Программа родительского всеобуча.
календарно-тематическое планирование (5, 6, 7 класс) на тему

Чернова Елена Геннадиевна

Каледарно-тематическое планирование работы Родительского всеобуча в рамках дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_roditelskogo_vseobucha.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Поселковая средняя общеобразовательная школа»

«Я в мире, мир во мне»

Программа родительского всеобуча по профилактике детского суицида

Срок реализации образовательной программы:

 в течение  2013-2014 учебного года

Автор: Чернов Герман Геральдович,

педагог дополнительного образования

Поселок Октябрьский,

Поворинский район,

Воронежская область

2013 год

Пояснительная записка

Подростковый суицид всегда вызывал массу вопросов у педагогов и психологов. Казалось бы, что может быть прекраснее юности, когда строится великое множество планов на будущее, жизнь не обременена тягостями работы, быта и ответственности за семью? Это время надежд, встреч, знакомств, возрастающей свободы. Но с другой стороны, это ещё и взросление, которое не проходит гладко ни у кого, а в исключительных случаях, приводит к психологическим травмам и даже к попыткам самоубийства.

Переходный период — сложный этап в становлении личности. Для одних он проходит само собой, в соответствии с общими нормами, для других все намного сложнее. По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей.

Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия в семье, чёрствости и безразличия окружающих.

 В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых.  Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни дети. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания родителей, индивидуальные психологические особенности обучающегося, внутриличностный конфликт. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Так же очень многое зависит от самого подростка, его личности, его приспособляемости к трудным жизненным ситуациям и умением с ними бороться.

Нередко неадекватная оценка душевного состояния депрессивного подростка создает тяжелейшие конфликтные ситуации. Психотравмирующая ситуация, возникшая на фоне отсутствия контактов, свойственная депрессивному, обостряет чувство душевного одиночества, создает ощущение безысходности и толкает на самоубийство. Именно в этот момент ребенок не должен быть один. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогут избежать трагедий.

Цель и задачи программы

Цель:

Формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Задачи:

  • Изучение теоретических аспектов проблемы и использование информации в работе с педагогами и родителями.
  • Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе лицея так и в период трудной жизненной ситуации.
  • Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
  • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
  • Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Принципы реализации программы

 

-  Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

-  Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

-  Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

-  Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

-  Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного   процесса.

Этапы реализации программы

Этапы  и сроки

реализации программы:

1 этап.

Проведение социально-психологического мониторинга среди   родителей.

Сроки реализации:  сентябрь   2009 года 

2 этап.

Реализация программы по развитию системы личного противостояния наркотикам, алкоголю, табаку на основе   на основе своих собственных интересов и увлечений.

Сроки реализации:  октябрь  2009 года–  май 2010 года

3 этап.

Проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы.

         Сроки реализации: май  2010 года.

     Участники  программы:

1.Родители  

2.  Учащиеся,

3. Педагоги, классные руководители

4.   Служба сопровождения

5. Медицинский персонал школы

Формы и режим занятий

Месяц

Класс

Тематика занятий

Сентябрь

Особенности задач семьи и школы в социализации ребенка.

Октябрь

Ребенок в среде сверстников

Что такое личность?

Ноябрь

Атмосфера семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка

Декабрь

Влияние  на здоровье  ребенка негативной теле-и видео информации

Январь

Молодежная культура

«Опасные игры»

Февраль

Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей. Основы деятельности социально-психологической службы

Март

Необходимость семейных традиций в жизни ребёнка.

Апрель

Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации.

Май

Приоритет семьи в воспитании ребенка (семья и ее роль в воспитании ребенка)

Итоговое родительское собрание: итоги года, рекомендации на лето.

Ожидаемые результаты

  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и досуговую деятельность.
  • Психолого-педагогическое просвещение семьи.
  • Профилактика негативного семейного воспитания.
  • Формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка.
  • Разнообразие форм взаимодействия школы, семьи и социума.

Формы подведения итогов реализации программы

Разнообразие форм взаимодействия школы, семьи и социума. 

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и досуговую деятельность. 

Психолого-педагогическое просвещение семьи. 

Профилактика негативного семейного воспитания. 

Формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка. 

Удовлетворенность родителей: 

- качеством образовательно-воспитательного процесса;

- психологическим климатом в коллективе;

- условиями для развития личности ребенка.


Составление основных правил в воспитании детей.

Советы и рекомендации родителям.

Содержание программы

и краткая характеристика форм занятий

Родительское собрание

«Роль семьи в формировании личности»

Цель- выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями; разработка основных правил семейного воспитания.

(За неделю до собрания среди учащихся проведено анкетирование «Ребёнок и его семья», в котором учащиеся оценивают своё положение в семье).

      Анкета «Ребёнок и его семья»

  1. Меня почти во всём поддерживают.
  2. У нас бывают разногласия, даже ссоры.
  3. Мне бывает трудно дома.
  4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учёбе.
  5. Меня во многом ограничивают.
  6. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.
  7. Мне дают карманные деньги.
  8. У нас дома бывают одноклассники, друзья.
  9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.
  10. Родители заняты только собой.

Варианты ответов:

- практически всегда;

- иногда;

- почти никогда.

              Ход собрания

  1. Информационная часть.

  Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играют семья и школа, так как семья и школа- это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

  Чтобы вырастить полноценного человека, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями.

  Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребёнка в школе, но и в старшем возрасте, когда  зачастую именно в школе у ребёнка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является мощным средством в формировании личности ребёнка.

  Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом  и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых- отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

  Самое главное для ребёнка  - чтобы его любили таким, какой он есть. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Главные разновидности родительской любви:

-любовь умиления;

-любовь деспотическая;

-любовь откупа.

  Любовь умиления –  самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему всё можно. Он не знает своего чувства долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться. У него складывается твёрдое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живёт на свете.

  Деспотическая любовь – одна из причин того что у ребёнка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестаёт верить в человека и в человечность. Это деспотическое самодурство, мелочные придирки, постоянные упрёки. У ребёнка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он ожесточается. Родительская власть должна не подавлять ребёнка, а поощрять.

  Любовь откупа – состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделённое от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

  Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребёнок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.

  1. Практическая часть.

  Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придаётся большого значения. Сейчас мы предоставим возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в семье, глазами ваших детей, а потом сравнить свои ответы с их взглядами и проанализировать результаты сравнений.

  Перед вами лежат бланки с вопросами анкеты «Ребёнок и его семья». Ваша задача - попробовать поставить себя на место вашего собственного ребёнка и ответить на вопросы  так, как ответил бы он, т.е. взглянуть на ситуацию его глазами. (Родители отвечают на вопросы анкеты. После этого им для сравнения раздаются ответы их детей. После собрания классный руководитель собирает ответы детей и родителей для анализа ситуации в семье.)

  Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём же причина? Может быть, всё дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? А может, всё дело в том, что дети учатся жить у жизни.

  Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения:

Если:

1) ребёнка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть);

2) ребёнок живёт во вражде, он учится ... (быть агрессивным);

3) ребёнок растёт в упрёках, он учится... (жить с чувством вины);

4) ребёнка хвалят, он учится ... (быть благородным);

5) ребёнок растёт в честности, он учится ... (быть справедливым);

6) ребёнка поддерживают, он учится ... (ценить себя);

7) ребёнка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым);

   По окончании работы проводится коллективное обсуждение вариантов ответов. Родители отстаивают свою точку зрения.

  1. Заключительная часть.

  У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребёнок, каким он войдёт во взрослую жизнь. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

4. Решение родительского собрания формулируется на основе высказанных родителями идей и предложений.

     Разработка основных правил семейного воспитания.

Памятка №1.

1. Семья-это материальная и духовная ячейка для воспитания детей.

Основой семьи является взаимная забота и уважение. Ребёнок должен быть членом семьи, но не её центром .

2. Главный закон семьи-все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье.

3.Воспитание ребёнка в семье - это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребёнка – это пример родителей, их поведение, их деятельность.

4. Для воспитания ребёнка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой.

Родительское собрание - интерактивная беседа

« Тайна юной души».

                                                            Взрослые часто не понимают детей,

      потому что  видят мир не таким, каким видят его дети.

Н.Носов

        Цель – помочь родителям понять значение в жизни ребёнка физиологических и психологических изменений; обсудить определённые правила поведения родителей в период полового взросления детей.

           

Оформление кабинета: выставка книг об особенностях подросткового возраста; на доске плакаты с высказываниями о воспитании (Я.Корчак: «Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей...», И.В.Гёте: « В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках»).

                        Ход собрания.

  1. Вступительное слово классного руководителя.

 Уважаемые родители! Наш сегодняшний разговор должен иметь не только теоретический, но и практический характер. Мы постараемся обсудить наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации, с которыми сталкиваемся в процессе воспитания ребёнка, и составление свода правил поведения родителей в этих ситуациях.

   Я думаю, все согласятся, что бесконфликтных семей не существует. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не принося вреда «противоборствующим сторонам», но, наоборот, содействует укреплению взаимопонимания. А в других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя. Попробуем сформулировать причины конфликтов:

-непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;

-чрезмерная забота родителей о ребёнке, когда родители придерживаются следующего правила: «Дети созданы только для радости. Взрослыми они ещё будут»; в результате в семье вырастает маленький, а затем и большой деспот, привыкший только получать и ничего не отдавать взамен;

-разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребёнку приходится лавировать между требованиями отца и матери;

-отношение детей с товарищами, которые приносят родителям «лишние хлопоты»;

-чрезмерная строгость к ребёнку и педагогическая «злопамятность»- частые напоминания о прошлых «грехах» ребёнка.

     Мы должны принимать ребёнка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая значения неудач. Если этого нет в семье - ребёнок уходит на улицу, к таким же неустроенным, как и он сам.

  1. Выступление школьного психолога с сообщением о психологических особенностях подросткового возраста.

    Как и когда ребёнок становится подростком, подросток - юношей, юноша - взрослым? Это происходит не в один день, и часто возвратные перемены незаметны для нас: ещё вчера наши дети были маленькими, нуждались в нашей заботе и опеке, а сегодня они заявляют о своей взрослости, требуют самостоятельности и независимости. Развитие подростка- это начало поиска себя, своего уникального «я». Это путь становления индивидуальности.

