Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова
методическая разработка на тему

Демина Людмила Васильевна

Данное внеклассное мероприятие разработано для специальностей  «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»,    «Технология молока и молочных продуктов». Может также использоваться на вводных или обобщающих уроках, посвященных жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГОУСПО МО «Чеховский механико-технологический техникум молочной промышленности»

Демина Людмила Васильевна – преподаватель русского языка и литературы

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.

Цель: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова, с историческим и культурным фоном XIX века; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать интерес к личности поэта, его творчеству, а также любовь к поэтическому слову и к русской поэзии; осуществлять взаимосвязь различных видов искусств (литературы, музыки).

Оборудование: тексты стихов М.Ю.Лермонтова, экран, проектор, ноутбук, программа Power Point.

Предварительная подготовка: разучивание стихотворений М.Ю.Лермонотова, подготовка к исполнению под гитару романсов на стихи поэта.

Содержание.

 (На экране портрет М.Ю.Лермонотова) Слайд 1.

1-й ведущий: Добрый день, уважаемые преподаватели и студенты! Мы очень рады видеть вас на сегодняшнем мероприятии и хотим представить вашему вниманию литературно-музыкальную композицию, посвященную 200-летию со дня рождения величайшего русского поэта XIX века М.Ю.Лермонтова. Каким он был, этот загадочный, так рано погибший поэт?

2-й ведущий: Мы хотим рассказать об этом вечно юном, талантливом, отчаянно храбром, умевшем любить и ненавидеть, знавшем цену жизни и не боявшемся смерти человеке, о его трудной судьбе, о прекрасном мире его стихов, о людях, которые его окружали.

1-й ведущий: В ночь на 15 октября 1814 года в одном из московских домов у Красных ворот горел свет, и суетились люди. Именно в эту ночь и появился на свет будущий поэт. (Слайд 2. М.М.Лермонтова) Мать Лермонтова, Мария Михайловна, умерла от туберкулеза, когда мальчику не было и 3-х лет, и все заботы о ребенке взяла на себя его бабушка по материнской линии Елизавета Алексеевна Арсеньева (Слайд 3. Е.А.Арсеньева) Она была из старинного

дворянского рода, держалась всегда прямо, всем говорила «ты» и не стеснялась высказывать в глаза правду, хотя бы самую горькую.

2-й ведущий: Бабушка ненавидела отца Лермонтова и запрещала ему видеть сына. (Слайд 4. Ю.П.Лермонтов) Юрий Петрович Лермонтов происходил из древней шотландской фамилии Лермонт, переселившейся в Россию еще в XVI веке. Он получил воспитание в 1-ом кадетском корпусе в Петербурге, служил, но вынужден был выйти в отставку в 1811 году, с чином капитана, так как пять его сестер, проживавших в имении Кроптовка Тульской губернии  Ефремовского уезда, не могли одни справляться с хозяйством. При таких условиях Юрий Петрович не представлялся блестящей партией для дочери в глазах Елизаветы Алексеевны. Были против и все родственники невесты, но тем не менее брак состоялся, и Елизавета Алексеевна предоставила зятю управление имениями в селе Тарханы и деревне Михайловское Пензенской губернии. (Слайд 5. Имение Тарханы), где в настоящее время находится музей-заповедник М.Ю.Лермонтова.

1-й ведущий: После смерти жены Юрий Петрович вынужден был покинуть Тарханы. Взять сына с собой бабушка не позволила. В завещании она сделала внука наследником своего состояния, но с тем условием, что до полного совершеннолетия он будет воспитываться только ею. Отец, уступил, желая сыну добра.

