Внеклассное мероприятие по литературе "Игра-путешествие "Наш великий помор"
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Тухватулина  Алёна Владимировна

Цель: формирование УУД учащихся через привлечение их внимания к жизни и творческой  деятельности М. В. Ломоносова.

Задачи:

I. Учебные задачи, направленные на достижение

личностных результатов обучения:

1.      Формировать целостный, социально ориентированный  взгляд на мир;

2.      Воспитывать патриотизм и чувство гордости за  людей, прославивших  родной край;

3.      Развивать навыки сотрудничества.

II. Учебные задачи, направленные на достижение

метапредметных результатов обучения:

1.      Познавательные:   развивать познавательную активность, формировать умение  систематизировать  материал, анализировать его и делать выводы;

2.      Регулятивные: формировать умение   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3.      Коммуникативные: формировать умение работать в командах; умение кратко, чётко и доступно излагать информацию и отвечать на вопросы учителя; умение вести дискуссию.

III. Учебные задачи, направленные на достижение

предметных результатов обучения:

1.      Подвести итог сформированных представлений о жизни и творческой деятельности М. В. Ломоносова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-peteshestvie_nash_velikiy_pomor.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Основная школа № 48»

Игра-путешествие

«Наш великий помор»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ ОШ № 48

Тухватулина Алена Владимировна    

(1 кв. категория)                                                                        

2016

Цель: формирование УУД учащихся через привлечение их внимания к жизни и творческой  деятельности М. В. Ломоносова.

Задачи:

I. Учебные задачи, направленные на достижение

личностных результатов обучения:

  1. Формировать целостный, социально ориентированный  взгляд на мир;
  2. Воспитывать патриотизм и чувство гордости за  людей, прославивших  родной край;
  3. Развивать навыки сотрудничества.

II. Учебные задачи, направленные на достижение

метапредметных результатов обучения:

  1. Познавательные:   развивать познавательную активность, формировать умение  систематизировать  материал, анализировать его и делать выводы;
  2. Регулятивные: формировать умение   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  3. Коммуникативные: формировать умение работать в командах; умение кратко, чётко и доступно излагать информацию и отвечать на вопросы учителя; умение вести дискуссию.

III. Учебные задачи, направленные на достижение

предметных результатов обучения:

  1. Подвести итог сформированных представлений о жизни и творческой деятельности М. В. Ломоносова.

Ход занятия:

1. Приветствие.

2.Создание проблемной ситуации.

Игра «Старый чемодан»

Педагог: Мы отправляемся в путешествие. Что в первую очередь нам необходимо в поездке?

Дети: Чемодан.

Педагог: Где-то в дальнем углу антресолей

                Дермантиновый, пылью покрытый,

                Чемоданчик, потертый, забытый,

                В нем хранятся обрывки историй.

(Педагог достает старый чемодан)

Педагог: Наше путешествие необычное. Это путешествие в историю. И я предлагаю вам отгадать, о каком историческом времени и месте пойдет у нас сегодня разговор. Помогут нам в этом предметы из старого чемодана. Давайте откроем его и посмотрим, что в нем находится.

Предлагаю каждой команде взять один из музейных предметов и подумать, о чем может рассказать этот предмет (химическая колба, старые фотографии с изображением северной деревни, Гостиных Дворов, фрагмент рыбацкой сети, изделие из кости)

Дети называют предметы, высказывают свое мнение. Получают жетоны за правильные ответы.

Педагог: В историю вошел достойный славы россов,

                Как беломорский ветер молодой,

                Крестьянский сын архангельских поморов,

                Родившийся под северной звездой.

- Кому посвящены эти стихи? (Ответ учеников)

2 слайд: Портрет М.В.Ломоносова. Совсем недавно исполнилось 305 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Я думаю, что вы уже проверили свои знания по его жизни и творчеству.

Педагог: Сегодня мы совершим путешествие «Путь Ломоносова из Холмогор в Москву», как это сделал юный Михайло. А поможет нам в этом карта.

3 слайд: Мы сделаем несколько остановок, где нас ждут интересные задания.

Правила игры:

     Путешествовать мы будем командами (3 команды). Я предлагаю командам выбрать  капитана. А чтобы все видели, кто у вас капитаны, я предлагаю им надеть необычные головные уборы. Каждой команде даётся задание, команда выполняет его. Как только задание будет выполнено, капитан поднимает сигнальную карточку.  Команда, ответившая на вопрос, получает карточку с указанием числа пройденных верст. (Верста – это старинная мера длины). Команда, которая «пройдет » больше вёрст – победитель.

