Сценарий внеклассного мероприятия для школьников "Грустная нежность осени"
план-конспект на тему

Внеклассное мероприятие "Грустная нежность осени" предполагает знание школьниками выразительных средств языка, которые они называют в процессе мероприятия. Во время презентации звучит музыка (осенние песни), звучат стихи современных российских авторов. Целью этой встречи является развитие речи школьников, их эстетического вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_grustnaya_nezhnost_oseni.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Грустная нежность осени»

14.10.2016

Учитель – Кузнецова В.Л.

Цели:

- вспомнить выразительные средства языка;

- развивать внимательное отношение к слову, умение слушать музыку

 - развивать эстетический вкус.

Презентация.

Звучит песня «Осень, она не спросит…» слайды 1 – 6

Беседа: (слайд 7).

- Добрый день! Вы уже наверняка догадались, о чём мы сегодня будем говорить. (ответы). Да, об осени.

- А как вы догадались? (звучала песня об осени).

- Какое преобладающее настроение осени? (грустное).

- Почему мы так решили? (мелодия печальная).

- Как бы вы назвали наше мероприятие? (ответы ребят).

- Я предлагаю назвать нашу встречу «Грустная нежность осени», это красиво и романтично.

- Что ещё, кроме мелодии, помогает понять мысли и чувства автора?

(слова - лексика, выразительные средства языка).

- Какие выразительные средства языка мы знаем? (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, перифразы, гиперболы …). Даём определения.

- Сегодня мы с вами будем слушать прекрасные осенние мелодии, читать стихи современных авторов и постараемся понять, как же поэтам удаётся добиться нежности строк, красоты, непохожести и оригинальности стихов. То есть получается, что в наше мероприятие будут вкраплены элементы литературы, культуры речи, поэзии и творчества.

- Мы разделились на 4 команды, каждая из которых сейчас придумает своё оригинальное осеннее название и запишет его на осеннем листочке и карточке. Оценивать вашу работу, активность и правильность ответов, чтение стихов будет жюри. (представление)

Осень рассылает телеграммы.
Весть о том, что лету вышел срок,
Мне принес, тихонько стукнув в раму,
Маленький оранжевый листок .
        На таких маленьких осенних листочках ребята писали сочинения-миниатюры об осени. Некоторые из них мы сейчас послушаем.

Слайды 8 – 16. (Чтение своих работ: 8 – М.А.;  9 – К.К., М.В.;  10 – Б.П., Л.В.;  11 – Е.А.;  12 – М.Д.;  13 – У.Е.;     14 – Л.А.;   15 – Л.К.; 16 – Т.Н. )

Спасибо всем ребятам за творчество!

- А сейчас мы послушаем песню «Осенняя мелодия», авторы которой: композитор Юрий Саульский и поэт Леонид Завальнюк. На ваших столах по два текста этой песни. Слушая, вы можете сразу отмечать выразительные средства языка, о которых надо будет рассказать.

Слайды 17-26 – звучит песня «Осенняя мелодия».

- Пожалуйста, ребята, ваши заметки. (Ответы уч-ся).

Слеза - осенних дней примета     (перифраз)
Росой
холодной потекла,              (эпитет)
И
журавли уносят лето,                (метафора)
И журавли уносят лето,
Раскинув
серые крыла.                 (эпитет)
Звенит высокая тоска,                  (метафора)

Не объяснимая словами,
Я не один, пока я с вами,
Деревья, птицы, облака,              (обращения)
Деревья, птицы, облака.

Кружатся листья, как записки,   (сравнение)
С какой-то грустью
неземной,   (эпитет)
Кто не терял друзей и близких,
Кто не терял друзей и близких,
Пусть посмеётся надо мной.

Немало мы по белу свету
В исканьях радости кружим
.  (метафора)
Порой для слёз причины нету,
Порой для слёз причины нету,
Но
кто не плакал, тот не жил.  (афоризм)

И часто плачем мы невольно,
Когда
дожди стучат в окно,             (олицетворение)
Не потому, что сердцу больно,
А потому, что есть оно.        
(построение на фразеологизме: нет сердца).

Эпитеты (холодной росой, серые крыла, грустью неземной) дают нам понять, что осень мрачная и холодная, а грусть осени странная, непонятная.

Обращения к деревьям, облакам, как живым существам, говорят о том, что человек – это часть природы, он не один.

Использование метафор и олицетворений (…) – это доказательство того, что осень живая: грустит она, грустим и мы. А если у человека есть сердце, то он должен быть чутким, понимающим, неравнодушным.

Слайд 27.

Я люблю тебя, милая осень!
Ты пришла, и я снова живу!
Вечеров звездных тихая просинь,
Шепот ветра в сосновом бору...  

                                                        Чтение стихов (5 класс).

Следующее произведение для прослушивания – это песня «Я вас люблю, мои дожди!» Автор и музыки, и стихов – Вадим Егоров.

(Вспомните, как называют таких авторов – барды)

Тексты тоже есть перед вами – работаем.

Слайды 28 – 33.

Я вас люблю, мои дожди,  (обращение как к одушевлённому существу)
Мои тяжёлые осенние,       (эпитеты)
Чуть-чуть смешно, чуть-чуть рассеянно
Я вас люблю, мои дожди.

А листья ластятся к стволам,  (олицетворение)
А
тротуары словно зеркало,  (сравнение)
И я плыву по зеркалам,
В которых отражаться некому,

Где как сутулые моржи,
Машины фыркают моторами
,   (олицетворение и сравнение)
Где вьются рельсы монотонные,
Как серебристые ужи.                       (сравнение)

Где оборванцы фонари                       (перифраз, образ усталого войска) 
Бредут шеренгою заляпанной
,
И
осень огненный парик
Сдирает ливневыми лапами
.  (осень – рыжеволосая женщина, не желающая больше что-то скрывать: свой уход)

Спасибо вам, мои дожди,
Спасибо вам, мои осенние,
За все, что вы во мне посеяли,
Спасибо вам, мои дожди.

Ответы детей.

Слайд 34.

Осенью все чувства так светлы,
Так таинственны и так прозрачны,
Словно капельки невыпитой росы,
Словно чье-то паутиновое счастье.

(Звучат стихи наших современников в исполнении 9-классников: У.Е.,  Л.А,  К.Д, В.А, Т.Н, Л.К, М.Д, Е.А.).

Сыплется с неба листва, кувыркаясь,
С шелестом мягким к земле прикасаясь,
Тихое эхо ушедшего лета,
Шепот ласкающий, солнцем согретый.      

Слайд 35. Танец (девочки 5 кл).

Танцуют листья свой прощальный блюз,
Красавцы клёны заиграли цветом.
И веточки с рябиновым браслетом,
С прохладой возрождают свой союз.

Последние слайды (36 – 39).

Желаю всем прекрасного настроения в эти замечательные осенние дни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия по немецкому языку - "Праздник осени"

Данное внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся 3-5 классов, изучающих немецкий язык по УМК "ШАГИ" ( авт. И.Л. БИМ).  Это конкурсная программа, рассчитанная на разноуровневую подготовку ...

Сценарий внеклассного мероприятия "До свиданья, осень"

Тематическое внеклассное мероприятие рекомендуется проводить, как итоговое с целью - закрепления знаний детей о времени года "Осень"....

Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Праздник осени"

Сценарий праздника осени и урожая для начальной школы – готовят учащиеся 5 класса...

Сценарий внеклассного мероприятия в 6 классе «Осенний Вернисаж»

Сценарий внеклассного мероприятия в 6 классе«Осенний Вернисаж»Цель: воспитывать любовь к прекрасному, к природе, Родине;развивать эстетический вкус, чувство дружбы, взаимопомощи, умение развлекаться, ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Король и королева осени"

Сценарий мероприятия, посвященного осени для учащихся 6-11 классов. Для проведения  участникам необходимо заранее подготовить "домашнее задание", оформить зал. Мероприятие проводится в виде сорев...

Сценарий внеклассного мероприятия "Бал осени"

Данный сценарий разработан для проведения внеклассного мероприятия "Бал осени"...