2-й ведущий: Со смертью дочери вся любовь Елизаветы Алексеевны сосредоточилась на внуке (Слайд 6. Лермонтов в детстве); она не расставалась с ним ни днем, ни ночью. Ребенок рос золотушным и рахитичным, вечно покрытый то сыпью, то мокрыми струпьями, так что рубашка прилипала к его телу. Когда мальчику было 11 лет, бабушка, беспокоясь о его здоровье, повезла его на Кавказ, в Пятигорск. (Слайд 7-8 с видами Кавказа, звучит горская музыка). Впечатлительный, мечтательный ребенок был так сильно потрясен кавказской природой, песнями горцев, что потом на всю жизнь остались в нем эти детские впечатления. Кавказ станет для юного Лермонтова вдохновением, второй родиной и, к сожалению, последним приютом. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Кавказ», читает Зыков Кирилл 21-М гр.

1-й ведущий: В 1827 году бабушка повезла Лермонтова в Москву (Слайд 9. Московский благородный пансион) с целью определить в Благородный университетский пансион. Учился здесь будущий поэт много и прилежно, серьезно увлекся литературой. Любимыми авторами стали Пушкин и Жуковский. Вообще, природа одарила Лермонтова многими талантами: он прекрасно играл на скрипке, флейте, фортепиано, пел арии из любимых опер, сочинял музыку, прекрасно рисовал, владел нескольким иностранными языками.

2-й ведущий: После окончания пансиона встал вопрос о том, где продолжать обучение. Бабушка мечтала о Франции, а отец о Германии. Сын мечтал уехать с отцом, но бабушка стала упрекать Михаила в неблагодарности. Лермонтова стала терзать мысль , что, покидая старушку, он отнимает у нее опору последних дней. В конце концов Юрий Петрович уехал один и вскоре умер в разлуке с сыном. Вся эта семейная драма оставила глубокий след в сердце и  характере будущего поэта.

1-й ведущий: 1 сентября 1830г. Лермонтов был зачислен студентом Московского университета, но уже в 1832г. ему было предложено его покинуть. Произошло столкновение с профессорами, которым не нравился его мятежный дух и острый язык. Поэту не хотелось уезжать из Москвы. С ней было связано много детских  и юношеских воспоминаний. Здесь оставались друзья и милая Варенька Лопухина (слайд 10. Портрет В.Лопухиной), в которую он был влюблен. Они познакомились, когда обоим было по 16 лет. 16-летняя девушка тогда уже – невеста, а 16-летний юноша…Мужчины тогда не женились рано и уж во всяком случае не на ровесницах. Во многих произведениях поэт вольно или невольно описывал Варвару. Когда Лопухина вышла замуж, то Лермонтов очень тяжело перенес это известие. От окружающих он пытался скрыть боль, помноженную на обиду. В порыве ревности и отчаяния он писал:

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

2-й ведущий: За свою короткую жизнь  пылкий М.Ю.Лермонтов увлекался и влюблялся много раз. Что-то было мимолетным увлечением, а что-то осталось на всю жизнь, как любовь к Варваре Лопухиной. Звучит романс на стихи М.Ю.Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю». Исполняет Асташенок Данил 21-М гр.

1-й ведущий: Все предки Лермонтова прославились воинскими подвигами и мужеством на поле брани. (Слайд 11. Лермонтов в гусарской форме) В ноябре 1832 Михаил Юрьевич поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, лучшую военную школу империи. Он становится корнетом лейб-гусарского полка, расположенного в Царском Селе. Бабушка окружила его обстановкой, считавшейся необходимой для блестящего гвардейского офицера. Лермонтов закружился в вихре светских развлечений «золотой» гвардейской молодежи.

2-й ведущий: В самом начале 1837г. Лермонтов написал стихотворение «Бородино» и хотел показать его Пушкину, но 27 января на всю Россию прогремел выстрел. (Слайд 12. Лермонтов и Пушкин) В Петербурге, за Черной речкой, Александр Сергеевич был смертельно ранен. Не менее громким выстрелом стало стихотворение молодого офицера Лермонтова, возвестившего, что в России родился новый, талантливый, отчаянно смелый поэт, подхвативший высокое знамя русской поэзии из рук покинувшего строй Пушкина. Отрывок из стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» читает Булюгич Евгений 21-М гр.

2-й ведущий: Открыто и смело  Лермонтов выразил в стихотворении свои чувства и мысли. С болью в сердце читали его все, кому дорого был Пушкин. За это стихотворение поэта сослали на Кавказ, где шла война. Его послали под пули в надежде навсегда избавиться от Лермонтова . Стихотворение Николая Дирзо «О, Лермонтов…Непостижимо это…» читает Коровина Наталья 11-Т гр.

1-й ведущий: Каким воином был поэт? (Слайд 13. Лермонтов на Кавказе) Он был отчаянно храбр «Всегда первый на коне и последний на отдыхе», - было сказано о нем в приказе. Солдаты уважали и любили его, говорили о нем: «Правильный поручик»

2- ведущий: Благодаря  хлопотам бабушки, в конце 1837 г. Лермонтов вернулся в Петербург. Пребывание на Кавказе послужило основой для глав из романа  «Герой нашего времени». Это произведение станет одним из самых загадочных в его творчестве. В нем он изобразил многих известных ему людей, в том числе и своего будущего убийцу – в образе Грушницкого, а также место своей второй и последней в жизни дуэли.  В этом же году появилась поэма «Мцыри», в которой поэт затрагивает тему одиночества человеческой души, что очень близко самому автору.  Чуть позже появляется еще одна замечательная поэма «Демон».

1-й ведущий: (Слайд 14. Петербург. Бал)  Пребывание в Петербурге тяготило  Лермонтова, он чувствовал себя глубоко одиноким, понимал пустоту и бесцельность существования светской жизни. Все петербургское общество претило ему, и с каждым днем все более росло его озлобление против всех окружающих людей, заставлявшее его быть беспощадно язвительным и дерзким. Плодом этого настроения стали следующие известные произведения автора : «Как часто пестрою толпою окружен» и «Дума» , преисполненные того мрачного пессимизма, с каким смотрел он тогда на все современное ему поколение , и где он  передаст свои впечатления от балов, от этого мира лжи, суеты и тщеславия, который поэт глубоко презирал.

2-й ведущий: В 1840г. За дуэль с сыном французского посланника Лермонтов был приговорен ко второй ссылке на Кавказ. Петербург он покидает без сожаления.  Во время пребывания на Кавказе, поэт участвовал в военных действиях, проявляя при этом храбрость, граничащую с безумством, словно испытывая судьбу. Одно из самых жестоких сражений произошло 11 июля 1840 г. на реке Валерик. Этот бой Лермонтов опишет в стихотворении с одноименным названием. За это сражение поэт получил отпуск и в последний раз приехал в Петербург.

1-й ведущий: (Слайд 15. Лермонтов с пером в руках) В лирике последних лет у Лермонтова появились новые жанры: лирические новеллы – «Дары Терека», «Три пальмы», а также стихотворения-притчи – «Листок», «Утес». Стихотворение «Листок» читают студенты 11-Т гр.

2-й ведущий: Стихотворение, безусловно, автобиографично. Так же как листок, поэт пытается найти себя в новом мире, который абсолютно безразличен к нему. Лермонтов рассчитывал на то, что Кавказ может стать его второй родиной, но увы! В  лирике последних лет усиливаются и пессимистические настроения, поэт все чаще возвращается к теме смерти. Как будто предчувствуя свой ранний уход из жизни, поэт торопится жить  и писать. К 1840 году им уже создано более 400-х сот стихотворений и 30-ти поэм, не считая драм и неоконченных произведений. И почти все они, к сожалению, были изданы уже после смерти автора.

1-й ведущий: Как только отпуск поэта закончился, он вновь отправился на Кавказ. По причине болезни Лермонтов остановился в Пятигорске, недалеко от горы Машук.(Слайд 16. Домик Лермонтова в Пятигорске и гора Машук) Он поселился в простом домике, на окраине города. Поэт проводил время в местном обществе, где встретил своего бывшего приятеля по Школе гвардейских прапорщиков Николая Мартынова. По воспоминаниям людей, бывших свидетелями последних недель жизни поэта, он много работал и в то же время чувствовал какую-то безудержную потребность в веселье, кутежах и шалостях, которые шокировали общество. Образовался круг людей, настроенных по отношению к Лермонтову враждебно, среди них оказался и  Мартынов, над которым поэт  подшучивал. Очередная стычка между ними окончилась вызовом на дуэль.

2-й ведущий:  Почему-то никто не воспринял этот вызов серьезно, и до последнего момента все надеялись на примирение противников. По свидетельству друзей, Лермонтов говорил, что у него не поднимется рука стрелять в Мартынова, и что он выстрелит в воздух. Дуэль состоялась  15 июля 1841г. у подножия горы Машук. (Слайд 17. Дуэль Лермонтова и Мартынова)

1-й ведущий: Был вечер. Черная грозовая туча поднималась над горой. Секунданты  подали противникам знак сходиться. Лермонтов стоял спокойно, подняв пистолет дулом вверх, - он не хотел стрелять. А Мартынов  быстро подошел к барьеру, прицелился  и выстрелил. Лермонтов был убит. Стихотворение Игоря Ляпина «Поручик пылок был и смел…» читает Бандзаладзе Зураб 11-Мгр.

2-й ведущий. Поэта похоронили 17 июля у подножия горы Машук. Местный священник запретил отпевание в церкви и похороны на кладбище, погибшего на дуэли приравнивали к самоубийце. На могиле не было креста. Елизавета Алексеевна  очень тяжело пережила потерю внука. По ее  распоряжению прах Лермонтова в 1842г. перевезут  в  имение Тарханы и похоронят рядом с могилой матери. (Слайд 16. Памятник Лермонтову в Тарханах) Здесь же установлен и памятник великому поэту.

1-й ведущий: Одним из последних стало стихотворение  «Выхожу один я на дорогу».  Произведение было написано Лермонтовым летом 1841г. незадолго до гибели поэта. В нем еще более ярко, чем прежде, прозвучал мотив одиночества. Стихотворение отличается исключительной музыкальностью. По наблюдению С.Я.Маршака: «…все оно поет». Не случайно многие композиторы  создали романсы на эти стихи. Один из них мы предлагаем Вам  прослушать. Исполняет Асташенок Данил 21-М гр.

2-й ведущий: «Дорога, на которую  «вышел»  Михаил Юрьевич Лермонтов, - дорога  родины. И только она, дорога Отчизны – больше никакая другая! – сможет привести человека к Истине и Богу. Это завещал нам, об этом рассказал в своем  творчестве  так рано покинувший эту землю поэт. На этом наша литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти М.Ю.Лермонтова  подошла к концу. Всем спасибо за внимание.

Используемые источники:

  1. Великие россияне. Биографическая библиотека Ф.Павленкова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
  2. Уроки литературы № 9 2014. Приложение к журналу «Литература в школе»
  3. Литература в школе №4 2000г.
  4. Литература: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования ч.1. Г.А.Обернихина, А.Г.Антонова, И.Л.Вольнова. Издательский центр «Академия», 2013г.
  5. http://bing.com/images
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/



Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГОУСПО МО «Чеховский механико-технологический техникум молочной промышленности»

Демина Людмила Васильевна – преподаватель русского языка и литературы

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.

Цель: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова, с историческим и культурным фоном XIX века; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать интерес к личности поэта, его творчеству, а также любовь к поэтическому слову и к русской поэзии; осуществлять взаимосвязь различных видов искусств (литературы, музыки).

Оборудование: тексты стихов М.Ю.Лермонтова, экран, проектор, ноутбук, программа Power Point.

Предварительная подготовка: разучивание стихотворений М.Ю.Лермонотова, подготовка к исполнению под гитару романсов на стихи поэта.

Содержание.

 (На экране портрет М.Ю.Лермонотова) Слайд 1.

1-й ведущий: Добрый день, уважаемые преподаватели и студенты! Мы очень рады видеть вас на сегодняшнем мероприятии и хотим представить вашему вниманию литературно-музыкальную композицию, посвященную 200-летию со дня рождения величайшего русского поэта XIX века М.Ю.Лермонтова. Каким он был, этот загадочный, так рано погибший поэт?

2-й ведущий: Мы хотим рассказать об этом вечно юном, талантливом, отчаянно храбром, умевшем любить и ненавидеть, знавшем цену жизни и не боявшемся смерти человеке, о его трудной судьбе, о прекрасном мире его стихов, о людях, которые его окружали.

1-й ведущий: В ночь на 15 октября 1814 года в одном из московских домов у Красных ворот горел свет, и суетились люди. Именно в эту ночь и появился на свет будущий поэт. (Слайд 2. М.М.Лермонтова) Мать Лермонтова, Мария Михайловна, умерла от туберкулеза, когда мальчику не было и 3-х лет, и все заботы о ребенке взяла на себя его бабушка по материнской линии Елизавета Алексеевна Арсеньева (Слайд 3. Е.А.Арсеньева) Она была из старинного

дворянского рода, держалась всегда прямо, всем говорила «ты» и не стеснялась высказывать в глаза правду, хотя бы самую горькую.

2-й ведущий: Бабушка ненавидела отца Лермонтова и запрещала ему видеть сына. (Слайд 4. Ю.П.Лермонтов) Юрий Петрович Лермонтов происходил из древней шотландской фамилии Лермонт, переселившейся в Россию еще в XVI веке. Он получил воспитание в 1-ом кадетском корпусе в Петербурге, служил, но вынужден был выйти в отставку в 1811 году, с чином капитана, так как пять его сестер, проживавших в имении Кроптовка Тульской губернии  Ефремовского уезда, не могли одни справляться с хозяйством. При таких условиях Юрий Петрович не представлялся блестящей партией для дочери в глазах Елизаветы Алексеевны. Были против и все родственники невесты, но тем не менее брак состоялся, и Елизавета Алексеевна предоставила зятю управление имениями в селе Тарханы и деревне Михайловское Пензенской губернии. (Слайд 5. Имение Тарханы), где в настоящее время находится музей-заповедник М.Ю.Лермонтова.

1-й ведущий: После смерти жены Юрий Петрович вынужден был покинуть Тарханы. Взять сына с собой бабушка не позволила. В завещании она сделала внука наследником своего состояния, но с тем условием, что до полного совершеннолетия он будет воспитываться только ею. Отец, уступил, желая сыну добра.

2-й ведущий: Со смертью дочери вся любовь Елизаветы Алексеевны сосредоточилась на внуке (Слайд 6. Лермонтов в детстве); она не расставалась с ним ни днем, ни ночью. Ребенок рос золотушным и рахитичным, вечно покрытый то сыпью, то мокрыми струпьями, так что рубашка прилипала к его телу. Когда мальчику было 11 лет, бабушка, беспокоясь о его здоровье, повезла его на Кавказ, в Пятигорск. (Слайд 7-8 с видами Кавказа, звучит горская музыка). Впечатлительный, мечтательный ребенок был так сильно потрясен кавказской природой, песнями горцев, что потом на всю жизнь остались в нем эти детские впечатления. Кавказ станет для юного Лермонтова вдохновением, второй родиной и, к сожалению, последним приютом. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Кавказ», читает Зыков Кирилл 21-М гр.

1-й ведущий: В 1827 году бабушка повезла Лермонтова в Москву (Слайд 9. Московский благородный пансион) с целью определить в Благородный университетский пансион. Учился здесь будущий поэт много и прилежно, серьезно увлекся литературой. Любимыми авторами стали Пушкин и Жуковский. Вообще, природа одарила Лермонтова многими талантами: он прекрасно играл на скрипке, флейте, фортепиано, пел арии из любимых опер, сочинял музыку, прекрасно рисовал, владел нескольким иностранными языками.

2-й ведущий: После окончания пансиона встал вопрос о том, где продолжать обучение. Бабушка мечтала о Франции, а отец о Германии. Сын мечтал уехать с отцом, но бабушка стала упрекать Михаила в неблагодарности. Лермонтова стала терзать мысль , что, покидая старушку, он отнимает у нее опору последних дней. В конце концов Юрий Петрович уехал один и вскоре умер в разлуке с сыном. Вся эта семейная драма оставила глубокий след в сердце и  характере будущего поэта.

1-й ведущий: 1 сентября 1830г. Лермонтов был зачислен студентом Московского университета, но уже в 1832г. ему было предложено его покинуть. Произошло столкновение с профессорами, которым не нравился его мятежный дух и острый язык. Поэту не хотелось уезжать из Москвы. С ней было связано много детских  и юношеских воспоминаний. Здесь оставались друзья и милая Варенька Лопухина (слайд 10. Портрет В.Лопухиной), в которую он был влюблен. Они познакомились, когда обоим было по 16 лет. 16-летняя девушка тогда уже – невеста, а 16-летний юноша…Мужчины тогда не женились рано и уж во всяком случае не на ровесницах. Во многих произведениях поэт вольно или невольно описывал Варвару. Когда Лопухина вышла замуж, то Лермонтов очень тяжело перенес это известие. От окружающих он пытался скрыть боль, помноженную на обиду. В порыве ревности и отчаяния он писал:

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

2-й ведущий: За свою короткую жизнь  пылкий М.Ю.Лермонтов увлекался и влюблялся много раз. Что-то было мимолетным увлечением, а что-то осталось на всю жизнь, как любовь к Варваре Лопухиной. Звучит романс на стихи М.Ю.Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю». Исполняет Асташенок Данил 21-М гр.

1-й ведущий: Все предки Лермонтова прославились воинскими подвигами и мужеством на поле брани. (Слайд 11. Лермонтов в гусарской форме) В ноябре 1832 Михаил Юрьевич поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, лучшую военную школу империи. Он становится корнетом лейб-гусарского полка, расположенного в Царском Селе. Бабушка окружила его обстановкой, считавшейся необходимой для блестящего гвардейского офицера. Лермонтов закружился в вихре светских развлечений «золотой» гвардейской молодежи.

2-й ведущий: В самом начале 1837г. Лермонтов написал стихотворение «Бородино» и хотел показать его Пушкину, но 27 января на всю Россию прогремел выстрел. (Слайд 12. Лермонтов и Пушкин) В Петербурге, за Черной речкой, Александр Сергеевич был смертельно ранен. Не менее громким выстрелом стало стихотворение молодого офицера Лермонтова, возвестившего, что в России родился новый, талантливый, отчаянно смелый поэт, подхвативший высокое знамя русской поэзии из рук покинувшего строй Пушкина. Отрывок из стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» читает Булюгич Евгений 21-М гр.

2-й ведущий: Открыто и смело  Лермонтов выразил в стихотворении свои чувства и мысли. С болью в сердце читали его все, кому дорого был Пушкин. За это стихотворение поэта сослали на Кавказ, где шла война. Его послали под пули в надежде навсегда избавиться от Лермонтова . Стихотворение Николая Дирзо «О, Лермонтов…Непостижимо это…» читает Коровина Наталья 11-Т гр.

1-й ведущий: Каким воином был поэт? (Слайд 13. Лермонтов на Кавказе) Он был отчаянно храбр «Всегда первый на коне и последний на отдыхе», - было сказано о нем в приказе. Солдаты уважали и любили его, говорили о нем: «Правильный поручик»

2- ведущий: Благодаря  хлопотам бабушки, в конце 1837 г. Лермонтов вернулся в Петербург. Пребывание на Кавказе послужило основой для глав из романа  «Герой нашего времени». Это произведение станет одним из самых загадочных в его творчестве. В нем он изобразил многих известных ему людей, в том числе и своего будущего убийцу – в образе Грушницкого, а также место своей второй и последней в жизни дуэли.  В этом же году появилась поэма «Мцыри», в которой поэт затрагивает тему одиночества человеческой души, что очень близко самому автору.  Чуть позже появляется еще одна замечательная поэма «Демон».

1-й ведущий: (Слайд 14. Петербург. Бал)  Пребывание в Петербурге тяготило  Лермонтова, он чувствовал себя глубоко одиноким, понимал пустоту и бесцельность существования светской жизни. Все петербургское общество претило ему, и с каждым днем все более росло его озлобление против всех окружающих людей, заставлявшее его быть беспощадно язвительным и дерзким. Плодом этого настроения стали следующие известные произведения автора : «Как часто пестрою толпою окружен» и «Дума» , преисполненные того мрачного пессимизма, с каким смотрел он тогда на все современное ему поколение , и где он  передаст свои впечатления от балов, от этого мира лжи, суеты и тщеславия, который поэт глубоко презирал.

2-й ведущий: В 1840г. За дуэль с сыном французского посланника Лермонтов был приговорен ко второй ссылке на Кавказ. Петербург он покидает без сожаления.  Во время пребывания на Кавказе, поэт участвовал в военных действиях, проявляя при этом храбрость, граничащую с безумством, словно испытывая судьбу. Одно из самых жестоких сражений произошло 11 июля 1840 г. на реке Валерик. Этот бой Лермонтов опишет в стихотворении с одноименным названием. За это сражение поэт получил отпуск и в последний раз приехал в Петербург.

1-й ведущий: (Слайд 15. Лермонтов с пером в руках) В лирике последних лет у Лермонтова появились новые жанры: лирические новеллы – «Дары Терека», «Три пальмы», а также стихотворения-притчи – «Листок», «Утес». Стихотворение «Листок» читают студенты 11-Т гр.

2-й ведущий: Стихотворение, безусловно, автобиографично. Так же как листок, поэт пытается найти себя в новом мире, который абсолютно безразличен к нему. Лермонтов рассчитывал на то, что Кавказ может стать его второй родиной, но увы! В  лирике последних лет усиливаются и пессимистические настроения, поэт все чаще возвращается к теме смерти. Как будто предчувствуя свой ранний уход из жизни, поэт торопится жить  и писать. К 1840 году им уже создано более 400-х сот стихотворений и 30-ти поэм, не считая драм и неоконченных произведений. И почти все они, к сожалению, были изданы уже после смерти автора.

1-й ведущий: Как только отпуск поэта закончился, он вновь отправился на Кавказ. По причине болезни Лермонтов остановился в Пятигорске, недалеко от горы Машук.(Слайд 16. Домик Лермонтова в Пятигорске и гора Машук) Он поселился в простом домике, на окраине города. Поэт проводил время в местном обществе, где встретил своего бывшего приятеля по Школе гвардейских прапорщиков Николая Мартынова. По воспоминаниям людей, бывших свидетелями последних недель жизни поэта, он много работал и в то же время чувствовал какую-то безудержную потребность в веселье, кутежах и шалостях, которые шокировали общество. Образовался круг людей, настроенных по отношению к Лермонтову враждебно, среди них оказался и  Мартынов, над которым поэт  подшучивал. Очередная стычка между ними окончилась вызовом на дуэль.

2-й ведущий:  Почему-то никто не воспринял этот вызов серьезно, и до последнего момента все надеялись на примирение противников. По свидетельству друзей, Лермонтов говорил, что у него не поднимется рука стрелять в Мартынова, и что он выстрелит в воздух. Дуэль состоялась  15 июля 1841г. у подножия горы Машук. (Слайд 17. Дуэль Лермонтова и Мартынова)

1-й ведущий: Был вечер. Черная грозовая туча поднималась над горой. Секунданты  подали противникам знак сходиться. Лермонтов стоял спокойно, подняв пистолет дулом вверх, - он не хотел стрелять. А Мартынов  быстро подошел к барьеру, прицелился  и выстрелил. Лермонтов был убит. Стихотворение Игоря Ляпина «Поручик пылок был и смел…» читает Бандзаладзе Зураб 11-Мгр.

2-й ведущий. Поэта похоронили 17 июля у подножия горы Машук. Местный священник запретил отпевание в церкви и похороны на кладбище, погибшего на дуэли приравнивали к самоубийце. На могиле не было креста. Елизавета Алексеевна  очень тяжело пережила потерю внука. По ее  распоряжению прах Лермонтова в 1842г. перевезут  в  имение Тарханы и похоронят рядом с могилой матери. (Слайд 16. Памятник Лермонтову в Тарханах) Здесь же установлен и памятник великому поэту.

1-й ведущий: Одним из последних стало стихотворение  «Выхожу один я на дорогу».  Произведение было написано Лермонтовым летом 1841г. незадолго до гибели поэта. В нем еще более ярко, чем прежде, прозвучал мотив одиночества. Стихотворение отличается исключительной музыкальностью. По наблюдению С.Я.Маршака: «…все оно поет». Не случайно многие композиторы  создали романсы на эти стихи. Один из них мы предлагаем Вам  прослушать. Исполняет Асташенок Данил 21-М гр.

2-й ведущий: «Дорога, на которую  «вышел»  Михаил Юрьевич Лермонтов, - дорога  родины. И только она, дорога Отчизны – больше никакая другая! – сможет привести человека к Истине и Богу. Это завещал нам, об этом рассказал в своем  творчестве  так рано покинувший эту землю поэт. На этом наша литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти М.Ю.Лермонтова  подошла к концу. Всем спасибо за внимание.

Используемые источники:

  1. Великие россияне. Биографическая библиотека Ф.Павленкова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
  2. Уроки литературы № 9 2014. Приложение к журналу «Литература в школе»
  3. Литература в школе №4 2000г.
  4. Литература: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования ч.1. Г.А.Обернихина, А.Г.Антонова, И.Л.Вольнова. Издательский центр «Академия», 2013г.
  5. http://bing.com/images
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие, посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Внеклассное мероприятие, посвященное 300 летию со дня рождения М.В.Ломоносова.Предварительно провести мероприятие по изучению биографии Ломоносова....

Внеклассное мероприятие, посвященное 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева

Внеклассное мероприятие,посвященное 175 – летия со дня рождения Д. И. Менделеева.2008-2009 учебный годЦель мероприятия:  Изучение жизни и деятельности великого русского химика Д.И.Мен...

«Моя душа, я помню, с детских лет/ Чудесного искала...» Мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова.  Жизнь его была подобна яркой звезде, которая вспыхнула на мгновение, озарила мир и погасла....

Школьное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

Открытое мероприятие для учителей русского языка и литературы Колпинского района  проводилось 24 октября 2014 года.Форма мероприятия - конкурс чтецов "Венок славы".На мероприятии присутствовало К...

Методическая разработка внеклассного мероприятия к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Методическая разработка внеклассного мероприятия к 200- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова  «Он был источник дерзновенный…» .Литературная композиция ориентирована на дальнейшее расширение рамок...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского, "Заседание музыкального клуба". Автор: Головина М.В., учитель музыки МБОУ "Гимназия №24" г. Калуги.

Представленный в методической разработке сценарий написан для проведения внеклассного мероприятия, которое предназначено для 9-10 классов. Его целью стало знакомство учащихся с малоизвестными ст...

Внеклассное мероприятие, посвященное 120-летию со дня рождения С.А.Есенина

Данная методическая разработка (литературно-музыкальная композиция) предназначена для проведения общетехникумовского внеклассного мероприятия, посвященного 120-летию со дня рождения С.А.Есенина. Литер...