фестиваль солдатской песни
методическая разработка на тему

Котова Анна Валерьевна

фестиваль солдатской песни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon фестиваль солдатской песни89 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕСТИВАЛЬ СОЛДАТСКОЙ ПЕСНИ 2012.

Задачи:

  • воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет;
  • расширять представление учащихся об истории возникновения военных песен;
  • воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;
  • прививать чувство уважения к солдатам, участвующим в боевых действиях в настоящее время.

5-6 класс

(Голос за сценой – на фоне мелодии Клода Дебюсси «Музыка ангелов»)

      Война и музы. Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Старинное изречение гласит: “Когда говорят пушки, умолкают музы”. Но в годы суровых испытаний, в годы Великой Отечественной войны, музы не могли молчать, они вели в бой, становились оружием, разящим врагов.

(Танец девочек под песню Трофима «Баллада о солдате»)

(Звучат фанфары. Выходят ведущие.)

 ---- Когда на смерть идут – поют,
А перед этим можно плакать, –
Ведь самый страшный час в бою – 
Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг.
И почернел от пыли минной.
Разрыв – и умирает друг.
И значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед…
За мной одним идет пехота…

Будь проклят сорок первый год!

 ----Песни, написанные в годы войны, сопровождали солдата везде: в походе и на привале, а иногда и в бою.

 ---- От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.

 ---- Песни были необходимы солдатам на войне. Поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных, хранились блокноты с записями фронтовых песен.

-----Я эти песни написал не сразу.
Я с ними по осенней мерзлоте,
С неначатыми, по-пластунски лазил
Сквозь черные поля на животе.

Мне эти песни подсказали ноги,
Уставшие в походах от дорог.
Я с тяжким потом добытые строки,
Как и себя, от смерти не берёг.

----Символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского “Катюша”

----Все мы любим милую Катюшу,
    Любим слушать, как она “поет”,
    Из врага выматывает душ,
    А друзьям отваги придает…

----С такими словами пели мирную, ласковую песню в подмосковных лесах суровой зимой сорок первого года, называя “Катюшами” многоствольные реактивные минометы. И было в ней столько светлого ощущения жизни, радости, обаяния, что не полюбить ее было просто невозможно. И люди полюбили “Катюшу”. Пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору. Песню «Катюша» исполняет 5Б класс

(5Б «Катюша»)

    ---- В январе 1946 года на экраны вышел фильм «Великий перелом». Фильм рассказывает о судьбах тех, кто принимал участие в Сталинградской битве в 1942 году, ставшей переломом в Великой Отечественной войне.  В течение пяти месяцев город сопротивлялся фашистскому наступлению. Отдать Сталинград врагу — значило проиграть войну, но и удержать город казалось почти невозможно…

   ---- В фильме много песен в исполнении легендарного Марка Бернеса. И одна из них – «Песенка фронтового шофера». Сегодня исполнить эту песню мы приглашаем на сцену 5В класс

(5В «Песенка фронтового шофера»)

----Первым делом, первым делом - самолёты,
Ну, а девушки, а девушки - потом.

Эти строчки из замечательного советского фильма «Небесный тихоход» сегодня известны всем. События развиваются во время Великой Отечественной войны. Трое друзей летчиков дали себе слово не жениться до конца войны! Только вот жизнь меняет их планы. Песню «Самолеты» исполняет 5А класс.

(5А «Самолеты»)

----Жить без пищи можно сутки.
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки.
Шутки самой немудрой.

 ----Эти слова принадлежат герою поэмы А. Твардовского Василию Теркину. Очень правильные слова! И думается, что с полным основанием их можно отнести и к песне-шутке. Ведь без нее очень трудно было бы бойцу переносить все тяготы войны, лишения и опасности фронтовой жизни. Именно такую песню-шутку “Смуглянка” создали композитор А. Новиков и поэт Я. Шведов. Эту песню они написали в начале войны и отнесли для передачи на радио.

---- Но песню забраковали: “Что это за песня про смуглянку-молдаванку? Сейчас идет война... вы же автор героических песен”, - говорили Новикову. И только в 1944 году “Смуглянка” прозвучала на одном концерте. Песню повторили три раза под аплодисменты. А сейчас исполнить эту песню мы приглашаем 6Г класс.

