Дни и ночи блокадного Ленинграда. Беседа-презентация.
план-конспект по истории на тему

 Кожевникова Елена Владимировна

Цели проведения мероприятия:

·        содействовать воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну

·        формирование гражданской позиции учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дни и ночи блокадного Ленинграда

Цели проведения мероприятия:

  • содействовать воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну
  • формирование гражданской позиции учащихся.

Слайд 1

Сестра моя, товарищ, друг и брат,

ведь это мы, крещённые блокадой!

Нас вместе называют - Ленинград,

и шар земной гордится Ленинградом.

О. Берггольц

Воспитатель :

Всё может родная земля! Может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может... Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьет её воду, любуется её красотой.

Чуть горит зари полоска узкая

Золотая, тихая струя…

Ой, ты, мать – земля родная, русская,

Дорогая Родина моя!

Чья душа с тоскою не оглянется:

Сквозь туман, взрывая ночь и тьму,

Вражья рать по тем дорогам тянется

К городу родному твоему.

Ты гори зари полоска узкая,

По земле ползет пожаров дым…

Мы тебя, земля родная, русская,

Никогда в обиду не дадим.

Слайд 2  Звучит “Священная война”.

Воспитатель :

История любого народа – история войн. Сколько их было – не счесть! Великая Отечественная война 1941-1945 годов - война со страшным противником: опытным, хорошо вооруженным, нацеленным на истребление славянских народов.  Никто и не подозревал тогда, насколько страшной, кровавой и долгой будет эта война, сколько жизней она унесет с собой!  Бесконечно долго можно рассказывать об ужасах этой войны и беспримерном мужестве солдат, героических тружеников тыла, всего советского народа. То, что пережила и выстрадала наша земля, невозможно вспоминать без боли и праведного гнева. Целью Гитлера было раздавить нашу страну, заковать в цепи рабства весь наш народ. Из официального обращения гитлеровского командования к солдатам: «Уничтожить в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семьи и прославишься навеки». Так и поступали фашистские захватчики.

Среди страшных ликов войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады.

1.Война. Она такое дело,

О ней не вспоминать нельзя,

Та память нам не надоела,

Как мыслят некие “друзья”.

2.Её события и даты

Огнем вошли в сердца людей.

Еще живут её солдаты,

Хранители святых идей.

Слайд 3

Воспитатель:

Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела и артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежка с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого  города».

Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы — более 40 отборных дивизий, более  1000 танков и 1500 самолетов.

Вместе с немцами на Ленинград наступали: армия белофиннов, «Голубая дивизия» из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии. Вражеские войска превосходили наши в несколько раз.

В помощь советским воинам в Ленинграде было сформировано народное ополчение. В него вступили рабочие, служащие, студенты. В оккупированных районах Ленинградской области создавались подпольные группы и партизанские отряды, куда шли отважные люди, готовые на любые жертвы во имя Родины.

Слайд 4

ДЕТИ:  читают с экрана

Вставал рассвет балтийский ясный, когда воззвали рупора:

- Над нами грозная опасность. Бери оружье, Ленинград!

А у ворот была в дозоре седая мать двоих бойцов,

и дрогнуло ее лицо, и пробежал огонь во взоре.

Она сказала: - Слышу, маршал. Ты обращаешься ко мне.

Уже на фронте сын мой старший, и средний тоже на войне.

А младший сын со мною рядом, ему семнадцать лет всего,

Но на защиту Ленинграда я отдаю теперь его.

Иди, мой младший, мой любимый, зови с собой своих друзей.

Да не падет на дом родимый бесчестье плена и плетей!

(О. Берггольц)

Слайд 5

Ведущий:

Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры. Гибли женщины, старики, дети.

Слайд 6

Воспитетель:

За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 тысяч тяжелых снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных и 10 тысяч зажигательных бомб. Были разрушены и сожжены 3174 здания, повреждены— 7143. Третья часть жилья была уничтожена.

Слайд 7

Воспитатель:

После жестоких, кровопролитных боев, ценой огромных потерь гитлеровцам удалось овладеть станцией Мга и перерезать последнюю железнодорожную линию, связывавшую осажденный Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, враги прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

На Ленинград обхватом с трех сторон

Шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье

Он сердца ленинградского биенье,

И, видя это, разъяренный враг,

Предполагавший город взять с разбега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом.        

(В. Инбер)

Воспитатель:

В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта — горючим, заводов и фабрик — сырьем и топливом.

