Сценарий литературного вечера "Искусство земли янтарной"
методическая разработка (10, 11 класс) на тему

Петрова Наталья Петровна

Сценарий предлагает виртуальную прогулку от старого Кенигсберга - города поэтов, музыкантов, художников - до современного Калининграда.  История немецкая и история российская сплелись здесь в единую нить времён, приобрели новые формы. Калининград старается бережно сохранить доставшиеся в наследство памятники европейской старины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_zemli_yantarnoy.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературного вечера

ИСКУССТВО ЗЕМЛИ ЯНТАРНОЙ

Петрова Наталья Петровна –

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 12 г. Калининграда

Ведущий

Тысячи лет море и ветер трудились над созданием уникальной янтарной земли, где можно увидеть пустыню и дремучий ельник, топкие болота и ласковые песчаные пляжи, светлые сосновые боры и нарядные берёзовые рощи. Но особенно удивительны дюны – песчаные холмы, навеянные ветром из морского песка.

Стихотворение Альбины Самусевич «Возьми меня с собой на Куршскую косу».

Слайд 1

музыка

Слайд 2

Ведущий 

Кенигсберг или Калининград - для меня нет вопроса. Я из тех, кто родился и вырос уже в Калининграде. Фашистская крепость Кенигсберг не пережила Второй Мировой войны, в 1944 году город разбомбили союзники, а при штурме в 1945-м фашисты сдались за четыре дня. История наказала захватчиков, и на эту землю по праву пришли победители. Одних мирных жителей сменили другие, для которых старое имя города было связано с пролитой кровью, с безвинными жертвами. Чтобы забыть ужасы войны, они назвали город новым именем:

Город встал. Вдалеке от столицы.

Из развалин. Разбитый стократ.

Встал, навечно задраив бойницы,

С новым именем Калининград.

(Сергей Погоняев поэма «Причал»)

Слайд 3

                  Чтец.

Как долог в этот город был мой путь

Сквозь всю войну, сквозь стены медсанбатов,

В свою мечту, в свое «когда-нибудь»,

В капель, в апрель, в победный сорок пятый!

Меня в ожогах встретил «Нордбанхофф»,

Травой зеленой в пепле запестревший,

И Зоо, где остался бегемот,

Так стойко ад войны перетерпевший.

Еще в крови был Прегель до сих пор,

Еще на улицах – завалов горы,

Израненные Биржа и Собор

Смотрели на меня живым укором.

Как этим стенам было рассказать,

За что погибли двадцать миллионов,

И в том числе мои отец и мать

Среди евреев, заживо сожженных?!

Из ран-руин поднялся город вверх

Не ради смерти, только жизни ради,

Но почему мне снится Кенигсберг,

Хотя давно живу в Калининграде?!

                                        (Валентина Штейн «Мой город»)

Слайд 4

         Ведущий

Спустя полвека мы, новые поколения калининградцев, с чувством восхищения и благодарности осознаём подвиг первых переселенцев, двигавший ими дух патриотизма и романтики. В дороге переселенцы видели разрушенные города и сёла России, Украины, Белоруссии. Но то, что открылось их взору на  территории бывшей Восточной Пруссии, поразило даже фронтовиков. Всё было разрушено, все дома побиты, на железнодорожных путях вагоны покорёжены, кругом противотанковые ежи, железобетонные укрепления - доты, дзоты, брошенные орудия. У многих переселенцев от увиденного на чужой земле опускались руки. Им казалось, что у этой земли в руинах нет будущего. В таких условиях, можно сказать прямо с колёс, переселенцы приступали к расчистке завалов, разборке руин. На возникших пустырях прокладывались новые улицы и проспекты, совершенно отличные от прежних, средневековых.

Стихотворение Валентины Соловьёвой «Калининградцы»

Ведущий

Само место, где более 700 лет назад был основан Кенигсберг, обещало городу большое будущее. Это фактически сердце Европы, ее географический центр, перекресток множества сухопутных и морских путей. Здесь не могли не развиваться торговля, а вслед за ней культура и наука. Но что особенно важно для нас: этот город был самым востоком Европы, а теперь это

самый запад России.