(6Г «Смуглянка»)

---- Давным-давно отгремели «сороковые-роковые». Но слово ВОЙНА не скоро, наверно, исчезнет из нашей жизни. Война в Афганистане. Чеченская война. Ещё две трагические страницы в истории нашей страны.

----Вспомните, ребята, вспомните 
(Разве это выразить словами?),
Как они стояли у военкомата
С бритыми навечно головами.

---- Многие поэты и композиторы сегодня обращаются к этим темам. Например, популярная группа «Фактор 2». Песню «Война» из их репертуара приглашаем исполнить 6Б класс.

(6Б «Война»)

-----Солнце кровавилось в дымчатой мгле
Красным снарядом било.
Их уже не было на земле, а оно было.

----Волны неслись от скалы к скале,
Море гранит дробило!
Их уже не было на земле, а оно было.

----Дерево шло по сырой земле, 
Землю корнями рыло!
Их уже не было на земле, а оно было.

----На сцену приглашаются мальчики 6А класса с песней «Афганистан»

(6А «Афганистан»)

----Рыдали матери, жёны, невесты, 
Горел и гремел небосклон,
“Прощанье славянки” играли оркестры, 
На фронт уходил эшелон.

----Ах, как девочки наши в глаза нам глядят!
Проводите нас, девочки, на этот экзамен!
Подарите нам, девочки, ожиданье свое.
Да, мы знаем уже, что победа за нами,
Но не знаем, что мы не дойдем до неё.

----- На сцену приглашаются девочки 6А класса с песней «Здравствуй, мама».

(6А «Здравствуй, мама»)

---- Юные безусые герои, 
Юными остались вы вовек.
Перед вашим вдруг ожившим строем 
Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной.
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины, 
Мальчики, достойные поэм.

---- Есть такая профессия – защищать Родину. Есть такой долг каждого мужчины – защищать Родину. В знак уважения к тем, кто не боится трудностей и не бегает от армии, зажигательный танец исполнят бравые молодцы 6В класса.

(6В                             )

---- Как хорошо влюбляться и смеяться!

---- Как хорошо порою погрустить.

---- Как хорошо встречаться и прощаться.

---- И просто хорошо на свете жить!

---- Как хорошо проснуться на рассвете,

---- Как хорошо, что ночью снятся сны.

---- Как хорошо, что кружится планета,

---- Как хорошо на свете без войны!

 

---- Завершает наш фестиваль ученица 11 класса Неделко Анна,_____________                                                        

песней «Взмахни крылами, Русь».

(Неделко Анна «Взмахни крылами, Русь».)

НАГРАЖДЕНИЕ.

7-8 класс

(Голос за сценой – на фоне мелодии Клода Дебюсси «Музыка ангелов»)

      Война и музы. Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Старинное изречение гласит: “Когда говорят пушки, умолкают музы”. Но в годы суровых испытаний, в годы Великой Отечественной войны, музы не могли молчать, они вели в бой, становились оружием, разящим врагов.

(Танец девочек под песню Трофима «Баллада о солдате»)

(Звучат фанфары. Выходят ведущие.)

 ---- Когда на смерть идут – поют,
А перед этим можно плакать, –
Ведь самый страшный час в бою – 
Час ожидания атаки.                                                                                                            Снег минами изрыт вокруг.
И почернел от пыли минной.
Разрыв – и умирает друг.
И значит, смерть проходит мимо.                                                                                         Сейчас настанет мой черед…
За мной одним идет пехота…                                                                                           Будь проклят сорок первый год!

 ----Песни, написанные в годы войны, сопровождали солдата везде: в походе и на привале, а иногда и в бою.

 ---- От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.

 ---- Песни были необходимы солдатам на войне. Поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных, хранились блокноты с записями фронтовых песен.

-----Я эти песни написал не сразу.
Я с ними по осенней мерзлоте,
С неначатыми, по-пластунски лазил
Сквозь черные поля на животе.                                                                                            Мне эти песни подсказали ноги,
Уставшие в походах от дорог.
Я с тяжким потом добытые строки,
Как и себя, от смерти не берёг.

---- Маршал Советского Союза Георгий Жуков назвал песню  “Дороги” в числе трех лучших военных песен- рядом со “Священной войной” и “Соловьями”. И, наверное, может показаться странным, что созданы “Дороги” не во время войны, а уже после ее окончания - осенью 1945 года, - настолько ярко выражены в песне эмоциональная атмосфера войны, ее дух.

