программа дорога к миру
проект на тему

Аннотация: 

Создание школьной службы примирения – это цивилизованный путь решения конфликтов в школьной среде. Это путь, который учит уважать себя и других и брать ответственность за свои поступки и за их последствия.

Внеклассное мероприятие предполагает в доступной для учащихся форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров. На занятии предлагаются практические и тренинговые задания с группой добровольцев-медиаторов, практический ресурсный материал, полезный в работе с учениками по формированию УУД и личностных компетенций.

Адресовано классным руководителям, педагогам, психологам, социальным педагогам, руководителям ОУ всех типов, педагогам, заинтересованным в применении инновационных образовательных технологий во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_doroga_k_miru.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «ДОРОГА К МИРУ»

(новый подход к решению конфликтов в условиях реализации ФГОС)

Аннотация: 

Создание школьной службы примирения – это цивилизованный путь решения конфликтов в школьной среде. Это путь, который учит уважать себя и других и брать ответственность за свои поступки и за их последствия.

Внеклассное мероприятие предполагает в доступной для учащихся форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров. На занятии предлагаются практические и тренинговые задания с группой добровольцев-медиаторов, практический ресурсный материал, полезный в работе с учениками по формированию УУД и личностных компетенций.

Адресовано классным руководителям, педагогам, психологам, социальным педагогам, руководителям ОУ всех типов, педагогам, заинтересованным в применении инновационных образовательных технологий во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.

Цель:  воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

При входе каждый участник выбирает фигуру (определенного цвета, формы и написанным числом).

Участники рассаживаются  по группам по желанию.

  1. Упражнение «Одно предложение»

Всем группам встать.

- Всем поднять голову и посмотреть на потолок.

- Глядя в потолок, вспомнить, что в последние дни было для вас «самым- самым».

- Кто вспомнил, подберите для этого «самого-самого» ключевое слово.

- Кто готов (то есть подобрал), тот садится.

На групповом листочке каждому собственноручно написать свое ключевое слово. Листочки поменять по группам.

- Из всех слов, записанных соседней командой, составить одно предложение (добавлять слова и менять окончания – можно)

- Послать посыльного со своим предложением к той команде, которая составила список слов.

- Посыльные читают предложения командам – авторам списков. Кто услышит свое слово – хлопает в ладоши.

Участники пересаживаются по группам по цвету фигур.

  1. Упражнение «Снежный ком»

 Первый человек называет свое имя и предмет (любимое занятие, любимое блюдо, любимая музыка, прилагательное о себе), второй – повторяет все, что сказал первый и то же самое рассказывает о себе и т.д.

  1. Упражнение «Либо-либо»

Это упражнение поможет понять, что вы цените, чего хотите и кем являетесь. Встаньте в круг и по команде вы будете делиться на две группы, выбирая то, что вам больше подходит.

Найдите себе партнера и обсудите, что определило ваше решение.

Почему похожи на то, а не на это.

Плюс – минус

Тренер – команда

Котлета – отбивная

Ухо – глаз

Рот – ухо

Кот Леопольд – кот в сапогах

Ножницы – скотч

Осень– зима

Вашему вниманию предоставляется отрывок из мультфильма «Мост»

(0.0 – 1. 21)

Итак, мы сегодня собрались, чтобы научиться разрешать конфликтные ситуации.

Сказка начинается:

«Жили неподалеку друг от друга три государства. Одни владели большой широкой рекой, другие лесом, третьи равниной.  Жили зажиточно, хорошо и спокойно, пока однажды не появился странник, обедневший король. Был он по этой причине зол, желчен, завистлив. Решил он поссорить между собой два государства и воссесть заново на трон. Пустил он слух, что жители заречья решили напасть на лесных жителей и завладеть лесом»

В следующем  упражнении мы постараемся получить точную информацию.

  1. Упражнение «Медиатор»

Придумать  8 слов, имеющих отношение к школьной службе примирения, в каждом из которых используется одна буква из слова «Медиатор». Например,

М

Е

Д

к

о

н

ф

л

И

к

т

А

Т

О

Р

Объясните значение слова «Медиатор» (ведущий примирительной программы, нейтральный посредник)

Участники пересаживаются по группам по форме  фигур.

Сказка продолжается:

«Лесные жители не стали разбираться  в чем дело, поверили всему и напали первыми. Люди заречья не поняли ситуации, послали своих посыльных выяснить, в чем дело. Посыльных встретили их очень агрессивно, с грубыми высказываниями. Разгорелся спор»

Цель следующих упражнений – показать как важно уметь оценивать свое состояние и свои чувства. 

