программа воспитательной работы
материал на тему

Ревягина Елена Валентиновна

Воспитание как реальность представляет собой совокупность реальностей, таких, как семейное воспитание, религиозное воспитание, социальное воспитание, коррекционное воспитание. Пришла пора социальных перемен. Произошло социальное, материальное и имущественное расслоение детской среды. Среди школьников всех возрастов усилились индивидуалистические, эгоистические настроения, интерес к вещам и деньгам, тяга к развлечениям и удовольствию. Может ли в таких условиях школа брать на себя ответственность за будущую жизнь своих воспитанников? Конечно, об ответственности говорить трудно, но, тем не менее, помогать детям в такой ситуации школа должна. Сегодня нужны не только дельцы и ловкие предприниматели, но и  те, кто не позволит манипулировать собой, кто сумеет проявить способности к социальному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospit_rabote.doc359 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                                                  УТВЕРЖДАЮ

Зам.дир.по ВР                                                                          Директор МКОУ СОШ №16                    Л.И.Бухарова                                                                                       Т.В.Миронова                    ____________                                                                                       _____________                              

        

Программа

воспитательной работы

Любить, понимать, помогать...

(Формирование и развитие творческой личности учащихся в классном коллективе)

Классный руководитель

Ревягина Елена Валентиновна

г  Дзержинск 2012

План

  1. Введение (актуальность, обоснование)
  2. Теоретическая концепция
  3. Содержание воспитания
  4. Модель выпускника
  5. Этапы реализации программы
  6. Мероприятия по реализации программы.


Введение (актуальность, обоснование)

Возможно, ли другого изменить?

Открыть, сломать и вновь свинтить,

Судьбу без колебаний предсказать,

Потом туда дорогу смело указать,

И не давать с дороги сбиться

Толкать и осуждать, мешая ошибиться?

А кто нам дал такое право?

Того и я не знаю, ох, не знаю, право.

Есть шаг: любить, исследуя, не ждать мольбы,

Лишь в чуде внутренней борьбы

Ютится взлет людской судьбы…

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения.

Воспитание как реальность представляет собой совокупность реальностей, таких, как семейное воспитание, религиозное воспитание, социальное воспитание, коррекционное воспитание. Пришла пора социальных перемен. Произошло социальное, материальное и имущественное расслоение детской среды. Среди школьников всех возрастов усилились индивидуалистические, эгоистические настроения, интерес к вещам и деньгам, тяга к развлечениям и удовольствию. Может ли в таких условиях школа брать на себя ответственность за будущую жизнь своих воспитанников? Конечно, об ответственности говорить трудно, но, тем не менее, помогать детям в такой ситуации школа должна. Сегодня нужны не только дельцы и ловкие предприниматели, но и  те, кто не позволит манипулировать собой, кто сумеет проявить способности к социальному творчеству.

Поэтому я рассматриваю ВОСПИТАНИЕ как целенаправленный процесс культуроемкого развития человека.

Воспитание в классе реализуется через воспитательный процесс - это взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание и самореализацию. Так же в приложении будет указываться, где дети будут принимать непосредственное участие в школьной жизни.

Успешное осуществление возможно при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин в школе.

Для нас воспитательная работа - это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.

Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, саморазвитию).

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»… Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.

Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

Развитие в наших детях творческих качеств личности становится одной из важнейших задач современной школы. Но, к сожалению, подавляющее большинство учителей сомневается в возможности развития творческого мышления.

Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем.

 Обращение к проблеме развития творчески определяется положением Л.С. Выготского и его школы о том, что «…творчество…является нормальным и постоянным спутником детского развития», что творческая работа учащихся - это деятельность, где наиболее полно реализуется потенциал ребенка. Рассматривая творческие способности как путь к развитию всесторонне развитой личности, деятельность классного руководителя нацелена на развитие творческих способностей учащихся.

Воспитание и развитие личности учащегося не должны быть эпизодическими, они должны быть включены в единую воспитательную систему.

Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности) и обладающий характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л. И. Новикова).

Теория становления, развития и управления воспитательной системы убеждает в ее целесообразности.

Во-первых, при использовании системного подхода происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности, крепнет взаимосвязь компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного). Это важно потому, что целостное развитие личности учащегося может обеспечить лишь целостный воспитательный процесс.

Во-вторых, создание воспитательной системы, включающей в себя освоенную коллективом школы социальную и природную среду, позволяет расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность.

В-третьих, созданная воспитательная система позволяет экономить время и силы педагогического коллектива. Содержащая определенные способы построения деятельности и отношений, которые влияют на личность, она, как правило, более эффективна, а затрат требует меньше, так как действовать традиционным способом легче, чем работать в новом режиме или в непривычной обстановке. Поэтому при построении системы мы уделили особое внимание формированию традиций. Они придают устойчивость системе, повышают ее жизнеспособность.

В-четвертых, в воспитательной системе моделируются и создаются условия для самореализации и самоутверждении личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных взаимоотношений в коллективе.

Теоретическая концепция

 Цель общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать  гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для  расцвета индивидуальности ребенка с учетом возрастных особенностей.

Сегодня воспитание - это взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Это деятельность, вплетенная органично в целостную ткань проживания детьми, подростками, старшими школьниками своей индивидуальной жизни среди других людей, в своем времени. Цель воспитания в этом случае ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. При этом важным становится ощущение времени, взаимодействие с ним, включающее:

- связь с прошлым, наличие культурной, исторической памяти;

- устремленность в будущее, видение и поиск решения глобальных проблем, прогнозируемых всем ходом развития человечества;

- полноценную жизнь в настоящем, способность адаптироваться к существующим условиям в органичных для себя, индивидуальных формах.

Таким образом, в воспитательном процессе, который организует современный педагог, взаимодействуют, обогащая друг друга, два начала: момент самореализации, самоосуществления личности и момент ее социализации, обеспечения таких отношений с социумом, которые способствовали бы максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала.

Обязанность педагога в этом процессе - вовремя распознать насущные интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развития и создать с учетом этого возможно комфортные условия для их реализации в социуме. При этом в действие вступают следующие принципы воспитания:

  • принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;
  • принцип культуросообразности воспитания;
  • принцип целесообразности и природосообразности;
  • принцип креативности, творческого начала в воспитании;
  • принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;
  • принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса;
  • принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса.

Подразумевается, что в процессе индивидуально-личностного развития необходимо не количественное, суммарное освоение моделей воспитания, а предоставление права школьнику самому выбирать социальные сферы для самореализации и саморазвития (семья, школа, класс, и т.д.). Педагог призван помочь осуществить выбор, не задавая жестких возрастных рамок, ибо этот процесс протекает неравномерно, по законам внутреннего развития каждой отдельной личности и в каких-то моментах может остаться незавершенным.

Основные направления:

  • Гуманистическая направленность воспитания и образования;
  • культурологическая направленность;
  • коллективное творчество;
  • эмоциональное насыщение жизни коллектива;
  • личностно-ориентированный подход;

Цели

  1. Развитие личности каждого ученика, его индивидуальности, культуры, творческих способностей..

Задачи

  1. Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  2. Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  3. Содействие формированию нравственной позиции;
  4. Использование воспитательных возможностей музеев, театров, библиотек;
  5. Повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе;
  6. Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.
  7. Развитие самостоятельности, ответственности в делах отдельного ученика и класса в целом;
  8. Поддерживание в классе атмосферы дружбы, уважения, помощи, поддержки, доверия друг другу;

Исходя из данных задач, выделены следующие направления воспитательной работы класса:

1. Сплочение коллектива

2. Самостоятельность в делах

3. Творческие дела

4. Школьные дела

5. Работа с родителями

Общность людей

  • учителя и ученики;
  • социальный педагог;
  • старший вожатый;
  • родители.

Деятельность

  • диагностическая;
  • учебно-познавательная;
  • трудовая;
  • общественно-полезная;
  • эстетическая;
  • спортивно-оздоровительная;  

Сеть отношений

  • сотрудничество;
  • сотворчество;
  • соуправление.

Классный руководитель стремится к демократическому стилю общения при высоком уровне дисциплины

Технологии

  • инновационные технологии;
  • методика коллективной творческой деятельности.

Организация воспитательного процесса

Средства воспитания: труд, учение, общение, слово, искусство, элементы социальной среды.

Методы воспитания:

требования, перспектива, поощрение и наказание, общественное мнение.

Приемы воспитания:

стимулирующие (доверие, просьба, одобрение, авансирование, награда, побуждение и др.) и тормозящие (намек, возмущение, мнимое безразличие, взрыв, ирония, приказ, предупреждение и др.).

Результаты воспитания:

  1. уровень воспитанности учащихся;
  2. сформированность коммуникативных качеств личности учащегося;
  3. уровень педагогической культуры, педагогического мастерства учителя.

Активные формы воспитания:

игры;  тематические КВНы, конкурсы газет, плакатов, фоторабот, конкурсы чтецов, сочинений, рисунков, стихотворений, Дни здоровья.

Содержание воспитания

Содержательная сторона процесса воспитания по отдельным сферам социализации и самореализации личности представляется следующим образом.

В пространстве социализации для каждого воспитанника складывается индивидуальный маршрут освоения социальных сфер и ролей, потому следует отказаться от привычного желания сформировать заданный перечень личностных качеств. Человек имеет право быть разным в кругу людей. Задача воспитателя - не "набрать сумму" перечисленных в программе качеств, видов деятельности, направлений работы, а постараться постепенно расширить, обогатить индивидуальный опыт, в котором могли бы раскрыться лучшие человеческие качества каждого воспитанника.

Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности воспитателя в следующих сферах (следует отметить, что оно не ограничивается ими, а гораздо шире):

Гражданско-патриотическое воспитание

способствует социализации школьников, содействует формированию у детей демократической культуры отношений, правового самосознания, навыков общественной жизни 

Решаемые задачи:

  • воспитание любви к Родине, ее истории, культуре, традициям;
  • воспитание гражданской позиции, ответственности и достоинства;
  • воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни;
  • воспитание правовой культуры. 

Технология:

  • организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, села;
  • организация и проведение тематических классных часов и бесед;
  • организация и проведение встреч с интересными людьми;
  • организация и проведение конкурсов творческих работ, газет и т.п. к праздничным датам.

 Художественно-эстетическое воспитание

способствует развитию потребности в прекрасном, реализует индивидуальные задатки и способности 

Решаемые задачи:

  • воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
  • реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.  

Технология:

  • организация и проведение музыкальных праздников и конкурсов;
  • организация и проведение тематических бесед и классных часов;
  • организация и проведение литературно-художественных конкурсов, спектаклей, праздников;
  • организация и проведение выставок работ школьников;

Физкультурно-оздоровительное и экологическое воспитание

способствует здоровому образу жизни, формирует силу, выносливость, красоту человеческого тела, содействует формированию ответственности за природу, окружающий мир 

Решаемые задачи:

  • создание условий для физического развития учащихся;
  • воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;
  • воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
  • воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.

Технология:

  • организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья;
  • организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций;
  • организация и проведение походов, поездок;
  • организация и проведение прогулок, трудовых десантов по уборке и озеленению территории.

 Трудовое воспитание

способствует формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивает организаторские способности 

Решаемые задачи:

  • воспитание потребности трудиться;
  • воспитание ответственности за выполненную работу.  

Технология:

  • организация и проведение трудовых мероприятий: субботников, трудовых десантов;
  • организация и проведение дежурства по классу, по школе;
  • организация и проведение ярмарок, аукционов поделок, выпечки и т.п.;
  • организация и проведение трудовой практики.

 Нравственное воспитание

способствует осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я", развивает рефлексию 

Решаемые задачи:

  • воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию;
  • воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру;
  • воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы. 

Технология:

  • формирование и развитие классных традиций;
  • организация и проведение тематических бесед, классных часов;
  • организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы;
  • организация и проведение классных праздников. 

Модель выпускника класса

Классный руководитель стремится вырастить выпускника, владеющего следующими качествами:

  • имеющим собственный взгляд на мир, проблемы государства, искусства и литературы, философии и политики;
  • социальная ответственность;
  • высокий уровень самосознания;
  • способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • креативность;
  • человечность, альтруистическую направленность;
  • высокий уровень общей культуры;
  • развитый эстетический вкус и эстетическое отношение к действительности.

Методика работы с родителями учащихся.

Наиболее распространёнными проблемами в отношениях семьи и школы на сегодня, по моему мнению, является:

  • Чрезмерное занятость родителей добыванием средств к существованию, ведущая к сокращению времени на воспитание детей;
  • Недостаточное внимание к образованию своих детей и нежеланием участвовать в школьных делах;
  • Низкий уровень доверия школе и как следствие негативное отношение к школьному воспитанию
  • Низкий образовательный и общекультурный уровень родителей, зачастую повторяющийся у их детей.

В силу выше обозначенных проблем, в том числе и неблагоприятных внешних обстоятельств, работы школы с родителями в последнее время значительно ослабла, но из этого не следует, что эта работа уже не нужна школе. Рассмотрим, как можно организовать взаимодействие с родителями учащихся на основе системного подхода и к этой стороне управленческой деятельности педагога-воспитателя.

Цель работы - организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.  

Задачи:

  1. Включение родителей в совместную со школой воспитывающую    деятельность с детьми.
  2. Правовое просвещение родителей.
  3. Оказание помощи родителям в семейном воспитании.
  4. Оказание родителями материально-финансовой помощи школе.
  5. Совместное со школой организация социальной защиты детей.
  6. Организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.

При работе с целым классом и с каждым отдельным учеником я использую для себя принцип «7У»:

                          1.         уверенность

  1. успешность
  2. удивительность
  3. убедительность
  4. уважительность
  5. уравновешенность
  1.        улыбчивость

Базовые ценности коллектива класса

В основе организации воспитательного процесса в классе положена идея целостности. Воспитание, обучение и развитие человека должны осуществляться в целостном учебно-воспитательном процессе. В основу идеи положен приоритет воспитания, понимаемого как целенаправленное воздействие на процесс развития личности. Такой подход позволяет сделать главным объектом внимания не знания, умения и навыки, а самого ребенка.

Воспитательная система класса опирается на общечеловеческие ценности. Ими являются следующие понятия:

  1. ЗЕМЛЯ - общий дом на пороге нового мира. Земля людей и живой природы.
  2. ОТЧЕСТВО - Родина, доставшаяся в наследство человеку от его предков, данная ему судьбой.
  3. СЕМЬЯ - начальная ячейка общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития.
  4. ТРУД - вид деятельности, выделяющий человека из живого мира, основа человеческого бытия.
  5. ЗНАНИЯ - результат разнообразного труда, мощное средство развития личности.
  6. КУЛЬТУРА - духовное и материальное богатство, наполненное развитием человеческой цивилизации.
  7. МИР - человеческая общность, покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.
  1. ЧЕЛОВЕК - высшая, абсолютная ценность, "мера всех вещей", цель, объект, субъект и результат воспитательной системы школы.

Основные принципы жизнедеятельности классного коллектива, его функционирования и развития

  1. Принцип гуманности. Из всех показателей оценки класса главным я считаю самочувствие в ней человека. Класс хорош, если в ней хорошо и комфортно каждому ребенку.
  2. Высокая требовательность к ученику должна органически включать в себя уважение к его человеческому достоинству. Воспитание и обучение без уважения - подавление.
  3. Принцип целостности. Обучая воспитывать, воспитывая обучать - в этом целостность учебно-воспитательного процесса. УВП - это способ передачи культуры от человека, владеющего ею, к человеку, ею овладевающему.
  4. Принцип творческого отношения всех участников УВП. Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны. Важнейший признак педагогической культуры - творчество учителя (классного руководителя).
  5. Принцип системности. Ни одно воспитательное средство не может быть ни хорошим, ни плохим, если оно взято в отрыве от всей системы взаимодействия.
  6. Принцип демократизации, согласно которому общность детей и взрослых объединена общими целями, деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.

Приоритетные проблемы работы классного руководителя

  • Развитие познавательных и коммуникативных способностей школьников
  • Формирование творческого потенциала личности учащегося

 ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ

от Дэвида Льюиса

  • Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).
  • Ищи истину вместе с ребенком,
  • Старайся ничему не учит ребенка напрямую - учись сам.
  • Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг.
  • Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.
  • Помни, серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.
  • Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.
  • Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
  • Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т .е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.
  • Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
  • Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
  • Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.
  • Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно.
  • Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
  • Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста.
  • Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
  • Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.
  • Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему.

Этапы реализации программы:


1 этап: 2011-2012 учебный год 5 класс

Цель: сплочение коллектива класса, формирование творческой активности учащихся;

Форма деятельности – выпуск классной газеты «Пятиклассник».

Выпуск газеты, кроме вышесказанного, преследует решение нескольких важных задач в развитии младшего подростка:

- развитие творческих способностей;

- привитие пользовательского навыка работы на компьютере;

- воспитание ответственности, сотрудничества, требовательности к себе;

- формирование умений планировать, анализировать, контролировать, оценивать, прогнозировать;

 - выявление и развитие личностных способностей каждого ученика;

 - объединение класса общим делом

2 этап - 6-7 классы 2012-2014 г.г. «Становление»

Цель: выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои поступки.

Форма организации классных дел: проектная деятельность.

Выпуск классной газеты.

Оформление фото и видео летописи класса.

 

3 этап - 8-9 классы  2014-2016 г.г.
«Самоопределение»

Цель: воспитание самостоятельности в делах, повышение творческой активности, определение профиля.

Формы деятельности: тематические беседы, психологические тренинги, посещение Ярмарки профессий, встречи со специалистами. Проведение работы по подготовке к выбору профиля 10 класса  или выбор собственной профессии в жизни: это касается, во-первых, определения профиля каждого ученика, во-вторых, психологический настрой подростков.

4 этап –2016-2018 г.г.
« Саморегуляция»

Цель: отслеживание успешности самореализации выпускников.

Форма деятельности: встречи выпускников, сайт класса, наблюдение

Номер деятельности

Содержание

деятельности

Срок

№ 1

День знаний

Сентябрь

№ 2

День учителя

Октябрь

№ 3

Трудовой десант

Сентябрь, май

№ 4

Осенний бал

Октябрь

№  5

Классный час

Каждую неделю

№  6

Родительские собрания

За две недели до окончания четверти

№  7

День здоровья

Раз в четверть

№ 8

День пожилого человека

Октябрь

№  9

Чествование именинников

В течении года

№  10

Новый год

Декабрь

№  11

23 февраля

Февраль

№  12

8 марта

Март

№  13

Масленица

Март

№  14

День смеха

Апрель

№  15

Экскурсии в музей

Апрель- май

№  16

День Победы

  1. Митинг
  2. Концерт
  3.  Конкурс рисунков

Апрель-май

№ 17

Походы по родному краю

Сентябрь-май

№  18

Организация индивидуальной работы с семьями

В течение каждого учебного года

№  19

Индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями

В течение каждого учебного года

№  20

Тематические классные часы

В течение каждого учебного года

№  21

Последний звонок

май

 

Мероприятия по реализации

 программы воспитания

Направление деятельности

Содержание деятельности

Срок

Ожидаемый результат

Традиции школы

День знаний

Сентябрь

Патриотическое воспитание

День Здоровья

1 раз в четверть

Навыки ЗОЖ

День учителя

октябрь

Формирование нравственных ценностей

День пожилого человека

Октябрь

Формирование нравственных ценностей

Трудовой десант

Сентябрь

Май

Приобщение к  труду и навыки конструктивного взаимодействия

Осенний бал

Сентябрь

Экологическое воспитание

Новогодний бал

Декабрь

Развитие творческих способностей

День Защитника страны

Февраль

Формирование гражданской позиции

8 марта

Март

Формирование нравственных ценностей

Масленица

Март

Приобщение к народным традициям

День смеха

Апрель

Психологическая разгрузка

Последний звонок

Май

Выпускной вечер

Июнь

Организация каникулярного времени учащихся

Каникулы

Оздоровление, интеллектуальное развитие

Ученик и его здоровье

Диагностика состояния здоровья учащихся

Сентябрь

Уровень  здоровья детей

Реализация программы «Здоровье»

В течение года

Формирование навыков ЗОЖ

Физкультминутки на уроках

В течение года

Пополнение информационного банка проф. материалов (аудио-, видио-, СД)

В течение года

Методическая помощь педагога

Беседы, игры, дискуссии связанные с физкультурой спортом

В течение года

Формирование навыков ЗОЖ

День Здоровья

1 раз в четверть

Приобщение к ЗОЖ

Школьный центр содействия укреплению здоровья учащихся

В течение года

Навыки ЗОЖ

Применение здоровьесберегающих технологий

Выпуск информационных бюллетеней по пропаганде здорового образа жизни

В течение года

Информирование учащихся

Профилактика правонарушений  и  употребления ПАВ

Октябрь

Проведение акции, посвящённой борьбе с наркоманией

Октябрь

Профилактика СОЯ

Месячник по борьбе с туберкулёзом

Октябрь

Информирование учащихся

Месячник «День подростка»

Ноябрь –декабрь  

Проведение акции, посвящённой всемирному дню борьбы  со СПИДом

Декабрь

Формирование культуры сохранения собственного здоровья

Способствовать преодолению вредных привычек

Проведение акции, посвящённой всемирному дню борьбы с курением

Май

Проведение классных часов, бесед, способствующих формированию ЗОЖ

Ежемесячно

Приобщение к ЗОЖ

Осуществление  контроля за соблюдением санитарных норм

Ежемесячно

Создание здоровье

сберегающей среды

Осуществление коррекционно-оздоровительной деятельности (физкультминутки, динамические паузы

Ежедневно

Предупреждение заболеваний

Туристический фестиваль

Октябрь

Приобщение к ЗОЖ

Спортивные товарищеские турниры учителей и учащихся

В  течении года

Воспитание привычки к постоянным занятиям спортом

Спортивная секция

В течении

года

Развитие физического потенциала

Профориентация

9 класс

В течение года

Самоопределение учащихся

Диагностика детей поступающих в 5 класс

Апрель

Информация об уровне подготовки к обучению в школе

Диагностика состояния здоровья учащихся

Сентябрь

Уровень  здоровья детей

Создание и пополнение банка данных о состоянии здоровья учащихся

В течение года

Систематизация данных о состоянии здоровья

Ученик и его интеллектуальные возможности

Марофон знаний

1 раз в четверть

Развитие и реализация интеллектуальных

способностей в школе и за её пределами

Интеллектуальные викторины, конкурсы

В  течение года

Предметные недели

Экскурсии в музей

В  течение года

Творческие конкурсы

В  течение года

Участие в районных олимпиадах

В течение года

«Кенгуру»

1раз в год

«Русский медвежонок»

1раз в год

Кружки ДО

Участие:

Конкурсы

Выставки

Фестивали

Спортивные соревнования

В течении

года

Общение и

 досуг ученика

Концерты и конкурсы самодеятельного творчества

В течение года

Развитие творческих способностей

Чествование спортсменов школы

В течение года

Социализация

Чествование именинников

В течение года

Сплочение кл.коллектива

«Фабрика звёзд»

1 раз в год

Развитие творческих способностей

Кружки по интересам

Ежедневно

Развитие творческих способностей;

100% охват

учащихся

Кружки ДО

Участие:

Конкурсы

Выставки

Фестивали

Спортивные соревнования

В течении

года

Ученик- патриот и гражданин

Реализация программы «Патриотическое воспитание»

В  течение года

Формирование гражданских позиций

День знаний

Урок права

Сентябрь

Формирование гражданских позиций

Тематические классные часы

В  течение года

Организация шефства над памятником

В  течение года

Формирование гражданских позиций

Месячник посвящённый Дню пожилых людей

1.Акция «Ветеран»

2. Конкурс открыток

3..Концерт

Октябрь

Оказание помощи пожилым людям, формирование уважения к старости

Парламентский урок

«Я, закон, власть»

Игра

Октябрь

формирование

правовых знаний

День Матери

1. .Игровая программа

2 Конкурс открыток

3.Концерт

4. Чаепитие

5.Акции

Ноябрь

Формирование нравственных ценностей

День народного

единства.

Ноябрь

Формирование гражданской позиции

День России

Игровая программа

Декабрь

Формирование гражданской позиции

Лыжня России

Февраль

Патриотическое

Воспитание

Литературная гостиная «Защитники  Отечества»

Февраль

Нравственное воспитание

«Воины интернационалисты»

13 февраля

Формирование гражданской позиции

Месячник посвящённый Дню Защитника Отечества

1.Смотр патриотической песни

2.Конкурс рисунков.

Февраль

Организация внеклассных мероприятий формирующих патриотизм

Военно-спортивная игра «Зарница»

Март

Приобщение к военно- спортивным играм

День Победы

  1. Митинг
  2. Концерт
  3. Конкурс  рисунков

Апрель -май

Походы по родному краю

Сентябрь

май

развивать и углублять знания о родном крае

Ученик и его нравственность

Тематические классные часы

В  течение года

Нравственное воспитание

Дискуссии по нравственной тематике

В  течение года

День пожилого человека

Октябрь

День учителя

Игровая программа

Праздничные поздравления педагогов,

Октябрь

День памяти жертв политических репрессий

Октябрь

Ученик и его семья

Классные родительские собрания

1 раз в четверть

Формирование культуры взаимодействия педагогов с семьями учащимися;

Поиск совместных путей решения общих проблем и задач воспитания;

Повышение педагогической культуры родителей.

День знаний

Сентябрь

Тематические кл. часы, посвящённые истории рода и семьи

Военная летопись моей семьи

День учителя

Октябрь

Общешкольные родительские собрания

1 раз в четверть

День пожилого человека

Октябрь

Итоги учебно-воспитательной работы за учебный год

Май

Организация индивидуальной работы с семьями

В течение года

Новогоднее представление

Декабрь

Индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями

в течение года

Отдыхаем всей семьёй

Сентябрь

май

День Защитника Отечества

Смотр строя и песни

Февраль

Последний звонок

Май

Выпускной вечер

Июнь

Дежурство в школе

В  течение года

Развитие общественного сознания

Участие в деятельности газеты. Публикации материала  на детской страничке

 В  течение года

Мониторинг активности учеников класса

Ежемесячно

Активизация деятельности учащихся (рейтинг)

Деятельность органов ученического самоуправления

 5-9 классов

Сентябрь

Развитие общественного сознания. Социализация личности

Заседание актива

Еженедельно

Оценка качества дежурства

Утверждение плана работы на месяц



Предварительный просмотр:

5 класс

Ступенька первая  «Созвездие юных дарований»

Цель работы  формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; развитие способностей к творчеству; воспитание красотой и через красоту. Формирование детского коллектива.

Возрастные особенности

 (10-11 лет) – конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, взрослых помощи и поддержки.

Основные задачи развития:

  • овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
  • формирование умения учиться в средней школе;
  • развитие учебной мотивации, формирование интересов;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
  • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
  • формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Основная деятельность

Направления работы

Наименование  деятельности

Формы деятельности

Сотрудничество

1.

«Малая Академия наук»

1. «Что такое пятый класс».

2. «Правила ведения дневника»

3. «Неделя пятёрок»

4. «Как я выполняю домашнее задание»

5. «Это интересно знать»

6. «Корзина знаний»

Классный час

Беседа

Акция

Встреча

Викторина

Игра

Психолог

Психолог

2.

«Гармония здоровья»

1. «Здоровое питание»

2. Малые Олимпийские игры

3. Турслёт

4. «Папа, мама, я – спортивная семья»

Беседа с обсуждением

Спортивные состязания

Туристско-спортивная игра

Спортивная игра

Врач

МО учителей физкультуры,

МО учителей физкультуры,

Родители класса

3.

«Свеча надежды»

1. «День знаний»

2. «Что в имени тебе моём»

3. «Дверь в детство»

4. «Перед старостью склоним колени»

Классный час

Презентация

Игра-путешествие

Акция милосердия

4.

«Созвучие юных сердец»

  1. «Ярмарка ДО»
  2. «Мир моих увлечений»
  3. «День рождения класса. Наши традиции»
  4. «Посвящение в пятиклассники»
  5. «Новогодний карнавал»

  1. Неделя мальчишек
  2. Неделя девчонок
  3. «Мы вместе». Празднование 23 февраля и 8 марта.
  4. «Неделя радуги»
  5. «Театральный капустник»

11. «Созвездие юных дарований»

Интерактивная игра

Праздничный вечер-знакомство

Ключевое дело

Театрализованный праздник

Праздничная акция

Праздничная акция

Творческий вечер

Акция

Конкурс

Выпускной вечер

Родители класса

Родители

Родители

5.

«Колокола времён»

1. «Права и обязанности ученика»

2. «Семейные традиции»

3. «Богатыри земли русской»

4. «Священный праздник – День Победы»

5. «Мой родной город»

6. «Я – патриот»

Игровая мастерская

Классный час

Театрализованный классный час

Встречи

Заочная экскурсия

Классный час

Зам. Директора по ВР

Ветераны – бабушки, дедушки

Библиотекарь

6.

«Кладезь семейной мудрости»

1. «Трудности адаптации 5-ов к школе»

2. «Стили семейного воспитания»

3. «Значение домашнего задания в учебной деятельности»

4. «Здоровье ребёнка»

5. День открытых дверей

6. «Вот и стали мы на год взрослей»

Родительское собрание

Посещение уроков

Родительское  собрание. Награждение

Психолог школы

Психолог школы

Врач

Дополнительно:

  • Организационные классные часы
  • Выбор классного самоуправления, планирование,  работа с микрогруппами;
  • Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
  • Индивидуальные встречи и беседы;
  • Тематические классные часы (по школьному плану);
  • Традиционные школьные мероприятия,  предметные недели;
  • Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх.
  • Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.
  • Работа с социальными службами школы.

6 класс

Ступенька вторая «Я + мои друзья – вместе классная семья»

Цель работы – формирование классного коллектива, становление дружеских партнёрских отношений. Развитие творческого потенциала.

Возрастные особенности

 (11-13 лет) – младший  подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

Основные задачи развития:

  • формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
  • формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
  • формирование интереса к другому человеку как к личности;
  • развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;

Направления работы

Наименование  деятельности

Формы деятельности

Сотрудничество

1.

«Малая Академия наук»

1. «Я уже  учусь в 6 классе»

2. «Грамоте учиться – всегда пригодиться»

3. «Счастливый случай»

4. «Мир моих способностей»

5. «Я, мои успехи и неудачи»

Классный час

Познавательная игра

Викторина

Классный час

Тренинг

Родители

Библиотекарь

Психолог

2.

«Гармония здоровья»

  1. «Что делает человека здоровым и счастливым»
  2. Малые Олимпийские игры

  1. Турслёт

  1. «Мой режим дня»
  2. «Весёлые старты»
  3. «Организация питания»

7. День здоровья

Беседа  

Спортивные состязания

Туристско-спортивная игра

Беседа

Спортивная игра

Классный час

Мероприятие спорта

 

МО учителей физкультуры, ОДО

МО учителей физкультуры, ОДО

Врач .

Родители

МО учителей физкультуры, ОДО

3.

«Свеча надежды»

1. «День знаний»

2. «На кого я бы хотел быть похожим»

3. «Всё о вежливости»

4. «Доброе слово, что ясный день»

5. «Мои права и обязанности»

Классный час

Размышление

Игра-викторина

Классный час

Классный час

Социальный педагог

4.

«Созвучие юных сердец»

  1. День знаний

  1. «Неделя пятёрок»

  1. «Ярмарка ДО»
  2. «Новогодний карнавал»

  1. Неделя мальчишек
  2. Неделя девчонок
  3. «Мы вместе». Празднование 23 февраля и 8 марта.
  4. «Проводы зимы»
  5. День именинника
  6. «Неделя радуги»
  7. .«Я + мои друзья – вместе дружная семья»

Торжественная линейка

Акция

Театрализованный праздник

Праздничная акция

Праздничная акция

Театрализованный вечер

Праздник

Творческий вечер

Акция

Выпускной вечер

ОДО

ОДО

Родители

Родители.

Родители

5.

«Колокола времён»

1. «Урок мира»

2. «Добрые молодцы и мудрые девицы»

3. Конкурс песни и строя

4. «Урок мужества»

4. «Древняя Русь»

5. «Подвигу жить в веках»

6. «История родного края»

Классный час

Викторина

Ключевое дело

Беседа, встреча

Историческая игра

Устный журнал

Классный час

Ветераны

Библиотекарь

6.

«Кладезь семейной мудрости»

1. «Наказание и поощрение в семье»

2. «Друзья моего ребёнка»

3. «Компьютер в жизни школьника. «За»  и  «против»

4. «Вредные привычки. Как им противостоять»

5. День открытых дверей

6. «Достижения года»

Родительское собрание, анкетирование

Анкетирование, родительское собрание

Родительское собрание

Посещение уроков

Итоговое собрание

Психолог

Врач

Психолог

Дополнительно:

  • Организационные классные часы
  • Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
  • Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
  • Индивидуальные встречи и беседы;
  • Тематические классные часы (по школьному плану);
  • Традиционные школьные мероприятия,  предметные недели;
  • Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
  • Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.
  • Работа с социальными службами школы.

7 класс

Ступенька третья «По лестнице успеха»

Цель работы - гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания. Формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг к другу.

Возрастные особенности

(11-13 лет) – младший  подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.

Основные задачи развития:

  • развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
  • развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки:
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
  • развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям:
  • формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

Направления работы

Наименование  деятельности

Формы деятельности

Сотрудничество

1.

«Малая Академия наук»

1. «Урок знаний»

2. «Ура! Мы семиклассники»

3. «Знатоки родного края»

4. «Учение с увлечением»

5. «Путешествие по морю знаний»

Классный час

Классный час

Игра

Беседа, встреча

Викторина

Психолог

Психолог, врач

2.

«Гармония здоровья»

1. «Береги здоровье смолоду»

2. Малые Олимпийские игры

3. Турслёт

4. «Подросток и наркотики»

5. «О пользе здоровой пищи»

6. День здоровья

Классный час

Спортивные состязания

Туристско-спортивная игра

Круглый стол

Беседа, встреча

Мероприятие спорта

МО учителей физкультуры, ОДО

МО учителей физкультуры, ОДО

МО учителей физкультуры, ОДО

3.

«Свеча надежды»

1. «Хорошие манеры»

2. «Все мы разные. Что  такое толерантность?»

3. «Неделя добра»

4. «Я и моя семья»

5. «Мои «хочу» и мои «могу»

6. «Вверх по лестнице жизни»

7. «Семейные традиции и ценности»

Классный час

Беседа

Акция

Мастерская

Диспут

Беседа, тренинг

Мастерская

Психолог

4.

«Созвучие юных сердец»

  1. День знаний

  1. «Ярмарка ДО»

  1. «Осенний бал»

  1. «Тайны старого двора»
  2. «Новогодний карнавал»

  1. Неделя мальчишек
  2. Неделя девчонок
  3. «Мы вместе». Празднование 23 февраля и 8 марта.
  4. «Сударушка  - 2008»
  5. Проводы зимы
  6. «День именинника»

12. «По лестнице успеха»

Торжественная линейка

Театрализованный праздник

Ключевое дело

Театрализованный праздник

Праздничная акция

Праздничная акция

Танцевальный вечер

Ключевое дело

праздник

Игровая программа

Выпускной вечер

Родители.

Родители.

Родители

5.

«Колокола времён»

1. «Урок мира»

2. «Права несовершеннолетних»

3. «Урок России»

4. «Государственная символика УР»

5. «По дорогам родного края»

6. «Память, которой не будет конца»

7. «Русская воинская доблесть»

8. «Краеведение»

Классный час

Беседа

Заочная экскурсия

Мастерская

Творческая мастерская

Классный час

Диспут

Цикл тематических бесед

Социальный педагог, старшая вожатая.

6.

«Кладезь семейной мудрости»

1. Переходный возраст. Особенности контакта с подростками»

2. «Учение с увлечением»

3. «Молодежные субкультуры»

4. «Воля и пути её формирования»

5. Неделя открытых дверей

6. « Год позади. Успехи и планы на будущее»

Родительское собрание

Посещение уроков, занятий

Психолог

Встреча с учителями

Психолог

Совместно с детьми

Дополнительно:

  • Организационные классные часы
  • Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
  • Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
  • Индивидуальные встречи и беседы;
  • Тематические классные часы (по школьному плану);
  • Традиционные школьные мероприятия,  предметные недели;
  • Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
  • Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. П.
  • Работа с социальными службами школы.

8 класс

Ступенька четвёртая  «Людей не интересных не бывает»

Цель работы – воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся,   их творческой активности;

Возрастные особенности

(13-14 лет) – начало  длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо). В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.

Основные задачи развития:

  • формирование гипотетико-дедуктивных процессов, умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы; развитие рефлексии;
  • развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
  • развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
  • развитие воображения;
  • развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;
  • формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;
  • развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося.

Направления работы

Наименование  деятельности

Формы деятельности

Сотрудничество

1.

«Малая Академия наук»

1. «Урок знаний»

2. «По лабиринтам знаний»

3. «Кладезь народной мудрости»

4. «Интеллектуальная мозаика»

5. «История – дорога во времени»

6. Счастливый случай»

Классный час

Путешествие по станциям

Игра по истории края

Викторина по предметам

Игра – путешествие по истории

Игра по истории городов УР

Старшеклассники

Учителя-предметники

Учителя истории

2.

«Гармония здоровья»

1. «Не нужен клад, коли в семье лад»

2. Малые Олимпийские игры

3. Турслёт

4. «Откровенный разговор с девушками-подростками»

5. «Разговор начистоту с юношами»

6. День здоровья

5. «Мифы и правда о курении и алкоголе»

Классный час

Спортивные состязания

Туристско-спортивная игра

Беседа с обсуждением

Беседа

Мероприятие спорта

Беседа с обсуждением

МО учителей физкультуры

МО учителей физкультуры

Психолог

3.

«Свеча надежды»

1. «Доброта спасёт мир»

2. «О самом сокровенном»

3. «Страна, в которой бы мне хотелось жить»

4. «Люди, без которых мне одиноко»

5. «Ответственность и безответственность»

6. Портрет друга, которого я бы хотел иметь»

7. «Умею ли я любить?»

8. «Урок милосердия и доброты»

Диспут

Беседа

Мастерская

Круглый стол

Классный час

Мастерская

 Диспут

Классный час

Психолог,

4.

«Созвучие юных сердец»

  1. День знаний

  1. «Ярмарка ДО»

  1. «Осенний листопад»
  2. «Холодная пара»
  3. «Новогодний карнавал»

  1. Неделя мальчишек
  2. Неделя девчонок
  3. «Мы вместе». Празднование 23 февраля и 8 марта.
  4. Проводы зимы
  5. Неделя знаний

  1. Театральный капустник

  1. «Людей не интересных не бывает»

Торжественная линейка

Танцевальный вечер

Ключевое дело

Театрализованный праздник

Праздничная акция

Праздничная акция

Праздник

Акция

Театрализованный праздник

Выпускной вечер

Учителя-предметники

Родители

5.

«Колокола времён»

1.  «Урок мира»

2. «Имею право»

3. «Мы граждане России»

4. «Символы Отчизны»

5. «Путешествие по колеснице времени»

6. «Колокола веков»

7. «Коллекция человеческой мудрости»

Классный час

Беседа

Диспут

Классный час

Историческая игра

Заочная экскурсия

Творческая мастерская

Социальный педагог

Старшая вожатая.

Учителя истории

Учитель музыки, МХК

Музеи

6.

«Кладезь семейной мудрости»

1. «Психологические и возрастные особенности подростка»

2. «Основы профессионального самоопределения»

3. «Если в семье конфликт»

4. «Как уберечь детей от беды»

5. Неделя открытых дверей

6. «Родительский дом – начала начал»

Родительские собрания

Посещение уроков, занятий

Психолог

Учителя-предметники

Психолог

Учителя-предметники

Совместно с детьми

Дополнительно:

  • Организационные классные часы
  • Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
  • Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
  • Индивидуальные встречи и беседы;
  • Тематические классные часы (по школьному плану);
  • Традиционные школьные мероприятия,  предметные недели, социальные акции;
  • Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
  • Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.
  • Работа с социальными службами школы.
  • Начало профориентационной работы

Ожидаемые результаты

  • Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
  • Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
  • Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
  • Формирование доброжелательного отношения друг к другу;
  • Активизация учебно-познавательной деятельности;
  • Сформировать мнение о ценности человека и его возможностях;

9  класс

Ступенька пятая  «Счастье, которое мы ищем»

Цель работы – сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности. Становление профессионального самоопределения.

        Возрастные особенности

         (15-16 лет) – период  ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.

В 9 классе школьник выбирает форму завершения среднего образования.

Основные задачи развития:

  • обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);
  • обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;
  • профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;

Направления работы

Наименование  деятельности

Формы деятельности

Сотрудничество

1.

«Малая Академия наук»

1. Урок знаний

2.  «Твоя будущая профессия»

3. «Роль самообразования в профессиональном определении школьника»

4. «Мои профессиональные приоритеты»

5. «Эрудит»

6. «Знакомство с профессиями»

7. «Как правильно подготовиться к сдаче экзамена»

8. Сдача экзаменов

Классный час

Диспут

Беседа

Анкетирование

Конкурс

Мастерская

Классный час

Психолог

Психолог

Учителя-предметники

Психолог  

2.

«Гармония здоровья»

1. Малые Олимпийские игры

2. Турслёт

3. «Жизнь бесценна»

4. «Стресс и саморегуляция»

5. День здоровья

6. «Бездна, в которую надо заглянуть»

Спортивные состязания

Туристско-спортивная игра

Классный час

Классный час

 Классный час

МО учителей физкультуры

МО учителей физкультуры

Психолог

 МО учителей физкультуры

3.

«Свеча надежды»

1. «О дружбе о друзьях»

2. «О товариществе и дружбе»

3. «Дороги, которые мы выбираем»

4. «Наше право и наш интерес»

5. «Мы в ответе за тех, кого приручили»

6. «Дружба, любовь и семья»

7. «Жизненный успех. Как его добиться?»

Диспут

Беседа

Беседа по профориентации

Беседа

Классный час

Литературная беседа

Классный час  

Психолог

Учителя литературы

Психолог

4.

«Созвучие юных сердец»

  1. День знаний

  1. «Ярмарка ДО»

  1. «Осенний бал»
  2. Неделя профориентации
  3. «Новогодний карнавал»

  1. Рождественские гадания
  2. «Аукцион профессий»
  3. Неделя мальчишек
  4. Неделя девчонок
  5. «Мы вместе». Празднование 23 февраля и 8 марта.
  6. Проводы зимы
  7. День именинника
  8. «Счастье, которое мы ищем»

Торжественная линейка

Танцевальный вечер

Акция

Театрализованный вечер

Гадания

Ключевое дело

Праздничная акция

Праздничная акция

Праздничный вечер

Танцевальный вечер

Выпускной вечер

Психолог

Родители

Родители

5.

«Колокола времён»

1. «Урок мира»

2. «Защитники Родины»

3. «Овеян славою наш флаг»

4. «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать»

5. «Победа нам досталась тяжело»

6. «Аллея памяти»

Классный час

Фотовыставка

Классный час

Беседа

Встреча

Акция

Ветераны

6.

«Кладезь семейной мудрости»

1. «Помощь семьи в правильной профориентации ребёнка»

2. «Способы конструктивного разрешения конфликтов»

3. «Эмоции и чувства в разговоре с ребёнком»

4. «Выбор дальнейшего пути «за и «против»

5. Неделя открытых дверей

6. «Как подготовить себя и ребёнка к сдаче экзаменов»

Родительские собрания

Посещение уроков

Психолог

Психолог

Психолог

Родители

Психолог

Дополнительно:

  • Организационные классные часы
  • Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
  • Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
  • Индивидуальные встречи и беседы;
  • Тематические классные часы (по школьному плану);
  • Традиционные школьные мероприятия,  предметные недели, социальные акции;
  • Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
  • Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.
  • Работа с социальными службами школы.
  • Профориентационная работа, сотрудничество с предприятиями города, центрами занятости;

10 класс

Ступенька шестая «Мир взаимоотношений – честь и достоинство»

Цель работы - развитие познавательных интересов учащихся,   их творческой активности, воспитание  качеств делового человека, умеющего организовать себя, других, любое дело; научить его жить в классном коллективе, строить со своими сверстниками отношения дружбы, взаимоподдержки;

Возрастные особенности

Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. Личностное новообразование – это чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира.

Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Человек осознает себя принадлежностью мира. В этом возрасте происходит формирование половой взрослой принадлежности. Юноши начинают понимать значение слова “мужчина”, а девушки – слово “женщина”. Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и пытаются это подчеркнуть всевозможными средствами. Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все переживания подростков. Отношения в классах становятся достаточно ровными и стабильными. Доверительность становится качеством общения с взрослыми, чувство дружбы – более избирательным. В классах можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с другом, которая переходит в доверительность и исповедальность, в отношениях преобладает принцип сходства и равенства.

Юношеская мечта о любви, ранняя любовь выражают потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости, но собственные переживания иногда более значимы, чем объект привязанности.

Направления работы

Наименование  деятельности

Формы деятельности

Сотрудничество

1.

«Малая Академия наук»

  1. Урок знаний
  2. «Самовоспитание – честь и достоинство»
  3. «Что? Где? Когда?»

  1. «Колесо истории»
  2. «Умники и умницы»

  1. «Что такое ЕГЭ»

Классный час

Игра

Историческая игра

Викторина

Психолог

Психолог

Учителя-предметники

Учителя истории

Учителя-предметники

2.

«Гармония здоровья»

  1. Малые Олимпийские игры

  1. Турслёт

  1. «Скажем наркотикам – нет!»
  2. «СПИД – дорога к смерти»
  3. «Антинаркотическая акция»
  4. «Весёлые старты»
  5. День здоровья
  6. «Моё здоровье в моих руках»

Спортивные состязания

Туристско-спортивная  игра

Классный час

Беседа

Социальная акция

Спортивная игра

Праздник спорта

МО учителей физкультуры, ОДД

МО учителей физкультуры, ОДД

Соц. педагог

МО учителей физкультуры, ОДД

3.

«Свеча надежды»

1. «Факты – упрямая вещь»

2. «Быть человеком»

3. «Самые гуманные профессии. Какие они?»

4. «История той войны»

5. «Можно ли быть свободным без ответственности»

6. «О друзьях и дружбе»

7. «Что такое «хорошо»  и что такое «плохо»

8. «Мир, в котором я живу»

Беседа

Этическая беседа

Экскурсия в мир профессий, тест

Классный час

Дискуссия

Классный час

Устный журнал

Классный час

Психолог

Психолог

Валеолог

4.

«Созвучие юных сердец»

  1. День знаний

  1. Ярмарка ДО»
  2. «Осенний бал»
  3. «Посвящение в десятиклассники»
  4. «Новогодний карнавал»

  1. Рождественские гадания
  2. Неделя мальчишек
  3. Неделя девчонок
  4. «Мы вместе». Празднование 23 февраля и 8 марта.
  5. Проводы зимы
  6. КВН
  7. Коммунарские сборы
  8. «Мир взаимоотношений»

Торжественная линейка

Праздник, дискотека

Ключевое дело

Театрализованный вечер

Гадания

Праздничная акция

Праздничная акция

Танцевальный вечер

Праздник

Игра

Сборы

Выпускной вечер

ОДД

ОДД

ОДД

ОДД

5.

«Колокола времён»

  1. Урок мира
  2. «Что мне хотелось бы рассказать о стране тем, кто её не знает»
  3. «Мораль и закон»
  4. «Культура мира»
  5. «Цена Победы»
  6. «От безответственности до преступления один шаг»
  7. «Политические дебаты»

  1. «Хочу спросить»

Презентация

Классный час

Беседа

Классный час

Правовой час

Круглый стол

Ролевая игра

Соц. педагог

Ветераны

Соц. педагог

По возможности встреча с депутатом

6.

«Кладезь семейной мудрости»

  1. «Пути самоутверждения подростка – десятиклассника»
  2. «Как воспитать уверенность ребёнка в своих силах»
  3. «СПИД – реальность или миф»
  4. Характер моего ребёнка»
  5. Неделя открытых дверей
  6. «Конфликты с ребёнком и пути их разрешения»

Родительские собрания

Круглый стол

Акция

Психолог

Психолог

Валеолог

Учащиеся

Учителя

Психолог

Дополнительно:

  • Организационные классные часы
  • Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
  • Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
  • Индивидуальные встречи и беседы;
  • Тематические классные часы (по школьному плану);
  • Традиционные школьные мероприятия,  предметные недели, социальные акции;
  • Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
  • Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.
  • Работа с социальными службами школы.
  • Профориентационная работа, сотрудничество с предприятиями города, центрами занятости;
  • Сотрудничество с психологом и валеологом, проведение классных часов.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;
  • Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
  • Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
  • Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
  • Формирование партнерских отношение в классном коллективе и умение сотрудничать с педагогами и родителями;

11 класс

Ступенька седьмая  «Когда уйдем со школьного двора»

Цель работы - содействие формированию нравственной, гражданской позиции выпускников, процессам самопознания и самовоспитания личности учащихся, их нравственной самореализации; индивидуальная работа с учащимися в целях эффективного взаимодействия в поле личностных проблем развития школьников.

Возрастные особенности

Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются следующие качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.

У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью. В этом возрасте ярко проявляются доминирующие мотивы учения. Много внимания в работе со старшеклассниками классный руководитель должен уделять этическим проблемам. Ни для кого не секрет, что в данном возрасте молодые люди испытывают интерес к “вечным ” проблемам: смыслу жизни, свободе личности, поиску истины. Решая этические проблемы, молодежь вынуждена решать многие непростые вопросы, которые могут быть связаны с сильными переживаниями: интимные отношения, неформальные молодежные организации, поиск истины в различных сектах, уход в религию, уход в свой мир с помощью наркотиков и т. д.

Все перечисленные выше ситуации должны быть в поле зрения классного руководителя и занять одно из главных мест в плане воспитательной работы со старшеклассниками.

Направления работы

Наименование  деятельности

Формы деятельности

Сотрудничество

1.

«Малая Академия наук»

  1. Урок знаний
  2. «Какие впечатления о школе я оставлю себе на память?»
  3. «Профессия: выбираем вместе»
  4. “Как противостоять стрессу”.
  5. “Устранение помех при подготовке к экзаменам”.
  6. “Тактика сдачи экзаменов”.
  7. “Повторение учебного материала в предэкзаменационный период»

Классный час

Беседа

Цикл классных часов в течение года

Классный час

Беседа

Классный час

Классный час

Психолог, валеолог, центр занятости

Психолог

Валеолог

Психолог

Психолог, валеолог. Учителя-предметники

2.

«Гармония здоровья»

  1. Малые Олимпийские игры

  1. Турслёт
  2. «Как противостоять давлению среды»
  3. Весёлые старты
  4. «Свобода и ответственность»
  5. «Наркотики, алкоголь, сигареты»
  6. «Нет! – дороге в ад»
  7. День здоровья

Спортивные состязания

Туристическая игра

Классный час

Игра

Беседа

Круглый стол  

Диспут

МО учителей физкультуры, ОДД

ОДД

Учителя физ-ры

Психолог

Валеолог, врач

Врач, валеолог

3.

«Свеча надежды»

  1. «Мир для меня и я для мира»
  2. «Люди, которые потрясли современный мир и меня…»
  3. «Ещё раз про любовь»
  4. «Семья в жизни человека»
  5. «Выпускная фотография. Какой я её вижу?»
  6. «Толерантность и мы»

Классный час

Беседа

Дискуссия

Круглый стол

Презентация

Классный час

Психолог, врач

4.

«Созвучие юных сердец»

  1. День знаний

  1. «Ярмарка ДО»

  1. «Осенний бал»
  2. «Новогодний карнавал»

  1. Рождественские гадания
  2. Неделя мальчишек
  3. Неделя девчонок
  4. «Мы вместе». Празднование 23 февраля и 8 марта.
  5. Проводы зимы
  6. КВН
  7. «Когда уйдем со школьного двора»
  8. Последний звонок
  9. Выпускной вечер

Торжественная линейка

Праздник, дискотека

Театрализованный вечер

Гадания

Праздничная акция

Праздничная акция

Вечер танцев

Праздник

Игра

Вечер прощания

Праздник

ОДД

ОДД

ОДД

ОДД

ОДД

5.

«Колокола времён»

  1. «Конституция моей страны»
  2. «Мы – будущие избиратели»

  1. «Знатоки права»
  2. «Я имею право»
  3. «Закон и правопорядок»

  1. «Поверь в себя»
  2. «Аллея памяти»
  3. «Наш адрес – Россия»
  4. «Государственные символы России»

Классный час

Ролевая игра

Турнир

Классный час

Классный час

Ролевая игра

Встреча, экскурсия

Игра

Классный час

По возможности встреча с депутатом

Встреча с юристом

Экскурсия в суд, МВД

6.

«Кладезь семейной мудрости»

  1. «И  всё  в  последний  раз …»
  2. «Пути-дороги  наших  детей»
  3. «Помощь  выпускникам  в  период  подготовки  к  экзаменам».
  4. Неделя открытых дверей

  1. «Вот  и  выросли  наши  дети».  

Родительские собрания

Посещение уроков, занятий

Итоговое  собрание.

Психолог

Учителя-предметники

Совместно с учащимися

Дополнительно:

  • Организационные классные часы
  • Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
  • Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
  • Тематические классные часы (по школьному плану); Индивидуальные встречи и беседы;
  • Традиционные школьные мероприятия,  предметные недели, социальные акции;
  • Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
  • Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.
  • Работа с социальными службами школы.
  • Профориентационная работа, сотрудничество с предприятиями города, центрами занятости;
  • Сотрудничество с психологом и валеологом, проведение классных часов.

Ожидаемые результаты

  • Активизация учебно-исследовательской, учебно-познавательной деятельности;
  • Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
  • Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
  • Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
  • Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
  • Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;
  • Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
  • Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
  • Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Циклограмма работы классного руководителя

Ежедневно: контроль посещаемости; контроль внешнего вида и сменной обуви; организация дежурства по классу; работа с классным журналом; организация питания.

Еженедельно: проведение классных часов, планерок; проверка дневников; проведение ОПТ; контроль успеваемости; контакты с учителями-предметниками; индивидуальные беседы с детьми; мониторинг самоуправления класса.

Ежемесячно: проведение родительских собраний или дней открытых дверей; подведение итогов и составление рейтинга успеваемости; совместный анализ выполнения плана работы.

В конце каждой четверти: подведение итогов четверти; оформление итогов четверти в журнале и дневниках; составление отчета об успеваемости и посещаемости.

В конце учебного года: проведение родительских собраний или дней открытых дверей по итогам года; подведение итогов года, оформление результатов, сдача их в учебную часть; работа с документацией: заполнение личных дел, журнала; составление отчета; составление плана работы на период каникул; ремонт классного кабинета.

Список литературы

  1. Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007. – 328 с.
  2. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. -  М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
  3. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
  4. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с.
  5. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.
  6. Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 368 с.
  7. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 208с.
  8. Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя (10-11 классы). – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.
  9. Каменская Е. Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. – Ростов Н/Д: Феникс, 2005. – 256 с.
  10. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 7-8 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123 с.
  11. Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 224 с.
  12. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт.-сост. Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
  13. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
  14. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе /  М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.
  15. Проблемные классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. Я. В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 175 с.
  16. Работа классного руководителя: методическое пособие / под ред. Е.А. Слепенковой. – 2-е издание, М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
  17. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под  науч. ред. Л. А. Обуховой. М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
  18. Серов Б.Н. поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2005. – 192 с.
  19. Эстетическое воспитание в средней школе: материалы для занятий и общешкольные мероприятия для учащихся 9-11 классов / авт.-сост. И.А. Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 135 с.
  20. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в школе. – М.: Генезис, 2005. – 167 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...

Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление  ...

"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.

Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"

Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...