---- Это раздумье, невозможное в тылу врага. Это воспоминание, размышление о предстоящем и свершившимся, о горечи потерь и о вере в победу…Исполняется песня “Дороги”, музыка Новикова, слова Ошанина. Приглашается 7Г класс.

(7Г «Дороги»)

---- Жить без пищи можно сутки.
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки.
Шутки самой немудрой
.

 ----Эти слова принадлежат герою поэмы А. Твардовского Василию Теркину. Очень правильные слова! И думается, что с полным основанием их можно отнести и к шуточной песне «Солдатушки». Ведь без нее очень трудно было бы бойцу переносить все тяготы войны, лишения и опасности фронтовой жизни.

---- Именно такую песню создал композитор Александров, в 70-е годы, слова народные. А сейчас исполнить эту песню мы приглашаем 8А класс.

(8А «Солдатушки»)

----Рыдали матери, жёны, невесты, 
Горел и гремел небосклон,
“Прощанье славянки” играли оркестры, 
На фронт уходил эшелон.

----Ах, как девочки наши в глаза нам глядят!
Проводите нас, девочки, на этот экзамен!
Подарите нам, девочки, ожиданье свое.
Да, мы знаем уже, что победа за нами,
Но не знаем, что мы не дойдем до неё.

----  Уходили мальчишки и мужчины воевать. Провожали их девушки и жены, не зная, вернутся ли они домой. И особое щемящее сердце чувство испытываешь, когда слышишь или исполняешь военные песни о любви. Песня “Огонек”, слова Исаковского, музыка народная. На сцену приглашается 8Г класс

(8Г «Огонек»)

---- Давным-давно отгремели «сороковые-роковые». Но слово ВОЙНА не скоро, наверно, исчезнет из нашей жизни. Война в Афганистане. Чеченская война. Ещё две трагические страницы в истории нашей страны.

-----Солнце кровавилось в дымчатой мгле
Красным снарядом било.
Их уже не было на земле, а оно было.

----Волны неслись от скалы к скале,
Море гранит дробило!
Их уже не было на земле, а оно было.

----Дерево шло по сырой земле, 
Землю корнями рыло!
Их уже не было на земле, а оно было.

---- Многие поэты и композиторы сегодня обращаются к теме войны. Песню «Зажгите свечи»  приглашаем исполнить 8Б класс.

(8Б «Зажгите свечи»)

---- Юные безусые герои, 
Юными остались вы вовек.
Перед вашим вдруг ожившим строем 
Мы стоим, не поднимая век.

------Боль и гнев сейчас тому причиной.
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины, 
Мальчики, достойные поэм.

   

               ------   Я не знаю, зачем,
И кому это нужно.
Кто послал их на смерть,
Недрожавшей рукой
Только так беспощадно,
Так зло и ненужно
Отпустили их в Вечный Покой!

На сцену приглашается 8В класс с песней «Одуванчики»

(8В «Одуванчики»)

    ------В военкоматах в последнее время нет отбоя от желающих служить в пограничных войсках, и объясняли это неувядающей популярностью  песни «Граница» в исполнении группы «Отпетые мошенники», ни один из участников которой в армии не был, и певца Леонида Агутина, который не только был в армии, даже конкретно в пограничных войсках, но и, по словам его жены Анжелики Варум, замучил своих домочадцев бесконечными рассказами о счастливой армейской жизни.


----Вспомните, ребята, вспомните 
(Разве это выразить словами?),
Как они стояли у военкомата
С бритыми навечно головами.

(7А»Граница»)

Война – это гибель всего родного:
               кров без людей, 
               люди без крова. 
Война – это черное, гнусное дело:
               тело без ног,
               ноги без тела. 
Война – это тысяч разлук причина:
               сын без отца, 
               отец без сына.
Война – это слезы, зола и стужа:
              муж без жены, 
              жена без мужа. 
Война – это тучи пепла и смрада:
               стада без лугов,
               луга без стада.
Война – это кровь, эпидемия горя,
              пороха дым,
              селенья в огне…
Мы говорим - нет войне!

----На сцену приглашается 7В класс с песней «Пора домой» из репертуара популярной группы «Сектор газа»

(7В «Пора домой»)    

----Мужество – это не мода
Скорая, быстротечная.
Мужество – суть мужчины
Прочная, долгая, вечная.

----Если зернышко смелости
С почвой подружится,
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.

