Конспект внеклассного мероприятия «Путешествие в страну Языкознания» для учащихся 5 – 9 классов
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Цель мероприятия: развивать логическое мышление на материале заданий по русскому языку; расширить кругозор учащихся в области русского языка; используя материал занимательной грамматики, воспитывать интерес к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_yazykoznaniya.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия 

«Путешествие в страну Языкознания»

для учащихся 5 – 9 классов

Цель:

  1. развивать логическое мышление на материале заданий по русскому языку;
  2. расширить кругозор учащихся в области русского языка;
  3. используя материал занимательной грамматики, воспитывать интерес к русскому языку.

В мероприятии участвуют команды знатоков 5-9 классов. Каждая команда получает маршрутный лист с указанием тех станций, которые должна пройти: «Фонетика», «Словообразование», «Морфология», «Лексика», «Орфография», «Синтаксис», «Ребус». На каждой станции ребят ждут задания по занимательной грамматике, выполнение которых требует не только знания изученного курса русского языка, но и смекалки и логики мышления. Каждый класс следует именно своему маршруту. Например, 5А класс отправляется на станцию «Словообразование», 5Б- на «Морфологию» и т.д. Прежде чем попасть на станцию, ребятам необходимо разгадать в маршрутном листе условные знаки, которыми зашифрована станция, а затем по другим условным знакам найти в школе кабинет, где расположена та или иная станция. Учитывается скорость передвижения и правильность выполнения заданий. На каждой станции группа школьников-старшеклассников проводит опрос и оценивает ответы учащихся. После того, как все команды придут к финишу, подводятся итоги.

Приводим примеры табличек, вывешенных на двери кабинета, с помощью которых ребята должны догадаться, какая именно это станция:

а) ПОДВОДНИК

б)Кук

,,,,

в) Кто? Что?

г)ЗЕЛЁНЫЙ-ЗЕЛЕНЬ

д)КАФТАН,

ТРЕУГОЛка, ЛАПТИ

НАСТУПИЛО

утро

ж) ДЕНЬ –

,эн,]

з) Художественный научный разговорный

где:

а) «Словообразование»

г) «Орфография»

ж) «Фонетика»

б) «Ребус»        

д) «Лексика»

в) «Морфология»

е) «Синтаксис»

з) «Стили речи».

Прилагаются и маршрутные листы команд учащихся 6-х классов и задания, предложенные им на разных станциях,

Аналогичные задания (посильные, исходя из объема изученного материала) даются и. в других параллелях.

«Словообразование»

1.        Слова ОКОЛО, ОКОЛИЦА, КОЛЕСО, КОЛОБОК, а также РЕШЕТО, РЕШЕТКА, ПРОРЕХА были когда-то родственными.

Найдите старые корни в этих словах и укажите, что они обозначали.

2.        Образуйте однокоренное слово (существительное):

храбрый (храбрец), смелый (смельчак), сильный (силач), веселый (весельчак), добрый (добряк), ленивый (ленивец), завистливый (завистник), гордый (гордец), болтливый (болтун), лживый (лжец), мудрый (мудрец), умный (умник), глупый (глупец), богатый (богач), бедный (бедняк), грубый (грубиян), хвастливый (хвастун), толстый (толстяк), льстивый (льстец), скупой (скупец), бесстыдный (бесстыдник), крепкий (крепыш), ловкий (ловкач).

3.        К какому роду относятся существительные:

Сочи (м.р.), Тбилиси (м.р.), Баку (м.р.), Миссисипи (ж,р.), Миссури (ж.р.), Перу (с.р.), Чили (ж.р.).

4.        Образовать глаголы от существительных:

луч (излучить), голос (голосить, голосовать), сын (усыновить), дочь (удочерить), способ (способствовать), пояс (опоясаться), щетина (ощетиниться), калека (искалечить), решето (изрешетить), дыра (продырявить), крыло (окрылить), вред (навредить), позор (опозорить), серебро (посеребрить), вода, (наводнить), камень (окаменеть), дерево (одеревенеть), корм (накормить), плата (заплатить), правда (оправдать), добро (одобрить), свет (осветить), земля (заземлить), колесо (исколесить), жалоба (разжалобить), торжество (торжествовать), хвала (хвалить), груз (грузить), свобода (освободить).

«Орфография»

1. Выберите для окончания глаголов З л. мн.ч. нужную букву:

высп (ю, я,) тся, леса выгор (я, ю,) т, выруб (я, ,ю,)т.

2.        Поставьте в Пр.п.:

Мария Лукинична, агрессия, приглашение, санаторий.

3.        Назови одним словом (О или Е после шипящих ):

глухой шум от трения (шорох), место соединения сшитых кусков (шов), сделанный из холста (холщовый), детеныш галки (галчонок), стержень для чистки канала ствола ружья (шомпол), ощущение жжения в пищеводе (изжога), колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зеленого цвета (крыжовник), водитель автомобиля (шофер), мощенная щебнем или асфальтированная дорога (шоссе), сделанный из камыша (камышовый), презрительное название ненасытного человека (обжора), цирковой артист (жонглер, жокей).

  1. Образовать сложные слова из двух столбиков

Мир

Единый

Любить

Общий

Взаимный

Машина

Три

Вода

Хлопок

вагон

строить

хранить

жить

знать

водить

убирать

любить

помощь

душа

ступень

(миролюбие) (единодушие) (любознательный) (общежитие)

(взаимопомощь)

(машиностроение) (трехступенчатый) (водолюбивый) (хлопкоуборочный)

(вагоновожатый)

5. Что общего в словах:

самолет, паровоз. вертолет, самолетостроение, ледокол, пылесос?

«Морфология»

1 Слова недотрога, неряшливый, небрежно, неволить, негодуя, ненавидевший пишутся всегда слитно.

Сформулируйте правило правописания этих слов.

2.        Исправьте предложения, объяснив ошибку:

  1. Не менее лучше выглядит её брат, (не лучше выглядит её брат)
  2. Ребята задумались на поставленном вопросе

(Ребята задумались над поставленным вопросом)

3.        На какой вопрос отвечают прилагательные? (какой? или чей?)

а)        Дедушка ходил в бараньем (каком?) тулупчике.

б)        Из дупла выглянула лисья (чья?) головка.

в)        У брата была медвежья (какая?) походка.

«Подумай и ответь»

1.Скажи без запинки. Быстро назвать антонимы к указанным словам:

высокий, длинный, глубокий, острый, скупой, нежный, храбрый, передовой, поднимать, свобода.

2. «Музыкальные» слова.

Придумать слова, чтобы в каждом слове повторялось не менее двух раз название

нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) Например, чередование, сирена

3.Сколько можно составить слов?

4. Отгадайте слово:

а)Меня вы в сказках отыщите, -

Я в сказке Пушкина герой.

Но «Л» на «Н» лишь замените,

Сибирской стану я рекой.

б)Повозка я, но «Т» прибавьте вы, -

И превращусь я в улицу Москвы.

в)Географию со мной

Изучают в школе дети.

Дай порядок букв иной

И найдешь меня в буфете.

5.Как Коля сделал дедушку вторично седым.

Ребята писали диктант. В одном предложении речь шла о старике, который присел на скамью и, немного отдохнув, отправился дальше. Проверив Колину тетрадку, учительница с улыбкой заметила ему:

-А ведь дедушка уже до этого был седым!

Ребята поняли и рассмеялись, а Коля покраснел.

В каком случае он сделал ошибку? Объясните, почему так не следует писать в данном случае?

