Внеклассное мероприятие по творчеству Есенина
методическая разработка (8 класс) на тему

Юсубалиева Наталья Алексеевна

Данное мероприятие построено как театрализованное представление. Мои ученики ставили его для учащихся ГПД,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon govori_da_govori_meropriyatie_po_tvorchestvu_esenina.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Говори да говори».

(Театрализованный тематический концерт, посвященный юбилею дня рождения С.Есенина)

(Звучит мелодия песни на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу». Открывается занавес. Зрители видят сцену,  декорированную  под деревенскую избу. У печи бабушка допекает оладьи и ставит посудину с оладьями на стол.)

Бабушка:

- Ну вот, Дашенька скоро придёт, а у меня уж и оладушки готовы! Тихо как-то в избе без нее, скучно, радио, что ли включить.

(Включает радиоприемник, откуда слышится мелодия романса на стихи С. Есенина и голос диктора )

Диктор:

- Добрый день дорогие ребята. Сегодня мы поговорим  о замечательном русском поэте – Сергее Есенине.

Ровно 110 лет назад в одной многодетной крестьянской семье родился мальчик, и назвали его Сережей…

В избу вбегает девочка, это внучка бабушки Дашенька.  Фонограмма с записью голоса диктора микшируется.

Дашенька:

- Бабушка!

Бабушка:

- Ой, заходи, заходи, Дашенька. Пришла? Набегалась? Поди, проголодалась, а я оладушков вот напекла.

Дашенька:

- Бабушка, я не одна. Можно к нам ребята зайдут?

Бабушка:

- Да конечно-конечно, заходите, мои хорошие, чай пить будем.

Ну-ка быстренько все к столу!

Дети усаживаются за стол, а бабушка, расставляя чашки и наполняя их чаем, добродушно ворчит, приговаривает что-то вроде: « Проголодались, галчата? Целыми днями пропадаете на улице…»

Дашенька:

-Ба… А ты расскажешь нам сегодня сказку?

Бабушка:

Сказку?... Нет, мои хорошие…

Дети загалдели: «Почему? Ну, пожалуйста,  расскажите!»

Бабушка:

-И не уговаривайте! Потому, как расскажу я вам сегодня не сказку, а быль, про одного хорошего человека, поэта Сергея Есенина. Я вон, пока вас не было, радио слушала, да вспомнила, что мне еще моя бабушка рассказывала о нём. С одной деревни они родом. Константиново – деревня-то называется, где-то  под Рязанью. Ох, и озорной мальчуган рос, ни одной драки не пропускал, всегда с синяками ходил. Беда прямо с ним. Родители-то у него были люди бедные, детей много, вот и взяли его на воспитание родные дед с бабушкой. Придет Сереженька с разбитым носом, бабушка огорчается: «Беда, мол…».  А дед говорит: «Ничего, крепче будет!»

1 ребёнок:

- А я знаю, нам в школе учитель об этом говорил. И даже стихотворение такое есть. Хотите, я расскажу? (выходит из-за стола):

Сергей Есенин.

                                                ***

Худощавый и низкорослый

Средь мальчишек всегда герой

Часто, часто, с разбитым носом

Приходил я к себе домой

И навстречу испуганной маме

Я цедил, сквозь кровавый рот:

«Ничего, я споткнулся о камень,

Это к завтрему всё пройдёт»

Бабушка:

- Всё правильно, так и было. Весь в дядьёв своих пошёл, тоже хулиганистые были, любили  поозорничать, а с Сережей, ну ровно как с игрушкой какой играли. Это ж надо было додуматься в три с половиной года ребёнка на коня посадить, а тот и поскакал, мальчонка-то от страха в крепко гриву ручонками вцепился, а то бы разбился насмерть.

А как они его плавать учили? Посадит его дядя Саша в лодку, подальше от берега отплывет, и как щенка бросит в воду, он барахтается в воде, а дядя Саша кричит: «Эх! Ну, куда ты годишься!»

Потом, после восьми лет другой дядька его на охоту с собой брал, чтобы Сергей заместо охотничьей собаки по озеру плавал за подстреленными утками.

(Песня «С добрым утром», стихи С. Есенина музыка Г. Струве)

С добрым утром

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона.

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зеленые серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

2 ребенок:

- А, правда, что Сергей Есенин в пять лет уже умел читать, а стихи начал писать с восьми лет?

Бабушка:

-Правда. Только в восемь-то лет, стихи еще были неумелые.

А вот хорошие стихи  Сергей Есенин стал писать к шестнадцати - семнадцати годам. Вот, например такое: «Поёт зима, аукает…»

2 ребенок:

- А можно я его  расскажу? Я знаю это стихотворение (выходит из-за стола)

                                                     ***

Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка,

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака

И дремлют пташки нежные

Под вихри эти снежные

У мёрзлого окна

И снится им прекрасная

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Дашенька:

- Бабушка, а почему одни люди могут писать стихи, а другие нет? Почему вот, например, Сергей Есенин уже в детстве писал стихи?

Бабушка:

-Ну, я не знаю, талант, говорят, нужен. Но еще, я так думаю, Сереже помогли бабушкины сказки. Сережина бабушка очень любила своего внука, хоть и ругала его за озорство. И еще в раннем детстве, когда она рассказывала Сергею сказки, он переделывал у них конец с «плохого», на «хороший», если конец ему не нравился.

