Внеклассное мероприятие "Да будет светлой наша память"
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Дмитриева Наталья Алексеевна

Мероприятие позволяет воспитать всесторонне развитую личность, воспитание патриотизма, уважение к людям защищавших нашу Родину, знакомство с героическим прошлым своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc64.5 КБ
Office presentation icon da_budet_svetloy_nasha_pamyat.ppt2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Да будет светлой наша память»

Цель: воспитание всесторонне развитой личности, воспитание патриотизма, уважение к людям защищавших нашу Родину, знакомство с героическим прошлым своего народа.

Ход урока

Учитель

1418 дней и ночей продолжалась великая битва с немецкими захватчиками. Эта война для нашего народа была самая тяжелая и кровопролитная. К 1941 году фашисты захватили почти всю Европу. А 22 июня на рассвете, в один из самых продолжительных дней в году, Германия начала войну против советского народа. Гитлер хотел истребить часть русского народа, украинцев, белорусов, а оставшихся превратить в рабов. Он заявлял: «Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которая размножается, как черви…».

Ученик:

Июнь. Рассвет. Река изломом.

Туман над лесом. Тишина.

Снаряд. Разрыв. И с неба громом:

«Сегодня началась война...»

Нельзя сказать: «Ее не ждали...»

«В нее не верили...» - точней

С Москвы на дачи выезжали

В реке ловили окуней...

Толпа растерянно стояла,

Галдели громко пацаны,

Будил всех голос Левитана:

«Без объявления войны...»

Первыми приняли на себя удар пограничники. Они сражались до последнего патрона.(Брестская крепость. ) Фашисты рвались к Москве и Ленинграду. 30 августа 1941 года Ленинград оказался в кольце. Началась блокада Ленинграда Гитлер приказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить». Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии осаждающих. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате начавшийся в Ленинграде голод, усугублённый проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей. За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тыс. до 1,5 млн человек.

13 октября начались ожесточенные бои под Москвой.

Адольф Гитлер рассматривал взятие Москвы, столицы СССР и самого большого советского города, как одну из главных военных и политических целей операции «Барбаросса». В германской и западной военной истории она известна как «Операция Тайфун».

В эти суровые дни усилия всей страны направлены на решение одной задачи - отстоять Москву. Москва ощетинилась полосами противотанковых ежей. На улицах строились баррикады, подвалы домов превращались в огневые точки. Сотни тысяч москвичей строили на окраинах города глубокую противотанковую оборону, особенно мощную вдоль северных и южных границ города.

6 ноября, как и в былые мирные дни, в Москве состоялось торжественное заседание, посвященное 24-ой годовщине Великой Октябрьской революции. Только проходило оно на этот раз не в Большом театре. А в подземном вестибюле станции метро «Маяковская». А на следующий день-7 ноября 1941 года – на Красной площади состоялся военный парад войск Московского гарнизона…

 Кровопролитные, изнуряющие бои продолжались всю вторую половину ноября. Фашистское командование не увидело в ударах советских войск ничего особенного, не почувствовало, что уже начинается перелом в оперативной обстановке, что инициатива уходит от их войск и переходит на сторону Красной Армии.

Гитлеру все еще мерещились поверженная Москва, белые флаги и делегации москвичей, выходящие навстречу с ключами от города.

И вот 5 декабря, хотя не все еще было готово к проведению контрнаступления и превосходства над силами противника достигнуть пока не удалось, советское командование приняло смелое решение: приступить к осуществлению плана контрнаступления, ибо оперативная и стратегическая обстановка складывалась в нашу пользу.

Мощные удары советских войск явились настоящим сюрпризом для врага. Фашистское командование, было уверено, что у Советской Армии под Москвой нет сил для наступления, что она хотя и может наносить отдельные сильные удары, но перейти в общее наступление по всему фронту не в состоянии.

Контрнаступление советских войск под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии по всему советско-германскому фронту. Это было началом коренного поворота событий в ходе Великой Отечественной войны.

Разгром фашистских войск под Москвой стал решающим военно-политическим событием первого года Великой Отечественной войны. Одержав победу под Москвой, наши войска окончательно похоронили фашистский план «молниеносной войны» и развеяли миф о непобедимости германской армии. Провалились расчеты гитлеровцев на непрочность советского общественного и государственного строя, советского тыла.

