Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного творчеству С.Есенина "Пишу тебе с есенинских лугов"
план-конспект урока по литературе на тему

Бадрединова Эльмира Рустямовна

Предварительный просмотр:

МОУ «Разуменская средняя общеобразовательная школа № 3

Белгородского района Белгородской области»

Районный конкурс регионального фестиваля

литературно-художественного творчества "Литературный венок России"

ПИШУ ТЕБЕ

С ЕСЕНИНСКИХ ЛУГОВ

Литературно-музыкальная композиция,

посвященная 120-летию со дня рождения С.А.Есенина

Подготовили: Вишнякова Е.М, учитель музыки,

Бадрединова Э.Р., Войцишевская М.В.,

 учителя русского языка и литературы,

Капля Л.А., зав. библиотекой

 МОУ "Разуменская средняя

общеобразовательная школа № 3

Белгородского района Белгородской области"

2015

Методические рекомендации

по проведению литературно-музыкальной композиции

"Пишу тебе с есенинских лугов"

Пояснительная записка

Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка.

Задача учителя - освободить творческие силы в ученике, дать ему возможность проявить индивидуальность.

В связи с этим проводятся специальные внеурочные мероприятия, литературно-музыкальные композиции, в ходе которых и происходит слияние индивидуальности человека с его делом.

2015 год объявлен Годом Литературы. В этом году празднуются юбилейные даты многих писателей и поэтов.

3 октября 2015 года  исполнилось 120 лет со дня рождения С.Есенина. В связи с этим было решено провести мероприятие, посвященное жизни и творчеству данного поэта.

Форма литературно-музыкальной композиции была выбрана не случайно, поскольку именно такая работа позволяет ярко, ненавязчиво рассказать учащимся о жизни и творчестве поэта. Более того, данное мероприятие заключает в себе интегрированный подход.  

Для школы данная форма работы не является новой. Имеется опыт проведения литературно-музыкальных композиций по творчеству А.Ахматовой, М.Цветаевой, С.Есенина, И.Северянина, А.Фета.

В течение месяца происходит обучение воспитанников сценической речи, сценическому движению, подборке текстового и музыкального материала, составляется электронная презентация, более ярко и эстетично иллюстрирующая действие композиции, проходят репетиционные занятия.

13 октября 2015 года данная литературно-музыкальная композиция была представлена методическому объединению учителей музыки Белгородского района, учащимся восьмых - одиннадцатых классов МОУ "Разуменская СОШ № 3".

Видеооператором мероприятия впервые стал ученик 8 класса школы Даниил Лахмостов (Приложение на CD диске).

Цель: приобщение детей к русской литературе, к творчеству С.А.Есенина, пропаганда художественными средствами литературного наследия страны, развитие творческих способностей учащихся, исполнительского актерского мастерства.

Задачи:

  • воспитание активной читательской позиции учащихся;
  • привлечение внимания к значимым событиям литературной жизни России;
  • повышение мотивации учащихся к чтению и изучению творческого наследия С.Есенина;
  • формирование нравственно-мировоззренческой и гражданственной позиции учащихся  через обращение к лучшим образцам литературы и музыки;
  • создание условий для развития творческих способностей, артистизма и литературного вкуса учащихся;
  • формирование методической коллекции литературных мероприятий, посвященных жизни и творчеству русских писателей и поэтов.

Оформление:  

На центральной стене - изображение летящих журавлей, желтые листья.

На доске проецируется электронная презентация по теме мероприятия.

ТСО: аудио-видеоаппаратура, аудиовидеозаписи, видеопроектор, компьютер, музыкальный центр.

 

        Место проведения - зал библиотеки школы.

        Условия реализации:

наличие:

- коллектива единомышленников (детей и педагогов), желающих участвовать в композиции;

- опытных педагогов, умеющих организовать творческую деятельность детей;

- возможность публичного выступления с данной композицией;

- наличие необходимого материально-технического обеспечения.         

Общие методические рекомендации

1. Мероприятие целесообразно проводить в небольшом  зале (камерность композиции), где есть необходимая аппаратура ( музыкальный центр, компьютер, проектор).

2. Литературно-музыкальная композиция  не должна занимать по времени более 45 минут – 1 часа, потому, что по прошествии этого времени у зрителей теряется концентрация внимания.

3. Участвовать в литературно-музыкальной композиции должно не более 20 человек в целях устранения суматохи и большого скопления участников на сцене.

4. В композицию лучше включить не более 5 вокальных номеров, иначе она затянется по времени.

5. Целесообразно начинать подготовку за месяц  до мероприятия.

6. Необходим специальный отбор чтецов и вокалистов.

7. Необходимо провести репетиции по постановке голоса, индивидуальные репетиции, с вокалистами  и 1 генеральную репетицию.

8. Перед мероприятием необходимо проинструктировать учащихся и педагогов по технике безопасности ( инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий).

9. Желательно провести предварительную беседу с учащимися-зрителями

( поведение в зале во время литературно-музыкальной композиции)

10. Необходимо назначить ответственных за оформление сцены.

Подготовка и проведение литературно-музыкальной композиции не требует больших материальных затрат, но требует значительной индивидуальной работы с участниками, огромных эмоциональных, душевных вложений и переживаний. Работа педагога заключается не только в распределении слов между участниками и проведении нескольких репетиций. Требуется большая работа по донесению содержания стихов, душевных переживаний героев  до каждого участника.

Рекомендации при подготовке и проведении композиции

Подготовка и проведение композиции включают в себя несколько этапов и операций, общих для любой формы воспитательной работы.

Подготовительный этап

        Необходимо выбрать участников литературно-музыкальной композиции  (Если это в первый раз, то возможно назначить самому педагогу, но, как правило, если ребята уже участвовали в подобных мероприятиях, они сами очень хотят еще раз пережить этот триумф). Возможно, это будет меньшее количество участников, но объем текстового материала для заучивания, в таком случае, увеличивается. Двое, из них будут ведущими, которые читают прозу, но также они могут участвовать в чтении стихов.

        Педагог выразительно читает композицию ученикам, распределяет слова между участниками.

Репетиции

        Вместе с участниками педагог планирует график сводных и индивидуальных репетиций. Он должен быть удобен всем. Количество репетиций желательно делать больше, так как в ходе их ребята быстрее заучивают текст.

        Сводные репетиции лучше проводить стоя на сцене, а не сидя на стульях. Это помогает им не расслабляться и полностью сконцентрироваться на процессе.

        Педагог должен попытаться  донести до каждого ребенка суть каждого стихотворения (о чем оно, какие чувства переживает герой, как описание природы влияет на усиление эмоционального эффекта).

        Обязательно должны быть индивидуальные репетиции с каждым участником. На них добиваться от ребенка того чтения, которое должно быть.

        Все репетиции необходимо проводить с музыкальным сопровождением. Музыка, правильно подобранная к стихам, усиливает         

День выступления

        Должен быть украшен зал (вариантов много, учитывайте возможности своего учреждения).

        Необходимо проверить аппаратуру. Она должна быть в порядке. Музыкальное сопровождение должно быть записано в четкой последовательности. Желательно не использовать микрофоны. Звук должен быть настоящим, живым. Поэтому на репетициях, ребята должны сразу читать громко, чтобы было слышно всем. Проверить освещение, подсветку.

        Необходимо подготовить стулья для зрителей, все должны сидеть. Желательно продумать, где гости могут оставить верхнюю одежду.

После проведения мероприятия

        Необходимо обязательно проанализировать с участниками подготовку и проведение композиции. Это лучше всего сделать в непринужденной обстановке. Ребята поделятся своими впечатлениями, а педагог отметит все положительные моменты, укажет на возможные неточности. Воспитательный эффект от данной литературно-музыкальной композиции будет огромен. Возможно, ребята захотят сделать что-то подобное на другую тему.

Ожидаемые результаты

        Если все пожелания при подготовке и проведении будут учтены, то результат превзойдет все ожидания.

        У воспитанников происходит переосмысление своего отношения к литературе, они начинают читать книги того или иного автора. Участники композиции становятся более активными, начинают проявлять инициативу в других делах.

СЦЕНАРИЙ

Участники литературно-музыкальной композиции

  • Ведущий 1 . Кудинов Я.  
  • Ведущий 2. Лахмостова А

  • Чтецы:
  1. Кудинов Я.  «Поэты родины моей»
  2. Лахмостова А.  «Я помню встречу в день осенний…»
  3. Кудинов Я.  «Сергей Есенин! Это имя - в лесах родной моей России»
  4. Осетрова А.  «Он как будто чародей... »
  5. Пигорева В. «Капли жемчужные, капли прекрасные...»
  6. Рябинин Е.  «Край ты мой заброшенный»
  7. Иванин М. «Закружилась листва золотая»
  8. Сухарева А.  «Письмо матери»
  9. Рябинин Е. «Не бродить, не мять в кустах багряных»
  10. Доманов А. «Я по первому снегу бреду»
  11. Доманов А. «Зеленая прическа»
  12. Иванин М.  «Видно, так заведено навеки…»
  13. Нежута С. «Пишу тебе с есенинских лугов»
  14. Лахмостова А.  «В этом имени – слово «есень»
  15.  Осетрова А. «Листопад… Взволнованные листья»
  16. Кудинов Я.  «Я усталым таким еще не был…»
  • Исполнители романсов:
  1. Шеркевич А. «Не жалею, не зову, не плачу…»
  2. Ансамбль «Радуга» «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»
  3. Сухарева Е. «Письмо к женщине»
  4. Сухарева Н. «Отговорила роща золотая»

СЛАЙД  1

Ведущий 1. Кудинов Я.

        Есть два рода художников. Одни на протяжении творческого пути неоднократно меняют характер своего письма, другие, напротив, без малейшего отклонения в сторону свершают своё дело, повинуясь указаниям поэтического духа, который даётся им в звёздный час рождения. Таков Сергей Есенин. В его жизни и судьбе всё объяснимо и вместе с тем загадочно и таинственно.

СЛАЙД  2

Ведущий 2. Лахмостова А.

        В одном из писем поэт писал: «Знаешь, почему я поэт? У меня Родина есть. У меня – Рязань.   Хочешь добрый совет получить? Нет поэта без Родины…».

СЛАЙД 3

Звучит мелодия песни «Отговорила роща золотая»

Чтец Кудинов Я.         Поэты Родины моей…

        Какие судьбы роковые,

        Какие души золотые,

        Какая искренность очей.

Чтец Лахмостова А.        Я помню встречу в день осенний:

        Седое небо, дождь косой,

        Взял под руку меня Есенин -

        Тревожный грустный, сам не свой.

СЛАЙД  4

Ведущий 1. Кудинов Я.

        В  октябре 2015 года Россия отметила 120-летие со дня рождения Сергея

Александровича Есенина, великого русского поэта, вдохновенного певца России,

русской природы, красивого и доброго человека, нежно и трепетно любившего  все на

Земле.

Капля Л.А. Знакомство с книжно-иллюстративной выставкой «Певец страны березового ситца»

Ведущий 2. Лахмостова А.

        Красота, лиричность, нежность и грусть его поэзии неизменно пробуждают

лучшие чувства в душах людей.

СЛАЙД  5

Ведущий 1. Кудинов Я.

Сергей Есенин! Это имя –

В лесах родной моей России,    

Ведущий 2. Лахмостова А.

В березах нежных и осинах,

В сережках желтовато-синих,

Ведущий 1. Кудинов Я.

В лугах на зелени весенней,

В стихах твоих, Сергей Есенин!

Ведущий 2. Лахмостова А.

        Любят в России поэзию С. Есенина! Она пронизана любовью к человеку, к земле, к лугам и травам, лесам и озерам, к птицам и зверям.

Чтец Осетрова А.

                                        Он как будто чародей

                                        Превращал зарю в котенка,

                                        Руки милой – в лебедей,

                                        Светлый месяц – в жеребенка.

                                        Говорить учил леса,

                                        Травы, рощи в брызгах света.

                                        И слились их голоса

                                        С чистым голосом поэта.

СЛАЙД  6

Ведущий 1. Кудинов Я.

        На огромной карте России, где-то под  Рязанью, затерялась маленькая точка  -  старинное село Константиново. Здесь, на Рязанской земле, отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи.  

СЛАЙД  7

Чтец  Пигорева В.

Капли жемчужные, капли прекрасные,

Как хороши вы в лучах золотых,

И как печальны вы, капли ненастные,

Осенью черной на окнах сырых.

Люди, веселые в жизни забвения,

Как велики вы в глазах у других

И как вы жалки во мраке падения,

Нет утешенья вам в мире живых.

Капли осенние, сколько наводите

На душу грусти вы чувства тяжелого.

Тихо скользите по стеклам и бродите,

Точно как ищете что-то веселого.

Ведущий 2. Лахмостова А.

        Красота и приволье родных полей, берёзовых рощ, «малиновая грусть» осенних закатов, долгие песни за околицей – все эти впечатления детства станут его стихами и поэмами.

СЛАЙД

Чтец  Рябинин Е.

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?

СЛАЙД  9

ВИДЕО

Звучит романс  «Отговорила роща золотая» в исполнении Сухаревой Н.

СЛАЙД 10 -11

Чтец  Иванин М.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

И в душе, и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Ведущий 2. Лахмостова А.

        Есенин очень любил дороги: он ездил по России,  но где бы ни был он, его всегда тянуло к родным берёзкам, к доброй и светлой улыбке матери.

СЛАЙД 12

Чтец Сухарева А.    Письмо матери


Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

Ведущий 1. Кудинов Я.

        Настоящий поэт всегда тонко чувствует время. Что это значит? Это значит, что он находит самые нужные слова, чтобы первым встретить весну, отозваться на общую боль и воспеть общую радость.

СЛАЙД  13

Чтец Доманов А.

Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.

Я не знаю - то свет или мрак?
В чаще ветер поет иль петух?
Может, вместо зимы на полях,
Это лебеди сели на луг.

Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою легкий мороз.
Так и хочется к телу прижать
Обнаженные груди берез.

О лесная, дремучая муть!
О веселье оснеженных нив!
Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив.

Звучит романс  «Не жалею, не зову, не плачу»в исполнении Шеркевич А.

СЛАЙД 15-16

Ведущий 1. Кудинов Я.

        Женщины Есенина… Он искал в этих женщинах счастье. Сегодняшний вечер приоткроет завесу тайны личной жизни поэта, познакомит вас с его прекрасными возлюбленными, которые вдохновляли поэта на создание шедевров любовной лирики.

        Лидия Ивановна Кашина, Анна Романовна Изряднова, Зинаида Николаевна Райх, Айседора Дункан, Софья Андреевна Толстая… Он искал в этих женщинах счастье…

СЛАЙД  17

Ведущий 2. Лахмостова А.

        Август 1912… Сергей познакомился с Марией Бальзамовой. Он называл ее «тургеневской Лизой».Он был убежден, что она не уйдет из его памяти даже после встречи с другой женщиной. Надежды поэта на любовь Марии в жизни не сбылись, но его чувства нашли воплощение в стихах, адресованных Бальзамовой.

СЛАЙД  18

Чтец  Рябинин Е.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была.

На закат ты розовый  похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж, кто выдумал твой стан и плечи,

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

СЛАЙД 19

Ведущий 1. Кудинов Я.

        Год 1916-й… Есенину – 21, он автор нашумевшего сборника стихов «Радуница»,

восходящая звезда русской поэзии. Лидии Ивановне Кашиной – 30, она единственная

наследница богатого дельца Кулакова, свободно говорит на нескольких языках, замужем

за профессором Н.П.Кашиным.

Ведущий 2. Лахмостова А.

        Молодой поэт получает приглашение прийти в гости. Визит произвел большое

впечатление на обоих… Лидия Ивановна сыграла большую роль в творчестве поэта, с ее

именем связан образ Анны Снегиной, ей посвящено одно из лучших стихотворений

Есенина «Зеленая прическа».

СЛАЙД  20

Чтец Доманов А.                        

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум.

Я полюбил печальный

 Твой предосенний шум.

СЛАЙД  21

Ведущий 1. Кудинов Я.

        Весной 1917 года Сергей Есенин познакомился с 22-летней красавицей Зинаидой

Николаевной Райх. Через три месяца они обвенчались. Денег ни у кого не было. В ответ

на телеграмму «Вышли сто, венчаюсь», отец Зинаиды выслал деньги, не требуя

объяснения. Купили обручальные кольца, нарядили невесту.

Ведущий 2. Лахмостова А.

        На букет… денег уже не хватало. Есенин нарвал букет полевых цветов по пути в

церковь… Взаимное узнавание сопровождалось потрясениями. Скоропалительный брак

то и дело осложнялся конфликтами, что, в конце концов, привело к разводу. Есенин

сохранил в своей душе мучительную любовь к бывшей жене, любовь-ненависть к

женщине, которую «легко отдал другому».

СЛАЙД  22-23

Звучит романс «Вы помните…» в исполнении Сухаревой Е.

СЛАЙД  24

Ведущий 1. Кудинов Я.

        Софья Андреевна Толстая-Есенина познакомилась с поэтом  в марте 1925 года и

вскоре стала его женой. Софья Андреевна была истинной внучкой своего деда Льва

Николаевича Толстого.

Ведущий 2. Лахмостова А.

        В ее любви к Есенину ощущалось проявление нежной заботы, присутствовало

благородное намерение стать помощником, другом и опорой поэта. Любовь поэта

вылилась в строки стихотворения «Видно, так заведено навеки... »

СЛАЙД  25-27

Чтец  Иванин М.            

Видно, так заведено навеки-

К тридцати годам переберясь,

Все сильней, прожженные калеки,

С жизнью мы удерживаем связь.

Милая, мне скоро стукнет тридцать,

И земля милей мне с каждым днём.

Оттого и сердцу стало снится,

Что горю я розовы огнём.

Коль гореть, так уж гореть сгорая,

И недаром в липовую цветь

Вынул я кольцо у попугая-

Знак того, что вместе нам сгореть.

СЛАЙД  28

Ведущий 2. Лахмостова А.

        Он пришёл с пронзительной человечностью обыденных, казалось бы слов. Он сумел увидеть родные предметы русской земли и природы. Было чему удивиться и изумиться. Из рязанской губернии прибыл в столицу светловолосый паренёк, ставший великим поэтом.

СЛАЙД  29-38

Чтец  Кудинов Я. «Я усталым таким, еще не был…»

В эту серую морозь и слизь
Мне приснилось рязанское небо
И моя непутевая жизнь.
СЛАЙД  32
Много женщин меня любило.
Да и сам я любил не одну.
Не от этого ль темная сила
Приучила меня к вину.

Бесконечные пьяные ночи
И в разгуле тоска не впервь!
Не с того ли глаза мне точит
Словно синие листья червь?

Не больна мне ничья измена,
И не радует легкость побед,
СЛАЙД  33

Тех волос золотое сено
Превращается в серый цвет,

Превращается в пепел и воды,
Когда цедит осенняя муть.
Мне не жаль вас, прошедшие годы,
Ничего не хочу вернуть.

СЛАЙД  34

Я устал себя мучить бесцельно.
И с улыбкою странной лица
Полюбил я носить в легком теле
Тихий свет и покой мертвеца.

И теперь даже стало не тяжко
Ковылять из притона в притон,
Как в смирительную рубашку
Мы природу берем в бетон.

И во мне, вот по тем же законам,
Умиряется бешеный пыл.
Но и все ж отношусь я с поклоном
К тем полям, что когда-то любил.
СЛАЙД  36

В те края, где я рос под кленом,
Где резвился на желтой траве,—
Шлю привет воробьям и воронам
И рыдающей в ночь сове.
СЛАЙД  37

Я кричу им в весенние дали:
«Птицы милые, в синюю дрожь
Передайте, что я отскандалил,—
СЛАЙД  38

Пусть хоть ветер теперь начинает
Под микитки дубасить рожь».

СЛАЙД  39-45

Чтец  Нежута С.  

Пишу тебе с есенинских лугов,

Где звонкой песней отзвенели косы,

Где запах лета, как настой стогов,

Где по дорогам жёлтым бродит осень.

И кажется, нигде и никогда

Не увидать, не выдумать такого.

Вот почему воспел он те поля,

Простор рязанский, голубые дали.

С листвой багряной переливы слов

На лист тетради малый ветер бросил.

Пишу тебе с есенинских лугов,

Где по дорогам жёлтым бродит осень.

СЛАЙД  46 - 49        

СЛАЙД  50

Ведущий 1. Кудинов Я.

        У поэта, уставшего от своей мятежно бесшабашной жизни, проявляется

стремление к новому пути:

                        И пусть иная жизнь…

                        Меня наполнит

                        Новой силой…

СЛАЙД  51

Ведущий 2. Лахмостова А.

        В ночь на 28 ноября 1925 года Есенина не стало… . А третьего декабря 1926 года

на могиле горячо любимого ею поэта оборвала свою жизнь Галина Бениславская. Она

была самым преданным  другом Сергея Есенина. Галина Бениславская похоронена рядом

с любимым ею человеком. Люди смертны, а бессмертна только любовь и поэтические

творения о любви.

Ведущий 1. Кудинов Я.

        Сергей Есенин! Этот поэт будет всегда почитаем и любим народом, так как стихи

его зовут к добру и свету.

Чтец  Лахмостова А.

В этом имени – слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Синь берёзы и синь – рассвет.

Что-то есть в нём и от весенний

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут: «Сергей Есенин»

Всей России встают черты!»

Чтец  Осетрова А.        

Листопад… Взволнованные листья,

Как речные омуты, кипят.

Заблудились на тропинках лисьих,

Огоньки нетронутых опят.

Вот сейчас придёт сюда Есенин,

Под калиной сядет на траву…

Журавли грустят в дали осенней,

Душу в небу чистую зовут.

Не грустите, журавли не надо!

Опуститесь на родные мхи.

Слышите, Сергей под листопадом

Вам читает новые стихи.

Звучит романс «Клен ты мой

опавший» в исполнении ансамбля «Радуга»

Список литературы

Музыкальное сопровождение

Романсы:
"Не жалею, не зову, не плачу..." - композитор В. Липатов
"Отговорила роща золотая" - композитор Г. Пономаренко
"Вы помните..." - композитор Анастасия
"Клен ты мой опавший" - композитор  В. Липатов
Музыка за кадром (зафоновая музыка) - композитор  Е. Дога



Предварительный просмотр:

Сопровождение разработки учебного занятия

Бадрединова Эльмира Рустямовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Разуменская средняя общеобразовательная школа № 3 Белгородского района Белгородской области»

9 класс общеобразовательной школы, II четверть

Предметная область: русский язык (урок русского языка)

Тема урока: «Использование сложносочиненных предложений в тексте»

Тип учебного занятия: Урок комплексного применения ЗУН

Методы обучения:  объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический

Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

УМК: 

Программа по русскому языку. 5 – 9 класс. М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов / Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10 – 11 кл. / сост. Е.И.Харитонова – М.: Дрофа,  2008  

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. -  4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002;

Дидактическое сопровождение:

карточки с заданиями, презентация по теме

Тема «Использование сложносочиненных предложений в тексте»

Цели рока: закрепить знания о ССП, продолжить формирование умений различать основные значения ССП и навыков постановки в них знаков препинания, формировать навыки синтаксического разбора сложносочиненного предложения, продолжить работу по подготовке к ГИА,  воспитание интереса к слову, к предмету.

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Этап проверки выполнения домашнего задания 

            Актуализация опорных знаний.

Работа с презентацией, заранее подготовленной группой учащихся класса (Повторение видов ССП и их значений).

  1. Этап обобщения и систематизации знаний

                Работа в группах (по 4 – 5  человек)

             Задание 1 группе: вставить подходящие по смыслу союзы, расставить знаки препинания:

  1. Из-за леса робко выглянула луна быстро скрылась за проходившими облаками.2) Я уже лег спать вспомнил, что забыл выключить газовую плиту встал.

             Задание 2 группе: разобрать предложения по членам, начертить схемы.

  1. Из-за леса робко выглянула луна, но  быстро скрылась за проходившими облаками.2) Я уже лег спать, да  вспомнил, что забыл выключить газовую плиту, и  встал.

              Задание 3 группе: из простых предложений образовать ССП, используя подходящие союзы:

  1. Мы ехали берегом реки. Зима догоняла нас с севера.
  2. Почти каждый вечер они уезжали куда-либо. Впечатления всякий раз были прекрасны.

               Задание 4 группе: разобрать предложения по членам, начертить схемы.

1) Мы ехали берегом реки, но зима  догоняла нас с севера.

  1. Почти каждый вечер они уезжали куда-либо, и впечатления всякий раз были прекрасны.
  1. Этап коррекции знаний и способов действий

     Ответы по каждому заданию проецируются на доске; обсуждение.

  1. Этап применения знаний и способов действий 

        Работа с текстом по теме урока. У каждого ученика – распечатка текстов и заданий к ним. (Приложение № 1)

1. Оформление титульного листа раздаточного материала.

  1. Выразительное чтение текста учителем.                            
  2. Работа по теме урока (нахождение ССП, построение их схем, характеристика ССП, союзов).                                            
  1. Этап контроля знаний и способов действий

            Самостоятельная работа: выполнение типовых заданий к тексту       (Приложение № 1).

  1. Этап информации о домашнем задании

            Написать сочинение-рассуждение о роли сочинительных союзов,   привести два аргумента, примеры из текста.

  1. Этап подведения итогов занятия
  2. Этап рефлексии

Приложение № 1

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

Схемы ССП _________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Характеристика союзов ССП __________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Работа с текстом

Тема: _______________________________________________________________

Микротемы: _________________________________________________________

_____________________________________________________________________

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:   Духовной жаждою томим,                                          

                      В пустыне мрачной я влачился...

(З)Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4)Что это значит — духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность — не образованность, а духовность.(8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека-это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям.(11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъемно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших

духовных стремлений,не встречались с ними.(15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек,но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовем их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

(С.  Соловейчик)

 1. Какое утверждение не  соответствует содержанию текста:

1) Духовность – это воспитанность и образованность.

2) Искусство бездуховно тогда, когда в нем нет стремления к правде и добру.

3) нельзя считать духовным человека, который не хочет выйти за круг бытовых забот.

4) Стремление к добру, жажда правды, голод по красоте не ослабевают со временем.

2. Выпишите грамматическую основу предложения № 3.

Ответ:_______________________________

3.Укажите количество грамматических основ в предложении 17.

Ответ:_______________________________

4. Среди предложений 3-10 найдите сложное с сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сложносочинённые предложения» Подготовили ученицы 9 «А» класса МОУ РСОШ № 3 Нафикова Эвелина и Ткаченко Анастасия

Слайд 2

Сложносочинённые предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких равноправных частей, соединённых интонацией и сочинительными союзами.

Слайд 3

Пример: Но тих был взгляд моих очей , и сердце, ждущее спокойно, могло прельститься цепью стройной светло чарующих речей .

Слайд 4

Сочинительные союзы. Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного предложения.

Слайд 6

Запомни! Сложносочинённое предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Слайд 7

Потренируемся! I .Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. День угасал ( ) и стала быстро надвигаться вечерняя темнота. А)Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. Б)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая. В)Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая. Г)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. Ответ: А

Слайд 8

II . Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Туман рассеялся ( ) и очертания предметов стали чётче . 1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. 2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая. 3) Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. Ответ: 1

Слайд 9

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Схемы - правила Примеры [ 1 ] , и [ 2 ] . И [ 1 ] , и [ 2 ] . (предложения соединяются одиночными или повторяющимися сочинительными союзами) Из длинных трав встает луна щитом краснеющим героя, и буйной музыки волна плеснула в море заревое. (А.Блок) И снова властвует Багдад, и снова странствует Синдбад. (Н.Гумилёв) Запятая

Слайд 10

Точка с запятой [ 1 ] ; соч.союз [ 2 распр. ] . Или: [ 1распр. ] ;соч.союз [ 2 ] . Но весел в море бирюзовом с латинским парусом челнок; и загорелый кормчий ловок, дыша волной растущей мглы и от натянутых верёвок бодрящим запахом смолы. (Н.Гумилёв)

Слайд 11

Тире 1) [ 1 ] - и [ 2 резкое присоединение (элемент следствия) ] . Но миг – и шёпот замолчал, как звуки тихого аккорда… (Н.Гумилёв) 2) [ 1 ] - а [ 2 подчеркнутое противопоставление (элемент следствия) ] . Крикнул – а в ответ тишина.

Слайд 12

1)У разных частей сложносочиненного предложения есть один общий второстепенный член, вводное слово или общая придаточная часть: Здесь краски не ярки и звуки не резки.(Н.Рыленков) Разумеется, вы с ним знакомы давно и образ мыслей его вам хорошо известен.(Л.Толстой) 2)Сложносочинённое предложение является вопросительным: Куда он мог уйти и где его искать? Запятая НЕ ставится

Слайд 13

Контрольный тест 1.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: а) Усиливался дождь, и море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев – цыган. ( М. Горький). б) Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому. ( М. Горький) в) В это самое мгновение неожиданно ударила молния и где – то вдали прогремел гром. г) Начинало смеркаться, и провожающие заторопились.

Слайд 14

2.Какие смысловые отношения существуют между частями сложносочинённого предложения? Ещё отчетливей стала видна седая роса на ёлках и кустах, а туман пришёл в движение, поредел и стал открывать стога сена. (Ю.П.Казаков ) А) последовательность явлений Б) одновременность явлений В) чередование явлений Г) противопоставление явлений

Слайд 15

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Пригреваемый весенним солнцем (1) он (князь Андрей) сидел в коляске (2) поглядывая на первую траву (3) первые листья берёзы (4) и первые клубы белых (5) весенних облаков (6) разбегавшихся по яркой синеве неба. А)2, 3, 5, 6 Б)1, 2, 3, 6 В)1, 2, 3, 5, 6 Г)2, 3, 6

Слайд 16

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Откуда-то из-за Волги нашли тучи (1) и (2) прежде чем мальчики успели сесть в открытую коляску (3) загрохотал гром (4) и застучали крупные капли дождя. А)2, 3 Б)2, 3, 4 В)1, 3 Г)1, 2, 3

Слайд 17

Ответы: № вопроса: 1 2 3 Ответ: В Г Б 4 Г



Предварительный просмотр:

Сопровождение разработки учебного занятия

Бадрединова Эльмира Рустямовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Разуменская средняя общеобразовательная школа № 3 Белгородского района Белгородской области»

5 класс общеобразовательной школы, IV четверть

Предметная область: русский язык (урок-мастерская)

Тема урока: «Описание пасхальной композиции»

Тип учебного занятия: урок комплексного применения ЗУН

Методы обучения:  объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический, моделирующий метод

Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

УМК: 

Программа по русскому языку. 5 – 9 класс. М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов / Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10 – 11 кл. / сост. Е.И.Харитонова – М.: Дрофа,  2008  

Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. -  15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008

Дидактическое сопровождение: презентация по теме,  толковый словарь русского языка под редакцией С.И.Ожегова, материал для творческой деятельности учащихся, художественные фотографии цветов, букетов, музыкальное сопровождение

Тема «Строение текста типа описания предмета»

Цели рока: познакомить учащихся со строением текста типа описания предмета, сформировать умение создавать собственные тексты подобного типа; сформировать умение пользоваться словарями русского языка; продолжить работу по развитию речи учащихся;  воспитание интереса к слову, к предмету; духовное воспитание детей.

Ход урока

  1. Организационный этап (СЛАЙД 2)

Оформление записей в тетрадях (дата, тема)

II. Этап обобщения и систематизации знаний

1) Повторение типов речи, их особенностей, определение принадлежности текстов к различным типам речи.

*Какие типы речи знаете?

*Какова композиция разных типов речи? (СЛАЙД 3 «Вспомните»)

2) Работа в парах 

Учитель раздает рабочие материалы с распечатанными текстами, дети должны определить тип речи, обосновав свое мнение (во время проверки выполнения задания тексты проецируются на экран). Найдите «данное» и «новое». Текстами какого стиля являются эти отрывки? Почему? А словарные статьи? 

      Текст № 1

[Познакомьтесь с немецкой загадкой об одном цветке:] «Я знаю один колокольчик, он бл..стит ярко по всей стране. Он кажется выл..тым из серебра, а между тем выр..с из земли; снабжён он язычком, но никогда никто не слыхал его звона. Не висел он также ни на одной из колоколен. Он только бл..стит и красуется в глубине леса».