Слайд 8

Воспитатель:

Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь по 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети — всего по 125 граммов в день! Муки в этом хлебе почти не было! Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу.

1.На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома,

И щеки белые, как мел.

«Где твоя мама, мальчик?»

«Дома».

«А где твой дом, сынок?»

«Сгорел».

2.Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет…

Слайд 9  Звучит «Лакримоза»

Воспитатель:

Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания.

Зимой 1941—1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками, и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой.

Воспитатель:

Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу ленинградцам приходилось ходить пешком по занесенным снегом и не расчищенным улицам. Основной «транспорт» жителей города — детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было).

Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс. ленинградцев погибло от голода.

Слайд 10   Продолжает звучать «Лакримоза»

1.Опять налёт, опять сирены взвыли,

Опять зенитки начали греметь,

И ангел с петропавловского шпиля

В который раз пытается взлететь

Но неподвижна очередь людская

У проруби, дымящейся во льду.

Там люди воду медленно таскают

У вражеских пилотов на виду.

2.Не думайте, что лезут зря под пули.

Остались - просто силы берегут...

Наполненные вёдра и кастрюли

Привязаны к саням. Но люди ждут...

Ведь, прежде, чем по ровному пойдём,

Нам нужно вверх по берегу подняться.

Он страшен, этот тягостный подъём,

Хотя, наверно, весь - шагов пятнадцать. 

3.Споткнёшься - и без помощи не встать,

И от саней - вода дорожкой слёзной.

Чтоб воду по пути не расплескать,

Мы молча ждём, пока она замёрзнет.

Автор: Ю.Воронов

Воспитатель:

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.

Слайд 11

Воспитатель:

В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

ДЕТИ: по очереди читают записи с экрана Звучит МЕТРОНОМ

1. Женя умерла 28 декабря в 12.00 часов утра 1941 года

2. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года

3. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года

4. Дядя Вася умер  13 апреля в 2 часа ночи 1942 года

4. Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года

5. Мама умерла  13 мая в 7.30 часов утра 1942 года

6. Савичевы умерли… Умерли все... Осталась одна Таня…

Слайд 12    Звучит «Песня о Тане Савичевой»

Воспитатель:

Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.

Ее дневник — страшный обличительный документ против войны, один из сильнейших обвинительных актов против фашистских преступников. Он объехал весь мир, экспонируясь на выставках Венгрии и Чехословакии, Италии и Англии, Швеции и Японии.

Перед строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. И нет равнодушных среди этих людей: так искренне и точно, предельно сжато сумела маленькая девочка поведать о войне, принесшей неизмеримые страдания ей и ее близким.

Слайд 13  

Воспитатель:

Враги надеялись, что тяжелые лишения заглушат в ленинградцах все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев,  их доверие и уважение друг к другу.

Слайд 14   Звучит Симфония №7 Д.Д.Шостаковича (фрагмент)

Воспитатель:

Ленинградцы голодали, мерзли, умирали от истощения. Но оставшиеся заводы продолжали работать. Писатели поддерживали дух ленинградцев своими патриотическими произведениями. В осажденном вымирающем городе композитор Д.Д. Шостакович написал свою знаменитую Седьмую («Ленинградскую») симфонию. Город жил и боролся.

На защиту Ленинграда поднялись все его жители.  В короткий срок он был  превращен  в  город крепость. Ленинградцы построили 35 километров баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, на заводах и фабриках — отряды по их охране, организовали дежурства в домах, оборудовали медпункты.

Слайд 15

Воспитатель:

«Все для фронта, все для победы!» — боевой девиз рабочих Ленинграда. За 900 героических дней они произвели для фронта более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4600 полевых орудий, 12000 минометов, станковые и ручные пулеметы, 10 миллионов снарядов и   мин.

В городе постоянно ощущалась нужда в рабочих руках. Комсомол бросил клич: «Заменим у станков отцов и старших братьев!» На заводы и фабрики пришли досрочно выпущенные из ремесленных училищ мальчики и девочки, бывшие школьники. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Голодные, изможденные подростки-рабочие по 12— 14 часов не выходили из промерзших цехов.

1. Да, мы не скроем — в эти дни

Мы ели клей, потом ремни,

Но, съев похлебку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части

Необходимые войне.

2. И он точил, пока рука

Могла производить движенья.

А если падал — у станка,

Как падает солдат в сраженье.

(О.Берггольц)

Слайд 16

Воспитатель:

Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились.

Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы.

В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка-«буржуйка» не могли его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь — дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

ДЕТИ: читают с экрана

Имен сегодня всех не перечесть...