 Ведущий

 Но не одно только географическое положение значимо для этого города. Кенигсберг не был просто железнодорожной станцией на границе России и Европы. Это был научный и культурный центр всеевропейского значения.

Слайд 5

               Основы тому были заложены еще в XVI веке великим гуманистом и выдающимся государственным деятелем герцогом Альбрехтом Бранденбургским, который ликвидировал политический анахронизм – государство Тевтонского Ордена и обратил Восточную Пруссию в лютеранство. Веротерпимость и мудрая политика вызвали бурный приток мастеров и торговцев и, соответственно, экономический и культурный подъем.

Слайд 6

               Ведущий 

               Пожалуй, самая большая заслуга Альбрехта – основание в 1544 году Кенигсбергского университета, "Альбертины", впоследствии ставшего крупным научным центром. Бесспорно, самым знаменитым его деятелем является Иммануил Кант, всемирно известный сын Кенигсберга. Но гораздо менее известен тот факт, что среди учеников Канта было 16 русских студентов, а сам  великий философ являлся российским поданным в течение четырех лет, когда Восточная Пруссия была российской провинцией, а ее губернатором был отец великого Суворова. Из других видных научных деятелей "Альбертины" и при этом коренных жителей Восточной Пруссии можно назвать Иоганна Готфрида Гернера – философа, критика, друга Гете, выдающегося астронома Бесселя. В Кенигсбергском университете некоторое время работали философ Фихте, физики Кирхгоф и Гельмгольц, а также ставшие российскими академиками естествоиспытатель К. Бэр, математик Л. Эйлер. Последний, кстати, составил известную задачу о семи мостах Кенигсберга, послужившую основой целому разделу математики – теории графов. Дважды посещала город президент Российской академии наук Е.Р. Дашкова.

Слайд 7

               Ведущий

Трижды приезжал в Кенигсберг император Петр I, направляясь в Европу на поиски людей и знаний, способных сделать Россию могучей державой. В противоположном направлении через Кенигсберг в Россию отправилась принцесса Софья Фредерика Августа, чтобы стать императрицей Екатериной Великой. Побывал в столице Восточной Пруссии и ее сын – будущий император Павел I.
Ведущий

Не стоит забывать, как значителен этот регион в геополитическом плане. Многих видных людей сюда приводили военные события.

Слайд 8

               В Семилетнюю войну тут побывали Суворов и Кутузов. Наполеоновские войны привели в эти края полководцев Барклая-де Толли, Багратиона, поэта Дениса Давыдова, "кавалерист-девицу" Надежду Дурову, героев Бородинского сражения Раевских и декабристов М. Лунина, А. Якушкина, С. Волконского.

Слайд 9

               При подписании Тильзитского мира на середине пограничного Немана встретились императоры Александр I и Наполеон Бонапарт. 

                Ведущий

Ни вторая мировая война, ни долгая искусственная изоляция области не смогли бесследно уничтожить существовавший огромный пласт культуры. В настоящее время Калининградский государственный университет старается возродить традиции "Альбертины", в городе действуют Общество Гете и Общество почитателей А.С. Пушкина, Общество Гофмана и Общество Достоевского, возродился существовавший в Кенигсберге Баховский кружок. Этим еще раз доказывается неистребимость культуры, ее преемственность и наднациональность.

Музыка

Слайд 10

  Ведущий

Итак, наша первая "прогулка" - по Кенигсбергу театральному

Еще русский писатель и мемуарист Андрей Болотов вспоминал: «Немцы увлечены даже таким театром, как народный ярмарочный <...> На сделанном из досок на нескольких козлах и аршина три от земли возвышенном помосте устанавливаются с боков и с задней стороны кое-как размалеванные кулисы, из-за которых выходит одетый в пестрое платье усатый арлекин и, при вспоможении двух или трех комедиантов, старается разными своими кривляньями, коверканьями, глупыми и грубыми шутками и враньем <...> смешить и увеселять глупую чернь, смотрящую на него с разинутыми ртами и удивлением».

