Азбука безопасного движения.
методическая разработка (5 класс) на тему

Калюжная Нина Алексеевна

Материал посвящён ПДД, рассчитанный на детей 2-5 классов. Обучающиеся узнаю о видах светофоров и дорожных знаков; вспомнят, как правильно переходить дорогу; узнают о значении знаков для водителей и пешеходов... Прилагается:презентация, фонограммы песен «Пусть бегут неуклюже», «Правила дорожные», песня, 2 мультфильма.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ссылка на презентацию и другие сопровождающие материалы https://cloud.mail.ru/public/EY6e/hR2Msr4yr

 

«Азбука безопасного движения»

Внеклассное мероприятие по ПДД

Цели мероприятия: 

  • познакомить учащихся с видами светофоров и дорожных знаков; вспомнить, как правильно переходить дорогу; рассказать о значении знаков для водителей и пешеходов; формировать у учащихся системы знаний по ПДД.
  • развивать наблюдательность, внимание, воображение, любознательность, навыки безопасного поведения на дорогах, творческие способности;
  • воспитывать у детей культуру поведения на дорогах, коллективизм, умение сопереживать.

Оборудование: презентация, дорожные знаки, прямоугольные полоски (белые – по количеству детей),  прямоугольники (серые 2х 6 шт., желтые, красные, зеленые  2х1 шт.), фонограммы песен «Пусть бегут неуклюже», «Правила дорожные», песня, 2 мультфильма.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ:

Звучит песня «Правила дорожные»

Слайд 1. Ведущий. Ребята! Сегодня мы с вами  поговорим о правилах дорожного движения «Азбука безопасного движения».

Слайд 2

-Посмотрите внимательно на экран и скажите, кем вы являетесь, выходя на улицу? (пешеходами)

- Почему именно так назвали людей идущих по улице? (пешком ходят)

- Какие корни можно выделить в слове «Пешеход»?

Слово ведущего. В нашей стране множество дорог. В любое время года и в любую погоду по ним мчат автомобили, автобусы. Трамваи, троллейбусы, несутся мотоциклы, катят велосипедисты, идут пешеходы.   Ещё с давних времён люди мечтали о скоростях. Машин становятся всё больше  и больше. Но автомобиль  наградил человека не только удобствами, но и опасностью. Растёт поток машин, на улицах становятся небезопасно. Но опасность подстерегает только тех, кто не знает правил движения, не умеет правильно вести себя на улице, не соблюдает правил.    Каждый должен правила знать и самое главное – их соблюдать! Поэтому мы сегодня закрепим наши знания  в целях профилактики детского – дорожного травматизма.

« ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ…» (из истории дорожного движения)

 «В старину улицы были едиными и для тех, кто  ехал, и для тех, кто шёл пешком. Это нередко приводило  к несчастным случаям. Несмотря на царские указы, в которых  говорилось о том, чтобы едущие соблюдали осторожность  и не давили лошадьми идущих пешком, количество несчастных случаев  не уменьшалось. Только тогда стали строить в городах специальные дорожки, которые назвали французским словом – тротуар, что в переводе означает…? 

-Кто знает?   «дорога  для пешеходов». А чтобы на тротуар не заезжали экипажи или сани, его приподняли над проезжей частью».

Мультфильм «Уроки тётушки совы» История безопасного движения на дорогах.

Ведущий.  Ребята, а вы знаете, почему светофор называют светофором?

Это слово составлено из двух частей “свет” и “фор”. “Свет” – это всем понятно, “фор” – от греческого “форос”, что означает “несущий”, носитель. А вместе “светофор” – значит “ носитель света”, “несущий свет”.

-Что вы о нём можете рассказать? Слайд 4 .

Первый светофор появился в 1868 году в Англии в Лондоне. А в нашей стране первый светофор установили в1929 году в Москве. Светофор был похож на часы с круглым циферблатом, разделённым на секторы красного, жёлтого и зелёного цвета. Стрелку-указатель регулировщик поворачивал вручную. Потом появились электрические светофоры, которые действуют и сейчас, хотя внешне они и изменились.

Ведущий. Ребята, как вы думаете, почему выбраны именно эти цвета? Слайд 5.