Вы гордость наша, Гордость Ленинграда!

Спасибо вам, Что были Вы И есть,

Учителя далеких лет блокады!

Слайд 17

Воспитатель:

Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов по нему прекратилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 г. на еще не окрепший лед вышли  первые  грузовики,  везшие  муку.

Все, кто обслуживал ледовую трассу, — водители, дорожники, регулировщики, связисты, зенитчики — работали в необычайно сложных условиях: в цепенящую стужу, когда лед таял, под непрерывными бомбежками и обстрелами

ДЕТИ: Читают с экрана

1.И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на 5 минут — пустяк.

Поломка эта — не угроза,    

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь — опять сведет

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб — две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

Слайд 18

2.И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора —

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне — до зари.

Исполняется «Песня о Ладоге»

Воспитатель:

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей. Скольких человек спасла от неминуемой смерти эта легендарная ледовая трасса!

Слайд 19

Воспитатель:

Наконец наступила весна 1942 года, которую с таким нетерпением ждали ленинградцы. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался от трупов. Ленинградцам угрожал еще один смертельный враг — эпидемия. На нее очень надеялись фашисты. Необходимо было очистить город Нелегко было работать голодным, измученным людям. Взрослым активно помогали школьники. Город был полностью очищен. Надежды захватчиков не оправдались.

Слайд 20  Звучит «Медаль за Оборону Ленинграда»

Воспитатель:

В декабря 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена

медаль «За оборону Ленинграда».

Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и ленинградские дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15 249 юных защитников города наградили медалью «За оборону Ленинграда».

ДЕТИ:

1.В блокадных днях мы так и не узнали:

Меж юностью и детством где черта?..

Нам в сорок третьем выдали медали.
И только в сорок пятом – паспорта.

2.И в этом нет беды... Но взрослым людям, 
Уже прожившим многое года,

Вдруг страшно оттого, что мы не будем

Ни старше, ни взрослее, чем тогда.

Слайд 21

Воспитатель:

В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ — прорвать блокаду.

12 января началось сражение. Наша артиллерия со стороны Ленинграда и Волхова открыла ураганный огонь по врагу. Сводный оркестр воинов-ленинградцев заиграл «Интернационал». Под звуки гимна они ринулись через скованную морозом Неву, преодолели ледяные валы и ворвались в укрепления противника. Одновременно атаковали врага и воины-волховчане. Оккупанты  сопротивлялись  злобно,  ожесточенно.


Слайд 22

Воспитатель:

18 января 1943 года воины-ленинградцы и воины-волховчане встретились у станции Подгорной. Солдаты обнимались и  плакали от радости.

Вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.

На освобожденной территории за короткий срок была построена узкоколейная железная дорога. По ней с Большой земли ленинградцы стали получать продовольствие, заводы — топливо и сырье, воинские части — боеприпасы.

Слайд 23

Воспитатель:

Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершен через год. 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан перешли в наступление. За две недели кровопролитных боев они разгромили 18-ю немецкую армию, освободили более 800 городов и населенных пунктов, отбросили оккупантов на 65—100 километров от Ленинграда. Город был полностью освобожден от вражеской блокады.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года в Ленинграде  прогремел  торжественный салют.

Улицы, ограды, парапеты.

Толпы... толпы... Шпиль над головой

Северным сиянием победы

Озарилось небо над Невой.

Гром орудий, но не грохот боя.

Лица... лица... Выраженья глаз.

Счастье, радость... Пережить такое

Сердце в состоянье только раз.

Слава вам, которые в сраженьях

Отстояли берега  Невы.

Ленинград, не знавший пораженья,

Новым светом озарили вы.

Слава и тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях  который

Выстоял. Сражался. Победил!

Слайд 24

Воспитатель:

Многомиллионный город жил и боролся в течение 900 труднейших блокадных дней и не только выстоял, но и победил! Высоко был оценен беспримерный подвиг ленинградцев: «…другого такого патриотизма, как тот, который проявило население великого города Ленина в борьбе с самым отъявленным врагом прогрессивного человечества... мир еще не видел.

Прошло много лет. Но гepoическое прошлое легендарного города неподвластно времени. Подвиг защитников Ленинграда, в том числе и юных, бережно хранят в памяти все честные люди и прежде всего те, кто пережил блокаду.

Слайд 25

Воспитатель:

Пройдут века, но дело, которое сделали ленинградцы — мужчины и женщины, старики и дети этого города,— это великое дело, никогда не изгладится из памяти самых отдаленных поколений.

Многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискаревском кладбище.