  1. Упражнение «Галерея эмоций»

Ведущий приглашает  посетить галерею эмоций (на доске развешены плакаты-фотографии «Эмоции и чувства»)

Здесь представлены фотографии. Попытайтесь увидеть эмоции, которые выражены на этих фотографиях. Названия эмоций написаны на карточках. Вам нужно будет взять карточку и найти фото, соответствующее данной эмоции. Количество карточек, с которыми вы будете работать, вы определяете сами». (Карточки – обида, грусть, удивление, решительность, ужас, увлеченность, восхищение, горе, тревожность, опасение, интерес, радость, азарт.) Таким образом, под каждой фотографией появляются названия 2-4 эмоций. После производится обсуждение и проверка.

Почему на всех фотографиях изображены дети?

Внимание!  Сейчас я вам предлагаю поучаствовать в блиц-опросе:

1.Согласно классическому описанию, этому чувству соответствуют немного вытянутые губы, приподнятые и вытянутые брови, приподнятые и вытянутые верхние веки, напряженные нижние веки. Автору это напомнило русскую народную поговорку. Назовите это чувство. (Страх) 

2.На одной из картин Васнецова изображены две птицы с человеческими лицами. В названии картины, помимо имен птиц – Сирин и Алконост – упоминаются две базовые противоположные эмоции. Назовите их. (Печаль и Радость)

3.Эта эмоция возникает при неожиданных ситуациях. Если ситуация оказалась безопасной, она переходит в интерес, если приятной – в радость, если опасной – в страх. Назовите эмоцию. (Удивление)

4.На всех трех фотографиях выражена одна и та же эмоция Назовите ее.  (Отвращение)

5.Внимание, отрывок из диалога.

Консультант. Что ты почувствовал, когда узнал, что тебя обманывают.

Клиент. Ну, вы, наверное, сами можете догадаться.

Консультант. Я могу догадаться только о том, как я бы чувствовал себя на твоем месте. Но было бы неплохо, если бы твои  ощущения ты бы назвал сам.

Клиент. Да я просто чуть не избил его! Я почувствовал … обалдение. (Злость, возмущение)

Проверка ответов. В подарок – улыбка-наклейка.

  1. Упражнение «Отражение чувств»

Необходимо определить чувство, которое скрывается за высказыванием и спросить о нем.  Например,

Ты ощущаешь себя обиженным?

Ты чувствовал обиду?

Тебе обидно?

Может быть, я сделала что-то не так?

Неуверенность, тревожность, сомнение

Я ей пытался объяснить, что ни в чем не виноват, а она как набросилась, как давай орать, ну я и не выдержал.

Раздражение, обида, возмущение, злость

Теперь я хотя бы могу сидеть на уроках. Пусть не разговаривают, зато не обзываются.

Успокоение, уверенность

Как она могла так поступить со мной, я же была ее подругой.

Сожаление, обида, унижение, предательство

Он обозвал мою сестру, а я что молчать должен?

Гнев, возмущение

Я ничего не делал, просто мне хотелось после его слов ему треснуть.

Злость, гнев, раздражение

Я не понимаю, что я сделал не так, почему он так поступил.

Сомнение в своих действиях, неуверенность, бессилие

Не хочу я с тобой разговаривать ни о чем, оставьте меня в покое.

Обида, раздражение, злость

А если он снова начнет обзываться.

Тревожность, беспокойство, страх

Я все делаю неправильно!

Страх, раздражение, огорчение

Это все глупости!

Обида, злость, возмущение

Я больше не пойду в школу!

Тревога, обида, страх, протест

Участники пересаживаются по группам по написанному числу.

Сказка продолжается:

«Не разобравшись в ситуации, посыльные вернулись домой. На совете было высказано несколько предложений. Одни предлагали уйти с этого берега, бросить все нажитое, переплыть на другой берег и заново зажить спокойно. Другие предлагали драться до победного конца. Третьи предложили сесть за стол переговоров и обсудить сложившуюся ситуацию. Четвертые полагались на других, тихо молчали, уйдя от обсуждения, и не принимали никаких попыток к разрешению конфликта»

  1. Упражнение «Способы поведения в конфликте»

Какие способы поведения в конфликте вы видите у членов совета? (наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта)

Какой способ применяется в восстановительных технологиях, что в нем привлекает? («обсуждение», т.к. эмоциональное состояние в данном случае наиболее позитивное).

