«Секреты бабушкиной шкатулки»
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Смагина Ольга Николаевна

«Секреты бабушкиной шкатулки» конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_babushkinoy_shkatulki.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья-специальная (коррекционная образовательная школа-интернат №113городского округа Самара

Технологическая карта внеклассного мероприятия по истории в 9классе

на тему «История России»

Тема викторины «Секреты бабушкиной шкатулки»

             

Педагог: Смагина О.Н.

ноябрь 2014

Технологическая карта  внеурочного мероприятия

викторина «Секреты бабушкиной шкатулки»

Тема

«Секреты бабушкиной шкатулки»

Тип

Внеурочное мероприятие- викторина

Цель

Способствовать развитию интереса обучающихся к народному творчеству через знакомство  с различными видами вышивки, кружевоплетением; расширять кругозор; формировать стремление к новым знаниям.

Планируемый результат

Предметные:

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание узнать больше, проявлять смекалку и эрудицию, осознавать личностный рост.

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, осуществлять поиск нужной информации, комментировать увиденное на слайдах, участвовать в процессе говорения и слушания.

Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своих действий на уровне адекватной самооценки.

Коммуникативные: строить понятные для окружающих высказывания, соблюдать нормы речевого этикета, уметь взаимодействовать со взрослыми и товарищами (вступать в диалог, задавать вопросы…).

Коррекционные: формировать умение согласовывать свои высказывания с товарищами, отрабатывать умение доказывать своё мнение; коррекция слуховой и зрительной памяти; проявлять положительные эмоции.

Межпредметные связи

Ознакомление с окружающим и развитие речи

История

Музыка

Изобразительное искусство

Трудовое обучение

Ресурсы

Компьютерная презентация

Предметы народного творчества

Раздаточный материал для создания продукта по окончании мероприятия

Фишки

Технологии

Здоровьесберегающие  (смена деятельности, хождение по классу, физкультминутки )

Игровые

ИКТ

ЭОР

Методы

Словесные, наглядные, игровые, практические.

Предварительная работа

1.Посещение школьной библиотеки

2.Чтение рассказов и стихотворений о народных промыслах

3.Рассматривание иллюстраций народного творчества

4.Разгадывание кроссвордов по теме «Народные промыслы»

5.Совместное создание презентации

6.Консультация для родителей «Знакомьте детей с народным творчеством»

7.Выставка рисунков народного творчества.

8.Подбор музыкального сопровождения совместно с учителем по музыке

Этапы викторины

Деятельность и указания  педагога

Деятельность  учащихся

УУД, коррекционные задачи

1.Организационный момент

2.Знакомство с темой и правилами викторины.

3.Ход игры.

Физминутка для снятия общей усталости

Физминутка для мелкой моторики.

4.Изготовление каждым обучающимся своей вышивки.

5.Подведение итогов.

        Чем дальше в будущее входим,

        Тем больше прошлым дорожим.

        И в старом красоту находим,

        Хоть новому принадлежим.   (Слайд1)

    Наше мероприятие называется „Секреты бабушкиной шкатулки”(Слайд 2).

  -Почему именно так?

      Во многих семьях хранятся вышитые полотенца, скатерти, салфетки. Многие из них украшены кружевом. Какими же рукодельницами были наши бабушки! Какую красоту создавали их золотые руки!

    Многие изделия имеют незнакомые названия – подзор, „дорожка”. И непонятно для чего они служили?

      В некоторых семьях сохранились прялки. И, конечно, теплые и красивые вещи, связанные бабушками!

    -Только вот как делают нитки, из которых бабушка их вязала?

      Сегодня мы все это узнаем отвечая на  вопросы  викторины. Каждый, кто правильно ответит на вопрос получит жетон, а в конце мы узнаем результат игры.

   Перед нами бабушкина шкатулка. Открываем шкатулку и появится оттуда что-то белое, узорчатое. И, кажется, словно снежинки вылетели.

Вопрос №1

-Что же это?

(Слайд 3)

    Издавна плетение кружев было излюбленным народным ремеслом.

Вопрос №2

-В каких уголках России плели кружева?

(Слайд 4)

Вопрос №3

-Что являлось обязательным предметом в доме?

(Слайд 5)

Вопрос №4

-Что вязали по краям полотенец?

(Слайд 6)

Вопрос №5

-Что такое прошва?

(Слайд 7)

Вопрос №6

-Чем украшали полотенца?

(Слайд 8)

Вопрос №7

-Для чего служил подзор?

(Слайд 9)

Вопрос №8

-На чем еще была кружевная отделка?

 (Слайд 10)

Вопрос №9

-Какие предметы вязали ажурные?

 (Слайд 11)

 

Вопрос №10

-Назовите один из древнейших видов народного творчества?

 (Слайд 12)

  Вышивальщицы бережно хранили особенности вышивки своей местности. В разных краях и областях нашей страны -  свои излюбленные узоры. Каждый вид вышивки получил свое название по той местности, где она возникла и существует.

Вопрос №11

-Какие названия вы знаете?

(Слайд 13)

  А теперь немного отдохнем. Воспитатель под русскую народную музыку выполняет движения.

 

Искусными вышивальщицами были и наши бабушки. Они старались сделать свой дом уютным, красивым.

Вопрос №12

-Каким способом обычно вышивали?

(Слайд 14)

Вопрос №13

-Что такое «дорожка»?

 (Слайд 15)

Вопрос №14

-Какие предметы еще вышивали?

 (Слайд 16)

Вопрос №15

-Какие цветы вышивали крестом?

 (Слайд 17)

- Вопрос №16

Как оформляли края изделий?

 (Слайд 18)

Вопрос №17

-Какую еще гладь вы знаете?

 (Слайд 19)

Вопрос №18

-Какие предметы вязали наши бабушки?

 (Слайд 20)

Вопрос №19

-Как готовили шерсть?

 (Слайд 21)

Вопрос №20

-С помощью чего пряли?

 (Слайд 22)

Вопрос №21

-В какое время пряли женщины?

(Слайд 23)

Вопрос №22

-Из каких частей состояла прялка?

 (Слайд 24)

Вопрос №23

-Что служило главным инструментом для получения нити?

(Слайд 25)

Вопрос №24

-Что появилось после веретена?

 (Слайд 26)

Подведение итогов по ответам на  вопросы.

 

 

Педагог выполняет гимнастику для пальцев рук.

 

   

  В русских деревнях девочек с 5-7лет начинали обучать женскому ремеслу – прясть, ткать, вышивать.

     Предлагаю вам выполнить понравившуюся  вышивку.  Каждый из вас унесёт ее домой, в подарок для родных.

Педагог следит за выполнением работ, предлагает дополнительный материал.

   Награждение победителей.

   Мы получили ответы на свои вопросы, знакомясь с ремеслами наших бабушек. Узнали, для чего служили вещи, которых сейчас нет в наших домах. Познакомились с инструментами, которые использовали в работе мастерицы. А самое главное – чуть-чуть больше узнали о своих бабушках, создававших такую красоту.

Любите, дети, старину

С ее былинными веками,

С ее столетними церквами,

К величью ведшую страну,

 Любите, дети, старину!..

Любите, дети, Отчий Дом,

И нежность материнской ласки,

Любите бабушкины сказки

В кругу внучаток вечерком,

У печки с ярким огоньком…

Любите Русь – Святынь оплот,

Мир кроткой кельи монастырской;

Дух мощной рати богатырской,

Нас всех хранящий от невзгод…

Любите, дети, свой народ!

                                          С. Бехтеев

(Слайд 27) Спасибо за внимание!

Приветствуют друг друга. Занимают свои места в классе.

Обучающиеся отвечают на вопрос, слушают правила игры и задают при необходимости вопросы?

Ответ: Ведь это же кружево!

Ответ: Кружева плели во многих уголках России: в Ельце,в Вологде, в Рязани… Местные мастерицы создавали свой, особый вид кружевных узоров. 

Ответ: Обязательными предметами в доме были полотенца. На них подносили хлеб-соль, украшали красный угол. 

Ответ: Для полотенец вязали кружевную кайму. Многие узоры мастерицы придумывали сами.

Ответ: На полотенцах делали прошву. Прошва – это вшитая узкая полоска кружева или  ткани. Если прошва была из ткани, то на ней вышивали узор, делали складки.

Ответ: Украшали полотенца ажурными дорожками – мережкой. 

Ответ: Кружевом украшали и подзоры. Подзор служил для того, чтобы скрыть пространство под кроватью. Кружево заполняло всю поверхность или только нижний край подзора.На подзоры тоже вшивали прошву. Узор для украшения подзора делали и из  ткани.  Детали обвязывали крючком, а потом соединяли ажурным вязаным узором. Кроме кружева  подзоры украшались вышивкой.

Ответ: Кружевная отделка была на салфетках, платочках.

Ответ: Вязали наши бабушки красивые ажурные воротнички  и салфетки. Каждая вещь была неповторима и до сих пор привлекает своей красотой.

Ответ: Вышивка – один из древнейших видов народного творчества.

Ответ: Вышивка русского Севера, рязанская,  смоленская…

Дети выполняют движения вместе с воспитателем.

Ответ: Вышивали в основном крестом и гладью.  

Ответ: «Дорожка» - это узкая длинная скатерть. Они обычно стелились на комоды, столы, прикалывались на диваны. Очень красивы были дорожки вышитые набором

Ответ: Украшены вышивкой были полотенца, подзоры, салфетки, наволочки и  конечно, скатерти. Сколько терпения и мастерства требовала эта работа! Ни одна вещь не была похожа на другую.

Ответ: Украшены вышивкой были полотенца, подзоры, салфетки, наволочки и  конечно, скатерти. Сколько терпения и мастерства требовала эта работа! Ни одна вещь не была похожа на другую

Ответ: Украшены вышивкой были полотенца, подзоры, салфетки, наволочки и  конечно, скатерти. Сколько терпения и мастерства требовала эта работа! Ни одна вещь не была похожа на другую

Ответ: Очень красивыми, ажурными получались салфетки вышитые прорезной гладью. Всегда славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Всегда женщины дарили дивные узоры всем на радость.

Ответ: Умели наши бабушки и вязать. В сильные морозы согревали всю семью связанные мастерицами из овечьей шерсти и козьего пуха варежки и носки.

 Ответ: Вначале шерсть чесали щётками (их называли чесалки, чески). Потом приступали к прядению.

Ответ: В доме наших предков прялка была чуть ли не самым главным предметом: она одевала всю семью. Скромную труженицу, как бы в благодарность за ее работу, покрывали причудливой резьбой, расписывали затейливыми узорами.

 Ответ: Пряли в русской деревне все женщины. С конца октября, когда заканчивались  полевые работы, женщины садились за прядение.

Ответ: Прялка состояла из вертикальной части (гребня), куда привязывается кудель (пучок вычесанного льна или шерсти, приготовленный для пряжи) и горизонтальной (донце), где сидит пряха

Ответ: Главными инструментами для получения нити служили веретёна. Из кудели вытягивали длинную прядь и скручивали быстрым вращением веретена.

Ответ: Позже появились самопрялки. Прядение на самопрялке гораздо быстрее, чем на веретене.

Дети выполняют с педагогом пальчиковую гимнастику.

Участники игры самостоятельно выбирают материал вышивки. Демонстрируют их товарищам и рассказывают. Участники игры высказывают своё мнение, делятся своими впечатлениями.

Все обучающиеся слушают стихотворение, прощаются.

Создать положительный эмоциональный настрой

Почувствовать уверенность в своих возможностях.

активизировать мыслительную деятельность

Развивать связную речь диалогической и монологической формы через умение отвечать на поставленный вопрос.

Развивать умение взаимодействоватьдруг с другом, слушать и слышать друг друга.

Удерживать цель деятельности до получения результата, контролировать правильность ответов.

Сотрудничать с учителем и сверстниками. Оформлять свои мысли в устной форме.

Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания о народном творчестве.

Расширять кругозор. Развивать целостное понимание окружающего мира.

Учиться строить высказывания, понятные для окружающих

Уметь проявлять положительные эмоции, управлять своим поведением

Работать с полученной информацией

Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Уметь структурировать имеющиеся знания.

Сотрудничать с ведущим игры и её участниками.

Воспитывать положительное эмоциональное отношение к национальной культуре.

Проявлять в конкретных ситуациях  внимание.

Уметь формулировать и высказывать своё мнение, доказывать его.

Уметь участвовать в диалоге.

Определять границы собственного знания и «незнания».

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.

Активно воспринимать оценку взрослого и обучающихся.

Участвовать в групповой работе

Адекватно оценивать результат своих действий

Уметь фиксировать результат.

 Делать выводы о результате совместной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты бабушкиного сундука

Что хранится у нашей бабушки в сундуке? Очень много интересных вещей: и сказки про домового,и рукоделие,и вкусные пирожки,и народные средства лечения простуды,и мудрость народная,как сделать оберег от...

"Секреты бабушкиного сундука" познавательно-игровая программа для детей младшего школьного возраста

Познавательно-игровая программа "Секреты бабушкиного сундука" раскрывает секреты изготовления обрядовых кукол. В программе выстроен алгоритм изготовления куклы "мартинички"....

Музейный урок: "Секреты бабушкиного сундука" Неменский 5 класс

Музейный урок:  «Секреты бабушкиного сундука» 5 класс   Цель урока: Познакомить детей с понятием музей, как о месте  погружения в прошлое.Развивать логическое мышление, ...

"Секреты бабушкиного сундука"

Конкурсно-игровая программа «Секреты из бабушкиного сундука»-Здравствуйте, судари и сударушки, добро пожаловать! У нас для каждого найдется и словечко и местечко.Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли в...

Внеклассное мероприятие "Секреты бабушкиного сундука"

Мероприятие для проведения внеурочных занятий....

Образовательная программа "Секреты бабушкиного сундука"

Программа художественной направленности Срок реализации программы – 3 годаПрограмма для детей в  возрасте от 6 до 16 лет Первый год обучения- 144 часаВторой год – 216 часов Трети...

ПРОГРАММА "Секреты бабушкиного сундучка"

Дополнительная общеобразовательная программа "Секреты бабушкиного сундучка" (общеразвивающая)...