Ведущий

   ...Но это было так, для простонародья. Просвещенная публика предпочитала наслаждаться оперой.

Слайд 11

            Оперный театр у Параден-платц был очень популярен среди горожан. Правда, репертуар  отличался некоторой провинциальностью - итальянских опер, к которым привыкли меломаны в России, здесь не ставили. Зато при полных залах шли выступления местного симфонического оркестра. Особенно почитались три "Б": Бах, Бетховен, Брамс.

Слайд 12

музыка Баха…

После улиц игрушечных странно

В кирхе сумрачной полупустой

Оказаться и голос органа

Услыхать над своей головой.

(Н. Новиков «Бах»)

Основными слушателями и зрителями были бюргеры с семьями. И театры "подстраивались" под них. Начиная от интерьера (тяжеловесный красный плюш с позолотой, массивные кресла) - заканчивая репертуаром.

Слайд 13

Ведущий

 ...К 1912 году в Кенигсберге существовало три театра: упомянутый выше оперный, драматический и "Луизен-театр" - местный опереточный. Он находился на Hufen, вблизи зоологического сада (там, где сейчас располагается областной драматический). На сцене шли, как правило, сентиментальные водевили немецких композиторов - приличные и пригодные для семейного просмотра.
.

Слайд 14

Ведущий

   Театр в Калининграде открылся в уже в 1947 году. В здании, где впоследствии разместился телецентр, а сейчас находится Театр на Бассейной. Небольшая, плохо оборудованная сцена, зрительный зал на 448 мест, гримерки, больше похожие на кабинки для голосования, отсутствие помещения для репетиций... Но при этом - труппа, костяк которой составляли выпускники Московского театрального института. Молодые, заводные, талантливые, не обращавшие внимания  на сложности быта... и даже на то, что в городе были разрушены транспортные магистрали и артистам после вечернего представления приходилось пешком пробираться к себе в общежитие по руинам, зачастую грозящим смертью из-за обилия мин.

Первый сезон открылся спектаклем по пьесе К. Симонова "Парень из нашего города".       Огромным успехом пользовалась пьеса "Мария Стюарт" Шиллера.

Слайд 15

Слайд  16 

 МУЗЫКА

Ведущий

Дальше наша прогулка продолжается  по Кёнигсбергу музыкальному...

Через Кенигсберг пролегали гастрольные маршруты выдающихся музыкантов.

Слайд 17

            Здесь концертировал Штраус, здесь дважды побывал Шуман: в первый раз, сопровождая великую пианистку Клару Вик, второй – с собственным концертом. Ференц Лист стал первым музыкантом, удостоенным звания почетного композитора Кенигсбергского университета.

Встает из тумана заря.

Рассвет пламенеет с востока.

Барханов янтарную рябь

Нарушить боюсь ненароком.

Ступаю по краешку дюн.

Пустынно, спокойно и чисто.

Мне ветер без клавиш и струн

Играет рапсодию Листа.

(Татьяна Тетенькина)

Слайд 18

             Ведущий
 Первые музыканты появились в Кенигсбергском замке в 1390 году. А в 1413-м был образован цех, куда входили люди, играющие на каких-либо музыкальных инструментах. Музыканты играли на частных торжествах, а в ночь под Рождество ходили по улицам Кёнигсберга и трубили хоралы. «В купеческом городе Музы приживаются с трудом», - писал родившийся в Кенигсберге Эрнст Теодор Амадей Гофман. ( Гофман, страстно влюбленный в музыку Моцарта, взял себе третье имя в честь этого великого композитора).

Слайд 19.

                  Ведущий           

В душе этого человека жили рядом литература и музыка. А в юности он занимался еще и живописью. Родился немецкий писатель и композитор Эрнст Теодор Амадей Гофман в Кенигсберге. Изучал юридические науки в университете, но к тридцати годам понял, что главным в его жизни должно стать искусство. Среди его музыкальных произведений - первая немецкая романтическая опера "Ундина". Большинству же наших читателей Гофман знаком как писатель-сказочник, автор "Крошки Цахес" и "Повелителя блох". По мотивам самой известной его сказки "Щелкунчик и Мышиный Король" написал свой замечательный балет великий русский композитор Петр Ильич Чайковский.    

Слайд 20

Музыка П.Чайковского «Щелкунчик»

Слайд 21

Сценка «Щелкунчик»


              Ведущий

В 1721 году в Альтштадте взошла звезда Георга Риделя, которого называли "восточно-прусским Бахом". В конце XVIII века искусство "пошло в народ": состоялись первые открытые любительские концерты в Кнайпхофском юнкерхофе (зале дворянского собрания).

В 1799 году Иоганн Фридрих Август Риль основал в Кенигсберге Певческий институт, а через десять лет факультет церковной музыки и пения открылся в Альбертине. С 1896 года традиционными стали концерты духового оркестра в зоопарке. Там же регулярно проходили Восточно-прусские музыкальные праздники. Особой популярностью у жителей города пользовалась 9-я симфония Бетховена. Она исполнялась ежегодно - в большом зале зоопарка, в зале приемов Королевского замка, в доме Общества стрелков и Доме техники. Последнее ее исполнение состоялось в июле 1944-го года...

МУЗЫКА:  9-я симфония Бетховена.

Сыграй Бетховена. Есть пьеса,

Она почти про нас с тобой.

Вначале гулкий, как прибой,

Аккорд, затем все тоньше, ниже

Рояля звуки, сердцу ближе

Негромкий говорок страстей.

В нем звуки, звуки всех мастей

Сливаются в единый фон,

 в котором нежность, явь и сон.

Слайд 22

              Ведущий                                  

Одним из значительных имен музыкальной жизни Кенигсберга было имя Отто Карла Эренфрида Николаи. Он родился 9 июня 1810 года в Кенигсберге, получил образование у профессора Карла Фридриха Цельтера, который был другом Гёте, учителем Мендельсона и известным пропагандистом музыки Баха.  Покинув Кенигсберг, жил в Берлине, Риме, Вене, где  основал Венский филармонический  оркестр.

Отто Карл Эренфрид - автор многих музыкальных произведений, среди которых наибольшую популярность получила опера «Виндзорские проказницы» по пьесе В.Шекспира. Впервые эта опера прозвучала в 1849 году с берлинской сцены. Дирижировал оркестром сам композитор, 39-летний Отто Николаи, через два месяца после оглушительного успеха скончавшийся. Но опера продолжала жить, шла в Австрии, Швейцарии, Чехословакии, Швеции, Болгарии.

Слайд 23

Ведущий

 22 мая 1813 года в Лейпциге родился Рихард Вагнер, немецкий композитор, дирижер, драматург, публицист. Он работал композитором и дирижером  в драматических театрах Магдебурга, Кенигсберга, Риги; крайне бедствуя, жил в Париже; занимал  должность дирижера Саксонской королевской оперы в Дрездене. В 1863 г. совершил концертную поездку в Россию. В Швейцарии, куда переехал на постоянное жительство, Вагнер основал специальный театр для исполнения своих опер. Вагнер вошел в историю мировой музыкальной культуры как один из величайших творцов и крупнейших реформаторов оперного искусства.

МУЗЫКА

   

               Ведущий

Уроженцем Кёнигсберга был один из учителей, друг М. И. Глинки Карл Шарл Майер, который подготовил к изданию оперу Глинки "Жизнь за царя".  Из Кёнигсберга в Вену, а затем в Петербург прибыл Людвиг Теппер де Фергюсон, придворный музыкант при русском императорском дворе, учитель музыки в Царскосельском лицее. Гимн лицея на стихи А. А. Дельвига, написанный де Фергюсоном, в течениё 40 лет звучал в его стенах.

Слайд 24

МУЗЫКА

Следующая страничка нашего путешествия – литературная

Слайд 25

              Ведущий

Многие российские писатели побывали проездом в Восточной Пруссии и ее столице. Карамзин описал в "Записках русского путешественника" свой визит к Канту и то тягостное впечатление военной муштры и казарменного распорядка, которое производил Кенигсберг в правление Фридриха Великого. Проезжая на курорты Германии, здесь побывали Некрасов, Герцен, Тургенев и Полина Виардо, Салтыков-Щедрин, Блок. Через Кенигсберг путешествовали Есенин и Айседора Дункан. В первую мировую здесь воевал поэт-акмеист Н. Гумилев.