В итоге гитлеровское командование вынуждено было перейти к стратегической обороне на всем советско-германском фронте.

Ученик:

Штыки от стужи побелели,

Снега мерцали синевой.

Мы, в первый раз надев шинели,

Сурово бились под Москвой.

Безусые, почти что дети,

Мы знали в яростный тот год,

Что вместо нас никто на свете

За этот город не умрет.

Ученик:

И вражьих пикировщиков орава,

И грохот бомб солдату нипочем,

Когда в груди живет и крепнет право

Любить Москву и зваться москвичом!

Ученик:

Не надо фраз про доблесть и отвагу.

Слова — всего лишь навсего слова.

Мы здесь стояли. И назад — ни шагу.

Мы здесь лежим. Зато стоит Москва.

Исполнение песни из кинофильма «Белорусский вокзал» «Здесь птицы не поют…». Слова и музыка Б. Окуджавы.

Все жители нашей Родины верили в Победу. В некоторых семьях, как святыни, хранятся солдатские письма с фронта, в которых, несмотря на все трудности, солдаты писали о скорой победе.

Некоторые из них хранятся в нашем городском музее. Не было у солдат конвертов на фронте, они писали письма и сворачивали листочек треугольником. Вот и получалось солдатское письмо.

Ученик:

В моих руках архив родителей,

В нем письма с фронта от отца,

В одном строфу стихов увидела

И дописала до конца.

"Ну что ж, пока война-разлучница

Ведёт меня из боя в бой,

И горевать, мод друг, и мучиться

Не раз придется нам с тобой.

Тот первый день войны вcё помню я:

В вагоне ты в слезах с детьми,

Слова прощанья, страха полные,

Сильней признаний всех в любви.

И как в минуты расставания,

Я повторяю и сейчас,

Что ни года, ни расстояния

Не разлучат вовеки нас.

Сказать по правде, неизвестно мне,

Когда и где мы кончим бой,

Но верю, как жених с невестою,

Мы повстречаемся с тобой.

Чтоб нам, как прежде, слиться жизнями,

Чтоб сердцем ты понять смогла,

Как расстояния нас сблизили

И как разлука нас свела."        

Люди в тылу – женщины, старики и даже дети работали на военных заводах, сеяли и убирали хлеб. Они сменили у станков и у тракторов своих мужей и отцов, которые ушли на фронт. Они шили одежду, собирали хлеб, делали снаряды, собирали танки, самолеты и многое другое. Мальчишкам пришлось бросить учебу, встать к станкам и вытачивать снаряды.

 Во время войны на фронте сражались и женщины. Они были снайперами, разведчицами, связистами, врачами и санитарками.

Ученик:

Горел закат солдатской кровью!

Мы устояли до конца.

А медсестра с такой любовью.

Спасала  старого бойца.

Такая юная девчонка.

Одна и на передовой...

Глаза её как у ребёнка,

С какой-то искоркой живой.

- Ну потерпи ещё немного!

- Сейчас тебя перевяжу.

- Лежи спокойно, ради Бога!

- Тут безопасно, я слежу.

- Ещё чуть-чуть, чуть-чуть осталось!

- Не умирай! Сойду с ума!

И сердце девичье сжималось.

Как-будто ранена сама.

Отец и дочь в одной землянке.

Да кто б такое представлял.

Горели вражеские танки.

И каждый этого желал.

Земля родимая рыдала,

От раны каждого бойца!

А медсестра? Она узнала,

В солдате раненом отца...

А сколько их, сестёр–девчушек,

В окопах на передовой,

Вселяли жизни в наши души.

И укрывали нас собой.        

С оккупированных немцами территорий люди уходили в леса в партизаны. Среди них были и женщины, и молодежь, и дети.

Ученик:

В первых числах декабря 1941 года в Петрищеве, близ города Вереи, немцы казнили восемнадцатилетнюю девушку-партизанку.

То было в дни наибольшей опасности для Москвы.

 Небольшая, окруженная лесом деревня Пегрищево была битком набита немецкими войсками. Здесь, пожирая сено, добытое трудами колхозников, стояла кавалерийская часть. В каждой избе было размещено по десять — двадцать солдат. Хозяева домов ютились на печке или по углам.

Однажды ночью кто-то перерезал все провода германского полевого телефона, а вскоре была уничтожена конюшня немецкой воинской части и в ней семнадцать лошадей.