«Лексика»

1 вариант

1.        Многие слова, существовавшие в древнерусском языке, не сохранились до наших дней. Но и теперь употребляются некоторые слова, которые были образованы от умерших:

Найдите их от следующих слов:

велий («большой»),

перст («палец»),

коло («круг, окружность»),

вага («вес, тяжесть»),

тук («жир»)

  1. Слова базар и рынок, хотя и являются синонимами, отличаются друг от друга. В чем их различие? Что означают выражения птичий базар и птичий рынок?
  2. Как превратить слова ай, но, умей в местоимения? (я, он, ему)

4.        Подберите 6-7 пословиц в которых есть устаревшие слова: пищаль, бремя, стяг, око, мошна.

Назовите ещё устаревшие слова.

5,        Назовите как можно больше фразеологических оборотов со словом «вода», (концы в воду, как в воду кануть, как рыба в воде, много воды утекло, воду мутить, в мутной воде рыбку ловить, вилами по воде писано, обдать холодной водой, вывести на чистую воду, выйти сухим из воды).

6.        Объяснить значение фразеологизмов:

водой не разольёшь (неразлучные друзья),

как в воду опущенный (грустный),

толочь воду в ступе (бесполезная работа),

набрал в рот воды (молчание),

седьмая вода на киселе (дальний родственник),

как в воду глядел (угадал).

2 вариант

1. Сгруппируйте данные слова таким образом, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова:

читаю, читка, час, везите, чтецы, читал, часы, вези, чтец, прошел, вез бы, читкой, пройдет.

(Чтец- чтецы, час- часы, везите- вези, читка- читкой )

2.        Вы слышали фразеологические обороты:

как в воду опущенный, без царя в голове, на ходу подметки рвет, коломенская верста, тяжел на подъем. Каких людей они характеризуют?

3.        Вспомните устойчивые обороты со словом КАК: вертится как...

льет как…

дрожит как...

знает как...

свалился как…

ползет как…

  1. Что вы знаете о происхождении оборота «от доски до доски»?

Когда мы его употребляем?

 «Фонетика»

1. Знаете ли вы старые названия букв алфавита? Приведите 8-10 названий.

(аз, буки, веди, глаголь, добро, живете, ижица, люди, мыслете, земля, червь...)

2. Смягчите начальный звук [в] и вместо существительного 2 склонения, обозначающего домашнее животное, получите глагол в форме прошедшего времени: (вол- вёл).

З.С б мучительной бываю,        (боль)

С м одежду пожираю        (моль)

С р актёру я нужна        (роль)

С с для повара важна        (соль)

4. Как инструмент меня ты ценишь

В искусной плотничьей руке,

Но если Д на Б заменишь,

Во мне утонешь, как в реке.         (долото, болото)

5.Смягчите конечное -Л- и вместо глагола получите существительное 3 склонения, обозначающее то, что было.        (был-быль)

6.Какое слово выражается двумя .звуками, а пишется одним знаком?

(я) [й'а].



Путевой лист

Путешествие в страну Языкознания



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия «Путешествие в страну Русского языка» (6 класс)

Подбору материала для уроков русского языка в коррекционной школе уделяется особое внимание. Данная конкурсная программа представлена различными сбалансированными заданиями, в которых проявляются спос...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по сказочной стране"

Сценарий внеклассного мероприятия с элементами сказкотерапии....

Методическая разработка внеклассного мероприятия Путешествие в мир древнерусского искусства для учащиеся 10-х классов

Методическая рзработка внеклассного мероприятия "Путешествие в мир древнерусского искусства" для учащихся 10-х классов....

конспект внеклассного мероприятия "Путешествие в страну здоровья"

конспект внеклассного мероприятия "Путешествие в страну здоровья"...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по Великой стране Грамматике"

Игра направлена на закрепление знаний учащихся 6-7 классов, в игровой форме по теме "Грамматика", привитие  любви к предмету....

Конспект внеклассного мероприятия "Путешествие в страну "Грамматика"

Мероприятие способствует развитию интереса у обучающихся к учебному предмету, готовности к саморазвитию, воспитание уважительного отношения к одноклассникам в ходе решения учебной задачи...