             

                Текст № 2

Существует христианское ск..зание о происхождении ландыша из г..рючих слез Пресвятой Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого Сына. Г..рючие слезы падали крупными каплями на землю, и на месте их падения возникали чистые белые ландыши, которые, осыпавшись, превращ..лись в красные, напоминавшие собой капли крови, плоды...

              Текст № 3

Что может быть проще и в то же время прекраснее ландыша? Особенно красив ландыш в своей л..сной обстановке, на лужайке среди ре..кого леса, окруженный яркой листвой. Но всего лучше его упоительный запах! Это один из самых тонких ар..матов, с которым может сравниться разве только запах фиалки или резеды...

               Работа со словарем С.И.Ожегова (несколько человек)

 БУКЕТ- ...                ЦВЕТОК - ...             КОМПОЗИЦИЯ - ...

ПРОВЕРКА (СЛАЙД 4, 5, 6, 7, 8)

3) Работа с параграфом учебника, с разделом «Возьмите на заметку!», определение композиции текста-описания (общее впечатление, описание деталей, оценка). Запись основных положений в тетрадь. (СЛАЙД 9) 

III. Этап коррекции знаний и способов действий

     УЧИТЕЛЬ: Сегодня у нас необычный урок. Наверное, правильно будет назвать его мастерской. На этом уроке мы с вами  будем составлять праздничный букет, одним словом, творить.

Вы входите в класс, как в двери мастерской. Вы можете сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. Радость человека-творца обязательно передается его творению. Потом эту радость обязательно почувствуют те, кто будет любоваться этим творением. Получается, что творчество – это передача радости по цепочке, от человека к человеку.

Сейчас на улице весна. Это время солнца, радости, цветов... А кто-нибудь задумывался, какой смысл таит в себе это простые слова – «цветок», «букет»? Какие ассоциации появляются у вас с этими словами? Запишите их в тетрадях.

...

Чтение записанного. (СЛАЙД 10) 

Вот именно красоту, нежность, чудо, добро мы попробуем сегодня с вами подарить друг другу.

IV. Физминутка (СЛАЙД 11) Звучит мелодия А.Скрябина «Этюд. Маргаритки». Начинается игра-этюд «Из семени – в цветок»

Нелегко познать цветок. А давайте сами попробуем превратиться в цветы.

Я предлагаю вам стать маленьким семечком (сжаться в комочек на полу, спрятать голову в колени). 

Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает за ними.

С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно прорастать (дети понимаются).

У него вытягивается стебелек (дети поднимаются), раскрываются листочки (руки тянутся вверх), появляются бутоны (руки в стороны, пальцы сжаты).

А солнышко все пригревает и пригревает... Наступает радостный момент: бутоны раскрываются, и росточек превращается в красивый цветок.

С приходом лета цветок все больше любуется собой, улыбается цветам-соседям (улыбнуться), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками...

Давайте сохраним эту красоту и понесем ее с собой по жизни!

Садитесь... (СЛАЙД 12) 

V. Этап применения знаний и способов действий

24 апреля все православные будут отмечать великий праздник – Светлое Христово Воскресение.

Рассказ ученика об истории праздника. (Силин Д.) 

Итак, сегодня мы составим пасхальную композицию, которая будет приносить радость нам. Я приглашаю вас в мастерскую...

Каждая группа принесла заранее заготовленный материал для творчества... И вот сейчас предлагаю попробовать изготовить праздничный букет.

Совместная работа учителя и учащихся по составлению композиции (СЛАЙД 13) 

    А теперь давайте полюбуемся на наше творение и попробуем описать эту прекрасную композицию (самостоятельная работа, чтение созданных текстов) 

VI. Этап информации о домашнем задании (СЛАЙД) 

Напишите  сочинение-описание «Мой любимый цветок» («Мой праздничный букет»)                                                                

VII. Этап  рефлексии (СЛАЙД 14) 

А сейчас предлагаю немного отдохнуть: посмотрите на эти прекрасные картины, помечтайте...

Звучит приятная мелодия. Под музыку говорит учитель.

Есть у моря прекрасный сад... В нем ...ароматы...и туманы... Море шумит... Его шуму вторит жужжание пчел...Живыми лепестками вспархивают бабочки... И среди алых... белых... голубых... лиловых... желтых цветов...есть один... твой самый любимый... Рассмотри его внимательно... Любуйся им... Создай из своих любимых цветов прекрасный букет... и подари его миру...

VIII. Этап подведения итогов занятия (СЛАЙД)



Предварительный просмотр:

Ф.И. учащегося

            Строение текста типа описания предмета  

1. [Познакомьтесь с немецкой загадкой об одном цветке:] «Я знаю один колокольчик, он бл..стит ярко по всей стране. Он кажется выл..тым из серебра, а между тем выр..с из земли; снабжён он язычком, но никогда никто не слыхал его звона. Не висел он также ни на одной из колоколен. Он только бл..стит и красуется в глубине леса».

ТИП РЕЧИ:

         2. Существует христианское сказание о происхождении ландыша из горючих слез Пресвятой Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого Сына. Горючие слезы падали крупными каплями на землю, и на месте их падения возникали чистые белые ландыши, которые, осыпавшись, превращались в красные, напоминавшие собой капли крови, плоды...

             Передо мной ...........................пасхальная .................

Она состоит из ...........................................................................

................................................................................................

             Все элементы ................ ........дополняют друг друга.

Ярким моментом здесь является блюдо с................................

............... , раскрашенными в ...................... ................ .........

цвета.

ТИП РЕЧИ:

              Центральное место в ....................................