Ведущий

В XVII веке здесь творил поэт Симон Дах - один из самых известных немецких поэтов XVII века, чье творчество стало гордостью Кенигсберга. Он посещал Кафедральную школу в Кенигсберге, изучал теологию, затем латинскую и греческую поэзию в Альбертине. В 1639 году Дах стал профессором поэзии. Был деканом и ректором университета. Выдающийся представитель Кенигсбергского поэтического круга, Дах создал истинные лирические произведения искусства, посвященные теме дружбы и смерти. Близкие песенному народному творчеству, его стихи нередко становились народными песнями. Дах был автором духовных песен и гимнов, драмы "Сорбуиза", написанной по случаю 100-летнего юбилея университета, прославляющей герцога Альбрехта, создателя университета. Симон Дах умер 15 апреля 1659 г. в Кенигсберге и был похоронен в профессорском склепе Собора.

Слайд 26

Ведущий 

В этом городе родился писатель и композитор Э.Т. А. Гофман, одна из самых ярких звезд на литературном небосводе Восточной Пруссии. В 1776 г. в Кенигсберге на Французской улице (там, где она проходила, теперь стоят часы, показывающие время различных поясов Земли;- здесь установлен в его честь памятный знак) в семье адвоката родился Эрнст Теодор Амадей Гофман, ставший замечательным писателем-романтиком. Здесь он учился в городской Россгартенской реформатской школе, одновременно осваивая живопись у художника Зеемана и музыку у известного органиста Христиана Подбельски. Затем был студентом Альбертины, где слушал лекции Канта. Кенигсбергские впечатления молодости наложили отпечаток на многие произведения писателя. В повести "Золотой горшок" мы узнаем библиотеку Валленродта, находившуюся в Кафедральном соборе, в которой занимался Гофман. В другом сочинении встречаем описание поселка Росситтен (Рыбачий) на Куршской косе.

…Но жив еще

 готический мотив

кирпичных зданий, шпилей

 и мостов,

и город-призрак проявляется

как будто

давно был сделан снимок –

но готов

лишь ныне оказался – и когда

на город мой прольется тишина

вдруг время поворачивает вспять –

 выходит память – как река –

из берегов

и гофмановский кот неслышно

входит…

(Андрей Тозик )

Ведущий

В Кенигсбергском университете учился уроженец Восточной Пруссии, основатель литовской литературы Кристианас Данелайтис. В нашей области в поселке Чистые Пруды Нестеровского района есть памятное место, связанное с жизнью и деятельностью писателя. К. Донелайтис, будучи широко образованным человеком, увлекался литературой, музыкой, оптикой. Наблюдая жизнь крестьян, он не мог не сочувствовать их тяжелой доле. Свои мысли и чувства К. Донелайтис выразил в поэтической форме, создав ставшую впоследствии знаменитой поэму «Времена года» и несколько басен. В годы Великой Отечественной войны поэма «Времена года» была впервые полностью переведена на русский язык и издана в Москве. Наследие поэта стало достоянием мировой литературы.

Стихотворение (Валентин Зорин «Сеятель»)

Ведущий

В ХХ веке его благодатные традиции продолжила Агнес Мигель, которую называли "немецкой Ахматовой". «Дочь Кёнигсберга» - так с любовью называли кёнигсбержцы свою поэтессу. Ее имя - в ряду звезд европейской поэзии. Агнес Мигель (1879-1964) родилась в Кенигсберге, училась в Париже, Веймаре и Берлине, получила докторскую степень в Кенигсбергском университете (Альбертине), удостоилась престижной литературной премии имени Гете. 27 февраля 1945 года Агнес Мигель в числе беженцев была вынуждена покинуть родной город, как оказалось, навсегда. Поэтесса утратила ту Родину, которая дала ей "жизнь и дыхание. " Горечь и боль этой утраты остались в ее творчестве основной пронзительной и щемящей нотой:

Слайд

Стихотворение А. Мигель «Штормовая ночь». 

Слайд

Прогулка по городу художников

Ведущий

 Кенигсберг стал центром изобразительного искусства в ХVI веке, в эпоху Возрождения. Герцог Альбрехт пригласил в Кенигсбергский университет несколько выдающихся мастеров, учеников знаменитого Альбрехта Дюрера. Они и привезли с собой Ренессанс в этот купеческий и поначалу чуждый искусствам город. Но уже в ХVII веке Кенигсберг попал в тень Берлина. И хотя прикладные виды искусств (например, ювелирное или янтарное ремесло) процветали, живопись, графика и скульптура оставались на самой провинциальной ступени развития. В 1790 году по настоянию городского президента Теодора Готт-либа фон Гиппеля  в Кенигсберге была основана "Школа искусств и цехов", переименованная впоследствии в Школу мастеров немецкого ремесла.

Слайд

Ведущий

  Школа являлась как бы первой ступенью, подготовкой к дальнейшему совершенствованию в Академии искусств. Учебный план Академии предусматривал восемь подготовительных и два художественных класса: элементарный (азы рисования); класс гипса (рисование гипсовых фигур); рисование с натуры; изображение обнаженных фигур; анатомия; перспектива; пейзаж; рисование одежды. Каждый класс завершался экзаменом. После чего начинались художественные студии: фигуральная живопись (портрет, картины с историческим сюжетом, жанровые сценки), пейзаж и скульптура. Правда, в Италию (как это практиковалось в Российской Академии Художеств) выдающихся учеников на стажировку не отправляли.

Слайд

Ведущий

...В 1913 году было начато строительство нового здания Академии в Ратсхофе. Комплекс состоял из основного здания (сейчас это средняя школа №21), отдельно стоящего класса графики (жилой дом во дворе 21-й школы) и класса скульптуры (здание театра на Бассейной). Вход в Академию украшали две парящие фигуры: гений, держащий лавровый венок, и гений, держащий рог изобилия. Эти рельефы работы скульптора Кауэра сохранились.

Слайд

Ведущий

В конце ХIХ века вместе с новыми учителями, в Академию "проникли" натурализм и экспрессионизм, а один из наиболее продуктивных графиков и известных представителей художественных кругов Восточной Пруссии конца 19 - начала 20 века Генрих Вольфф сумел сделать графику (прежде всего портретную) популярной среди кенигсбергской просвещенной буржуазии.

Слайд

Ведущий

В этом городе родилась и творила художница-график и скульптор Кэте Кольвиц, урожденная Кете Шмидт, ставшая первой из женщин профессором берлинской Академии художеств.

Слайд

Кете Кольвиц известна своими литографиями и офортами, изображающими рабочих, матерей с детьми, людей, страдающих от голода, холода, нищеты и войны. Последние годы жизни художницы были отмечены болезнями, войной и личными трагедиями. В 1933 году нацисты изгнали ее из Академии; В 1940 году умер муж, погиб на фронте внук. Поэтому и творчество окрасилось в мрачные трагические тона.  

Слайд

   Ведущий

 В 1941 году Кете Кольвиц в последний раз рисовала себя, сделав портрет в профиль. Почти 90 раз она себя рисовала, воплощала свой образ в литографии, офорте, гравюре на дереве, лепила. Она изображала себя девушкой, молодой и старой женщиной, пессимистически настроенной и боевой, полной надежд и стареющей, услышавшей зов смерти. Последний портрет потрясает. Здесь больше нет какого-либо художественного поиска, все - отражение человеческого состояния. Старая, бесконечно усталая женщина, которую ничто больше не радует; темный профиль с тяжелыми глазами, которые так много видели и взгляд которых так печален; поредевшие седые волосы лишь слегка намечены, сгорбленная фигура укутана скромной шалью. Рассматривая эту работу, можно провести параллели с поздними автопортретами Рембрандта, которого так любила Кольвиц.