Слайд 26

ДЕТИ:

1.Под шелестом опущенных знамен

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискаревских плитах нет имен,

На пискаревских плитах только даты.

2.Год сорок первый…

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

Слайд 27

Ведущий:

Нескончаемым потоком идут и идут люди на Пискаревское кладбище, к Вечному огню, чтобы выразить свою благодарность тем, кто отдал жизнь за Родину, за счастье  нынешних  поколений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДНИ И НОЧИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА Подготовила: Кожевникова Елена Владимировна

Слайд 2

ДНИ И НОЧИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА Сестра моя, товарищ, друг и брат, Ведь это мы, крещённые блокадой! Нас вместе называют – Ленинград! И шар земной гордится Ленинградом! О. Берггольц

Слайд 3

Вспомним всех поименно, Горем вспомним своим… Это нужно – не мертвым! Это надо живым! Р. Рождественский 27 января 2014 года 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда

Слайд 4

План наступления немецких войск на Ленинград В помощь советским воинам

Слайд 5

Вставал рассвет балтийский ясный, когда воззвали рупора: Над нами грозная опасность. Бери оружье, Ленинград! А у ворот была в дозоре седая мать двоих бойцов, и дрогнуло ее лицо, и пробежал огонь во взоре. Она сказала: - Слышу, маршал. Ты обращаешься ко мне. Уже на фронте сын мой старший, и средний тоже на войне. А младший сын со мною рядом, ему семнадцать лет всего, Но на защиту Ленинграда я отдаю теперь его. Иди, мой младший, мой любимый, зови с собой своих друзей. Да не падет на дом родимый бесчестье плена и плетей! (О. Берггольц)

Слайд 6

Артобстрел Ленинграда

Слайд 7

Город во время бомбежек

Слайд 8

Город во вражеском кольце

Слайд 9

На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года рабочим составляла 250 граммов, всем остальным – 125 граммов .

Слайд 10

Зимой

Слайд 11

Вода с Невы.

Слайд 12

Дневник Тани Савичевой

Слайд 13

Над любыми в мире дневниками Он восходит, как звезда, с руки. И гласят о жизненном накале Сорок две святых его строки…

Слайд 14

В Ленинграде за время блокады погибло более 700 000 человек. В этом городе, абсолютно обреченном с точки зрения даже физиологических возможностей человека (зимой 1941-1942 годов норма выдачи хлеба колебалась между 125 и 500 граммами в сутки, зимой 1942-1943 - между 300 и 500 граммами, а кроме хлеба не было уже ничего), существовали правила выживания: выжили те, кто помогал, из последних сил, заботился, обогревал, кормил близких, кто тратил драгоценные калории на физические усилия борьбы.

Слайд 16

Всё для фронта, всё для победы!

Слайд 17

Учителя далёких лет блокады Имен сегодня всех не перечесть... Вы гордость наша, гордость Ленинграда! Спасибо вам, что были Вы и есть, Учителя далеких лет блокады!

Слайд 18

Дорога жизни И было так: на всем ходу Машина задняя осела. Шофер вскочил, шофер на льду. Ну, так и есть, мотор заело. Ремонт на 5 минут — пустяк. Поломка эта — не угроза, Да рук не разомкнуть никак: Их на руле свело морозом. Чуть разогнешь — опять сведет Стоять? А хлеб? Других дождаться? А хлеб — две тонны? Он спасет Шестнадцать тысяч ленинградцев.

Слайд 19

Родная Ладога И вот в бензине руки он Смочил, поджег их от мотора — И быстро двинулся ремонт В пылающих руках шофера. Вперед! Как ноют волдыри, примерзли к варежкам ладони. Но он доставит хлеб, пригонит К хлебопекарне — до зари.

Слайд 21

Медаль «ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА»

Слайд 24

27 января 1944 г. – снятие блокады Ленинграда

Слайд 25

Прошло 70 лет…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Дни и ночи блокадного Ленинграда

Классный час: Дни и ночи блокадного Ленинграда...

дни и ночи блокадного Ленинграда

посвящается городу-герою Ленинграду...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Классный час "Дни и ночи блокадного Ленинграда"

Данный материал содержит подробную разработку классного часа по теме "блокадный Ленинград"....

Конспект внеклассного мероприятия "Дни и ночи блокадного Ленинграда"

Конспект внеклассного мероприятия разработан на основе "Блокадной книги" Даниила Гранина и Алеся Адамовича. в ходе проведения мероприятия ребята знакомятся не только с историями людей блокад...

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы...