспитании 

   современных детей и подростков;

- поддержание благоприятной эмоциональной психологической атмосферы в

  образовательном учреждении;

Участники: дети 10-13 лет.

Оформление и оборудование: таблица “Органы дыхания”, “Вредное воздействие табака на организм человека”, прозрачная пластиковая бутылка, ватные тампоны, сигарета, спички; 5-6 листов бумаги с раскрасками, цветные карандаши, презентация “Курить или не курить”, компьютер, мультимедийный проектор.

Предварительная работа: 

  • Изучение строения внутренних органов человека на уроках естествознания и классных занятиях.
  • Словарная работа.
  • Проведение анкетирования среди старших классов по теме «Курение и мы».

План мероприятия.

I. Вступительное слово.

II. Анкетирование. (Приложение 1).

III. Из истории курения.

IV. Доклады учеников.

V. Опыт.

VI. Здоровый и курящий человек. (Приложение 2).

VII. Позитив и негатив курения.

VIII. Мозговой штурм.

IX. Игра «Ассоциации на слово «курильщик».

X. Заключение.

Ход мероприятия.

I. Вступительное слово.

Учитель: Ежедневно 3000 детей начинают курить. Они просто не знают правды о табаке. Знали бы, держались подальше от него! Давайте разберемся. Что собой представляет табак? Как он влияет на здоровье людей? И многое-многое другое.Уже начиная с начальной школы, многие учащиеся начинают пробовать курить. Это не предположения, это ФАКТ. У некоторых ребят первая затяжка, становится последней, а у некоторых она превращается в долговременную вредную привычку. Эта проблема на протяжении десятилетий тревожит умы и сердца людей, но бороться с ней очень сложно.

 Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилия. Это наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают её всерьёз. Общенациональный мониторинг "Подростковое курение в России", проведенный Институтом сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ), Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков Минздрава РФ, Московским институтом медико-социальной реабилитации и столичным Центром по профилактике и лечению табакокурения), показал, что к 12 годам сигареты пробуют уже 30% россиян, к 13 годам – 47%, к 14 – 55%, к 15 – 65%, к 16 – 78%, к 17 – 80%.

Это говорит о том, что подростковое курение стремительно молодеет. Свою первую сигарету мальчики выкуривают в возрасте до 10 лет, девочки – в 13-14. К 15 годам каждый десятый курящий подросток уже страдает никотиновой зависимостью. Проведём и мы небольшое анкетирование.

II. Анкетирование. (Приложение 1).

III. Из истории курения.

Курение табака зародилось с незапамятных времён, до нашей эры.
Курили индейцы в Америке, индусы в Индии, японцы, корейцы и т.д.
Появление табака в Европе связано с открытием Колумбом Америки.
Индейцы вначале курили дикий табак, чтобы отгонять москитов. Чувствуя одурманивающее действие табачного дыма, стали приписывать ему волшебные свойства и курить табак во время религиозных церемоний.
Постепенно они привыкли к нему, курение стало доставлять им удовольствие. В знак приветствия и выражения дружбы они стали угощать Колумба и его матросов табаком. Первые затяжки вызывали у матросов неприятные ощущения, но они не могли ударить лицом в грязь и продолжали мужественно курить, затем привыкли. Но, по возвращению в Европу, запасы сушёных листьев быстро истощились, и новых курильщиков не появилось. После второго посещения в 1496 году Америки Колумбом курение стало быстро распространяться, так как в этот раз в Европу были завезены семена табака. Сначала стали выращивать табак в Испании, затем во Франции, Англии. К концу 18 века не осталось ни одного государства, куда бы ни проник табак. На Руси табак появился только в середине 16 века во времена Ивана Грозного, его завезли английские купцы. Особенное распространение получило курение табака при Алексее Михайловиче, он повелел продавать табак в царёвых лавках с пользой для казны. Большому распространению курения на Руси способствовал Пётр 1, пристрастившийся к нему в свою бытность в Голландии. Так постепенно все народы стали курить. Произошло это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызвать зависимость от него. Человек теряет власть над собой и своими поступками. Теперь приходится бороться с этим злом. Так 15 ноября – назван международным днём отказа от курения.

IV. Доклады учеников.

   Ученик 1. Немного о растении табак.  Табак (латинское название Nicotiana tabacum) – это многолетнее травянистое растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. Ближайшие родственники табака – картофель, томат, баклажаны, красный перец, белладонна, белена, дурман.

Родина табака – Южная Америка. Табак теплолюбивое растение. В высоту достигает 2,5 метра, вверху находятся собранные в соцветия белые, красные или розовые цветы. Плод табака – коробочка, наполненная очень мелкими коричнево-бурыми семенами. В производстве сигарет используют только листья, которые убирают в несколько приемов. После этого листья сортируют, вялят, подвергают ферментации, сушат и отправляют на табачные фабрики, где его определенным образом измельчают и готовят сигареты, папиросы и т.д. Известно несколько красивых декоративных видов табака, выращиваемых в садах. В мире насчитывается свыше 60 видов табака. И выращивают его более чем в 120 странах.

Ученик 2. Историческая справка. Как же табак из Южной Америки попал к нам и так хорошо прижился?

Европейцам долго не было известно курение табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, втягивая его из листьев, свернутых в трубки, зажженные на конце.

Такие трубки индейцы называли «сигаро». Нередко индейцы клали сушенные тлеющие листья в специальные сосуды, которые называли «табако».

В Европу табак был завезен в 1496 году испанским монахом Романом Панно, участником второй экспедиции Колумба. В 1559 году табак попал во Францию. Французский посол в Португалии подарил его Екатерине Медичи, которая страдала приступами головной боли (мигренью). По совету Нико королева измельчила табак и нюхала его. Действительно, это на некоторое приносило ей облегчение, и в знак признательности Жану Нико это «целебное средство» Екатерина Медичи стала называть никотином. Так табак стал применяться как средство от всех болезней. Однако это продолжалось недолго.

В Россию табак попал в конце XVI века и был встречен не очень приветливо. В России курение вначале жестоко преследовалось правительством. Враждебно к нему относилось и духовенство, считая эту привычку «грехом».

С приходом к власти Петра I запрет был отменен. Петр I был заядлым курильщиком. Эту привычку он приобрел в Голландии.

Ученик 3.  Курить или не курить? Вот в чем вопрос. С каждым днем наука предоставляет нам все большую информацию о вреде табака. Листья табака обладают способностью избирательно накапливать радиоактивные элементы, выпадающие с осадками, и в первую очередь радиоактивный полоний. Все это делает табак высокотоксичным загрязнителем не только организма, но и окружающей среды. Подсчитано, что курильщик, живущий в самом центре индустриального города, 80% грязи получает от сигарет и лишь 20% от выхлопных газов, загрязненной питьевой воды, нитратный овощей и фруктов. Выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязненность которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы.

Опасность употребления табака в том, что он является первым наркотиком, который пробуют дети. В сравнении с некурящими, курящие дети в 3 раза больше употребляют алкоголя. Они в 8 раз чаще начинают курить марихуану и в 22 раза чаще начинают употреблять кокаин! Табакокурение – самая распространенная форма применения психоактивных веществ. Сигарета – самое доступное и наименее вредное из всех психоактивных средств. Психоактивными называются вещества, искусственно вызывающие возбудимость работы головного мозга. Такая активность вредно сказывается на здоровье, прежде всего ухудшается работа мысли, памяти, ослабляется наше внимание.

V. Опыт.

– А теперь проведём небольшой опыт.

Оборудование опыта: 

  • Пластиковая бутылка с крышкой.
  • Резиновая трубка длиной 5 см
  • Ватные шарики
  • Пластилин
  • Сигарета, лучше без фильтра.
  • Спички.

В крышке пластиковой бутылки проделать отверстие размером с диаметр трубки. Вставить трубку и замазать щель пластилином. В один конец трубки вставить ватный шарик, в другой – сигарету. Завернуть крышку. На дно бутылки положить ватные шарики. Демонстрационный прибор готов. Сжав бутылку, выдавив из неё часть воздуха. Зажечь сигарету и начать равномерно ослаблять давление на бутылку. Сигарета начинает дымиться.
«Выкурив» таким образом, сигарету, обратите внимание, что вата изменила цвет, концы трубки стали коричневатыми.  Как, по-вашему, мнению, выглядят лёгкие курильщика?  Подумайте, почему вы больше кашляете в комнате, в которой курят? Да потому, что вы некоторым образом тоже участвуете в курении. Это так называемое пассивное курение, или вынужденное курение, и есть сведения, что пассивное курение может стать причиной заболеваний дыхательной системы. Если вы живёте с курящими людьми в одном доме, то невольно становитесь соучастником процесса курения. Курение до тех пор является личным делом курильщика, его индивидуальной вредностью, правом свободы выбора, пока выдыхаемый им дым и/или дым тлеющей сигареты не вдыхают окружающие его люди. Если он курит дома – страдают родственники, если в общественном месте или на работе – токсическое воздействие дыма распространяется на окружающих.

VI. Здоровый и курящий человек.

 Есть такой анекдот. Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет».
Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:


– А почему стариком не будешь?
– Потому, что до старости не доживёшь.
– А почему собака не укусит?
– Так с палкой ведь ходить будешь.
– А почему вор в дом не залезет?
– Потому что всю ночь будешь кашлять…

– Нет такого органа, который бы не поражался табаком. Если ты считаешь, что вред, наносимый курением твоему здоровью, маячит где-то далеко, а может быть, и вообще минует тебя, – ты ошибаешься. Посмотри внимательно на курящую девушку, на цвет ее лица, кожу, пальцы, зубы, обрати внимание на ее голос. Ты можешь заметить внешние признаки табачной интоксикации. Некоторые считают, что сигарета придает девушки элегантность. Скорее, она придает ей вульгарность.  Из-за курения происходит ухудшение памяти, внимания, повышение утомляемости зрения, снижение слуха и скорости чтения. Курение способствует заболеванию раком лёгких, гортани, ротовой полости, пищевода, поджелудочной железы, почек.
Давайте, сравним здорового и курящего человека.

VII. Позитив и негатив курения.

Учащийся.

Все начинается с одной затяжки,
А дальше стал ее рабом.
Спасенье видишь в ней от жизни тяжкой,
Но жжешь себя ты пепельным огнем.
Привычке зародиться ничего не стоит,
Но виноват ты в этом только сам.
Она попросит, а потом заставит,
Приказы, отдавая по часам.

Педагог. Действительно, начать – проще всего, а вот, привыкнув, бросить... Марк Твен на вопрос: “Трудно ли бросить курить?” – отвечал: “Совсем нетрудно, я раз сто бросал”.

Давайте посмотрим и сопоставим, что позитивного и негативного подростки находят в курении. (2 учащихся фиксируют на доске то, что говорят дети.)

Позитив

  1. Элемент комфорта.
  2. Кокетство (игра красивой зажигалкой, пачкой сигарет).
  3. Похудение.
  4. Снятие нервного напряжения.
  5. Желание казаться взрослее.

Негатив

  1. Курильщик много и часто кашляет.
  2. Тяжело дышать.
  3. Желто-серый цвет лица, быстро стареет кожа.
  4. Желтеют, быстро разрушаются зубы.
  5. Плохой запах изо рта.
  6. Темные круги под глазами.
  7. Воспаляются голосовые связки. Голос становится хриплым, прокуренным (особенно, у женщин).
  8. Склонность к простудным заболеваниям.
  9. Ухудшается работа сердца, учащается пульс.
  10. Пальцы рук, ногти желтеют.
  11. Замедляются рост и развитие некоторых органов.
  12. Рак легких, губ, горла.
  13. Страдают дети курильщиков (повышенная заболеваемость бронхитом, пневмонией).
  14. Притупляются обоняние и вкус.
  15. Падает работоспособность.
  16. Плохой аппетит.
  17. Понижается острота зрения и слуха.
  18. Снижаются внимание и память.
  19. Лишняя трата денег.
  20. Причиной пожаров с человеческими жертвами (19% от всех пожаров).

(Делается вывод учениками).

VIII. Мозговой штурм.

Обдумайте способы сказать “нет” на предложение закурить:

Мозговой штурм (Писать идеи на листе бумаги, а потом выбрать лучшие. Обсуждение.).

Варианты:

  • Я не курю.
  • Я не собираюсь загрязнять организм.
  • Я не думаю, что мне стоит это начинать до тех пор, пока я не буду иметь своих денег.
  • Нет, не хочу неприятностей.
  • А почему, как ты думаешь, эту штуку называют дурманом?
  • Эта дрянь не для меня.
  • Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями.
  • Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция.
  • Нет, спасибо, это опасно для жизни.
  • Я это пробовал, мне не понравилось.
  • Мне не хочется умереть молодым.
  • Я начинаю вести себя глупо, когда курю.

IX. Игра «Ассоциации на слово «курильщик».

Цель: сформировать негативное отношение к курению.

Дети по кругу перекидывают мяч и называют ассоциацию на слово «курильщик» (жёлтые зубы, ухудшение внешности, неприятный запах, и т.д.)

– Хотите ли вы быть похожими на таких  непривлекательных людей? (Ответы детей).

Учитель. Ну, что ж. Курить или не курить? Я думаю, что каждый из вас уже ответил для себя на этот вопрос.

X. Заключение.

Учитель: Ежегодно  врачами – онкологами выявляется около полутора тысяч человек со злокачественными заболеваниями верхних дыхательных путей: рак легкого, губы, полости рта, гортани. Из них курильщиков – 95%.

Курение является причиной смерти, которую легче всего предупредить.

Советы тем, кто не курит:

  • Избегай курящих компаний;
  • Объединяйся с теми, кто не курит;
  • Не обращай внимание на предложение закурить;
  • Или решил бросить курить:
  • Нужно больше пить жидкостей (соки, чай с лимоном, и тд)
  • Съедать ложку мёда – помогает печени очистить организм от вредных веществ;
  • Занимайся физкультурой;
  • Воздержись от курящих компаний.

– Наше занятие подошло к концу. Как вы считаете, был ли полезен наш разговор? Что он вам дал? (Ответы детей)
Китайский мудрец Лао-То сказал: «Тот, кто может победить другого, – силён, тот, кто побеждает самого себя, – воистину могуществен».

Мне хочется верить, что наша беседа поможет вам сделать правильный выбор в пользу своего здоровья. Будьте здоровы!

Учитель завершает занятие:

Никотин, алкоголь, наркотики

Это вам не антибиотики.

За здоровье, общение, спорт

Выступает наш дружный народ.

Желаю вам здоровья! Это - счастье!

Быть здоровым -  в вашей власти.

Быть здоровым -  значит жить.

Счастливую жизнь вам надо

Всем любить!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ.

Класс                мальчик/девочка

  1. Сколько тебе лет?
  2. Куришь ли ты? (выбери ответ)

Нет

Пробовал

Курю

Пытаюсь бросить

  1.  Сколько сигарет ты выкуриваешь?

0 – ни одной

1-2 в день

2-5 в день

6-10 и больше в день

  1. Что тебя заставляет курить?

Любопытство

Неприятности

Компания

Привычка

Что-то другое

  1. Сколько твоих друзей / подруг курят?

•Никто

•Немногие
• Почти все

  1.  Кто курит в твоей семье?

Никто

Мама

Папа (отчим)

Брат/сестра

7. Нужно ли в школе говорить о вреде курения?

      8. Какие формы борьбы с курением в школе вы бы предложили?

  • Во время учебного дня не выпускать учеников на улицу.
  • Вызывать родителей курильщиков.
  • Забирать сигареты.
  • Говорить о вреде курения.
  • Запретить курить на школьной территории.
  • Отвести место для курения.
  • Дежурить учителям на переменах и не разрешать ученикам курить.
  • Штрафовать родителей.
  • Оставлять курильщиков на второй год.
  • Запретить продавать сигареты школьникам.
  • Пусть курильщики стоят во время перемены в учительской.
  • Установить камеры слежения.
  • Проверять карманы и портфели у тех. кто курит, и забирать сигареты.
  • Отчислять из школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к внеклассному мероприятию по математике "Вопросы Вселенной"

Презентация для обучающихся в коррекционных школах 8 вида.Материал содержит вопросы экономического характера. Конкурсная программа в сочетании информационных "страниц" о космосе, планетах Солнечной си...

Внеклассное мероприятие в форме открытой трибуны по теме: «Курить – здоровью вредить!» для 10 кл

Способствовать  формированию осознанного неприятия курения табака, воспитанию активной жизненной позиции в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности....

Внеклассное мероприятие на тему: «Курить – здоровью вредить»

Очень важно с раннего возраста ребёнку прививать привычки здорового образа жизни, в частности  в отношении отказа от курения. Представленный материал  - выступления учащихся в роли врача, ис...

Внеклассное мероприятие "Курить-здоровью вредить!"

данная разработка может помочь учителям биологии и социальным педагогам при работе, направленной на профилактику вредных привычек...

Внеклассное мероприятие для воспитанников 8 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Курить - здоровью вредить"

Внеклассное мероприятие для воспитанников 7-8 класса коррекционной школе 8 видаТема: "Курить - здоровью вредить"цель: расширить знания детей о вредном влиянии курения на организм; заставить задуматься...

Сценарий внеклассного мероприятия "Курить – здоровью вредить."

Мероприятие "Курить – здоровью вредить"Контингент: учашиеся с ОВЗ (8-11 классы)Цели:профилактика курения среди детей и подростков,разъяснение пагубного действия никотина и компонентов табачного д...

Сценарий внеклассного мероприятия «КУРИТЬ ЗДОРОВЬЮ ВРЕДИТЬ»

Вредные привычки мешают человеку вести здоровый образ жизни. В настоящее время ни одна из пагубных привычек не уносит столько здоровья, как курение табака....