Ведущий

Начало ХХ века было счастливым временем для кенигсбергских художников. Хотя круг лиц, заинтересованных в процветании искусства, был достаточно узким, в Кенигсберге существовали Союз Художеств, картинная галерея (позже названная Городской коллекцией произведений искусств). С приходом к власти Гитлера все изменилось. Художники, не вписывающиеся в жесткие рамки идеологии Третьего рейха, преследовались. Кете Кольвиц обвиняли в том, что она "принижает образ немецкой женщины", ее выставки были запрещены, а берлинская квартира - разорена. Талантливый экспрессионист Александр Кольде в 1940 году был вынужден уехать из Кенигсберга. Артуру Дегнеру, единственному графику-экспрессионисту в Кенигсбергской Академии искусств, с 1934 года запретили работать и выставляться - и с 1940 по 1945 год он зарабатывал себе на жизнь простым учителем рисования. Учебный процесс в Академии худо-бедно осуществлялся до 1944 года. Официальное закрытие последовало в январе 1945-го.

Уцелевшие в пекле войны художники и их ученики (кто-то был тяжело ранен на фронте, кто-то - прошел через плен, кто-то еле спасся из осажденного города или был депортирован в 1946-м) пошли каждый своей дорогой, храня Кенигсберг в воспоминаниях, снах и работах.

Ведущий

Сегодняшний Калининград причудливо сочетает в себе приметы современного российского города и города европейского. История немецкая и история российская сплелись здесь в единую нить времён, приобрели новые формы. Калининград старается бережно сохранить доставшиеся в наследство памятники европейской старины. С каждым годом город становится краше, растёт и развивается. Люди, живущие на этой земле, по праву гордятся своим краем.

Современный Калининград живет богатой научной и культурной жизнью. Это город научно-исследовательских институтов, высших и средних учебных заведений. Драматический и кукольный театры, Дворцы культуры, Концертный зал областной филармонии, музыкальное училище и музыкальные школы, кинотеатры, Дом художника, теле- и радиоцентры, ботанический сад, зоопарк, историко-художественные музеи, памятники истории и культуры, Дворцы спорта, стадионы и корты – к услугам жителей города и его гостей.

Стихотворение Г.П. Шевченко о Калининграде.

Ведущий

Своеобразие края, его сложная история, аура прошлых столетий и вихрь новых перемен не могли не отразиться в своеобразной эклектичности складывающейся в крае культуры, в языке, в обретаемых общих традициях. Не могло не оставить следа и в литературе. Калининградскую писательскую организацию основывали такие легендарные люди, как исследователь Севера Константин Бадигин, ссыльный физик и автор фантастических романов Сергей Снегов, бывший офицер Валентин Ерашов, «сын полка» Юрий Иванов, обожженные войною Всеволод Остен и Маргарита Родионова, и многие, многие другие.

Ведущий

Мы приглашаем вас на новую встречу, где вы сможете познакомиться с современными калининградскими писателями, художниками, архитекторами и мастерами декоративно-прикладного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературной гостиной «Земля, откуда мы родом»

Форма проведения данного мероприятия выбрана в виде литературной гостиной. Разработка мероприятия предполагает решение следующих задач:формирование гражданско – патриотического сознания.Раз...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Ради жизни на Земле"

Литературно-музыкальная композиция "Ради жизни на Земле" была разработана и подготовлена на базе детского дома №10 Кировского района Санкт-Петербурга в 2007-2008 учебном году. Воспитанники детского до...

сценарий литературно-музыкальной композиции "Ради жизни на земле"

Данный сценарий использован на семинаре учителей русского языка и литературы, посвящён75-летию Победы....

Сценарий литературного праздника, посвящённого жизни и творчеству Максима Горького «Прекрасная должность – быть на Земле Человеком!»

28-ое марта 2018 год- юбилейная дата! 150 лет со дня рождения  великого русского писателя Максима Горького! Величие таланта Горького состоит в великой любви к людям! Прекрасная должность &nd...

сценарий литературно-музыкальной композиции "Не ушла война в забвенье – и в земле живет, и в нас»

Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств....