Конспект внеклассного мероприятия "Дни и ночи блокадного Ленинграда"
план-конспект занятия (7 класс)
Конспект внеклассного мероприятия разработан на основе "Блокадной книги" Даниила Гранина и Алеся Адамовича. в ходе проведения мероприятия ребята знакомятся не только с историями людей блокадного Ленинграда, но и с творчеством замечательных писателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dni_i_nochi_blokadnogo_leningrada.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа
Конспект внеклассного мероприятия, посвященного освобождению блокады Ленинграда по книге Д.Гранина и А.Адамовича «Блокадная книга»
Подготовила и провела: Демидова О.В.,
учитель русского языка и литературы
Велиж 2023
Цель: познакомить учащихся с жизнью людей во время блокады, на примере «Блокажной книги» Д.Гранина и А.Адамовича, развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих; воспитывать чувство патриотизма.
Слайд 1
Мы живем в удивительной стране, которая богата своей историей. История состоит из событий. Одни события рассказывают о великих достижениях, а другие описывают трагические станицы нашей истории. Одним из таких событий является Великая Отечественная война. О ней сложены прекрасные песни, поставлены интересные фильмы, написаны замечательные произведения. Сегодня мы поговорим о блокаде Ленинграда, которая началась 8 сентября и длилась 900 дней.
Дети войны ролик
Сейчас вы подростки. Вы родились и живете на мирной земле.
Как и положено, вы утром спокойно просыпаетесь, идете в школу, общаетесь со своими друзьями, играете с ними после школы, занимаетесь любимым видом спорта, слушаете музыку…
Вы можете спокойно выйти на улицу, прислушаться к тому, как шумит листва на деревьях, поют птицы, как стучит дождь в окно, гремит гром…
У вас счастливое детство! И Вы не хотите слышать орудийного грома, не видеть ужасных взрывов войны
Вы не подозреваете, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов.
Вы не представляете, что это такое – остаться без хлеба, быть голодным и бояться завтрашнего дня и не видеть ужасов войны. Поэтому вы к сегодняшнему нашему мероприятию подготовили выставку рисунков.
На фоне музыки чтение стихотворения МОЦАРТ
Слайд 2 ученица читает стихотворение.
Я не жила в блокадном Ленинграде.
Не я пугалась, слыша вой сирен,
В очередях голодных хлеба ради
Не я стояла у разбитых стен,
Не я с ведром на саночках шла к речке,
Не я мечтала до утра дожить,
Прекрасно зная, что наесться нечем,
И, что родных нет сил похоронить...
Не я сжигала стопки книг в буржуйке,
Горбушку не делила по частям,
Едва живая, в старенькой тужурке
Не я цингой болела и вестям,
Что доходили с фронта, не внимала…
Слайд 3
Осенью 1941 года фашисты предприняли не только наступление на Москву, но и рвались к Ленинграду.
Жители города вышли на строительство оборонительных сооружений. Ленинград должен был стать неприступной крепостью. Три кольца оборонительных сооружений было возведено вокруг города.
Задача укрепления стала самой важной летом и осенью 1941 года.
Все ближе и ближе враг подходил к Ленинграду. Несмотря на героическое сопротивление наших войск, 8 сентября 1941 года немцы захватили Шлиссельбург и сомкнули кольцо вокруг Ленинграда. Началась 900-дневная блокада Ленинграда.
Звучит песня «Ленинградский метроном».
В Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников и подростков. Они были такими же блокадниками, как и взрослые. И погибали так же.
Сегодня мы будем листать страницы истории тех трагических дней, унесших жизни сотен тысяч людей.
Историю блокадного Ленинграда мы рассмотрим на примере "Блокадной книги" Даниила Гранина и Алеся Адамовича.
Слайд 5
Сообщение ученика
Слайд 6
Даниил Александрович Гранин родился 1 января 1919 в городе Вольске Саратовской губернии. Это русский прозаик, киносценарист и публицист, один из ведущих мастеров советской литературы 1950-80-х годов и периода Перестройки. Во время Великой Отечественной войны воевал в танковых войсках, на фронте был командиром роты тяжёлых танков. Печататься начал в 1949. Произведения Даниила Гранина проникнуты искренней любовью к людям, к России, ее великой истории и традициям. Они поднимают важные нравственные, мировоззренческие проблемы и в полной мере отражают жизненную, гражданскую позицию писателя.
Алесь Адамович (1927 - 1994) - это белорусский писатель, публицист, киносценарист. В первую очередь известен своими произведениями о войне. Родился 3 сентября 1927 года в семье врача. С 14 лет Алесь принимает участие в деятельности антифашистского подполья. В 1943 году был связным в партизанском отряде, потом и бойцом. Алесь наравне со взрослыми ходил на боевые задания. В бою под Березиной партизанский отряд был уничтожен фашистами, мальчик один из немногих остался в живых. В конце 1943 года часть отряда перешла линию фронта и соединилась с Красной Армией. Так Алесь оказался в тылу. Стал учиться в горно-металлургическом техникуме и работать.
Даниил Гранин вместе с Алесем Адамовичем создали "Блокадную книгу". Она была написана в 1977 году. Эта книга - повествование о городе-мученике, основанное на живых свидетельствах блокадников. Издавать "Блокадную книгу" в Ленинграде было запрещено. Первая журнальная публикация состоялась в Москве в1984 году.
С первых дней блокады были введены продовольственные карточки, частично закрыты школы, ввелась военная цензура, были запрещены любые вложения в письма. Деньги, драгоценности обесценились. Голод воспринимался ленинградцами как враг, засланный в город фашизмом.
Слайд 7
Единственным источником питания являлась карточка. Она была дороже денег. Хлеб выпекался со значительной долей примесей, но и ему были все рады.
Врач-психиатр Майя Яновна Бабич вспоминает о своём приятеле: «…Это было в начале января. Приходит на квартиру ко мне мой школьный приятель Толя. Это такой поэт был, витал в облаках, говорил о проблеме «быть или не быть?». В школе он был таким мальчиком с возвышенными интересами. И вот приходит - лицо серо-зеленое такое. Глаза совсем вытаращенные, и говорит: «У тебя не сохранился твой, кот?» А у нас кот был. Я говорю: «Ну что ты! А что?» - «А мы хотели бы его съесть!» Мама и бабушка у него лежали. И вот он ушел. Он был такой ужасный, такой грязный, тощий…».
Когда есть было совсем нечего, то ленинградцы старались использовать всё: дуранду (подсолнечный жмых), шкуры животных (из них можно было варить студень), столярный клей (тоже на студень), «сладкую» землю. Ели животных: кошек, собак, ворон и т.д. Чувство брезгливости уходило на второй план, главное было - выжить!
Слайд 8
Ленинград не только боролся с голодной смертью, но и помогал фронту: на заводах ремонтировалась военная техника и изготовлялись боеприпасы. У станков стояли женщины и 13-летние подростки, им подставляли скамейки и ящики, чтобы достать до станка.
В блокадном Ленинграде, измученном, обессиленном, продолжалась работа большинства учреждений: типографии печатали газеты, почтальоны разносили письма, рабочие трудились на заводах, многие люди расчищали завалы в городе, убирали трупы; работали поликлиники и детские сады, школы, продолжалась работа в архивах и библиотеке. Работа помогла людям отвлечься от главной проблемы - мысли о еде.
Была особо важная работа - спасать город от эпидемий, т.е убирать трупы. Чаще всего этим занимались женщины. Арсеньева А.М. рассказывала: «Я боялась покойников, а пришлось грузить эти трупы. Прямо на машины с трупами садились, сверху, и везли. И сердце было как бы выключено. Почему? Потому что мы знали, что сегодня я везу их, а завтра меня повезут, может быть. Но кто-то ведь останется жив. Мы твердо верили, что город ни за что немцам не взять».
Очень больно война ударила по детству.
Слайд 9
Во время блокады многие вели дневники, и один из них – это дневник пятнадцатилетнего мальчика Юры Рябинина. Юра жил в Ленинграде вместе с мамой и младшей сестрой Ирой. Юра - способный мальчик, который хорошо учился в школе, интересовался шахматами и на редкость много читал.
«Одна мечта у меня была с самого раннего детства: стать моряком. И вот эта мечта превращается в труху. Так для чего же я жил? Если не буду в В. - М. спецшколе, пойду в ополчение или еще куда, чтобы хоть не бесполезно умирать. Умру, так родину защищая».
9 декабря 1941 года Юра Рябинкин словно подводит итоги своей короткой жизни: «А ведь что со мной было? Ел кота, воровал ложкой из котелков Анфисы Николаевны, утаскивал лишнюю кроху у мамы и Иры, обманывал порой их, замерзал в бесконечных очередях, ругался и дрался у дверей магазинов за право пойти и получить 100 г. масла… Я зарастал грязью, разводил кучу вшей, у меня не хватало энергии от истощения, чтобы встать со стула, - это была для меня такая огромная тяжесть! Непрерывная бомбежка и обстрелы, дежурства на школьных чердаках, споры и сцены дома с дележом продуктов… Я осознал цену хлебной крошки, которые подбирал пальцем по столу, и я понял, хотя, быть может, и не до конца, свой грубый эгоистичный характер.»
Трагически заканчивается история Юры Рябинкина. Мама с Ирой эвакуируются из Ленинграда, а он не смог дойти до пункта сбора и остался дома.
Ирина Ивановна помнит, каким видела брата в последний миг: опирающегося на палочку, прислонившегося к сундуку, уже бессильного идти... «Юрка, там Юрка остался!» - всю дорогу надрывается мать. Её последних сил хватает только на то, чтобы довезти младшую дочь до Вологды и несколько часов спустя умереть у неё на глазах на вокзале.
Ни в чём неповинные дети гибли на войне, и это самое страшное.
Слайд 10
В связи с вражеской блокадой Государственный Комитет Обороны принял решение организовать непрерывную связь страны с Ленинградом через Ладожское озеро (показывает на карте). Это стало возможно только зимой, когда озеро замерзло. По льду Ладоги была проложена «Дорога жизни»
Слайд 11
-Весной 1942 года многие ленинградцы носили на груди жетон, маленький жестяной значок – ласточку с письмом в клюве. Этот знак стал ответом на заявления фашистов о том, что в город даже птица не пролетит. Жители осажденного Ленинграда показывали, что ждут хороших вестей с фронта, что не теряют связи со своей страной. «Блокадная ласточка» – символ надежды на лучшее, на скорую встречу с родными и близкими.
Слайд 12
27 января 1944 года – залпы орудий возвестили миру о победе советских войск под Ленинградом, о полном снятии блокады в городе.
Нет примеров, равных почти 900-дневной обороне блокированного Ленинграда. Ничто не сравнится с этой героической эпопеей.
«Никто не забыт и ничто не забыто». Эти слова родились в Ленинграде. Мы должны помнить и знать все, что вынесли, что сделали ленинградцы и защитники Ленинграда – те, что прокладывали для нас через войну дороги Победы, дороги Жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дни и ночи блокадного Ленинграда
Классный час: Дни и ночи блокадного Ленинграда...
дни и ночи блокадного Ленинграда
посвящается городу-герою Ленинграду...
Сценарий внеклассного материала по теме "Блокадный Ленинград"
Данный материал представлен мною для возрастной группы 5-9классы. В нее включена методическая разработка внеклассного мероприятия по теме "Блокадный Ленинград", презентация, звуковое сопровождение. Ме...
Дни и ночи блокадного Ленинграда. Беседа-презентация.
Цели проведения мероприятия:· содействовать воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну·...
Классный час "Дни и ночи блокадного Ленинграда"
Данный материал содержит подробную разработку классного часа по теме "блокадный Ленинград"....
Внеклассное мероприятие: «Память сердца – блокадный Ленинград»
Внеклассное мероприятие посвящено снятию блокады Ленинграда...
Сценарий внеклассного мероприятия "Поэма о блокадном Ленинграде"
Сценарий внеклассного мероприятия "Поэма о блокадном Ленинграде" - авторская разработка...