Сказка продолжается:

«Встал из-за стола уважаемый старец и предложил обсудить создавшуюся ситуацию на нейтральной стороне двух враждующих государств, в присутствии третьей страны. Выясняя причины конфликта, третья сторона задала простой вопрос «А зачем это было нужно? Кто-то вспомнил странствующего короля и его злые высказывания»

  1. Упражнение «Отражение потребностей»

Представь себе, что ты ведешь программу примирения. Твой собеседник произносит следующую фразу. Что скажешь ты ему?

Начинай фразу со слов:

«Тебе важно, чтобы …»

Я не люблю, когда на меня кричат. Он не имеет права.

Тебе важно, чтобы тебя уважали.

Тебе важно, чтобы с тобой разговаривали нормальным тоном.

Если я с ним помирюсь, то все будут считать, что он победил, а я проиграл.

Тебе важно победить.

Тебе важно не потерять свой авторитет.

Я не думаю, что наша встреча что-то изменит.

Тебе важно рассмотреть разные варианты решения ситуации.

Тебе важно самостоятельно решить этот вопрос.

Почему он заставляет носить то, что мне не нравится? Я хочу носить одежду, какую хочу.

Тебе важно самому принимать решения.

Я ему хочу ответить тем же. Пусть знает, как мне было.

Тебе важно восстановить справедливость.

Тебе важно постоять за себя.

Тебе важно отомстить.

Я даже не знаю, что и рассказать, я вроде бы ничего плохого и не делал.

Тебе важно обдумать, чтобы рассказать.

Тебе важно избежать наказания.

А почему я-то должна извиняться. Он должен.

Тебе важно доказать, что он виноват.

  1. Упражнение «Работа с медиа-материалом»

из фильма «Лиля forever» (0:26:10 – 0: 29:10)

Проанализировать видеосюжет с точки зрения медиатора.

  1. Какие чувства испытывают участники конфликта?

Обидчик _____________________________________________________

Жертва ______________________________________________________

  1. Какие потребности испытывают участники конфликта?

Обидчик _____________________________________________________

           Жертва ______________________________________________________

  1. Какие варианты решения конфликта возможны?
  2. Если конфликт будет разрешен, какие преимущества получат стороны?
  3. В каких случаях медиатору может показаться сложным сохранить нейтральную позицию?

Участники рассаживаются  по группам как первоначально

 (по желанию).

Сказка продолжается:

«Сидя за круглым столом, зашел разговор о более насущных делах. Три государства пришли к выводу, что нужно объединиться и жить вместе». 

  1. Упражнение «Перефразирование»

Перефразируйте правила разговора конфликтных сторон на примирительной встрече.

Сообщайте о своем эмоциональном состоянии.

Обращайтесь к фактам, а не к интерпретации.

Находите конкретное решение в конкретной ситуации.

Предлагайте варианты выхода из ситуации.

В заключении Вашему вниманию предоставляется еще один отрывок

из мультфильма «Мост» (1.46 – …)

Разрешайте конфликты цивилизованно!

Я вам желаю большого терпения, надежды, удачи и крепкого психологического здоровья.

Спасибо за внимание!

Литература

  1. Кирилина Т.И. Групповое занятие «Конструктивное разрешение конфликта». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. socobraz.ru
  2. Ткачева О.Ю. Пространство взаимопонимания. Сборник методических материалов для руководителей и волонтеров служб примирения. – Пермь, От и ДО. – 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Дружба и единство - дорога к миру и согласию"

Внеклассное мероприятие на тему: " Встране единой, в стране многонациональной" (по технологии мастерских)...

Вводный урок по кубановедению «Кубань в XX– XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия» 9 класс

Вводный урок по кубановедению «Кубань в XX– XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия» для 9 классаЦель: сформировать у учащихся представление о межнациональном мире и согласии на Кубани в...

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «Толерантность – дорога к миру».

Практическая реализация программы на всех её этапах предполагает формирование духовной, гармоничной  атмосферы класса, где каждый воспитанник чувствует себя  творческой, самобытной ...

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «Толерантность – дорога к миру».

Практическая реализация программы на всех её этапах предполагает формирование духовной, гармоничной  атмосферы класса, где каждый воспитанник чувствует себя  творческой, самобытной ...

Анализ реализации программы «Толерантность – дорога к миру».

Данная концепция состоит из следующих этапов: I. 2007-2008 уч. год – проектированиеII. 2008-2009 уч. год; 2009-2010 уч. год; 2010-2011 уч. год; 2011-2012 уч. год -реализацияIII. 2012-2013 у...

"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.

Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...

программа "Дорога к миру"

программа на воспитание толлерантности...