         3. Что может быть проще и в то же время прекраснее ландыша? Особенно красив ландыш в своей лесной обстановке, на лужайке среди редкого леса, окруженный яркой листвой. Но всего лучше его упоительный запах! Это один из самых тонких ароматов, с которым может сравниться разве только запах фиалки или резеды...

занимает..................ваза с ............................ Они создают

ощущение............................ На вербовых ветках развешаны

сувениры  в виде........................, оформленные ....................

Сухоцветами и разноцветными ленточками.

               Вся пасхальная композиция удивляет простотой

исполнения и в то же время изящностью, нежностью.

ТИП РЕЧИ:

Цветок:

Букет:

Композиция:

Ф.И. учащегося

            Строение текста типа описания предмета  

1. Существует христианское ск..зание о происхождении ландыша из г..рючих слез Пресвятой Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого Сына. Г..рючие слезы падали крупными каплями на землю, и на месте их падения возникали чистые белые ландыши, которые, осыпавшись, превращ..лись в красные, напоминавшие собой капли крови, плоды...

ТИП РЕЧИ:

         2. . [Познакомьтесь с немецкой загадкой об одном цветке:] «Я знаю один колокольчик, он блестит ярко по всей стране. Он кажется вылитым из серебра, а между тем вырос из земли; снабжён он язычком, но никогда никто не слыхал его звона. Не висел он также ни на одной из колоколен. Он только блестит и красуется в глубине леса».

             Передо мной ...........................пасхальная .................

Она состоит из ...........................................................................

................................................................................................

             Все элементы ................ ........дополняют друг друга.

Ярким моментом здесь является блюдо с................................

............... , раскрашенными в ...................... ................ .........

цвета.

ТИП РЕЧИ:

              Центральное место в ....................................

         3. Что может быть проще и в то же время прекраснее ландыша? Особенно красив ландыш в своей лесной обстановке, на лужайке среди редкого леса, окруженный яркой листвой. Но всего лучше его упоительный запах! Это один из самых тонких ароматов, с которым может сравниться разве только запах фиалки или резеды...

занимает..................ваза с ............................ Они создают

ощущение............................ На вербовых ветках развешаны

сувениры  в виде........................, оформленные ....................

Сухоцветами и разноцветными ленточками.

               Вся пасхальная композиция удивляет простотой

исполнения и в то же время изящностью, нежностью.

ТИП РЕЧИ:

Цветок:

Букет:

Композиция:

Ф.И. учащегося

            Строение текста типа описания предмета  

1. Что может быть проще и в то же время прекраснее ландыша? Особенно красив ландыш в своей л..сной обстановке, на лужайке среди ре..кого леса, окруженный яркой листвой. Но всего лучше его упоительный запах! Это один из самых тонких ар..матов, с которым может сравниться разве только запах фиалки или резеды...

ТИП РЕЧИ:

         2. Существует христианское сказание о происхождении ландыша из горючих слез Пресвятой Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого Сына. Горючие слезы падали крупными каплями на землю, и на месте их падения возникали чистые белые ландыши, которые, осыпавшись, превращались в красные, напоминавшие собой капли крови, плоды...

             Передо мной ...........................пасхальная .................

Она состоит из ...........................................................................

................................................................................................

             Все элементы ................ ........дополняют друг друга.

Ярким моментом здесь является блюдо с................................

............... , раскрашенными в ...................... ................ .........

цвета.

ТИП РЕЧИ:

              Центральное место в ....................................

         3. . [Познакомьтесь с немецкой загадкой об одном цветке:] «Я знаю один колокольчик, он блестит ярко по всей стране. Он кажется вылитым из серебра, а между тем вырос из земли; снабжён он язычком, но никогда никто не слыхал его звона. Не висел он также ни на одной из колоколен. Он только блестит и красуется в глубине леса».

занимает..................ваза с ............................ Они создают

ощущение............................ На вербовых ветках развешаны

сувениры  в виде........................, оформленные ....................

Сухоцветами и разноцветными ленточками.

               Вся пасхальная композиция удивляет простотой

исполнения и в то же время изящностью, нежностью.

ТИП РЕЧИ:

Цветок:

Букет:

Композиция:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"

Методическая разработка внеклассного мероприятия,посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"сопровождается презентацией о космосе. Предназначена для учащихся среднего звена...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню народного единства.

Устный журнал, поэтическая композиция, коллективное мероприятие для студентов 1 курса колледжа...

Методическая разработка внеклассного мероприятия посвященное 20-летию Конституции Российской Федрации

Задача данного мероприятие - подведение итогов работы учащихся 9 класса по созданию исследовательско-правовых проектов по изучению Конституции РФ. Учащиеся класса были предварительно распределены по л...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Святого Валентина в 8-9 классе на английском языке.

Внеклассное мероприятие, посященное Дню Святого Валентина, знакомит учеников 8-9 классов с символами и традициями культуры страны изучаемого языка в игровой форме....

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы " У войны не женское лицо.."

Представленный материал может быть использован при проведении уроков литературы, классных часов, мероприятий, посвященных Дню Победы....

Методическая разработка Внеклассного мероприятия, посвященного Году театра в РФ для обучающихся 7, 10 классов на тему: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству У. Шекспира “Shakespeare lives.”

ГБОУ школа № 1 Московского района Санкт-Петербурга является школой с углубленным изучением английского языка, в связи с чем в программе обучения английскому языку уделяется большое внимание не только ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Спасибо, лес, тебе за всё»

Тематическое направление внеклассного мероприятия «Спасибо, лес, тебе за всё» определено в соответствии с направлениями воспитательной деятельности, обозначенными в Стратегии развития восп...