На следующий вечер партизан снова пришел в деревню. Он пробрался к конюшне, в которой находилось свыше двухсот лошадей кавалерийской части. На нем была шапка, меховая куртка, стеганые ватные штаны, валенки, а через плечо — сумка. Подойдя к конюшне, человек сунул за пазуху наган, который держал в руке, достал из сумки бутылку с бензином, полил из нее и потом нагнулся, чтобы чиркнуть спичкой.

В этот момент часовой подкрался к нему и обхватил сзади руками. Партизану удалось оттолкнуть немца и выхватить револьвер, но выстрелить он не успел. Солдат выбил у него из рук оружие и поднял тревогу.

Партизана ввели в дом, и тут разглядели, что это девушка, совсем юная, высокая, смуглая, чернобровая, с живыми темными глазами и темными стрижеными, зачесанными наверх волосами.

Солдаты в возбуждении забегали взад и вперед и, как передает хозяйка дома Мария Седова, все повторяли: «Фрау партизан, фрау партизан», — что значит по-русски — женщина-партизан. Девушку раздели и били кулаками, а минут через двадцать избитую, босую, в одной сорочке и трусиках повели через все селение в дом Ворониных, где помещался штаб.

Здесь уже знали о поимке партизанки. Более того, уже была предрешена ее судьба.

И вот ввели Таню. Ей указали на нары. Против нее на столе стояли телефоны, пишущая машинка, радиоприемник и были разложены штабные бумаги.

Стали сходиться офицеры. Хозяевам было велено уйти в кухню.  Старший из офицеров сам допрашивал Татьяну на русском языке.

Офицер задавал вопросы, и Таня отвечала на них без запинки, громко и дерзко.

— Кто вы? — спросил офицер.

— Не скажу.

— Это вы подожгли вчера конюшню?

— Да, я.

— Ваша цель?

— Уничтожить вас.

Пауза.

— Когда вы перешли через линию фронта?

— В пятницу.

— Вы слишком быстро дошли.

— Что ж, зевать, что ли?

Татьяну спрашивали, кто послал ее и кто был с нею. Требовали, чтобы она выдала своих друзей. Через дверь доносились ответы: «Нет», «Не знаю», «Не скажу», «Нет». Потом в воздухе засвистели ремни и слышно было, как стегали они по телу. Через несколько минут молоденький офицерик выскочил из комнаты в кухню, уткнул голову в ладони и просидел так до конца допроса, зажмурив глаза и заткнув уши. Даже нервы фашиста не выдержали…

Два часа продержали Татьяну в избе Ворониных. После допроса ее повели в дом Василия Александровича Кулика. Она шла под конвоем, по-прежнему раздетая, ступая по снегу босыми ногами.

Она села на лавку. Немецкий часовой стоял у двери. Василий и Прасковья Кулик, лежа на печи, наблюдали за арестованной. Она сидела спокойно и неподвижно, потом попросила пить. Василий Кулик спустился с печи и подошел было к кадушке с водой, но часовой опередил его, схватил со стола лампу и, подойдя к Татьяне, поднес ей лампу ко рту. Он хотел этим сказать, что ее надо напоить керосином, а не водой.

Кулик стал просить за девушку. Часовой огрызнулся, но потом нехотя уступил. Она жадно выпила две большие кружки.

Вскоре солдаты, жившие в избе, окружили девушку и стали над ней издеваться. Одни шпыняли ее кулаками, другие подносили к подбородку зажженные спички, а кто-то провел по ее спине пилой.

Лишь вдоволь натешившись, солдаты ушли спать. Тогда часовой, вскинув винтовку на изготовку, велел Татьяне подняться и выйти из дома. Он шел позади нее вдоль по улице, почти вплотную приставив штык к ее спине. Так, босая, в одном белье, ходила она по снегу до тех пор, пока ее мучитель сам не продрог и не решил, что пора вернуться под теплый кров.

Поутру солдаты начали строить посреди деревни виселицу.

В десять часов утра пришли офицеры. Старший из них снова спросил Татьяну:

— Скажите, кто вы?

Татьяна не ответила.

Принесли Татьянины вещи: кофточку, брюки, чулки. Тут же был ее вещевой мешок, и в нем — сахар, спички и соль. Шапка, меховая куртка, пуховая вязаная фуфайка и валеные сапоги исчезли. Их успели поделить между собой унтер-офицеры, а варежки достались повару с офицерской кухни…

Татьяна стала одеваться, хозяева помогли ей натянуть чулки на почерневшие ноги. На грудь девушки повесили отобранные у нее бутылки с бензином и доску с надписью: «Зажигатель домов». Так ее вывели на площадь, где стояла виселица.

Под петлей, спущенной с перекладины, были поставлены один на другой два ящика. Отважную девушку палачи приподняли, поставили на ящик и накинули на шею петлю.

Татьяна  крикнула громким и чистым голосом:

— Эй, товарищи! Что смотрите невесело? Будьте смелее, боритесь, бейте немцев, жгите, травите!

Стоявший рядом немец замахнулся и хотел то ли ударить ее, то ли зажать ей рот, но она оттолкнула его руку и продолжала:

— Мне не страшно умирать, товарищи. Это счастье — умереть за свой народ…

Тогда Татьяна повернулась в сторону коменданта и, обращаясь к нему и к немецким солдатам, продолжала:

— Вы меня сейчас повесите, но я не одна. Нас двести миллионов, всех не перевешаете. Вам отомстят за меня. Солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен, все равно победа будет за нами!

Русские люди, стоявшие на площади, плакали. Иные отвернулись и стояли спиной, чтобы не видеть того, что должно было сейчас произойти.

Палач подтянул веревку, и петля сдавила Танино горло. Но она обеими руками раздвинула петлю, приподнялась на носках и крикнула, напрягая все силы:

— Прощайте, товарищи! Боритесь, не бойтесь!

Она умерла во вражьем плену на фашистской дыбе, ни единым звуком не высказав своих страданий, не выдав своих товарищей. Она приняла мученическую смерть как героиня, как дочь великого народа, которого никому и никогда не сломить. Память о ней да живет вечно!

Ученик: сообщение о Мармате Казее

...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске... Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Ученик: сообщение о Лене Голикове

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады... 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Ученик:

Снаряды не рвутся,не стонет земля,

И танков не будет пробита броня,

Мы в мирное время сегодня живём,

Не прячемся мы под прицельным огнём.

Тот ужас не знаем,но помним всегда,

Какие суровые были года...

Какою ценою в войне победили,

Всегда будем помнить,где мы бы не жили.

Всем низкий поклон,кто тогда воевал,

Кто Родину грудью своей закрывал,

Героям войны свою дань отдаём,

Мы им благодарны за то,что живём.

Всего за время Великой Отечественной войны погибло более20 миллионов  советских людей, в основном мирных граждан, умерших от голода и болезней. Миллионы солдат и офицеров отдали свои жизни во имя великой Победы. Каждый год 9 мая с 1945 года во многих городах нашей страны проходят праздничные парады. Самый главный из них -  на Красной площади. Мы чтим и помним память тех, кто сражался с врагом, работал для фронта в тылу, приближая долгожданную Победу.

 

Используемые интернет ресурсы:

http://www.informatics.ru/m

http://ru.wikipedia.org/

http://pozhelayka.ru

http://www.child-library.ru

http://stihi.ru

http://mywebs.su/

http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=3101416&keywordid=1135279


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дмитриева Наталья Алексеевна МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» г. Славгорода Алтайского края

Слайд 2

22 июня 1941 год 1418 дней и ночей продолжалась великая битва с немецкими захватчиками

Слайд 3

Брестская крепость Первыми приняли на себя удар пограничники. Они сражались до последнего патрона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда

Краткая аннотацияИдеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующи...

"Афганистан - наша память" Внеклассное мероприятие

Структура устного журнала. Устный журнал «Афганистан – наша память» состоит из четырёх страниц. Первая страница журнала - «Интернациональный долг» рассказ об истории лока...

Да будет светлой наша память

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого 71-ой годовщине битвы под Москвой. Приложения:презентация;открытка....

Внеклассное мероприятие "Афганистан - наша память и боль"

      ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ:Продолжить формирование целостного представления об истории России;Продолжить формирование военно-патриотических ценностей, любви и уважения к Род...

Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда

Идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующих самые низ...

"Да будет светлой наша память". Методическая разработка экскурсии по школьному музею.

Данный материал можно использовать на занятиях по краеведению....

Сценарий внеклассного мероприятия "Наша память как эхо печальна, наша память как песня горда"

Идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующих самые низ...