   Как часто родители делают первые ошибки в воспитании своих детей, говоря ребёнку: «Не выделывайся, будь такой или таким, как все».

   В психологии этот период времени называют периодом «психики», за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время, когда проблемы между детьми и родителями обостряются.

Что же является самым главным для ребёнка в этот период? Вот какую логическую цепочку мы должны с вами сохранить (надпись на доске):

ЛЮБОВЬ-ДОВЕРИЕ-ПОНИМАНИЕ-ПОДДЕРЖКА

За что и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте?

Прежде всего:

  • за то, чтобы перестать быть ребёнком;
  • за прекращение посягательств на его неприкосновенность;
  • за утверждение среди сверстников;
  • против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Правила, которые должны соблюдать родители подростка:

  • помочь ребёнку найти компромисс души и тела;
  • все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, не вешая ярлыков;
  • следует помнить, что, пока развивается тело ребёнка, болит и ждёт помощи его душа.

( Подробнее информацию о переходном возрасте подростка можно найти в книге М.Ю.Чибисовой, Н.В.Пилипко «Психолог на родительском собрании» стр.105).

  1. Анализ проведённого в классе исследования.( Проведено накануне собрания)

Проведённое исследование среди учащихся предлагается вашему вниманию как информация к размышлению.

Итак, открываем Конверт Откровений.  (К доске прикреплён конверт большого размера, в котором лежат ответы детей на следующие вопросы.)

(Вопросы записаны на доске)                           Ответы (в процентном

                                                                                    отношении)

1. Когда я подхожу к родителям                 - помогают разобраться;

с просьбой  помочь по какому-                   - отсылают к товарищам;

нибудь предмету, то...                                   – считают, что должен все            делать  сам...

2.Однажды мне захотелось                           - я встретил непонимание

                                                                           и обвинение;          

поделиться с мамой по поводу                     - почувствовал, что мне

                                                                            сопереживают;

возникшей проблемы с друзьями,                - увидел её полное равнодушие

я...

(Обсуждение вариантов ответов с родителями.)

Выводы: Дети должны быть уверены в доброжелательности близких. Они ориентируются на вашу оценку; поэтому необходимо убедить, что в случае неуспеха в какой-то ситуации отношение к ним не изменится, что даже их возможная неудача вполне преодолима.

 3.Когда мне родители                                     - ничего не могу ответить, словно

делают замечания или за                                   воды в рот набрал;

что-то отчитывают, то я...                                - веду себя агрессивно;

                                                                            - очень переживаю, у меня

                                                                              в душе состояние паники

( Обсуждение.)

Родителям важно уметь распознавать проявление тревоги детей. Не раздражайтесь, не усматривайте злого умысла в таких естественных и невинных проявлениях. Тщательно маскируя свою тревогу, пряча её главным образом от себя, они сами не знают, что им нужно, не могут обратиться за помощью, провоцируют негативное отношение к себе.

4.Конфликт утрясён, но                                    - наступает апатия, вялость,

родители установили строжайший                    безынициативность;

контроль, сами подбирают друзей                   - ущемлены мои интересы,

Что я чувствую?                                                    грубо протестую;

Как я поступлю?                                                 - демонстрирую полное

                                                                           безразличие

(Обсуждение.)

Апатия и безразличие - чаще всего следствие завышенных и непоследовательных решений и требований. Если ребёнок не хочет ничего делать сам, значит, «вы перегнули палку» и вам надо предоставить ему свободу проявления любой инициативы, поощрять любую разумную активность. Окружите его доброжелательностью.

4. Заключение.

 Задача родителей детей этого возраста – стараться добиться их душевного спокойствия, не скупиться на проявления любви и нежности. Давайте с пониманием отнесёмся к перепадам в поведении и настроении детей и будем терпеливо ждать более благоприятной поры. А сегодняшнее их 13-летие - это время кризиса роста, когда они чувствуют себя несостоятельными, находятся в тревожном настроении и особенно нуждаются в нашей поддержке. Наберитесь терпения  и постарайтесь быть чуткими, ведь вы – любящие родители, и это поможет разрядить накопившееся напряжение. Взаимными обидами и криками ничего не добиться, а словесные баталии только отстранят вас друг от друга. Сделайте родной дом притягательным для подростка. (На доске или на экране телевизора схема)

Атмосфера дома:

- спокойная

- радостная

- светлая

- интересная

- активная

Памятка для родителей №2

( «Запреты для родителей»)

Воспитателю разрешается всё, что не запрещается, а запрещается:

 

  1. Унижать достоинство ребёнка словом, делом, поступком, подозрением, наказанием.
  2. Нарушать право личности на свободу мнения, выражения желаний, симпатий, предпочтений.
  3. Жаловаться на ребёнка кому бы то ни было.
  4. Не прощать проступков, ошибок, промахов – не быть милосердным.
  5. Лишать ребёнка естественных детских проявлений: шумливости, подвижности, забавы, потехи, развлечения.
  6. Выдавать тайны и секреты ребёнка.
  7. Обещать и не выполнять.
  8. Не отвечать на просьбы ребёнка, его желание открыться, посоветоваться.
  9. Кричать на детей при любых обстоятельствах.

Родительское собрание – деловая игра

«Как создать гармонию отношений в семье»

Цель  - сплотить с помощью игры родительский коллектив;

помочь   родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей.

Эпиграф к игре: «Чтобы иметь доступ в чудесный дворец, имя которому детство, мы должны перевоплощаться, становиться в какой-то мере детьми. Только тогда нам будет доступна мудрая власть над ребёнком».

(Очень важно создать обстановку спокойствия: включить тихую мелодию, предложить кофе)

  Игра проходит на родительском собрании, где определяются следующие группы: «сердитые родители», «активные родители», «равнодушные родители», «эксперты»  в эту группу входят психолог и классный руководитель).

  Правила игры: внутри группы должен высказываться каждый, но помнить: аргументы обязательны, идеи разрешается дополнять и развивать.

  Условия игры: все участники должны быть доброжелательными друг к другу, запрещается критика суждений.

Ход собрания

1.Вступление.

  Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня вы станете участниками деловой игры. ( Познакомить с правилами  и условиями игры). Основные наши условия - это создание непринуждённой обстановки, которая поможет оперативному поиску новых идей и решений. Это позволит нам лучше узнать друг друга, поспорить, подумать, принять решения.

  Многие думают, что хорошими родителями можно стать, изучив специальную литературу или овладев методами воспитания. Но одних знаний мало. «Ни одна книга и не один специалист не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения», - подчёркивал Януш Корчак. Как часто мы пребываем в тревожных сомнениях, теряемся всякий раз, когда сталкиваемся с чем-то новым в поведении ребёнка. Всё неожиданное в поведении вызывает у нас испуг, беспокойство. Но ведь ни повышенная родительская  уверенность, ни излишняя тревожность никак не содействуют успешному воспитанию. При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого оптимизма идеала, нормы. Конечно, в воспитательной деятельности такой нормы не существует, но мы сегодня на нашей ролевой игре попытаемся найти правильные требования, которые бы одновременно подходили абсолютно всем.

   Итак,  задача каждой группы в зависимости от той роли, которую они исполняют, выработать при совместном общении – «Правила родительской гармонии».

2. Работа в группах.

 ( Каждой микрогруппе раздаются листы с вопросами, которые помогут в формировании идеи.)

  1. В проявлении каких родительских чувств нуждается ребёнок?
  2. Нужно ли устанавливать равенство позиций ребёнка и взрослого?
  3. На чём необходимо строить контакт с ребёнком?
  4. Всегда ли ребёнок должен походить на родителей?
  5. Как правильно создать эмоциональный фундамент взаимных отношений?

( Группы излагают свои доводы, остальные принимают участие в обсуждении, имеют право задавать вопросы. На доске записываются предложенные выводы. Поощряется любая идея.)

Приложение « Формула родительской любви»:

(Предлагаемые слагаемые « формулы родительской любви»)

- любовь, создание уверенности в том, что ребёнка любят;

- искренняя заинтересованность во всём, что происходит в жизни ребёнка;

- эмоциональный контакт, взаимодействие;

     - атмосфера дружбы и справедливости.

( «Эксперты» дают оценку исполнения ролей, учитывая доводы и аргументы, выделить инициативных, поощрить за увлечённость.)

  1. Театр жизни.

( Микрогруппам  раздаются письменные сюжеты. Задача: разыграть ситуацию в лицах, обсудить и найти правильное решение.)

Ситуация №1

                        Душа ребёнка равно сложна, как и наша собственная, полна  

                        противоречий, в тех же трагических борениях; стремлюсь и

                        не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить.

                                                                                             Я.Корчак

       В семье сложились натянутые отношения из-за того, что старший сын очень часто не выполняет порученных ему домашних дел: пропылесосить квартиру, сходить в магазин и т. д. Каждый раз находятся достаточно убедительные доводы при объяснении причины невыполнения, хотя родители чувствуют за этим другие мотивы.

- Как правильно поступить?

- Какие же формы наказаний существуют?

- Можно ли лишать ребёнка части родительской любви?

Ситуация №2

                     Упрямство не что иное, как искажённое стремление к свободе.

                                                                                                                Н.Ушинский

Димка часто злится на своих родителей из-за того, что они его много воспитывают и часто ругают: нельзя много времени проводить на улице, не сидеть подолгу у компьютера, почему не учишь уроки... И так бесконечно... Он грубит родителям и демонстрирует своё неподчинение.

- Как быть родителям?

- Как найти выход из сложившегося клубка противоречивых отношений?

Ситуация №3

                     Реже мы советчики, чаще суровые судьи.

                                                                           Я.Корчак

На семейном совете за чашечкой вечернего чая было решено, что Ирочка, баловень судьбы, эмоциональная и очень восторженная девочка, должна обязательно ходить в музыкальную школу, как когда-то в детстве хотела её мама. Но лицо девочки от принятия такого решения выразило огорчение. Недоумевая, мама решительно отвергла все появившиеся сомнения и твёрдым голосом объявила, что дети всех её подруг занимаются доп. образованием и она хотела бы, чтобы её дочка нашла возможность реализовать свои природные способности.

- Как же нужно было поступить правильно?

 После проигрывания и обсуждения ситуации экспертная группа подводит итоги и вручает активным участникам игры знаки отличия (их могут сделать заранее ученики класса).

  Награждение сопровождается поощрительными высказываниями:

- за умение найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей;

- за психологическую информацию;

- за глубокую веру в сильные стороны человеческой души;

- за самостоятельный родительский почерк.

5. Заключение.

 В жизни сегодняшнего общества от родителей требуется значительные усилия для достижения любовного взаимопонимания с ребенком. Наши дети взрослеют, и больше труда мы должны вложить в создание и упрочнение гармонии отношений в семье. Но для этого мало только хотеть любить, необходимо приобщение родителей ко всем достижениям и ценностям социального прогресса. Именно родителям предстоит развивать и совершенствовать способность своего ребёнка к различным формам проявления любви. Давайте будет помнить, что уметь любить ребёнка – значит много думать, много размышлять, отказываться от шаблонов, уметь уважать!

    Удачи вам, дорогие родители!

Родительское собрание - устный журнал

«Поощрение и наказание в воспитании ребёнка».

Цели: 1) дать представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям;

            2) обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.

Участники: классный руководитель, родители учащихся 6-го класса.

Подготовка.

  1. Анкетирование родителей:

А. Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?                      

     Да                                                                                      

     Не очень                                                                          

     Плохо                                                                                

Б. Много ли внимания уделяете воспитанию своего ребёнка?

    Круглые сутки                                                                  

    5-6 часов в сутки                                                              

    1-2 часа в сутки                                                                

В. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?

     Всегда                                                                                

     Иногда                                                                              

     Никогда                                                                              

Г. Как вы поощряете своего ребёнка?

     Радуетесь вместе с ним его успехам                              

     Просто хвалите                                                             

     Покупаете дорогие вещи, игрушки                                

Д. Как вы наказываете своего ребёнка?

        Делаете вид, что вы огорчены,

        и не разговариваете с ним                                        

        Не разрешаете смотреть телевизор,

        играть в компьютер                                                

        Применяете физическую силу,

        не разрешаете гулять                                                    

2.Подготовка с группой учащихся инсценировки стихотворения О. Гребневой «Родительское собрание на лесной полянке»

Оформление, оборудование и инвентарь.

А. На классной доске записана тема родительского собрания и цитаты:

«Чем больше у ребёнка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний» (Я. Корчак);

«Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение» (Е.А. Аркин)

Б. На партах для каждого родителя приготовлены листы бумаги и ручки.

Ход собрания

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытывайте сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребёнка похвалой? За что можно хвалить ребёнка?

  1. Индивидуальная работа родителей.

Сейчас я попрошу вас поделить лист бумаги на две части и                          написать в одной из них слова, которыми вы поощряйте своих детей, а в другой - которыми ругайте. Прошу вас выполнить эту работу за три минуты. (Родители выполняют предложенное задание.)

        Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

  1. Анализ результата анкетирования.

Центром социологических исследований Министерства образования Российской Федерации в 1999году было проведено

изучение состояния воспитания в семье детей школьного возраста.

Были опрошены родители (преимущественно женщины) из почти 2000 семей  в 19 областных центрах страны. Данные исследования позволили социологам сделать выводы, один из которых свидетельствует о том, что в случае нежелательного поведения детей основными методами воспитания, применяемыми к ним родителями, являются «чтение морали» и окрик.

  Как же наказывают своих детей родители нашего класса? Ответы на вопросы анкеты показали, что ... ( приводятся данные анкеты по вопросу «Как вы наказываете своего ребёнка?»).

 Конечно, воспитывать ребёнка - нелёгкое дело. Дети - не ангелы, но маленькие человеческие существа, и поэтому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

 Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлемы. Ребёнок, которого бьют, чувствует себя оскорблённым и униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может оказаться губительным для его развития. ребёнку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание-это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления - обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки - могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

 Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребёнка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы действительно хотим научить ребёнка, как следует себя вести.

  1. Инсценировка стихотворения.

 А сейчас я хочу предложить вам посмотреть инсценировку стихотворения О.Гребневой «Родительское собрание на лесной полянке»:

Как-то осенью по лесу

Прокатилася молва:

На полянке ровно в восемь

Собирает всех Сова.

Побросав дела и деток,

Не закончив сбор грибов,

Кто пошёл, кто полетел

На тревожный этот зов.

-Ты не ведаешь, кума,

Чем встревожена Сова?

Может, твой Лисёнок снова

В школе мучает Косого?

- Ой, не говори, Енот,

Он и дома сущий чёрт.

- Волк, дружище, твой сынок

Не срывал Сове урок?

- Я не знаю, может быть,

Он ведь так умеет выть!

- А скажи-ка мне, Медведь,

Твой сынок ведь любит петь?

Может, он Совы терпенье

Испытал «прекрасным пеньем»?

- Не могу сказать, соседка,

Я Мишутку вижу редко.-

Нацепив очки на нос,

Задала Сова вопрос:

- Поднимите, звери, лапы

Кто не бил детишек, папы?-

Зашумела тут толпа:

- Что за глупости, Сова!

Я Лисёнка лишь вчера

Долго за уши драла.

- Про медведей говорят:

 «Он на ухо глуховат».

Я за шалости сыночка

 «Приласкаю лишь пруточком».-

Папа-заяц на пеньке,

Хрумкая морковку,

Важно, с пафосом изрёк.

-Я же против порки!

Я косых своих детей

Лапою не трону.

По дороге каждый день

 Им внушаю строго:

 «Не ходите на ушах»,

Не грызите двери.

И хвосты своих друзей

Вы не суйте в щели»-

Протрещала тут сорока:

-Я в беде не одинока.

Моим детям каждый день

Все уроки слушать лень.

Коль трещат они помногу,

Я ремень беру в подмогу.-

Зашумела вновь толпа,

Кто был «против», кто был «за».

Долго не могла Сова

Донести до них слова:

-Я прошу вас, звери-мамы,

А в особенности папы:

Прекратить в своей семье

Воспитанье «на ремне».

Ваши дети так привыкли

К выволочкам за проступки,

Что от нас, учителей,

Ждут таких же вот вещей.

- Как не бить?- сказал Енот.

- ДА, да, да,-тут вторил Крот.

-Ну, а мне,- всплакнула Белка,-

Делать что с своей пострелкой?

Как накрасится румяной,

Подведёт себе глаза

И порхает по поляне,

Где танцует до утра.-

Тут родительские страсти

Накалились докрасна.

Не в Совиной было власти

Перекрыть их голоса.

...Нерешённая проблема

О битье и небитье

Стать должна несовременной,

Если мир царит в семье.

Итак, уважаемые родители, наказание будет эффективнее тогда, когда есть поощрение. Многие родители полагают, что главное внимание они должны уделять всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего ребёнка. Такая точка зрения ошибочна. Воспитывает ребёнка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное(поощрение) подкрепление. Существуют слова, которые поддерживают ребёнка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Слова поддержки:

- зная тебя, я был уверен, что ты всё сделаешь хорошо;

- у тебя есть некоторые соображения по этому поводу, готов ли ты начать...;

- это серьёзный вызов, но я уверен, что  ты готов к нему.

 5.Анализ результатов анкетирования.

Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершённое ребёнком усилие. Очень хорошо, если поощрение подчеркивает и способность ребёнка к усилиям по достижению цели, и радость от достигнутого успеха.

  Предлагаю вновь вернуться к ответам на вопросы анкеты и познакомиться с тем, как часто родители нашего класса хвалят своих детей и поощряют их. (Анализ ответов родителей на вопросы анкеты.)

 Как же хвалить, чтобы сохранить способность радоваться самому делу? Ответ очевиден: награждать самим этим делом, усиливая, подчёркивая радость ребенка от преодоления трудностей: «Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной слабостью, ленью, нелюбезностью, пассивностью. Ты сумел, ты стал ещё сильнее, ты преодолел, ты победил!» Вот формула истинно развивающего поощрения. Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи на пути к самосовершенствованию.

  1. Заключительный этап родительского собрания.

Уважаемые родители, сейчас я прошу объединиться в группы по 4 человека для проведения заключительного этапа нашего родительского собрания. Я предлагаю вам обсудить в группах и записать советы родителям, как можно поощрять своих детей. ( Через 5 минут каждая группа знакомит со своими советами всех родителей.)

 Уважаемые родители, если вы хотите более глубоко познакомиться с проблемой поощрения  и наказания в воспитании детей, я предлагаю вам прочитать книгу А.С.Спиваковой «Как быть родителями» из серии «Педагогика - родителям». Я благодарю вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для вас полезным.

  1. Решением родительского собрания является памятка с советами родителям о том, как можно поощрять детей, разработанная в ходе собрания.

Памятка №3

- Меньше ругать своих детей;

- Стараться видеть их успехи;

- Акцент делать на положительном;

- Больше внимания уделять общению с детьми;

- Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка, вселяя надежду на исправление;

- Принятие и признание прав ребёнка на индивидуальность и непохожесть на других;

         - Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку ;

         - Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите    со своим ребёнком, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его.

Родительское собрание – практикум

«Общение родителей с детьми»

Цели:

1) стимулирование полноценного общения родителей с их детьми; 

2) развитие умения родителей видеть себя со стороны;

3) повышения уровня знаний родителей о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми.

Участники: родители учащихся 6(или 7-го) класса, классный руководитель, психолог.

Подготовка:

1. Учащиеся выполняют следующее задание. В течение 2-3 дней они записывают фразы, с которыми к ним обращались родители. Затем все их записки заклеиваются в большой конверт.

2. На классном часе проводится анкетирование учащихся с целью изучения отношений «ребёнок-родитель» с использованием метода незаконченных предложений. Например:

Мои родители…

Я думаю, что мои близкие…

Мне кажется, что наша семья…

Я люблю своих родителей, но…

Большинство известных мне семей…

Моя семья обращается со мной…

( Можно предложить следующую анкету).

 Анкета для учащихся:

  1. Нравится ли тебе рассказывать своим родителям о прожитом дне?
  2. Всегда ли твои родители  выслушивают тебя до конца?
  3. С кем ты скорее поделишься своим секретом: с мамой, папой, другом, подругой?
  4. Какие ласковые слова говорят тебе родители и в каких  случаях?
  5. Считает ли семья праздником твой день рождения?
  6. Если бы  ты был волшебником, что бы ты хотел изменить в своей семье?

  1. Родители выполняют следующие задание. В течение 2-3 дней они записывают свои слова и фразы, обращенные к детям. Затем эти записки классный руководитель тоже заклеивает в отдельный конверт.

Ход работы

  1. Вступление (классный руководитель).

     Сложное социально-экономическое положение в стране, вытекающая отсюда всеобщая нервозность, а иногда и озлобленность приводит к многочисленным конфликтам. В том числе между родителями и детьми.

     Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители, пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно и на общение часто уже не способны. Растёт стена непонимания, возникают конфликты.

     Как следствие-обращение к психологу, к сожалению, уже в момент кризиса, когда налицо развал отношений.

  1. Выступление психолога о проблемах взаимоотношений между родителями и детьми.

     Сегодня у подростков больше проблем, чем 10-15 лет назад. Мудрые родители должны уделять ребёнку максимум внимания. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители уделяют своему ребёнку 18 минут. Это ли не парадокс!

     Мудрость родителей заключается в том, чтобы сказать себе: «Мой ребёнок не виноват в моих жизненных трудностях!» Какие бы времена ни были, какие бы события не происходили, ребёнок-это самая большая ценность. Общение с ним как раз и есть та самая отдушина, та радость, которой так мало в нашей повседневной жизни.

     Далее психолог предлагает родителям некоторые размышления по итогам проведенного исследования.

  1. Работа родителей с конвертом, содержащим их собственные записки.

  Классный руководитель предлагает родителям поразмышлять над тем, как, по каким вопросам, проблемам и в каком тоне происходит их общение с детьми. Для этого из конверта с заранее вложенными в него записками слов и фраз, обращенных родителями к детям, поочерёдно вынимаются записки. Родители должны определить особенности стиля, тона, цели общения.

  Фразы родителей могут отражать следующие аспекты общения:

  1. что надо сделать (указание);
  2. обмен информацией;
  3. обмен эмоциями;
  4. поощрение, психологическая поддержка;
  5. угроза наказания.

   В результате работы родители приходят к выводу, что среди фраз, обращенных ими к детям, преобладают фразы, содержащие указания, угрозу наказания и обмен информацией.

  Классный руководитель обращает внимание на то, что полноценное общение предполагает равномерное соотношение различных видов общения адекватно ситуации.

  1. Работа родителей с конвертом, содержащим записки их детей.

Классный руководитель предлагает родителям вспомнить, что слышали от своих родителей дети в течение 2-3 дней. Классный руководитель достаёт из конверта и зачитывает записки детей. При необходимости и наличия у родителей желания высказаться им предоставляется такая возможность.

  1. Работа по проектированию оптимальных вариантов общения родителей с детьми.

  Классный руководитель сообщает родителям информацию о том, что полноценное общение предполагает наличие невербальных проявлений. Около 60%  информации человек получает невербально. Очень важно, чтобы речевое высказывание сопровождалось соответствующим невербальным подкреплением. Дети вырастают такими, какими их ожидают увидеть взрослые. Сказанное невзначай, не со зла любое выражение в адрес ребёнка откладывается в багаж подсознания и во взрослой жизни всплывает в виде ситуации, нередко влияющей на его жизненный сценарий.

Рекомендуем провести с родителями игру, в которой раскрываются эмоциональные ощущения от негативных установок, транслируемых взрослыми на детей.

  На стулья в круг садятся лицом к лицу несколько взрослых - это 1-я группа игроков. Лицом к ним, образуя внешний круг, встают остальные присутствующие на собрании – это 2-я группа игроков.

  Игроки 2-й группы высказывают негативные установки игрокам 1-й группы, например: «Лентяй! Опять ничего не убрано!», «Тупица! Чего тут непонятного» и т.п. После  того как все участники 2-й группы высказали свои установки, они делают шаг в круг и повторяют эти же установки, но ещё громче и быстрее. После этого учитель задаёт вопрос игрокам 1-й группы: «Что вы почувствовали?» Обычно следуют самые разнообразные ответы, например: «Мне хотелось убежать», «Очень болел затылок», «Я не слушал» и т.д.

 Точно такие же ощущения возникают и у детей. А ведь зачастую им приходится слышать это каждый день.

  На столах разложены карточки с негативными высказываниями, последствия этого высказывания и позитивные установки.

Негатив

Последствия

Позитив

«Ты плохой отдам тебя в детдом!» или « Я от тебя ухожу, мне такой ребёнок не нужен!»

Чувство вины, повышенная тревожность, страхи, одиночество, низкая самооценка, «уход» в себя, замкнутость, ощущение своей ненужности - «уход» из жизни.

« Что бы ни случилось, я никогда тебя не оставлю!»

«Что ты за неряха!»

Чувство вины, невнимание к себе, своей внешности, трудности в выборе друзей.

«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чистый и на тебе аккуратная одежда!»

«Ты просто плакса, нытик!»

Сдерживание эмоций, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи, озлобленность, закрытость

«Поплачь, тебе будет легче»

      Практическая работа. (Родители разбиваются на группы).

1-й этап. Найти и составить из этих высказываний правильную логическую цепочку.

2-й этап. На столах разложены карточки с негативными высказываниями. Составить и записать позитивные:

а) «Не твоего ума дело» (позитив: «А как ты думаешь?»)

б) «Уйди с глаз моих долой» (позитив: «Иди ко мне, вместе разберёмся!»)

в) «Вечно ты не вовремя» (позитив: «Сначала ты помоги мне, потом я тебе» или «Я тебе обязательно помогу, но позже»).

 

   Каждая из групп через 5 минут должна внести свой вклад в «банк общения», предложив перечень возможных поощрений и наказаний, которые можно использовать в семейной практике.

В результате этой работы после обобщения мнений четырёх групп формируется следующий «банк общения»:

Поощрения

Похвала (выражение радости и благодарности)  

Ласка (ласковые слова и прикосновения)

Развлечения (совместные)

Восхищение (публичное)

Проявление уважения (Общение «взрослый-взрослый»)

Наказания

Лишение удовольствий, привилегий

Запрет на приятную деятельность Лишение удовольствий, привилегий

Запрет на приятную деятельность

Смена дружеского тона на строгий

Наряд «вне очереди»

  1. Подведение итогов собрания- практикума классным руководителем и принятие решения.

  Итак, на сегодняшнем собрании мы задумались о необходимости полноценного общения родителей с детьми, ответственного подхода к воспитанию. Воспитательные действия, общение должны быть наполнены любовью, тогда они будут результативными. Залогом воспитательного успеха будут также знания, основанные на бесконечной родительской любви, заботе о ребёнке, о его настоящем и будущем. Давайте же учиться быть хорошими родителями. Чувство вины и стыда не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Слово может разбудить в человеке зверя, а может и возвысить его, оно может как ранить, так и лечить. Речь – это и есть сама цивилизация.

Закончить наш практикум хочется словами Х. Кана: «Дитя, дай мне руку, чтобы я мог идти в лучах твоей веры в меня!»

Памятка №4  «Услышьте своего ребёнка»

   Надо постоянно совершенствоваться в умении выслушать ребёнка,   понять и почувствовать его.

-Проводить больше времени с детьми, найти совместные увлечения.

-Поменьше говорите сами.

-Ни на что не отвлекайтесь. Оставьте всякие дела, слушая ребёнка, - не читайте, не убирайте, не готовьте обед.

-Высказывайте интерес к тому, что говорит ребёнок.

-Смотрите ребёнку в глаза. Возьмите его руку, поглаживайте её. Можно и до плеча дотронуться, кивать головой – в общем, всячески демонстрировать свою включённость в общение, в разговор.

-Не перебивайте ребёнка. ( Это один из самых трудновыполнимых советов.)

-Прочувствуйте настроение и эмоции ребёнка. Поставьте себя на его место.

-Уточняйте, правильно ли вы поняли ребёнка: «Правильно ли я понял, что ты...»; «Ты хочешь сказать, что...»; «Ты имеешь в виду, что...».

-Побуждайте ребёнка продолжать разговор. Пусть он выговорится до конца.

-Молчите и слушайте! Внимайте и понимайте!

-Слушать и слышать ребёнка нужно всегда и с любовью.

 -Не повышать на ребёнка голос. Крик не только показатель вашего бессилия, слабости, но и демонстрация несдержанности, запальчивости.

- Не отвечайте грубостью на грубость, а покажите превосходство вежливости в общении.

Список рекомендуемой  литературы

1. Н.И.Дереклеева. Справочник классного руководителя 5-11 классы.

 М.: «Вако», 2010.

2. Журнал для родителей «Семья и школа» . №3, №5 2008.

3. Е.И Лунина, Н.С. Шепурева. Настольная книга классного руководителя 5-8 классов. Ростов н/Д: Феникс, 2009

4. Н.А.Алексеева. Калейдоскоп родительских собраний.

М.: ТЦ «Сфера», 2007.

5. О.А.Запотылок. Неблагополучные семьи. Минск:Красико-Принт, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа проведения родительского всеобуча

Уважаемые родители! Предлагаю вам ознакомиться с программой проведения родительского всеобуча на 2012-2013 учебный год.Напоминаю, что родительский всеобуч проводится каждую последнюю пятницу месяца. Ж...

Программа родительского всеобуча в среднем звене общеобразовательной школы по поддержке и развитию детей, имеющих признаки одаренности

Создание условий для взаимного сотрудничества родителей и педагогов по поддержке и развитию детей, имеющих признаки одаренности....

Программа родительского всеобуча по профилактике суицида

Школьная  программа  родительского всеобуча «Импульс» МБОУ – Средней школы №2 г. Мценска Орловской области на 2012 –2014г.г  является организационно...

Программа родительского всеобуча по профилактике детского суицида «ЖИЗНЬ УНИКАЛЬНА» 2013/2014 г.

Программа родительского всеобуча по профилактике детского суицида «ЖИЗНЬ УНИКАЛЬНА» была разработана  в  2013/2014 году для реализации в Государственном специальном (коррекционном) образоват...

Родительское собрание "Родительский всеобуч"

Формирование здорового образа жизни...

Программа родительского всеобуча

Важным аспектом по формированию семейных ценностей у детей является педагогическое просвещение родителей, как  метод и средство повышения педагогической культуры....