---- Есть такая профессия – защищать Родину. Есть такой долг каждого мужчины – защищать Родину. В знак уважения к тем, кто не боится трудностей и не бегает от армии, 7Б класс исполнит песню «Моя армия страны»

(7б «Моя армия страны»)

---- Как хорошо влюбляться и смеяться!

---- Как хорошо порою погрустить.

---- Как хорошо встречаться и прощаться.

---- И просто хорошо на свете жить!

---- Как хорошо проснуться на рассвете,

---- Как хорошо, что ночью снятся сны.

---- Как хорошо, что кружится планета,

---- Как хорошо на свете без войны!

 

------Главное в человеке – чувство Родины, дома, своей земли. Это чувство объединяет людей. Пока жива любовь к своей земле – жива земля, жива Россия! И летит она над миром, как красивая и свободная птица. Взмахни крылами, Русь! «Взмахни крылами, Русь» - так называется песня, которую исполнит  ученица 11 класса Неделко Анна.

(Неделко Анна «Взмахни крылами, Русь».)

НАГРАЖДЕНИЕ.

9-11 класс

(Голос за сценой – на фоне мелодии Клода Дебюсси «Музыка ангелов»)

      Война и музы. Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Старинное изречение гласит: “Когда говорят пушки, умолкают музы”. Но в годы суровых испытаний, в годы Великой Отечественной войны, музы не могли молчать, они вели в бой, становились оружием, разящим врагов.

(Танец девочек под песню Трофима «Баллада о солдате»)

(Звучат фанфары. Выходят ведущие.)

 ---- Когда на смерть идут – поют,
А перед этим можно плакать, –
Ведь самый страшный час в бою – 
Час ожидания атаки.                                                                                                            Снег минами изрыт вокруг.
И почернел от пыли минной.
Разрыв – и умирает друг.
И значит, смерть проходит мимо.                                                                                         Сейчас настанет мой черед…
За мной одним идет пехота…                                                                                           Будь проклят сорок первый год!

 ----Песни, написанные в годы войны, сопровождали солдата везде: в походе и на привале, а иногда и в бою.

 ---- От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.

 ---- Песни были необходимы солдатам на войне. Поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных, хранились блокноты с записями фронтовых песен.

-----Я эти песни написал не сразу.
Я с ними по осенней мерзлоте,
С неначатыми, по-пластунски лазил
Сквозь черные поля на животе.                                                                                            Мне эти песни подсказали ноги,
Уставшие в походах от дорог.
Я с тяжким потом добытые строки,
Как и себя, от смерти не берёг.

------«Помнит мир спасенный» - эта строчка из песни «Москвичи» давно уже стала крылатой. Андрей Эшпай, известный композитор 20 века, вспоминает: «Однажды ко мне прямо в окно ( квартира была в полуподвале) влетел Марк Бернес – легендарный певец – положил передо мной стихи и сказал: «Срочно нужна музыка!». Так родилась песня «Москвичи».На сцену приглашается 11 А.

(11А «Москвичи»)

---- Давным-давно отгремели «сороковые-роковые». Но слово ВОЙНА не скоро, наверно, исчезнет из нашей жизни. Война в Афганистане. Чеченская война. Ещё две трагические страницы в истории нашей страны.

-----Солнце кровавилось в дымчатой мгле
Красным снарядом било.
Их уже не было на земле, а оно было.

----Волны неслись от скалы к скале,
Море гранит дробило!
Их уже не было на земле, а оно было.

----Дерево шло по сырой земле, 
Землю корнями рыло!
Их уже не было на земле, а оно было.

---- Многие поэты и композиторы сегодня обращаются к теме войны. Песню «Давай за нас» репертуара группы «Любэ» приглашаем исполнить 11Б класс.

(11Б «Давай за нас»)

----Рыдали матери, жёны, невесты, 
Горел и гремел небосклон,
“Прощанье славянки” играли оркестры, 
На фронт уходил эшелон.

----Ах, как девочки наши в глаза нам глядят!
Проводите нас, девочки, на этот экзамен!
Подарите нам, девочки, ожиданье свое.
Да, мы знаем уже, что победа за нами,
Но не знаем, что мы не дойдем до неё.

----  Уходили мальчишки и мужчины воевать. Провожали их девушки и жены, не зная, вернутся ли они домой. Еще одна песня из репертуара группы «Любэ» - «Комбат» - удивительно точно передает атмосферу войны, боя, хотя написана намного позже, в мирное время. Приглашается 10А класс с песней «Комбат»

(10А «Комбат»)

Война – это гибель всего родного:
               кров без людей, 
               люди без крова. 
Война – это черное, гнусное дело:
               тело без ног,
               ноги без тела. 
Война – это тысяч разлук причина:
               сын без отца, 
               отец без сына.
Война – это слезы, зола и стужа:
              муж без жены, 
              жена без мужа. 
Война – это тучи пепла и смрада:
               стада без лугов,
               луга без стада.
Война – это кровь, эпидемия горя,
              пороха дым,
              селенья в огне…
Мы говорим - нет войне!

----На сцену приглашается 9А класс с песней «Война» из репертуара популярной группы «Фактор 2»

(9А «Война»)

---- Юные безусые герои, 
Юными остались вы вовек.
Перед вашим вдруг ожившим строем 
Мы стоим, не поднимая век.

------Боль и гнев сейчас тому причиной.
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины, 
Мальчики, достойные поэм.

   

               ------   Я не знаю, зачем,
И кому это нужно.
Кто послал их на смерть,
Недрожавшей рукой
Только так беспощадно,
Так зло и ненужно
Отпустили их в Вечный Покой!

На сцену приглашается 9В класс с песней «Зажгите свечи»

(9В «Зажгите свечи»)

----Мужество – это не мода
Скорая, быстротечная.
Мужество – суть мужчины
Прочная, долгая, вечная.

----Если зернышко смелости
С почвой подружится,
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.

---- Есть такая профессия – защищать Родину. Есть такой долг каждого мужчины – защищать Родину. В знак уважения к тем, кто не боится трудностей и не бегает от армии, девичий батальон 10Б класса исполнит песню «Перевал».

(10Б «Перевал»)

------В военкоматах в последнее время нет отбоя от желающих служить в пограничных войсках, и объясняли это неувядающей популярностью  песни «Граница» в исполнении группы «Отпетые мошенники», ни один из участников которой в армии не был, и певца Леонида Агутина, который не только был в армии, даже конкретно в пограничных войсках, но и, по словам его жены Анжелики Варум, замучил своих домочадцев бесконечными рассказами о счастливой армейской жизни.


----Вспомните, ребята, вспомните 
(Разве это выразить словами?),
Как они стояли у военкомата
С бритыми навечно головами.

------На сцену приглашается 9Б класс с песней «Граница»

( «9Б» Граница»)

---- Как хорошо влюбляться и смеяться!

---- Как хорошо порою погрустить.

---- Как хорошо встречаться и прощаться.

---- И просто хорошо на свете жить!

---- Как хорошо проснуться на рассвете,

---- Как хорошо, что ночью снятся сны.

---- Как хорошо, что кружится планета,

---- Как хорошо на свете без войны!

 

------Главное в человеке – чувство Родины, дома, своей земли. Это чувство объединяет людей. Пока жива любовь к своей земле – жива земля, жива Россия! И летит она над миром, как красивая и свободная птица. Взмахни крылами, Русь! «Взмахни крылами, Русь» - так называется песня, которую исполнит  ученица    11 Б класса Неделко Анна.

(Неделко Анна «Взмахни крылами, Русь».)

НАГРАЖДЕНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль солдатской песни "Аты - баты!"

Внеклассное мероприятие. Может быть использовано как закрытие недели истории в школе или на 23 февраля....

Сценарий фестиваля солдатской песни

В МБОУ Староюрьевской СОШ патриотическому воспитанию обучающихся уделяется особое внимание. Существует комплексная целевая программа "Растим патриотов". В февлале ежегодно интересно, широко и раз...

фестиваль солдатской песни "Лира в солдатской шинели"

Методическая разработка внеклассного мероприятия посвящена Дню защитника Отечества....

Фестиваль солдатской песни.

сценарий мероприятия ко дню защитников Отечества....

Сценарий фестиваля солдатской песни

Сценарий подготовлен для проведения фестиваля солдатской песни среди 9-11 классов....

Фестиваль солдатской песни к Дню Защитника Отечества "Песня в солдатской шинели"

Общешкольное мероприятие Фестиваль солдатской песни "Песня в солдатской шинели". подготовка к фестивалю была серьезной, так что выступления получились красочными, эмоциональными, впечатляющими. На мер...

Фестиваль солдатской песни

Фестиваль солдатской песни (7-9 классы)...