Итак, в путь! (звучит музыка) 

4 слайд: Перед тем, как мы сделаем остановку, у нас будет разминка (отгадайте кроссворд). Оно оценивается в 40 верст.

  1. Сборник карт по географии
  2. Астрономический прибор для изучения небесных тел
  3. Учебник, описывающий строй языка
  4. Узор, картина, выполненные из скрепленных друг с другом кусочков разноцветного стекла, искусство составления таких узоров
  5. Вторая планета по удаленности от Солнца
  6. Помещение, где проводятся научные и технические опыты, эксперименты, исследования, анализы.
  7. Высшее учебное заведение
  8. Освещение
  9. Прямоугольник, у которого все стороны равны

1

Л

2

О

3

М

4

О

5

Н

6

О

7

С

8

О

9

В

5 слайд: Ответы

Продолжаем путь.

6 слайд: 1 остановка – г. Емецк. 

7 слайд: Ломоносов – великий, гениальный человек. Он первый русский профессор. Он сделал множество открытий в разных областях знаний. Его труды составляют 11 толстых томов, и все они были напечатаны при его жизни. Он создал новый тип телескопа, прибор для ночного наблюдения, при помощи которого можно видеть в сумерках и ночью. И назвал он этот прибор «ночезрительная труба» или «ночегляд».

     Давайте представим, что некоторые изобретения 20-го века были бы сделаны во времена Ломоносова. Какие названия они могли бы иметь? Пофантазируйте! И напротив слова, называющего изобретение, запишите ваш вариант. Данное задание оценивается в 70 верст.

Например, караоке – глядопение.

Автомобиль-          Телевизор-         Холодильник-         Магнитофон-          Компьютер-Калькулятор-                 Стиральная машина-

Продолжаем наше путешествие.

8 слайд: 2 остановка – г. Шенкурск 

9 слайд: А сейчас «блиц-турнир». Вам следует подумать над несколькими вопросами и выбрать наиболее подходящий по вашему мнению ответ из предложенных трех. Ответы запишите буквами на выданной каждой команде карточке. Данное задание оценивается в 80 верст.

Вопросы «блиц-турнира»

В каком году родился Ломоносов? а)1721 б)1712 в) 1711

Ломоносов родился в семье а)крестьянина, б)дворянина, в)помещика

Сколько детей было в семье Елены Ивановны и Василия Дорофеевича Ломоносовых? а)3, б)4, в)1.

Что предлагали родители Ломоносову? а) жениться, б) учиться,  в) строить дом.

За кого выдал себя Михайло в Москве? а) сына крестьянина, б)сына священника, в) сына дворянина.

Сколько денег получал в день Ломоносов во время учебы в Москве? а) три рубля, б)три медяка, в)три копейки.

Как называлась мозаичная картина Ломоносова? а) Полтавская битва, б) Полтавская баталия, в) Куликовская битва.

Сколькими иностранными языками свободно владел Ломоносов? а)12, б)5, в)10.

     Собираем карточки с ответами, а теперь смотрим правильные ответы  на слайде.

10 слайд: Посмотрите на правильные ответы.

    Мы продолжаем наше путешествие.

И следующая остановка – город Вельск.

11 слайд: 3 остановка – г. Вельск           

12 слайд: Задание: исправить ошибки. Данное задание оценивается в 60 верст.

«В декабре 1730 года вышел Михайло из дому и побежал догонять поезд, который ещё утром отправился в Москву. С собой было у Михайло 3 тысячи рублей, взятых взаймы у соседа Фомы Шубного, да две книги – математика и букварь. М.Ломоносов называл их " Вратами своей учености ". Поезд он догнал через 3 недели. Добирался до Москвы месяц».

Сдаем исправленные работы.

13 слайд: А теперь посмотрите на исправленный текст.

(обоз, 3 рубля, "Арифметика", "Грамматика", 3 дня, 3 недели).

Физкультминутка: Теперь немного отдохнем и поиграем. Игра называется «Собери вещи в дорогу». Эта игра не оценивается.

Напротив каждой команды стоят столы, где лежат разные вещи, из них нужно выбрать те, которые Ломоносов взял в дорогу

14 слайд: Посмотрите, что взял Ломоносов в дорогу (корка хлеба, лук, книга, деньги, паспорт).

Продолжаем наше путешествие.

15 слайд: Следующая остановка город Вологда.

16 слайд:  Трудно перечислить все открытия, сделанные М.В. Ломоносовым. Сколько книг пришлось ему прочесть, сколько опытов провести, чтобы прийти к своим знаменитым открытиям и изобретениям. Эти открытия были сделаны ученым в различных науках. В каких именно, разгадайте сами. Науки зашифрованы в шарадах (детям по командам раздаются конверты с заданиями, за 3 минуты предлагается их выполнить). Задание оценивается в 70 верст.

я- ми- хи (химия)

зи- фи- ка (физика)

ро- я- аст- но- ми (астрономия)

фия- гео- гра (география)

лур- тал- ме- ги- я (металлургия)

ра- ли- ра- те-ту (литература)

то- я- ис- ри (история)

Продолжаем наше путешествие.

17 слайд: Следующая остановка город Данилов

Чёрный ящик

Задание: угадайте, что лежит в чёрном ящике? Эти предметы Ломоносов изготовлял в своей химической лаборатории, а затем использовал для возрождения одного из народных искусств  (цветные стекла смальты).

18 слайд: Ломоносов возродил в России древнее искусство мозаики. В его мастерской было создано 40 мозаик, из которых до наших дней сохранилось 24. В химической лаборатории М.В. Ломоносов провел более 4 тыс. опытов и разработал технологию изготовления цветных прозрачных стекол.

Сейчас предлагаем вам из разрезанных кусочков собрать мозаичное полотно. Собрав его, вы должны  сказать, кто изображен на данной мозаике Ломоносова (выдаются по командам мозаики). Это задание оценивается в 40 верст.

Побудем с вами художниками. Создадим свою художественную мастерскую по изготовлению картин.

19 слайд: Посмотрите на эти мозаики

Продолжаем наше путешествие.

20 слайд:  Следующая остановка город Ярославль

21 слайд: Сейчас мы проверим, знаете ли вы устаревшие слова, встречающиеся в произведениях Ломоносова. (Карточки с вопросами готовятся заранее).  80 верст

1) Что такое ланиты? а) ткань; б) цветы; в) щёки? (Щёки).

2) Вран – это: а) враг; б) ворон; в) врун. (Ворон).

3) Пестун – это: а) палец; б) наставник; в) пистолет. (Наставник)

4) Для чего использовали дощеник?

   а) для плавания; б) для захоронения;  в) для письма. (Дощеник* – плоскодонное парусное судно)

5) Клобук носят: а) на голове;  б) в кармане; в) на шее.  (Клобук – высокий монашеский головной убор с покрывалом)

6) Что необходимо делать, чтобы стать толмачом?

   а) хорошо рисовать; б) быстро бегать; в) хорошо знать языки.  (Толмач – переводчик)

7) Простоволосый – это:   а) без кудрей; б) без волос; в) без шапки.  (Простоволосый – с непокрытой головой).

8) Кому нравится умёт? а) медведю; б) свинье; в) собаке.  (Умёт – грязь. Свинье).

22 слайд:

Проверим, какие ответы вы выбрали.

Продолжаем наше путешествие.

23 слайд:  Следующая остановка - город Москва

Задание: запишите на листочках места в г. Архангельске, связанные с именем М.Ломоносова.  20 верст (Архангельский областной театр драмы, Северный (Арктический) федеральный университет - САФУ), проспект, библиотека, памятник, лицей)

24 слайд: Посмотрите на эти места.

25 слайд:  Заканчивая наше путешествие, хочется прочитать слова А.С.Пушкина «…Ломоносов объял все отрасли просвещения… Историк, риторик, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он испытал и все проник…».

     Вот и закончилось наше путешествие. Команда, набравшая наибольшее количество верст, становится победителем. Вручение призов.

    А теперь я вас попрошу определить ваше настроение в конце занятия, понравилось ли оно вам. Возьмите одного из смайликов по настроению и положите мне на стол.

Большое спасибо за занятие.

Список литературы

  1. Лебедев Е.Н. Ломоносов. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 620 с.
  2. Мальцева Г. По страницам жизни Ломоносов // Северная Двина. 2002. №4. 2. Чудинов И.А. Богатырь науки и искусства (молодым – о М.В.Ломоносове) / Предисл. акад. РАЕН А.Н.Ежова. Архангельск: МИУ, 2001.
  3. К пользе и славе Отечества: Сборник материалов/ Ред. Т.С. Буторина; сост. Г.П. Добрунова. – Архангельск, 2003. – 312 с., ил. 2. Карпеев М.В. Ломоносов: краткая биография. – Архангельск, 2000. – 32 с.

Источники

  1. Википедия
  2. http://museum.lomik.ru/moz57.html 
  3. http://artsophia.ru/mandjos2.html