  • Красный цвет хорошо виден в темноте, тумане. Красный цвет - сигнал опасности, сигнал тревоги. Он самый заметный, виден издалека, его трудно спутать с другим. Поэтому он выбран для самого строгого сигнала, запрещающего движение.
  • Желтый цвет также хорошо заметен в любую погоду. В тумане его можно принять за красный. Но все равно он будет предупреждать водителя.
  • Зеленый цвет нельзя спутать с красным или желтым.

Ведущий. На светофорах есть козырьки, чтобы сигналы были хорошо видны при ярком солнечном свете.

- Бывают чрезвычайные ситуации, или когда светофор не работает по какой-нибудь причине. Кто помогает соблюдать правила движения? (регулировщик) Слайд 6. Слайд 7.

Ведущий. Ребята, запомните:

Пусть запомнят твёрдо дети:
Верно, поступает тот,
Кто лишь при зелёном свете
Через улицу идёт!

Игра «Собери светофор»

Командам объясняется задание: каждый участник команды   должен   участвовать   в   сборке   светофора   из прямоугольников и кругов. Побеждает команда, раньше и без ошибок закончившая сборку светофора. В коробках находятся по шесть серых прямоугольников и по одному цветному: красный, желтый и зеленый. По сигналу участники команд подбегают к коробкам, вынимают из коробок прямоугольники, возвращаются на место, передавая жезл следующему, каждый следующий участник берет из коробки другой прямоугольник, продолжая сборку светофора. Прямоугольники кладут один на другой в следующей последовательности: серый, серый, красный, серый, желтый, серый, зеленым, серый, серый.

Команды готовы? Я проверю, какие вы внимательные пешеходы и проведу с вами игру “Светофор”. Правила простые:

  • Если я покажу красный сигнал, вы делаете шаг назад,
  • Если жёлтый – стоите на месте,
  • Если зелёный – делаете один шаг вперёд.

Те,  кто ошибается, выбывает из игры. Побеждает та команда, чей участник остается последним, или где больше участников. Будьте внимательны!

Ведущий. Молодцы! Ребята, а кто ещё подчиняется сигналам светофора кроме пешеходов?   А знаете, какие машины могут свободно проехать при зелёном сигнале для пешеходов?

Слайд 8.

- Вы сразу их узнаете по тревожному громкому сигналу, который они издают, и синим или жёлтым маячкам на крыше. Это машины скорой медицинской помощи, милиции, пожарной охраны и аварийной службы, они спешат спасти людей, попавших в беду, поэтому на дорогах для них всегда “зелёный свет”. И если, переходя дорогу по зебре, ты увидел вдали такие машины, остановись и пропусти их. Не беги и не пугайся.

Ведущий. - Кто поможет вам перейти через дорогу?  Слайд 9.

- Как по – другому называется «зебра»? (пешеходный переход)

- А какие ещё переходы вы знаете?

Дети. Пешеходный переход.

Подземный пешеходный переход.

Наземный пешеходный переход.   Слайд 10 .

Ведущий. Как нужно переходить через дорогу?   Слайд 11.

Практическое занятие. Игра: “Научись сам, научи друга”

2.Разложите у доски белые полоски бумаги так, чтобы получился пешеходный переход.

(Каждый ребенок получает белую полоску. По сигналу выкладывают «чья команда быстрее»)

2.Учимся все вместе. Идем. Посмотрели налево. Посмотрели направо. Идем.

- А Зимой?

- Почему зимой дороги особенно опасны. Слайд 14.

      - А какие могут быть последствия? Слайд 15.

- Если на дороге случилась беда? Слайд 16.

МУЛЬТФИЛЬМ с участием СМЕШАРИКОВ.

Ведущий.  А вы, ребята, тоже так делаете? (Нет.) Вы соблюдаете ПДД? (Да.)                                                      - А вы знаете, где устанавливаются светофоры? (на перекрестках)

- А что такое перекресток?

Ведущий. А что поможет пешеходу, когда нет светофора, например в селах, поселках?

Дети. Дорожные знаки. Слайд 17.

Ведущий. Дорожные знаки имеют свою историю. Самые старые из всех дорожных знаков - указатели расстояний. Люди устанавливали каменные столбы, чтобы пометить дорогу; на перекрёстках ставили каменные или деревянные кресты, строили часовни. Слайд 18.

- Более 300 лет назад в России появились высокие столбы на дороге через каждую версту (1 км 67 м) их стали называть верстовыми. Позднее стали устанавливать столбы на перекрёстках и делать на них надписи, куда какая дорога ведёт. Дороги, на которые ставили столбы, стали называть столбовыми.

Слайд 19.

- Раньше каждая страна имела свои дорожные знаки. Попытка ввести единые дорожные знаки была предпринята в 1909 году в Париже. Были приняты четыре международных дорожных знака, эти знаки имели символы, которые почти полностью схожи современным дорожным знакам.

В 1968 году были приняты 126 международных дорожных знаков, а в 1978 году был принят новый стандарт, который установил 7 групп дорожных знаков.

Слайд 20.Слайд 21. 22, 23, 24, 25, 26, 27.

Разминка. Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы                                          

Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».

- Что хотите - говорите, вода жидкая всегда? (Нет) 
- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да) 
- Что хотите - говорите, мы бежим быстрей домой, поиграв на мостовой? (Нет) 
- Что хотите - говорите, вы всегда, когда спешите, то за транспортом бежите? (Нет) 
- Что хотите - говорите, пешеход идет вперед только там, где переход? (Да) 
- Что хотите - говорите, мы торопимся так скоро, что не видим светофора? (Нет) 
- Что хотите - говорите, но на знаке «переход» нарисован пароход? (Нет) 
- Что хотите - говорите, только умный пешеход на зеленый свет идет? (Да)

Викторина. (отвечают команды по очереди)

-Какие бывают переходы?                                                                                                                                     - Зачем нужны правила дорожного движения?                                                                                                          - Как нужно обходить стоящий троллейбус?                                                                                                        - При каком сигнале светофора можно переходить улицу?                                                                                  - Как называется часть дороги, по которой двигаются пешеходы?                                                                  - Почему нельзя перебегать улицу?                                                                                                                   - Как нужно обходить стоящий трамвай, автобус?                                                                                           - Как переходить (по переходу) улицу велосипедисту?

Задание:  Задание для командиров.                                                                                         Отвечают по очереди. Ведущий читает стихи-загадки.

  1. Вот полоски черно-белые                          

Шагать по ним ты можешь смело
На ту сторону ведет - (
пешеходный переход)

     2.Здесь не ездят на  машинах
Путь здесь лишь для тонкой шины    

Потому здесь мы поедем                                          

Только на… (велосипеде)

3.Если ты, не вымыв рук,
Поел в дороге овощи,
Срочно нужно найти пункт
(
медицинской помощи)

      1.Если нужно позвонить                              

Срочно что-то сообщить
Нам в этом поможет он,                                                          

Ну конечно…(телефон)

     2.Направление подскажет                                    

 Как, куда свернуть укажет                                                  

 И напомнит, что и как,
Вам в пути
…(Дорожный знак). 

3.Дома по рельсам пробегут.Всех с остановки заберут.Торопись и не зевай,
Отправляется
…(Трамвай). 

ВОПРОСЫ  «Тест» командам

1. Кто из сказочных героев не нарушил бы правил дорожного движения? Мальвина       Буратино         Незнайка             Винни - Пух

2.Лучше всего, на какой дороге затормозит машина?

На мокрой              На обледенелой             С ямками                     На сухой

3. Когда загорелся желтый свет светофора, что ты будешь делать?    Посмотришь, нет ли поблизости  быстро идущего транспорта и побежишь. Побежишь со всех ног.             Останешься стоять на месте.

4. С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части?                                        С самого рождения.               С 14 лет .                Когда  выйдешь на пенсию.

Вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.

Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки?  (В карету)

На чём летал старик Хоттабыч?  (На ковре – самолёте)

На чём ехал Емеля к царю во дворец?  (На печке)

Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда?  (Велосипед)

Чем заправлялся Карлсон, который живёт на крыше?  (Вареньем)

Подарок родителей дяди Фёдора почтальону Печкину?  (Велосипед)

Личный транспорт Бабы – Яги?  (Ступа)

На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной?    (Поезд)

На чём летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)

На чём катались Герда и Кай?                   (На санках)

Вопросы для команды “Жигули ”.

  1. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
  2. Как надо обходить стоящий автобус, троллейбус?
  3. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам и дорогам?
  4. Почему опасно играть в мяч на проезжей части?
  5. Что означает желтый сигнал светофора?

А теперь вопросы для команды “Москвич ”.

  1. Как и где лучше переходить улицу?
  2. Почему нельзя цепляться за грузовые автомобили?
  3. Где следует ожидать автобус, троллейбус?
  4. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?
  5. Что означает красный сигнал светофора?

4. Игра “Разрешается – запрещается”                                                                                                 (разрешается – стоим, запрещается – приседаем) для всех.

- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)

- Играть на дороге…(запрещается)

- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)

- Идти толпой по тротуару…(разрешается)

- Идти по тротуару слева…(запрещается)

- Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)

- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)

- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)

- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)

- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)

- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)

- Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)

- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

- Уважать правила дорожного движения…(разрешается)

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!”   Все

Ведущий:  Отвечаем хором, если согласны: “Это я, это я, это все мои друзья!”, если не согласны: молчите.

Ведущий: Кто из вас идёт вперёд. Только там, где переход?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья.

Ведущий: Кто летит вперёд так скоро, Что не видит светофора?

Дети молчат

Ведущий: Кто, из вас идя домой, Держит путь по мостовой?

Дети молчат.

Ведущий: Знает кто, что красный свет - Это значит – хода нет?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья.

Ведущий. А теперь задания по командам.

«Знатоки нот»

Ведущий. Кто отгадает загадку:

Семь ребят на лесенке.Заиграли песенки. (Ноты.) Слайд 32.

Игра «Составь слова»  Слайд 33.

Ведущий. Ребята, вы все – молодцы! Прекрасно справились с заданиями, конкурсами, показали хорошие знания, прекрасные умения.

Чтобы не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойно были за рулем водители

Делаем мы вам предостережение

Соблюдайте правила дорожного движения!     Слайд 35.

Благодарность.

Памятка юного пешехода в подарок каждому

1.Прежде чем пересечь улицу или дорогу, убедись в полной безопасности перехода.

2.Не перебегай дорогу перед близко идущим транспортом, не разрешай этого делать другим.

3.Не устраивай игры на проезжей части улицы. Не цепляйся за проходящий транспорт.

4.Будь внимателен к окружающим: если человек упал, помоги ему подняться, пожилым людям помоги перейти улицу.

5.Ходи только по тротуару или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны. Если нет тротуара, то иди по обочине навстречу транспортному средству (по левой стороне).

6.Строго подчиняйся сигналам светофора. Переходи дорогу только там, где знак «пешеходный переход» и только на зеленый сигнал светофора.

7.Пользуясь общественным транспортом, соблюдай порядок посадки и выхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Азбука безопасности» (внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения)

Представлен конспект к мероприятию по правилам дорожного движения.Данный ресурс предназначен для учащихся начальных классов.Для учащихся среднего звена ресурс тоже будет полезен....

"Азбука безопасного движения"

Внеклассное занятие по ПДД - беседа с элементами игры....

Конспект урока по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Тема: «Азбука дорожного движения» 5 класс

Цель урока: закреплять элементарные правила безопасного поведения на улице, на дороге, в процессе сюжетных подвижных игр....

Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения для учащихся 7 класса "Азбука безопасности"

Цель: повторение правил дорожного движения, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья школьников.Задачи: выяснить, как учащиеся запомнили названия дорожных знаков,повторить правила поведения на улице...

2014 год Шоноев Т.И. МБОУ «Сосново-Озерская сош№2» Районный Слет Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности» 15 апреля 2014 года Положение районного Слета Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности»

Очень часто люди страдают из-за неосторожности и беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих поступков. Порой все мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и...

Игра - викторина по Правилам дорожного движения "Азбука безопасности"

Игра - викторина по Правилам дорожного движения "Азбука безопасности"...