Песня «Бабушкины сказки», стихи С. Есенина музыка Г. Струве

                                                Бабушкины сказки

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идём, бредём домой.

Опостылели салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим

Время к полночи идёт.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовёт.

Сказки все, пора в постели…

Но а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели.

Начинаем приставать

Скажет бабушка несмело:

«Что ж сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело, -

Говори да говори.

Бабушка:

- Моя бабушка мне говорила, что Сережа Есенин был красивым мальчиком. Посмотришь на него, а он, как сама Россиюшка наша - синие-синие, как небо глаза, и золотые волосы. Такие золотые, как поля солнечной осенью, и густые, прямо беда, ни один гребень не брал. По субботам, бывало, как начнут мыть его в бане, потом маслом смажут голову, всё равно расчесать невозможно. Орёт благим матом. Из-за своей внешности и любви к природе звали его в деревне пастушок. А он и правда природу очень любил, сядет, бывало у реки и сидит часами, смотрит в небо, на деревья, думает о чем-то…

Дашенька:

-А я знаю, он о России думал, у него стихотворение есть одно, хотите, расскажу?

***

Гой, ты, Русь, моя родная

Хаты в ризах, образа

Не видать конца и края,

Только синь сосёт глаза

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу, не надо рая,

Дайте Родину мою!

Песня «Белая берёза», стихи С. Есенина музыка Г. Струве

Белая берёза

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Бабушка:

-Так прошло детство Сергея Есенина. А когда он подрос, из него решили сделать сельского учителя и отдали учиться в церковно-учительскую школу, после которой он должен был поступить в Московский учительский институт. А Сергей не хотел быть учителем, уж очень ему хотелось стать настоящим поэтом.

3 ребенок:

- Он даже стихотворение  «Пребывание в школе» написал. (Выходит из-за стола)

                                                                         ***

Душно мне в этих холодных стенах

Сырость и мрак без просвета

Плесенью пахнет в печальных углах,

Вот она доля поэта.

Видно навек осуждён я влачить

Эти, судьбы приговоры,

Горькие слезы безропотно лить,

Ими томить свои взоры.

Бабушка:

-Так он и не выучился на учителя. В восемнадцать лет послал в Петербург свои стихи по разным газетам и журналам, и не получив ответа очень удивился и поехал туда сам. В Петербурге он познакомился с другими известными поэтами того времени, у которых многому научился.

(Песня  на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая») 

                  ***

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая.

Уж не жалеют больше ни о ком.

Стою один среди равнины голой

И журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности весёлой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно.

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной.

Но никого не может он согреть.

Бабушка:

-Золотой души был человек – Сергей Есенин, необыкновенно нежный. Хоть жил он небогато, но ему всегда хотелось помочь людям. И когда вышли первые его четыре сборника стихов, он получил так много денег, что даже заплакал и сразу отправился за покупками для жителей своего села. Купил тридцать пять коромысел. (Знаете, что такое коромысло?) Семьдесят ведер, много ткани женщинам на платье, много мужских пиджаков, керосину и керосиновых ламп. А когда собрался ехать домой. Оказалось, что все деньги потратил, и товар везти не на что. Уезжал в свою деревню Сергей без товара, грустный, потому, что его мечта порадовать своих земляков не сбылась

4 ребёнок:

                                            ***

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес, под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль,

Бесконечная дорога

Убегает лентой в даль.

Бабушка:

-Последние свои годы поэт жил в Москве. А в декабре 1925 года, уехал в Ленинград, мечтая начать новую жизнь, но этим мечтам не суждено было сбыться. В ночь с 27 на 28 декабря поэта не стало. Было ему в то время всего тридцать лет. Вот так-то, ребятки.

Дети:

- Как интересно.

Бабушка:

-Интересно. А вы говорите сказку. Это почище сказки будет.

(Романс на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»)

                              ***

Не жалею, не зову, не плачу.

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна берёзового ситца

Не заманит шляться босиком.

Я теперь скупее стал в желаньях

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Мизансцена «Стоп-кадр». Занавес закрывается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству А.А.Ахматовой

Внеклассное мероприятие по литературе (11 класс)«Творчество А.А.Ахматовой. Ранняя лирика» Цель вечера:продолжить знакомство с жизнью и ранним периодом творчества А.А.Ахматовой; проникнуть в поэт...

Внеклассное мероприятие по творчеству А.С. Пушкина литературный вечер "Я вас любил"

Материал представляет собой трогательный рассказ о любви поэта к своей жене Н.Н. Гончаровой и производит незабываемое впечатление на школьников....

Внеклассное мероприятие по творчеству Н.В.Гоголя

Материал для изучения жизни и творчества Н.В. Гоголя...

Внеклассное мероприятие по творчеству Есенина "Есенин - стихотворная душа России"

Внеклассное мероприятие было проведено  в ходе предметной недели литературы, посвящённой 125-летию со дня рождения С.А. есенина...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного творчеству С.Есенина "Пишу тебе с есенинских лугов"

Литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная жизни и творчеству С.Есенина...

Внеклассное мероприятие по литературе "Есенин - это вечное"

Материал посвящен 120-летию со дня рождения С.А. Есенина...

Внеклассное мероприятие по творчеству С. Есенина

Внеклассное мероприятие по творчеству С.Есенина...